Политический словарь
Польская объединенная рабочая партия [БСЭ]

Польская объединенная рабочая партия

По'льская объедине'нная рабо'чая партия ( ПОРП; Polska Zjednoczona Partia Robotnicza), основана 15 декабря 1948 в результате объединения на принципах марксизма-ленинизма Польской рабочей партии (ППР) и Польской социалистической партии (ППС). Созданием ПОРП, являющейся наследницей и продолжательницей революционных традиций польского рабочего движения, был ликвидирован раскол, существовавший в польском рабочем движении более полувека, и завершен важный этап его организационного и идейно-программного объединения.

  1-й (Объединительный) съезд ПОРП (Варшава, 15—21 декабря 1948) принял Идеологическую декларацию, подтвердившую правильность и закономерность избранного Польшей социалистического пути развития и подчеркнувшую решающую роль рабочего класса в строительстве социализма и жизненную необходимость укрепления союза рабочих и крестьян как фундамента народной власти. Съезд принял директивные установки 6-летнего плана развития народного хозяйства (1950—55), в основу которого была положена программа социалистической индустриализации Польши. Съездом был утвержден устав партии и избран ЦК, председателем которого стал Б. Берут (с марта 1954 по март 1956 — 1-й секретарь ЦК ПОРП).

  После съезда партия развернула широкую общественно-политическую деятельность по сплочению рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции в борьбе за победу социализма в стране. В 1952 под руководством ПОРП был создан Национальный фронт (с 1956 — Фронт единства народа), в состав которого наряду с ПОРП вошли др. партии и организации, признавшие руководящую роль ПОРП; в их числе: Объединённая крестьянская партия, Демократическая партия, профсоюзы, молодёжные и общественные организации.

  2-й съезд ПОРП (март 1954) рассмотрел итоги выполнения 6-летнего плана за первые 4 года с учётом поправок, внесённых в 1951—53, и скорректировал плановые задания в сторону увеличения капиталовложений на развитие сельского хозяйства и лёгкой промышленности. Были внесены изменения в устав партии; вместо поста председателя введена должность 1-го секретаря ЦК партии, упразднено Организационное бюро ЦК. Вместо существовавших политических и организационных секретариатов ЦК решением съезда был создан один Секретариат. Была подчёркнута необходимость строжайшего соблюдения принципов коллективности и развития внутрипартийной демократии в жизни и деятельности всех партийных инстанций. Решения съезда определили направления активизации внутрипартийной жизни и пути дальнейшего укрепления руководящей роли партии в обществе. На основе этих решений партия направила усилия польских трудящихся на выполнение заданий первого шестилетнего плана, который в 1955 был в целом успешно завершен. В результате произошли важные изменения в экономической и социальной структуре Польши. Валовой объём промышленной продукции в 1955 был в 2,7 раза выше, чем в 1949. Наиболее существенные успехи были достигнуты в развитии тяжёлой промышленности, прежде всего металлургии. В основных отраслях народного хозяйства, за исключением с.-х. производства, доминирующими стали новые, социалистические отношения. В ходе выполнения плановых заданий имели место трудности, связанные, в частности, с обострением в то время международной обстановки, потребовавшим мобилизации дополнительных средств на укрепление обороноспособности страны, и обнаружившимися диспропорциями в развитии отдельных отраслей народного хозяйства.

  В этот период партия успешно решала главную задачу — осуществления в исторически короткие сроки социалистической индустриализации страны. В марте 1956 6-й пленум ЦК ПОРП в связи со смертью Б. Берута избрал 1-м секретарём ЦК ПОРП Э. Охаба, а также расширил состав Секретариата ЦК. Состоявшийся в июле 1956 7-й пленум ЦК ПОРП, отметив положительные изменения в работе партии, связанные с восстановлением принципов коллегиальности в работе всех партийных инстанций и ростом политической активности членов партии, признал в то же время, что во внутрипартийной работе и в осуществлении повседневной связи партии с массами ещё не были полностью преодолены имевшие место недостатки.

  Важным этапом в жизни ПОРП был 8-й пленум ЦК (октябрь 1956), который дал оценку возникшим в то время осложнениям во внутриполитической жизни Польши и наметил пути их преодоления. Решениями пленума предусматривались меры, направленные на ликвидацию диспропорций в развитии экономики, совершенствование планирования и управления народным хозяйством, намечались ускоренные темпы роста с.-х. производства, в частности за счёт повышения продуктивности индивидуальных хозяйств; подчёркивалось решающее значение дальнейшего укрепления руководящей роли партии для социалистического развития ПНР. Пленум обновил состав руководства партии и избрал 1-м секретарём ЦК В. Гомулку.

  Стремясь к упрочению идейно-политической и социально-экономической базы социализма, партия усилила борьбу против всех проявлений ревизионизма, 9-й (май 1957) и 10-й (октябрь 1957) пленумы ЦК ПОРП определили ревизионизм как главную опасность в польском и международном коммунистическом движении на данном этапе исторического развития. С целью улучшения качественного состава партии и активизации борьбы со всеми антипартийными элементами 10-й пленум ЦК принял решение об обмене партийных билетов. В результате из рядов ПОРП выбыло 16% общего состава партии. Были приняты меры по улучшению работы среди молодёжи. В течение 1957—58 партии удалось добиться существенной консолидации своих рядов.

  3-й съезд ПОРП (март 1959) разработал меры по дальнейшей демократизации общественно-политической жизни общества, укреплению единства партии и упрочению её связи с народными массами. В центре внимания съезда были вопросы перспективного развития народного хозяйства Польши. Съезд подчеркнул, что во всех главных отраслях народного хозяйства созданы основы для дальнейшего развития производительных сил страны. Съезд указал, что неотъемлемым составным элементом социалистического строительства являются преобразования в общественном сознании в духе социализма, формирование нового отношения к труду и общественной собственности. На съезде были утверждены директивы плана развития народного хозяйства Польши на 1959—65, который включил 2 последних года пятилетнего плана 1956—60, утвержденного сеймом в феврале 1957, и пятилетний план на 1961—65. Был принят новый устав ПОРП.

  На всех пленумах ЦК, проходивших между 3-м и 4-м съездами партии, рассматривались вопросы, связанные с реализацией принятых съездом заданий общественно-экономического развития страны; при этом уделялось большое внимание техническому прогрессу в промышленности, более эффективному использованию капиталовложений, интенсификации внешней торговли, 13-й пленум ЦК ПОРП (июль 1963) указал на серьёзные недостатки и упущения в идеологической работе партии и подчеркнул необходимость её существенного улучшения с тем, чтобы идеологическая деятельность соответствовала достигнутому уровню общественно-экономического развития страны.

  4-й съезд ПОРП (июнь 1964) подвёл итоги 20-летнего развития ПНР. Отметив большие успехи в экономическом и социальном развитии страны, съезд обратил внимание на наличие больших резервов в народном хозяйстве и отметил необходимость осуществления строгого режима экономии, повышения уровня технического прогресса и производительности труда. Съездом были утверждены контрольные цифры развития Польши на 1966—70.

  В ноябре 1968 проходил 5-й съезд ПОРП, указавший на необходимость дальнейшей интенсификации развития народного хозяйства и активизации идеологической работы партии. Съезд проанализировал причины и последствия мартовских событий в 1968 в ПНР, когда антисоциалистические и ревизионистские элементы пытались противопоставить народной власти и рабочему классу студенческую молодёжь и интеллигенцию. Съезд утвердил контрольные цифры 5-летнего плана на 1971—75 и указал на задачи партии в области укрепления единства государств социалистического содружества и международного коммунистического движения. После съезда, в ходе выполнения программы дальнейшего социально-экономического развития страны, возникли трудности, вызванные ошибками в планировании и управлении хозяйством, а также неурожаем в 1969—1970. Всё это привело к серьёзным осложнениям в общественно-политической жизни в декабре 1970. Состоявшийся 20 декабря 1970 7-й пленум ЦК ПОРП принял решения, направленные на преодоление возникших трудностей. Пленум удовлетворил просьбу В. Гомулки об освобождении его, в связи с болезнью, от обязанностей 1-го секретаря ЦК и избрал на этот пост Э. Герека . Был также обновлен состав Политбюро и Секретариата ЦК ПОРП.

  В феврале 1971 состоялся 8-й пленум ЦК, который дал оценку декабрьским событиям и определил актуальные задачи партии, указав, в частности, на необходимость укрепления связей партии с рабочим классом и др. слоями трудящихся. На пленуме было отмечено, что самой важной и срочной из всех задач, стоящих перед партией, является обеспечение высоких темпов промышленного развития, существенное повышение производительности труда и на этой основе — улучшение условий жизни трудящихся. Решениями 7-го и 8-го пленумов ЦК были внесены необходимые изменения в народно-хозяйственный план и государственный бюджет на 1971. В течение 1971 были приняты меры, обеспечивающие решение назревших социально-экономических вопросов. В декабре 1971 досрочно, в соответствии с решением 8-го пленума ЦК, был созван 6-й съезд ПОРП, Съезд подвёл итоги выполнения плана 1966—70 и отметил значительный рост производительных сил и национального дохода (за эти годы национальный доход увеличился на 34%, валовая продукция выросла в 1,5 раза); одобрив мероприятия ЦК, осуществленные после 7-го и 8-го пленумов, съезд принял развёрнутое решение «За дальнейшее социалистическое развитие Польской Народной Республики», которое содержит директивы по социально-экономическому развитию на 1971—75, а по некоторым вопросам — и на более длительный период. Решения съезда указывают, что 70-е годы должны стать периодом дальнейшего прогресса в формировании развитого социалистического общества в Польше. Съезд подчеркнул важность для Польши участия в международном сотрудничестве стран социалистического содружества, высшей формой которого является социалистическая экономическая интеграция. Съезд утвердил изменения в уставе партии и значительно обновил состав ЦК.

  Осуществляя принятый партией курс на совершенствование на всех уровнях методов руководства общественно-политической жизнью, Сентябрьский пленум ЦК 1972 принял решение о проведении реформы местных органов государственной власти и создании вместо громад укрупнённых административно-хозяйственных единиц — гмин; в соответствии с этим решением был создан аппарат гминных комитетов ПОРП. Важное значение в жизни ПОРП и страны имел Ноябрьский пленум 1972, на котором обсуждались комплексные вопросы идейно-политического воспитания подрастающего поколения. Претворение в жизнь решений 6-го съезда ПОРП сопровождается ростом трудовой и политической активности трудящихся, укреплением руководящей роли партии и её авторитета в обществе.

  В октябре 1973 состоялась 1-я всепольская конференция ПОРП, обсудившая итоги социально-экономического развития за 1971—1973 и наметившая задачи на 1974—75. Вновь подчеркнув, что последовательная и оптимальная реализация программы ускоренного социально-экономического развития страны и повышение на этой базе жизненного уровня трудящихся является важнейшей задачей партии, конференция вынесла решение о разработке Комплексной программы лучшего удовлетворения потребностей народа в продуктах питания. На конференции была подчёркнута необходимость выработки перспективной с.-х. политики, которая бы предусматривала существенное увеличение прежде всего доли госхозов и с.-х. кооперативов, а также сельхозцентров в производстве с.-х. продукции. Рассматривая перспективы развития ПНР, документы 1-й партконференции ПОРП и состоявшегося в феврале 1974 13-го пленума ЦК подчёркивают, что в стране созданы все предпосылки для разработки и претворения в жизнь на протяжении двух десятилетий программы построения развитого социалистического общества.

 Вопросам роста с.-х. продукции и развития всех форм кооперирования в с.-х. производстве был посвящен 15-й пленум ЦК ПОРП (октябрь 1974).

  Делегации ПОРП участвовали в международных Совещаниях коммунистических и рабочих партий (1957, 1960, 1969, Москва). ПОРП одобрила принятые на этих совещаниях документы. Партия одобрила провозглашенную 24-м съездом КПСС Программу мира и внесла значительный вклад в общие усилия стран социалистического содружества, направленные на смягчение международной напряжённости.

  ПОРП строится на принципах демократического централизма. Высший орган ПОРП — партийный съезд, между съездами — ЦК, из состава которого избираются Политбюро и Секретариат. Численность ПОРП — 2,4 млн. член и кандидатов (на 1 января 1975). 1-й секретарь ЦК ПОРП — Э. Герек. ЦО — газету «Трибуна люду» («Trybuna Ludu»), теоретический орган — журнала «Нове дроги» («Nowe Drogi»).

  Съезды и конференции Польской объединённой рабочей партии ( все съезды проходили в Варшаве), 1-й (Объединительный) съезд — 15—21 декабря 1948; 2-й съезд — 10—17 марта 1954; 3-й съезд — 1—19 марта 1959; 4-й съезд — 15—20 июня 1964; 5-й съезд — 11—16 ноября 1968; 6-й съезд — 6—11 декабря 1971; 1-я всепольская партконференция — 22—23 октября 1973.

  Источн.: Берут Б., Отчётный доклад ЦК ПОРП II съезду партии 10 марта 1954 г., М., 1954; III съезд ПОРП, [пер. с польск.], М., 1959; IV съезд ПОРП, [пер. с польск.], М., 1966; V съезд ПОРП, [пер. с польск.], М., 1969; VI съезд ПОРП, [пер. с польск.], М., 1972; Герек Э., Зад чи партии по дальнейшему социалистическому развитию ПНР. Программный доклад на VI съезде ПОРП 6 декабря 1971 г., [пер. с польск.], М., 1971.

  П. К. Костиков.

источник: Большая Советская Энциклопедия



Полезные сайты:

Всe о Москве MoscowMSK.ru
Всe о Петербурге Peterlife.ru
Гороскопы Horoscopesearch.ru
Все о праздниках 1000show.ru
Занимательная география World-Tours.ru

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Новости компании «Nike», новинки. Купить в официальном магазине «Nike»
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
 
М. Хазин, С. Щеглов Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите
Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите
В своей книге Хазин и Щеглов предлагают читателю совершенно новую трактовку сущности Власти, подробно рассказывая о всех стадиях властной карьеры - от рядового сотрудника корпорации до высокопоставленного представителя мировой элиты.

Какое правило Власти нарушил Стив Джобс, в 1984 году уволенный со всех постов в собственной компании Apple? Какой враг довел до расстрела "гения Карпат", всесильного диктатора Румынии Николае Чаушеску? Почему военный переворот 1958 года во Франции начали генералы, а власть в результате досталась давно вышедшему в отставку Де Голлю? Сколько лет потребовалось настоящему человеку Власти, чтобы пройти путь от нищего на паперти до императора Византии, и как ему вообще это удалось?
Об этом и о многом другом - в новой книге известного российского экономиста Михаила Хазина и популярного блогера Сергея Щеглова....

Цена:
629 руб

Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty
Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты
Книга Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона "Почему одни страны богатые, а другие бедные" - один из главных политэкономических бестселлеров последнего времени, эпохальная работа, сравнимая по значению с трудами Сэмюеля Хантингтона, Джареда Даймонда или Фрэнсиса Фукуямы. Авторы задаются вопросом, который в течение столетий волновал историков, экономистов и философов: в чем истоки мирового неравенства, почему мировое богатство распределено по странам и регионам мира столь неравномерно? Ответ на этот вопрос дается на стыке истории, политологии и экономики, с привлечением необычайно обширного исторического материала из всех эпох и со всех континентов, что превращает книгу в настоящую энциклопедию передовой политэкономической мысли....

Цена:
659 руб

С. П. Мельгунов Как большевики захватили власть
Как большевики захватили власть
Впервые в России издается книга известнейшего историка Русского Зарубежья С.П.Мельгунова, показывающая подлинную картину антигосударственного переворота, осуществленного большевиками в октябре 1917г. Автор выявляет основные силы и методы вооруженной и политической борьбы большевиков, а также тех сил в русском обществе, которые пытались оказать им сопротивление, восстанавливает хронологию событий на основе анализа десятков документальных и мемуарных источников.
Книга "Как большевики захватили власть" печатается по изданию: Paris. La Renaissance. 1953.
Тематически к этой книге тесно примыкает работа С.П.Мельгунова "Золотой немецкий ключ к большевистской революции", в которой собраны свидетельства, доказывающие факт получения большевиками денег от германского Генерального штаба на ведение подрывной работы на фронте и внутри России. Печатается по изданию: Paris. La Maison du livre etranger. 1940....

Цена:
375 руб

Роберт Грин 48 законов власти The 48 Laws of Power
48 законов власти
Власть - это продуманная борьба с обстоятельствами, которые нам неподвластны, это способность превращать невзгоды в преимущества.
Для чего нужна власть? Для того чтобы обрести уверенность и утвердиться в собственном достоинстве. И еще хотя бы для того, чтобы сжать реальность в кулак и изменить ее согласно своей воле.
Дерзко? Нисколько. Потому что речь идет об успехе....

Цена:
779 руб

Юрий Шалыганов Проект «Россия». Полное собрание
Проект «Россия». Полное собрание
Книги "Проект Россия" прочитали более трех миллионов человек. Уникальные и неожиданные по глубине понимания происходящих в России и за ее пределами событий книги неизменно вызывали ажиотаж среди политической элиты и были внесены Управлением делами Президента России в реестр изданий, рекомендованных для чтения госслужащим и общественно-политическим деятелям. Принципиальная позиция авторского коллектива: главное - мысли и идеи, а не личность автора. Именно поэтому "Проект Россия" долгое время был анонимным, и только в четвертой книге имя одного из авторов (Юрия Шалыганова) было рассекречено.

"Проект Россия" адресован тем, у кого хватит духа замахнуться на создание не новой цивилизации и даже не нового человечества, а НОВОГО БЫТИЯ. Ведь мы живем в сложную эпоху сдерживания развития страны внешними силами, когда Россия противопоставляется буквально всему остальному миру. Куда качнется маятник Истории для России? Сотрут ли глобальные изменения нашу страну в порошок или вознесут на пьедестал как мирового духовного лидера? Наступает момент истины. Какой эта истина будет Завтра, зависит от того, как Вы поведете себя Сегодня....

Цена:
659 руб

Снайдер Тимоти О тирании
О тирании
Как остаться свободным Бестселлер номер один по версии The New York Times Как не позволить правителю стать тираном, как не допустить тиранов во власть, как с ними бороться и как их побеждать XX век стал веком тиранов и диктаторов. Иосиф Сталин в СССР, Франсиско Франко в Испании, Адольф Гитлер в Германии, Бенито Муссолини в Италии, Мао Цзэдун в Китае, Ким Ир Сен в Северной Кореt, Аугусто Пиночет в Чили. Их приказы не обсуждались, их власть была безграничной, они управляли огромными странами и распоряжались жизнями миллионов людей, они втягивали мир в кровавые воины и безжалостно истребляли неугодных. Книга Тимоти Снайдера, одного из ведущих современных специалистов по истории Центральной и Восточной Европы, не только пытается найти ответ на вопрос, как возникают тираны и почему миллионы повинуются их жестокой воле, но и дает двадцать советов, как избежать ошибок прошлого и не позволить собой манипулировать. Эта книга аргументированно и красочно расскажет о том, что не стоит полагаться на чужое мнение, о том, что надо быть внимательными к своему языку, о том, что надо оберегать общественные институты, о том, что нельзя привыкать к символам, выражающим ненависть к людям, о том, что мы не стали более бдительными и не можем быть уверенными, что чудовищная трагедия XX века в наше время не повторится и новый Гитлер не придет ко власти....

Цена:
379 руб

Генри Киссинджер Нужна ли Америке внешняя политика? Does America Need a Foreign Policy?
Нужна ли Америке внешняя политика?
Генри Киссинджер - американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международной политики, занимал должности советника американского президента по национальной безопасности в 1969 - 1975 годах и государственного секретаря США с 1973 по 1977 год. Лауреат Нобелевской премии мира за 1973 год, Киссинджер - один из самых авторитетных политологов в мире. В своей книге "Нужна ли Америке внешняя политика" Генри Киссинджер анализирует американскую внешнюю политику в переломный момент ее истории на рубеже XX - XXI веков....

Цена:
239 руб

Карл Шмитт Диктатура
Диктатура
Многовековым спор о природе власти между такими классиками политической мысли, как Макиавелли и Монтескье, Гоббс и Шмитт, не теряет своей актуальности и сегодня. Разобраться в тонкостях и нюансах этого разговора поможет один из ведущих специалистов по политической философии Александр Филиппов.
Карл Шмитт — один из самых выдающихся и спорных мыслителей XX века, оказавший огромное влияние на развитие политической философии. В данном издании представлено фундаментальное исследование Шмитта о феномене диктатуры, охватывающее период истории Европы, начиная с XVI века. Исследование Шмитта позволяет понять природу и динамику диктаторских режимов XX века, разобраться в парадоксах суверенитета и перспективах демократии....

Цена:
404 руб

Белый дом. Президенты и политика
Белый дом. Президенты и политика
Какое места отвела история тому или иному президенту Америки, благодаря каким силам он пришел к власти? Об этом эта книга!...

Цена:
182 руб

Александр Сунгуров Как возникают политические инновации. "Фабрики мысли" и другие институты-медиаторы
Как возникают политические инновации. "Фабрики мысли" и другие институты-медиаторы
Монография посвящена проблеме возникновения и развития инноваций в социально-политической сфере (реформ в области публичной политики - public policy), а также институтам и отдельным акторам, которые играют и могут играть роль в этих процессах. Основное внимание уделяется институтам, выполняющим функции медиаторов - посредников между властью, гражданами, научным сообществом и общественными организациями. В качестве таких институтов-медиаторов рассматриваются "фабрики мысли" и экспертные советы различного типа, институт Омбудсмана (Уполномоченного по правам человека), а также общественно-консультативные советы и общественные палаты различного типа.
Монография является результатом исследований в различных регионах России, проведенных при содействии РГНФ, Научного фонда НИУ ВШЭ, а также в рамках проектов Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра "Стратегия", выполненных при поддержке грантов Института общественного проектирования и ООД "Гражданское достоинство".

Книга рассчитана на представителей академического и экспертного сообщества, студентов и лидеров неправительственных организаций, государственных чиновников, представителей бизнеса и журналистов - на всех тех, кто заинтересован в разработке способов решения стоящих перед российским обществом сложных задач достойного развития нашей страны....

Цена:
669 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования