Политический словарь
Прогнозирования военно-политической обстановки

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА, ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ С.Н. Сухов

 

Необходимым условием принятия верных решений в области военной политики является объективный анализ состояния и тенденций развития военно-политической обстановки в мире, в различных его регионах и отдельных странах. От степени адекватности ее оценки непосредственно зависят выбор и эффективность мер по обеспечению национальной безопасности России, поддержание стратегической стабильности в мире.

 

Поэтому проблема исследования военно-политической обстановки (ВПО) занимает одно из ключевых мест в военной политологии и является актуальной не только в теоретико-методологическом, но и в практическом отношении. Знание военными кадрами методологических основ и методики анализа ВПО позволяет им уверенно ориентироваться в калейдоскопе событий, своевременно и правильно оценивать оперативную и тактическую обстановку, предвидеть ее возможные состояния и изменения.

 

1. Военно-политическая обстановка как объект исследования

 

К первоочередным методологическим вопросам анализа военно-политической обстановки как объекта изучения и оценки относится прежде всего определение ее понятия. Решение этой задачи предполагает уточнение объема, границ, особенностей, черт, признаков, роднящих изучаемый объект с другими объектами и отличающих от них. Родовым, производным для понятия "военно-политическая обстановка" служит понятие "обстановка". В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова "обстановка" истолкована как положение, обстоятельства, совокупность условий и факторов, определяющих существование кого-нибудь или чего-нибудь. Синонимом понятия "обстановка" является понятие "ситуация" - совокупность обстоятельств, положение, обстановка [1]. На этом основании понятия "военно-политическая обстановка" и "военно-политическая ситуация" могут употребляться как синонимы. При этом термин "ситуация" используется чаще всего тогда, когда хотят подчеркнуть, что речь идет о конкретном и кратком промежутке времени.

 

Видовыми по отношению к обстановке вообще выступают понятия, отражающие сложившиеся условия, обстоятельства, положение дел в тех или иных конкретных областях действительности. В частности, речь может идти о международной обстановке, об экономической, экологической, демографической, метеорологической, радиационной обстановке и т.п. Для уяснения сущности военно-политической обстановки важное значение имеет раскрытие ее связи с понятием "политическая обстановка". В данном понятии отражается совокупность условий и факторов, определяющих политический процесс как конкретную расстановку и соотношение политических сил, характер их действий и состояние отношений между ними на данное время. При этом выделяют политическую обстановку в отдельной стране или какой-то ее части, и политическую обстановку в каком-либо регионе или мире в целом.

 

Политика как многоплановый феномен, соприкасаясь с различными сферами жизнедеятельности общества, приобретает в них специфические особенности своего проявления. Такими сферами могут быть экономика, экология, демография и т.п. Каждая из них требует своей специфики решения властных, управленческих и координационных задач, т.е. своей экономической, экологической, демографической и т.п. политики. Не остается вне поля внимания политики и область военной деятельности. В случае, когда политика нацелена на решение задач, так или иначе связанных с использованием военной силы, она приобретает статус военной политики. Именно военная политика и военно-политические отношения являются теми базисными компонентами, которые порождают военно-политическую обстановку как разновидность политической обстановки, ее специфическое состояние.

 

Будучи стороной политической обстановки, ВПО имеет с нею ряд общих черт. Содержание ВПО, как и политической обстановки в целом, определяется всей совокупностью социально-политических отношений в государстве или системе государств, является следствием существующих социально-экономических, политических, этнических, идеологических, религиозных и других противоречий. Ее содержание складывается в процессе развития отношений между различными социальными слоями, группами, классами, партиями, нациями, государствами и их коалициями, в результате столкновений интересов социально-политических сил, подчас в форме острейшего противоборства.

 

Специфические признаки ВПО обусловлены ее отношением к военной области как к особой сфере социального и политического бытия, что и придает ей новую качественную определенность. Представляя собой единство политической и военной сторон, ВПО отражает не только соотношение, расстановку и взаимодействие различных социально-политических сил на определенном историческом этапе, но и характеризует также состояние военно-политических отношений, непосредственно связанных с имеющимися у взаимодействующих сторон средствами вооруженного насилия и их возможным использованием.

 

Вооруженное насилие - основной атрибутивный признак военно-политической обстановки. Оно может применяться в опосредованном (скрытом, косвенном, потенциальном) и непосредственном (откровенном,, прямом, физическом) видах, которые, в свою очередь, имеют внутриполитические и внешнеполитические формы. Опосредованное применение средств вооруженного насилия присуще военно-политической обстановке мирного времени, когда нет прямого военного столкновения сторон и обстановка характеризуется той или иной степенью напряженности в их отношениях, наличием или отсутствием военной угрозы для той или иной стороны. Переход к непосредственному использованию вооруженного насилия относится к военно-политической обстановке военного времени, когда вооруженное столкновение стало фактом, а главными характеристиками обстановки становятся особенности, масштабы и ход военных действий, возможности и условия прекращения или, напротив, расширение войны.

 

С учетом сказанного, военно-политическую обстановку можно определить как совокупность условий и факторов, связанных с использованием средств вооруженного насилия в политических целях, выражающих соотношение и расстановку военно-политических сил, характер их действий и состояние отношений между ними в рассматриваемый период времени.

 

Общая внешняя характеристика ВПО как объекта изучения предполагает классификацию ее по масштабу, объему участников, широте действия определяющих ее условий и факторов. В этом плане различают:

 

1. ВПО в мире в целом, которая характеризует расстановку сил, их поведение и состояние военно-политических отношений в масштабе всей планеты;

 

2. ВПО в отдельном регионе (например, ВПО на Ближнем, Среднем или Дальнем Востоке);

 

3. ВПО в отдельной стране (например, в Афганистане, Югославии и т.д.;

 

4. ВПО в части страны, отдельном ее районе (например, в Северной Ирландии, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Ингушетии, Чечне и т.д.).

 

По историческим условиям и характеру отношений между сторонами военно-политическую обстановку подразделяют, как уже отмечалось, на ВПО мирного времени и ВПО военного времени.

 

Для полной и последовательной оценки ВПО важное значение имеет уяснение ее внутренней структуры, содержания составляющих ее элементов, которые в своем сочетании образуют конкретную военно-политическую обстановку. По своей структуре она представляет сложную систему, состоящую из материальных и духовных, объективных и субъективных компонентов, важнейшими из которых являются:

 

- субъекты (стороны) военно-политической обстановки;

 

- интересы и намерения сторон, их цели, планы, военно-политические концепции, военные доктрины;

 

- потенциальные и наличные возможности сторон;

 

- характер, состояние, особенности военно-политических отношений между сторонами;

 

- предпринимаемые военно-политические действия сторон, способы и формы этих действий.

 

Рассмотрим вкратце содержание выделенных элементов военно-политической обстановки [2].

 

Субъекты (стороны) военно-политической обстановки - основные подсистемы, образующие ВПО. В качестве таковых выступают любые политические силы, располагающие военными средствами и способные использовать их в политических целях. Это могут быть государства и их коалиции, нации и иные социально-этнические образования, классы, партии, политические группировки и т.п. Роль формирующего ВПО фактора играют не только крупные социальные образования, но и отдельные индивиды или их специфические группы - политические лидеры, политическое и военное руководство. Их характеры, индивидуальные качества могут оказывать огромное воздействие на расстановку и форму действий политических сил, на отношения между ними. Так, если к власти приходят экстремистские силы, авантюристические элементы, то военно-политическая обстановка неизбежно обостряется, усиливается угроза войны, возникают очаги военных конфликтов. Даже безответственные высказывания отдельных политиков могут вызвать обострение ВПО.

 

Интересы и намерения сторон - это своего рода внутренние пружины развития ВПО, определяющие ее состояние и тенденции возможных изменений. Интересы объективно обусловлены особенностями исторического развития сторон, их геополитическим положением, наличными ресурсами и другими факторами. Интересы сторон могут быть как совпадающими, так и различными, а порой и прямо противоположными.

 

Главный интерес любого субъекта ВПО заключается, прежде всего, в самосохранении себя в качестве такового, в обеспечении благоприятных условий своего существования и развития. Наряду с этим прослеживается и стремление к расширению влияния, лидирующей роли, к установлению своего господства над другими силами. Эти две тенденции - самосохранение и экспансия - находят свое выражение в соответствующих политических и военных доктринах, долговременных и ближайших намерениях, целях, в конкретных планах действий. К примеру, США в соответствии со своей концепцией национальной безопасности считают зоной своих жизненно важных интересов чуть ли не все регионы земного шара. Их цель - создание на планете такой военно-политической обстановки, в которой они сохраняли бы роль единственного "центра силы" в политическом, экономическом и военном планах. Они ни в коей мере не хотели бы возрождения чего-либо подобного бывшему СССР, а, наоборот, заинтересованы в максимально ослабленной России, действующей на международной арене в русле и под диктовку американской политики.

 

Потенциальные и наличные возможности сторон - фактор, обеспечивающий перевод намерений в конкретные действия. Они не только определяют реальные изменения ВПО, но и оказывают существенное обратное воздействие на возникающие намерения и планы, требуют соответствия выдвигаемых целей имеющимся возможностям их достижения.

 

Наиболее весомое влияние на состояние ВПО оказывают геополитическое положение, военно-экономические, демографические, научно-технические, социально-политические, морально-психологические и собственно военные возможности сторон. Именно от этих возможностей в первую очередь зависит военная мощь, которая может надежно гарантировать интересы нации, государства или использоваться для давления и насильственного изменения сложившейся обстановки.

 

Характер и состояние военно-политических отношений между взаимодействующими сторонами - это фактор, который не только формирует ВПО, но и непосредственно выражает ее специфические особенности и сущность. Эти отношения могут иметь широкий диапазон оттенков - от конфронтационных, откровенно враждебных, до дружеских, союзнических.

 

При этом возможны различные, более сложные варианты, сочетающие элементы разных типов отношений и переходы от одного к другому.

 

Предпринимаемые военно-политические действия, их способы и формы определяются характером военно-политических отношений и осуществляются взаимодействующими сторонами для достижения своих политических целей. Именно действия сторон придают военно-политической обстановке окончательную определенность и вместе с тем остроту и изменчивость ее состояний.

 

В арсенале предпринимаемых сторонами военно-политических действий может использоваться широкий набор дипломатических (официальные заявления, предупреждения, переговоры, соглашения и т.п.) и собственно военных акций. В числе последних могут быть и угроза силой, и прямое ее применение, и миротворческие акции. От того, что предпринимает и как действует каждая из сторон в конечном счете зависит состояние и характер ВПО.

 

Анализ военно-политической обстановки предполагает установление четкой градации ее возможных состояний и позволяющих их фиксировать критериев оценок. В практике исследования ВПО устоялась классификация ее по двум основаниям: по степени изменчивости или устойчивости ВПО и по степени или уровням напряженности отношений между сторонами.

 

По степени изменчивости или устойчивости (стабильности или нестабильности) ситуации можно выделить следующие состояния ВПО:

 

1. Стабильная (устойчивая) ВПО.

 

Ее главный признак (критерий) - относительная неизменность основных характеристик составляющих элементов, факторов. На политической арене взаимодействуют те же субъекты, прежними остаются их цели, планы, доктрины. Не происходит резких изменений в соотношении сил и в действиях сторон. При этом стабильность не обязательно характеризует спокойную, мирную обстановку. Может быть и стабильное сохранение напряженности.

 

2. Нестабильная (неустойчивая) ВПО.

 

Она возникает тогда, когда происходит резкое изменение каких-либо факторов, особенно намерений и действий сторон (смена стратегических установок, появление новых систем оружия, наращивание военных группировок и т.д.). В этих случаях ситуация меняется и становится труднопредсказуемой.

 

3. Переходная ВПО.

 

Ее признаком является проведение сторонами отдельных информационных, дипломатических или военных акций, которые "раскачивают" обстановку, подводят ее к более резким изменениям.

 

По степени или уровням напряженности отношений между сторонами можно выделить пять типичных состояний ВПО, каждое из которых также может иметь свои ступени эскалации напряженности:

 

1. Спокойная (нормальная) обстановка, когда преобладают мирные, добрососедские, партнерские или даже дружеские отношения между сторонами. Она характеризуется соблюдением существующих правовых норм, заключенных договоров и соглашений, нормальными дипломатическими отношениями и расширением мер доверия, антиагрессивной, оборонительной направленностью военных доктрин, отсутствием пропаганды войны и экстремистских призывов в средствах массовой информации и т.д.

 

2. Обостренная (напряженная) обстановка, когда между сторонами по каким-либо направлениям возникают и усиливаются противоречия. Ее основными признаками являются:

 

- нарушение тех или иных статей ранее заключенных договоров, предъявление необоснованных претензий, свертывание переговорного процесса;

 

- осуществление несогласованных действий в военной области, дестабилизирующих сложившееся соотношение сил, несоблюдение установленных мер доверия;

 

- пересмотр доктринальных установок, ужесточение тона выступлений и заявлений военно-политического руководства;

 

- активизация действий средств массовой информации по нагнетанию страстей с целью обострения идеологической и психологической борьбы по военным вопросам.

 

3. Кризисная обстановка, когда происходит резкое нарушение сложившихся отношений в сторону их ухудшения. К числу основных показателей возникновения кризиса относятся:

 

- проведение каких-либо дипломатических или военно-политических акций, направленных против коренных интересов другой стороны;

 

- прекращение переговоров, отказ от соблюдения принятых ранее обязательств и прямое их нарушение:

 

- выступления представителей руководящих органов с жесткими заявлениями и требованиями, осуществление военных угроз, создание и переброска в "горячие точки" военных формирований;

 

- проведение идеологических и психологических диверсий средствами массовой информации, их действия в режиме "информационной войны";

 

- переход отношений на грань военного конфликта или полномасштабной войны, создание реальной возможности их возникновения.

 

4. Конфликтная обстановка, когда отношения между политическими силами выходят за рамки дипломатических норм и заключенных договоров, а место силы права во взаимоотношениях сторон занимает право силы. Назревавший ранее кризис на этой стадии обстановки переходит в открытый конфликт, начинает говорить оружие, ведутся военные действия различных видов и форм. Конкретных примеров возникновения конфликтной обстановки в различных регионах нашей планеты и многообразных по длительности, размаху и ожесточенности военных конфликтов, имевших место уже в последние десятилетия, можно привести, к сожалению, более чем достаточно [3].

 

5. Полномасштабная война как наиболее развернутая и крайняя форма военного конфликта. Военно-политическая обстановка характеризуется резко выраженными чертами противоборства по всем направлениям, четкими разграничительными линиями между противниками, союзниками, нейтральной стороной, решительными и масштабными целями. В борьбу включаются не только вооруженные силы, но и все другие средства, находящиеся в распоряжении воюющих сторон, При этом война может развернуться внутри государства или между государствами, охватить две или несколько сторон, обрести локальный, региональный или мировой характер.

 

Следует отметить, что выделенные состояния военно-политической обстановки нельзя рассматривать как обязательные последовательные ступени ее эскалации. Военно-политический процесс развивается под воздействием множества нелинейно связанных факторов, при скрываемых подлинных намерениях сторон, их целей и реальных возможностей, активной дезинформации другой стороны, при немалой роли фактора случайности. В этих условиях возможны переходы к любому из типичных состояний ВПО без прохождения промежуточных фаз. Спокойная обстановка может внезапно сменится кризисом или даже вооруженным конфликтом, а, казалось бы, неминуемое военное столкновение может быть предотвращено переговорным процессом, взаимными уступками.

 

Возможны и такие ситуации, когда крайним формам обострения ВПО будут предшествовать шаги, ведущие внешне к ее смягчению, к нормализации отношений с широкой демонстрацией дружественных намерений. Примером тому могут служить события и развитие отношений между СССР и фашистской Германией накануне Великой Отечественной войны. Иллюстрацией резкого перехода от внешне нормальных отношений к военному столкновению в последние десятилетия являются, в частности, межнациональные столкновения в бывшей Югославии и бывшем СССР. Есть примеры и обратного порядка, когда благодаря проявленной выдержке и мудрости военно-политического руководства удавалось избегать военных столкновений. Наиболее яркое тому подтверждение - разрешение Карибского кризиса 1962 г., когда стоящие на грани ракетно-ядерной войны СССР и США пошли навстречу друг другу и нормализовали свои отношения.

 

Таким образом, военно-политическая обстановка - это подвижная, сложная по своей структуре, система, состояние которой зависит от множества формируемых ее условий и факторов. Отношения между ними не сводятся к однозначным причинно-следственным связям. Поэтому оценки ВПО и тем более прогнозы ее развития всегда будут включать элемент неопределенности и условности. Уменьшению этой неопределенности и условности и повышению уровня достоверности оценок и прогнозов развития ВПО служит уяснение методологических основ ее исследования, овладение всей совокупностью качественных и количественных методов ее системного анализа.

 

2. Методология и методика оценки

 

и прогнозирования военно-политической обстановки

 

Оценка военно-политической обстановки и прогнозирование ее изменений является сложным гносеологическим процессом. Он требует научной организации этой деятельности, вооруженности современными методами и средствами труда. Это, в свою очередь, предполагает высокую общетеоретическую подготовку тех, кто осуществляет исследование ВПО, глубокое знание ими общеметодологических принципов и владение методами и методиками ее познания и оценки.

 

Познание и оценка - объективно взаимосвязанный процесс. Оценка является результатом сравнения, сопоставления мысленных образов нескольких явлений или процессов, отражением объективного соотношения между сравниваемыми предметами, явлениями, процессами. Оценка военно-политической обстановки представляет собой результат сравнения наиболее существенных компонентов и факторов реальной военно-политической ситуации с мысленным ее образом, эталоном, на основе определенной системы принципов, методов и критериев в интересах субъекта политики.

 

Предмет оценки военно-политической обстановки уже, чем предмет познания. Если в познании ВПО отражаются ее компоненты, факторы, их содержание и взаимосвязь, то в ее оценке упор делается на выяснении соотношения их количественных и качественных характеристик. В оценочном суждении реальность военно-политических условий и факторов всегда преломляется через потребности и интересы субъекта. Более того, сами эти потребности и интересы входят в содержание оценочного суждения ВПО и обусловливают его специфику.

 

Лицам и органам, в обязанности которых входит исследование ВПО, приходится решать триединую задачу: анализ, оценку и прогнозирование развития военно-политической обстановки, поскольку ее анализ, как и любого другого феномена, совершается во имя оценки, которая в свою очередь, служит основанием для прогноза. Доведение исследования ВПО до выявления тенденций и закономерностей ее развития, т.е. до прогноза, придает ему логическую завершенность и эвристическую ценность, значительно повышает его практическую значимость.

 

Оценка и прогнозирование ВПО немыслимы без опоры на прочный теоретический фундамент. В его основе лежат достижения широкого круга наук, в числе которых в первую очередь следует назвать военную политологию как важнейший раздел общей политологии. Изучая закономерности функционирования и развития военной политики как специфической системы деятельности, военная политология непосредственно формирует научную базу для систематизированного изучения военно-политической обстановки. Именно военная политология в числе своих основных прагматических функций содержит теоретическую разработку проблематики военно-политических отношений государств - главного элемента военно-политической обстановки [4]. Особое значение для оценки ВПО имеют связанные с проблематикой военной политологии теоретические знания по вопросам национальной и военной безопасности.

 

Непосредственное влияние на оценку ВПО оказывает геополитика, концентрирующая свое внимание на расстановке и динамике глобальных политических сил под воздействием географических, экономических, социально-политических, национально-психологических и иных факторов. Анализ данных факторов - непременная предпосылка оценки ВПО, а учет расстановки политических сил - главное в оценке глобальной военно-политической обстановки.

 

В оценке экономического аспекта военной мощи субъектов ВПО большую роль играет теория военной экономики. Она позволяет оценить реальные и потенциальные возможности взаимодействующих сторон по широкому спектру показателей экономического характера. Богатейший конкретный материал о развитии политических отношений, формах, в которых они проявлялись, о военно-политических ситуациях, возникавших в прошлом, путях и способах их разрешения дает история и теория международных отношений. Не будет полной оценка ВПО без ее правовых аспектов, учет которых предполагает использование знаний из области международного права.

 

В основание теоретического фундамента оценки ВПО входят также знания общей и эмпирической социологии. Они позволяют увидеть и понять зависимость военно-политических процессов от социальных факторов (социальной и этнической структуры общества, идеологии и культуры, взаимоотношений между различными группами и слоями и др.) Важное значение для оценки ВПО имеют психологические знания, которые дают политическая психология, психология пропаганды, социальная психология, психология религии и другие отрасли психологической науки. Из системы военных знаний к оценке ВПО причастны все разделы военной науки, но наиболее значимую роль в этом отношении играет стратегия - высшая область военной науки и военного искусства.

 

Наличие твердого теоретического фундамента и опора на него является одним из главных требований, первым отправным условием достижения высокой результативности в анализе и оценке ВПО. Второе важнейшее условие - умение использовать теоретические знания, методически грамотно применять их к анализу конкретной военно-политической ситуации. Иными словами, военные специалисты должны обладать высокой методологической культурой, владеть методологией исследования военно-политической обстановки.

 

Методология (греч. - учение о методе, теория метода) исследования ВПО есть система основных положений, принципов, методов, подходов, обеспечивающих решение конкретных теоретических и практических задач. Наиболее общие методологические принципы и подходы, дающие основные ориентиры исследования и предохраняющие от наиболее крупных ошибок и заблуждений в оценке ВПО, выработаны на базе философского знания. Особое методологическое значение для оценки ВПО имеют идеи диалектики о всеобщей взаимосвязи и развитии всех природных и социальных, физических и духовных явлений.

 

В числе основных общеметодологических принципов следует, прежде всего, выделить: объективность и политический реализм; конкретно-исторический подход; системный подход.

 

Принцип объективности, политического реализма требует рассмотрения действительной, а не желаемой военно-политической ситуации. Он ориентирует на учет объективного состояния военно-политических отношений, а не только содержания заявлений и деклараций, учит видеть за словесной завесой и дипломатическими маневрами интересы конкретных субъектов политики, заставляет проявлять здоровый скептицизм по отношению к исходным данным и оценкам, запрещает успокаивать себя и руководство отфильтрованной и отшлифованной, обходящей острые углы информацией, нацеливает на постоянное соотношение теоретических результатов и выводов с реальной практикой. Забвение этого принципа грозит тяжелыми последствиями, о чем, в частности, свидетельствует горький опыт нашей страны. Игнорирование ее руководством требований принципа объективности в анализе и оценке военно-политической обстановки накануне Великой Отечественной войны имело трагические последствия, обернулось огромными людскими и материальными потерями для нашего народа.

 

Принцип конкретно-исторического подхода предполагает рассмотрение не абстрактной, а конкретной, сложившейся на данный момент времени обстановки, учет ее связей с постоянно меняющейся военно-политической ситуацией в мире и отдельных ее регионах. Известно, что характер и содержание эпохи оказывают существенное влияние на выработку определенных стереотипов мышления, которые в достаточной степени инерционны, что порождает опасность переноса особенностей оценки одного периода времени на другой. Например, оценка роли и влияния на ВПО отдельных факторов периода "холодной" войны может значительно отличаться от их оценки в современную эпоху. В этой связи важна гибкость мышления, его способность настраиваться на новое видение однотипных явлений.

 

Принцип системного подхода к анализу и оценке ВПО нацеливает на то, чтобы вскрыть и учесть сложные переплетения всех элементов, определяющих состояние ВПО. В этом подходе наиболее полно реализуется методологический потенциал диалектического принципа всеобщей связи. Системный подход позволяет более адекватно отразить военно-политическую обстановку, выявить и свести в единую картину различные ее фрагменты, внутренние и внешние связи, четко определить ключевые звенья, которые могут оказать на нее решающие воздействия.

 

Системный подход обеспечивает переход от общих принципов диалектики к конкретным приемам исследования различных объектов. Реализуясь в совокупности познавательных средств и способов, специально предназначенных для адекватного отражения сложно организованных объектов, принцип системного подхода выступает как общенаучный метод.

 

Кратко суть его требований к исследованию военно-политической обстановки можно выразить в следующих основных положениях

 

1. ВПО рассматривается как целостное образование, совокупность совместно действующих взаимосвязанных элементов, т.е. как обладающая определенной структурой система, которая, в свою очередь, может являться элементом более широкой системы (метасистемы) - военно-политической или общеполитической обстановки в стране, регионе, мире в целом. В то же время каждый из входящих в ВПО элементов сам может быть весьма сложной по структуре и характеру связей системой.

 

2. При оценке ВПО следует учитывать, что ее состояние определяется свойствами образующих ее элементов, но не сводится к сумме этих свойств. Системный характер ВПО порождает новые, интегративные качества, присущие лишь системе в целом. Учет этих системообразующих качеств является необходимым условием адекватности оценки ВПО.

 

3. Каждый из образующих ВПО системных элементов и система в целом определенным образом проявляют себя, воздействуют на другие элементы и системы, на свое окружение, т.е. осуществляют некоторые функции. Эти функции закономерно связаны со структурой ВПО и внешним воздействием на нее. Установив связи между "входами" и "выходами" системы, можно определить основные факторы ее формирования и тенденции развития.

 

4. ВПО как система, сохраняя себя в некотором диапазоне условий, вместе с тем подвергается определенным необратимым количественным и качественным изменениям, т.е. переживает реальный процесс развития со всеми присущими ему диалектическими характеристиками.

 

Учет этих положений составляет основу системного подхода как общенаучного метода, но не исчерпывает его. Он предполагает многоуровневое и многоплановое рассмотрение объекта исследования, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей объекта, отражающих его на разных уровнях и "срезах". В дальнейшем осуществляется синтез этих моделей в новой, системной модели, а в целостном отражении объекта.

 

Программа системного исследования ВПО может быть успешно реализована лишь на основе комплексного применения идей и методов, выработанных в различных областях знания. Комплексный подход и как принцип, и как общенаучный метод познания позволяет привлечь к исследованию ВПО целый "спектр" наук. В основе этого метода лежит междисциплинарное взаимодействие, стыковка различных отраслей научного знания с целью решения одной проблемы. Комплексный подход предполагает не просто системное видение объекта, что возможно и с позиций какой-либо одной научной дисциплины, а, прежде всего, видение его как системы с особых междисциплинарных позиций. Именно это междисциплинарное понимание системности сложных объектов, скоординированность различных типов деятельности на изучении их взаимосвязанных сторон, представляет собой существенную черту комплексного подхода при применении его к анализу и оценке ВПО.

 

Наряду с рассмотренными, при исследовании ВПО широко используются и другие общенаучные и специальные методы, без которых практически невозможно добиться успехов в ее познании. Суть и особенности этих методов достаточно полно представлены в учебной литературе. В числе эмпирических общенаучных методов широко применяются: наблюдение и описание фактов, изучение документов, опрос экспертов и других носителей информации, классификация и систематизация военно-политической информации, структурное и компьютерное моделирование и др. Из теоретических методов в полной мере используются анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-исторический метод, аналогия и моделирование, абстрагирование и обобщение, мысленный эксперимент и экстраполяция тенденций и др.

 

В качестве специальных методов исследования военно-политической ситуации часто применяются такие, как "мозговая атака", "ситуационный анализ" и др.

 

Особое место в анализе ВПО занимают математические методы и компьютерное моделирование. Несмотря на то, что преобладающая часть выводов, связанных с оценкой ВПО, будет вырабатываться на основе приемов и рассуждений, непосредственно не связанных с математическими методами, тем не менее внедрение их в теорию и методологию ее исследования необходимо. Эта необходимость обусловлена уже тем, что при оценке ВПО требуется переработать гигантские объемы информации из самых разных источников. И проблема здесь не в том, использовать или не использовать математические методы, а в обоснованном определении возможностей и областей их применения, в преодолении возникающих на пути математизации и компьютеризации трудностей.

 

Отечественной и зарубежной наукой накоплен обширный опыт внедрения математических методов в теорию и методологию исследования общественных явлений, в том числе военно-политических процессов [5]. Развитие математического аппарата и самой вычислительной техники позволяет все более уверенно браться за решение сложных информационно-логических задач. Существенные успехи имеются, в частности, в применении статистических моделей и методов в изучении ВПО, во внедрении в дело математизации ее оценки таких интенсивно развивающихся областей математики, как теория "нечетко очерченных" множеств, имитационного моделирования и др. Разработаны и весьма успешно используются экспертные (интеллектуальные) системы, позволяющие значительно повысить уровень информационно-технической поддержки процесса оценки и прогнозирования ВПО.

 

Таким образом, адекватная оценка ВПО и надежное прогнозирование ее изменений требуют использования всего арсенала методологических средств - от общефилософского метода до конкретных формально-логических и эвристических приемов. При чем все возрастающее значение в этом процессе будет занимать реализация идей системного подхода, различных методов экспертных оценок, использование приемов математической обработки материала, особенно компьютерных средств и методов получения, хранения, переработки, поиска и выдачи информации, решения формально-логических и творческих задач, связанных с оценкой и прогнозированием военно-политической обстановки.

 

При этом следует заметить, что глубина, полнота и завершенность аналитических оценок, степень детализации элементов прогноза и сделанных из него выводов будут далеко не одинаковы при разных условиях и обстоятельствах, что обусловлено зависимостью состояния ВПО от множества переменных факторов. В частности, истинность оценочных выводов зависит от таких факторов, как уровень компетентности субъекта оценки ВПО, степени надежности источников информации, масштаба анализируемого явления (подлежит ли оценке обстановка во всем мире, или же в каком-то конкретном его регионе, идет ли речь о текущей оценке ВПО, или же необходим прогноз на отдаленную перспективу) и др.

 

Так, при текущей оценке ВПО, осуществляемой практически непрерывно, упор делается на выявлении источников военной угрозы и военной опасности, определении тех факторов, которые могут в короткие сроки существенно дестабилизировать ВПО, увеличить вероятность возникновения военного конфликта или развязывания полномасштабной войны. Иначе говоря, акцент при текущей оценке ВПО делается на выявлении тех ее изменений, которые требуют быстрой ответной реакции, проведения срочных мероприятий в политической, экономической, идеологической, социальной, военной и других сферах общественной жизни.

 

При осуществлении прогноза о развитии ВПО на отдаленную перспективу главное внимание уделяется более стабильным, долговременным факторам. К числу таковых относятся: содержание, расстановка и структурные изменения социально-политических сил, их коренные интересы и долговременные цели, состояние и изменения в соотношении военной мощи сторон, основные тенденции развития их военной экономики, вооруженных сил и вооружений. Основной упор при долгосрочном прогнозе делается на выявлении возможных в будущем источников военной опасности, реальных причин и поводов для возникновения войн и военных конфликтов, на определении их масштабов, наиболее вероятных участников и тех стратегических районов, в которых могут развернуться военные действия.

 

Опираясь на общую характеристику ВПО как объекта изучения и методологических средств ее анализа, можно определить порядок действий со стороны лиц или органов, участвующих в решении рассматриваемой проблемы. Содержание и последовательность этих действий в своей совокупности составляют методику (алгоритм) анализа, оценки и прогноза военно-политической обстановки. Содержание этой методики в своих главных чертах состоит в следующем [2].

 

1. На основе имеющейся информации формируется рабочая модель общей политической обстановки в мире и изучаемом регионе. В этой модели фиксируется расстановка и соотношение основных политических сил (центров, полюсов), их наиболее общие (жизненно важные) интересы, реальные и потенциальные возможности по обеспечению этих интересов, характер взаимоотношений между полюсами сил, основные противоречия внутри государства, между государствами и их коалициями, суть и направленность происходящих на мировой арене перемен.

 

2. Опираясь на результаты анализа общей политической обстановки, устанавливаются основные субъекты (стороны) ВПО, образующие ядро ее структурной модели. В ней отражается, в зависимости от масштаба исследуемой ВПО, состав, состояние и расстановка военно-политических сил в мире, регионе или отдельной стране, уясняется характер взаимоотношений между этими силами на данный момент времени и возможные тенденции их изменения в ближайшей и отдаленной перспективе, выявляются противостоящие и нейтральные стороны, политические союзы и военные блоки, их состав и географическое размещение. Здесь же оцениваются субъективные качества политических и военных руководителей, оказывающие непосредственное влияние на состояние военно-политических отношений.

 

3. Выясняются интересы и намерения субъектов ВПО, которые выражаются в соответствующих целях и планах действий этих субъектов. Определяются объективные потребности сторон и их субъективное выражение, анализируется содержание военно-политических, военно-стратегических и иных доктринальных концепций, оценивается направленность и тональность выступлений средств массовой информации.

 

4. Проводится сравнительный анализ имеющихся у субъектов ВПО реальных и потенциальных возможностей, их соответствия интересам и намерениям сторон. Оцениваются широкий спектр как материальных, так и духовных факторов, в совокупности составляющих военную мощь субъектов ВПО, их геополитические характеристики, состояние и степень готовности вооруженных сил к началу боевых действий. Устанавливается, в каком направлении идет развитие этих возможностей, каковы преобладающие тенденции: милитаризации или, напротив, демилитаризации экономики и всей общественной жизни.

 

5. Анализируются реальные военно-политические акции субъектов ВПО, их практические действия: носят ли эти акции дипломатический или же военный характер, идет ли речь об угрозах применения военной силы или о ее фактическом применении, каковы формы и масштабы применения военной силы и т.д. Исследуются наиболее опасные очаги военно-политической напряженности, причины их возникновения и возможные последствия.

 

6. Формулируется итоговый вывод об общем состоянии ВПО, степени ее стабильности и напряженности, о факторах, дестабилизирующих обстановку и обусловливающих характер ее динамики, об истоках и степени военной опасности (а в условиях военных действий - о причинах и возможности резкого изменения ВПО, его влияния на ход и исход войны).

 

7. На базе полученной оценки текущей обстановки, рассмотрения факторов, обусловливающих ее различные состояния, выявляются тенденции изменений ВПО в будущем, разрабатывается прогноз ее развития. В нем отмечаются возможные состояния ВПО при той или иной совокупности формирующих ее факторов, говорится о том, к обострению или смягчению обстановки может привести ход развития событий, откуда в перспективе возможна военная угроза, где, когда и с какой степенью вероятности можно ожидать возникновения очагов напряженности, военных конфликтов и войн.

 

Следует подчеркнуть, что каждый шаг в анализе отдельных элементов и ВПО в целом постоянно корректируется практикой, новыми данными о развитии военно-политической ситуации. В свою очередь, сделанные итоговые оценки и прогнозы сами корректируют эту практику, способствуют выработке и уточнению военно-политических решений, позволяют принимать адекватные обстановке меры, уверенно управлять войсками как в мирное, так и военное время.

 

Литература

 

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Шведовой Н.Ю., 17-е изд.стер. - М.: Русский язык, 1985. - С.374, 625.

 

2. Дмитриев А.П., Поздняков А.И., Шаваев А.Х.. Методология оценки военно-политической обстановки. - М.: ВАГШ, 1994, - С. 6-12.

 

3. Философско-методологические проблемы анализа современных войн и военных конфликтов. - М.: ВАД, 1996.

 

4. Данилов В.Н. Оценка военно-политической обстановки в структуре военной политологии // Военная мысль. - 1991. - № 4. - С. 34.

 

5. Панов В.В. Математические методы в оценке военно-политической обстановки. - М.: Воениздат, 1988;

 

Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. - М.: МГУ, 1992.



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Новости компании «Nike», новинки. Купить в официальном магазине «Nike»
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования