Политический словарь
Прогнозирования военно-политической обстановки

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА, ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ С.Н. Сухов

 

Необходимым условием принятия верных решений в области военной политики является объективный анализ состояния и тенденций развития военно-политической обстановки в мире, в различных его регионах и отдельных странах. От степени адекватности ее оценки непосредственно зависят выбор и эффективность мер по обеспечению национальной безопасности России, поддержание стратегической стабильности в мире.

 

Поэтому проблема исследования военно-политической обстановки (ВПО) занимает одно из ключевых мест в военной политологии и является актуальной не только в теоретико-методологическом, но и в практическом отношении. Знание военными кадрами методологических основ и методики анализа ВПО позволяет им уверенно ориентироваться в калейдоскопе событий, своевременно и правильно оценивать оперативную и тактическую обстановку, предвидеть ее возможные состояния и изменения.

 

1. Военно-политическая обстановка как объект исследования

 

К первоочередным методологическим вопросам анализа военно-политической обстановки как объекта изучения и оценки относится прежде всего определение ее понятия. Решение этой задачи предполагает уточнение объема, границ, особенностей, черт, признаков, роднящих изучаемый объект с другими объектами и отличающих от них. Родовым, производным для понятия "военно-политическая обстановка" служит понятие "обстановка". В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова "обстановка" истолкована как положение, обстоятельства, совокупность условий и факторов, определяющих существование кого-нибудь или чего-нибудь. Синонимом понятия "обстановка" является понятие "ситуация" - совокупность обстоятельств, положение, обстановка [1]. На этом основании понятия "военно-политическая обстановка" и "военно-политическая ситуация" могут употребляться как синонимы. При этом термин "ситуация" используется чаще всего тогда, когда хотят подчеркнуть, что речь идет о конкретном и кратком промежутке времени.

 

Видовыми по отношению к обстановке вообще выступают понятия, отражающие сложившиеся условия, обстоятельства, положение дел в тех или иных конкретных областях действительности. В частности, речь может идти о международной обстановке, об экономической, экологической, демографической, метеорологической, радиационной обстановке и т.п. Для уяснения сущности военно-политической обстановки важное значение имеет раскрытие ее связи с понятием "политическая обстановка". В данном понятии отражается совокупность условий и факторов, определяющих политический процесс как конкретную расстановку и соотношение политических сил, характер их действий и состояние отношений между ними на данное время. При этом выделяют политическую обстановку в отдельной стране или какой-то ее части, и политическую обстановку в каком-либо регионе или мире в целом.

 

Политика как многоплановый феномен, соприкасаясь с различными сферами жизнедеятельности общества, приобретает в них специфические особенности своего проявления. Такими сферами могут быть экономика, экология, демография и т.п. Каждая из них требует своей специфики решения властных, управленческих и координационных задач, т.е. своей экономической, экологической, демографической и т.п. политики. Не остается вне поля внимания политики и область военной деятельности. В случае, когда политика нацелена на решение задач, так или иначе связанных с использованием военной силы, она приобретает статус военной политики. Именно военная политика и военно-политические отношения являются теми базисными компонентами, которые порождают военно-политическую обстановку как разновидность политической обстановки, ее специфическое состояние.

 

Будучи стороной политической обстановки, ВПО имеет с нею ряд общих черт. Содержание ВПО, как и политической обстановки в целом, определяется всей совокупностью социально-политических отношений в государстве или системе государств, является следствием существующих социально-экономических, политических, этнических, идеологических, религиозных и других противоречий. Ее содержание складывается в процессе развития отношений между различными социальными слоями, группами, классами, партиями, нациями, государствами и их коалициями, в результате столкновений интересов социально-политических сил, подчас в форме острейшего противоборства.

 

Специфические признаки ВПО обусловлены ее отношением к военной области как к особой сфере социального и политического бытия, что и придает ей новую качественную определенность. Представляя собой единство политической и военной сторон, ВПО отражает не только соотношение, расстановку и взаимодействие различных социально-политических сил на определенном историческом этапе, но и характеризует также состояние военно-политических отношений, непосредственно связанных с имеющимися у взаимодействующих сторон средствами вооруженного насилия и их возможным использованием.

 

Вооруженное насилие - основной атрибутивный признак военно-политической обстановки. Оно может применяться в опосредованном (скрытом, косвенном, потенциальном) и непосредственном (откровенном,, прямом, физическом) видах, которые, в свою очередь, имеют внутриполитические и внешнеполитические формы. Опосредованное применение средств вооруженного насилия присуще военно-политической обстановке мирного времени, когда нет прямого военного столкновения сторон и обстановка характеризуется той или иной степенью напряженности в их отношениях, наличием или отсутствием военной угрозы для той или иной стороны. Переход к непосредственному использованию вооруженного насилия относится к военно-политической обстановке военного времени, когда вооруженное столкновение стало фактом, а главными характеристиками обстановки становятся особенности, масштабы и ход военных действий, возможности и условия прекращения или, напротив, расширение войны.

 

С учетом сказанного, военно-политическую обстановку можно определить как совокупность условий и факторов, связанных с использованием средств вооруженного насилия в политических целях, выражающих соотношение и расстановку военно-политических сил, характер их действий и состояние отношений между ними в рассматриваемый период времени.

 

Общая внешняя характеристика ВПО как объекта изучения предполагает классификацию ее по масштабу, объему участников, широте действия определяющих ее условий и факторов. В этом плане различают:

 

1. ВПО в мире в целом, которая характеризует расстановку сил, их поведение и состояние военно-политических отношений в масштабе всей планеты;

 

2. ВПО в отдельном регионе (например, ВПО на Ближнем, Среднем или Дальнем Востоке);

 

3. ВПО в отдельной стране (например, в Афганистане, Югославии и т.д.;

 

4. ВПО в части страны, отдельном ее районе (например, в Северной Ирландии, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Ингушетии, Чечне и т.д.).

 

По историческим условиям и характеру отношений между сторонами военно-политическую обстановку подразделяют, как уже отмечалось, на ВПО мирного времени и ВПО военного времени.

 

Для полной и последовательной оценки ВПО важное значение имеет уяснение ее внутренней структуры, содержания составляющих ее элементов, которые в своем сочетании образуют конкретную военно-политическую обстановку. По своей структуре она представляет сложную систему, состоящую из материальных и духовных, объективных и субъективных компонентов, важнейшими из которых являются:

 

- субъекты (стороны) военно-политической обстановки;

 

- интересы и намерения сторон, их цели, планы, военно-политические концепции, военные доктрины;

 

- потенциальные и наличные возможности сторон;

 

- характер, состояние, особенности военно-политических отношений между сторонами;

 

- предпринимаемые военно-политические действия сторон, способы и формы этих действий.

 

Рассмотрим вкратце содержание выделенных элементов военно-политической обстановки [2].

 

Субъекты (стороны) военно-политической обстановки - основные подсистемы, образующие ВПО. В качестве таковых выступают любые политические силы, располагающие военными средствами и способные использовать их в политических целях. Это могут быть государства и их коалиции, нации и иные социально-этнические образования, классы, партии, политические группировки и т.п. Роль формирующего ВПО фактора играют не только крупные социальные образования, но и отдельные индивиды или их специфические группы - политические лидеры, политическое и военное руководство. Их характеры, индивидуальные качества могут оказывать огромное воздействие на расстановку и форму действий политических сил, на отношения между ними. Так, если к власти приходят экстремистские силы, авантюристические элементы, то военно-политическая обстановка неизбежно обостряется, усиливается угроза войны, возникают очаги военных конфликтов. Даже безответственные высказывания отдельных политиков могут вызвать обострение ВПО.

 

Интересы и намерения сторон - это своего рода внутренние пружины развития ВПО, определяющие ее состояние и тенденции возможных изменений. Интересы объективно обусловлены особенностями исторического развития сторон, их геополитическим положением, наличными ресурсами и другими факторами. Интересы сторон могут быть как совпадающими, так и различными, а порой и прямо противоположными.

 

Главный интерес любого субъекта ВПО заключается, прежде всего, в самосохранении себя в качестве такового, в обеспечении благоприятных условий своего существования и развития. Наряду с этим прослеживается и стремление к расширению влияния, лидирующей роли, к установлению своего господства над другими силами. Эти две тенденции - самосохранение и экспансия - находят свое выражение в соответствующих политических и военных доктринах, долговременных и ближайших намерениях, целях, в конкретных планах действий. К примеру, США в соответствии со своей концепцией национальной безопасности считают зоной своих жизненно важных интересов чуть ли не все регионы земного шара. Их цель - создание на планете такой военно-политической обстановки, в которой они сохраняли бы роль единственного "центра силы" в политическом, экономическом и военном планах. Они ни в коей мере не хотели бы возрождения чего-либо подобного бывшему СССР, а, наоборот, заинтересованы в максимально ослабленной России, действующей на международной арене в русле и под диктовку американской политики.

 

Потенциальные и наличные возможности сторон - фактор, обеспечивающий перевод намерений в конкретные действия. Они не только определяют реальные изменения ВПО, но и оказывают существенное обратное воздействие на возникающие намерения и планы, требуют соответствия выдвигаемых целей имеющимся возможностям их достижения.

 

Наиболее весомое влияние на состояние ВПО оказывают геополитическое положение, военно-экономические, демографические, научно-технические, социально-политические, морально-психологические и собственно военные возможности сторон. Именно от этих возможностей в первую очередь зависит военная мощь, которая может надежно гарантировать интересы нации, государства или использоваться для давления и насильственного изменения сложившейся обстановки.

 

Характер и состояние военно-политических отношений между взаимодействующими сторонами - это фактор, который не только формирует ВПО, но и непосредственно выражает ее специфические особенности и сущность. Эти отношения могут иметь широкий диапазон оттенков - от конфронтационных, откровенно враждебных, до дружеских, союзнических.

 

При этом возможны различные, более сложные варианты, сочетающие элементы разных типов отношений и переходы от одного к другому.

 

Предпринимаемые военно-политические действия, их способы и формы определяются характером военно-политических отношений и осуществляются взаимодействующими сторонами для достижения своих политических целей. Именно действия сторон придают военно-политической обстановке окончательную определенность и вместе с тем остроту и изменчивость ее состояний.

 

В арсенале предпринимаемых сторонами военно-политических действий может использоваться широкий набор дипломатических (официальные заявления, предупреждения, переговоры, соглашения и т.п.) и собственно военных акций. В числе последних могут быть и угроза силой, и прямое ее применение, и миротворческие акции. От того, что предпринимает и как действует каждая из сторон в конечном счете зависит состояние и характер ВПО.

 

Анализ военно-политической обстановки предполагает установление четкой градации ее возможных состояний и позволяющих их фиксировать критериев оценок. В практике исследования ВПО устоялась классификация ее по двум основаниям: по степени изменчивости или устойчивости ВПО и по степени или уровням напряженности отношений между сторонами.

 

По степени изменчивости или устойчивости (стабильности или нестабильности) ситуации можно выделить следующие состояния ВПО:

 

1. Стабильная (устойчивая) ВПО.

 

Ее главный признак (критерий) - относительная неизменность основных характеристик составляющих элементов, факторов. На политической арене взаимодействуют те же субъекты, прежними остаются их цели, планы, доктрины. Не происходит резких изменений в соотношении сил и в действиях сторон. При этом стабильность не обязательно характеризует спокойную, мирную обстановку. Может быть и стабильное сохранение напряженности.

 

2. Нестабильная (неустойчивая) ВПО.

 

Она возникает тогда, когда происходит резкое изменение каких-либо факторов, особенно намерений и действий сторон (смена стратегических установок, появление новых систем оружия, наращивание военных группировок и т.д.). В этих случаях ситуация меняется и становится труднопредсказуемой.

 

3. Переходная ВПО.

 

Ее признаком является проведение сторонами отдельных информационных, дипломатических или военных акций, которые "раскачивают" обстановку, подводят ее к более резким изменениям.

 

По степени или уровням напряженности отношений между сторонами можно выделить пять типичных состояний ВПО, каждое из которых также может иметь свои ступени эскалации напряженности:

 

1. Спокойная (нормальная) обстановка, когда преобладают мирные, добрососедские, партнерские или даже дружеские отношения между сторонами. Она характеризуется соблюдением существующих правовых норм, заключенных договоров и соглашений, нормальными дипломатическими отношениями и расширением мер доверия, антиагрессивной, оборонительной направленностью военных доктрин, отсутствием пропаганды войны и экстремистских призывов в средствах массовой информации и т.д.

 

2. Обостренная (напряженная) обстановка, когда между сторонами по каким-либо направлениям возникают и усиливаются противоречия. Ее основными признаками являются:

 

- нарушение тех или иных статей ранее заключенных договоров, предъявление необоснованных претензий, свертывание переговорного процесса;

 

- осуществление несогласованных действий в военной области, дестабилизирующих сложившееся соотношение сил, несоблюдение установленных мер доверия;

 

- пересмотр доктринальных установок, ужесточение тона выступлений и заявлений военно-политического руководства;

 

- активизация действий средств массовой информации по нагнетанию страстей с целью обострения идеологической и психологической борьбы по военным вопросам.

 

3. Кризисная обстановка, когда происходит резкое нарушение сложившихся отношений в сторону их ухудшения. К числу основных показателей возникновения кризиса относятся:

 

- проведение каких-либо дипломатических или военно-политических акций, направленных против коренных интересов другой стороны;

 

- прекращение переговоров, отказ от соблюдения принятых ранее обязательств и прямое их нарушение:

 

- выступления представителей руководящих органов с жесткими заявлениями и требованиями, осуществление военных угроз, создание и переброска в "горячие точки" военных формирований;

 

- проведение идеологических и психологических диверсий средствами массовой информации, их действия в режиме "информационной войны";

 

- переход отношений на грань военного конфликта или полномасштабной войны, создание реальной возможности их возникновения.

 

4. Конфликтная обстановка, когда отношения между политическими силами выходят за рамки дипломатических норм и заключенных договоров, а место силы права во взаимоотношениях сторон занимает право силы. Назревавший ранее кризис на этой стадии обстановки переходит в открытый конфликт, начинает говорить оружие, ведутся военные действия различных видов и форм. Конкретных примеров возникновения конфликтной обстановки в различных регионах нашей планеты и многообразных по длительности, размаху и ожесточенности военных конфликтов, имевших место уже в последние десятилетия, можно привести, к сожалению, более чем достаточно [3].

 

5. Полномасштабная война как наиболее развернутая и крайняя форма военного конфликта. Военно-политическая обстановка характеризуется резко выраженными чертами противоборства по всем направлениям, четкими разграничительными линиями между противниками, союзниками, нейтральной стороной, решительными и масштабными целями. В борьбу включаются не только вооруженные силы, но и все другие средства, находящиеся в распоряжении воюющих сторон, При этом война может развернуться внутри государства или между государствами, охватить две или несколько сторон, обрести локальный, региональный или мировой характер.

 

Следует отметить, что выделенные состояния военно-политической обстановки нельзя рассматривать как обязательные последовательные ступени ее эскалации. Военно-политический процесс развивается под воздействием множества нелинейно связанных факторов, при скрываемых подлинных намерениях сторон, их целей и реальных возможностей, активной дезинформации другой стороны, при немалой роли фактора случайности. В этих условиях возможны переходы к любому из типичных состояний ВПО без прохождения промежуточных фаз. Спокойная обстановка может внезапно сменится кризисом или даже вооруженным конфликтом, а, казалось бы, неминуемое военное столкновение может быть предотвращено переговорным процессом, взаимными уступками.

 

Возможны и такие ситуации, когда крайним формам обострения ВПО будут предшествовать шаги, ведущие внешне к ее смягчению, к нормализации отношений с широкой демонстрацией дружественных намерений. Примером тому могут служить события и развитие отношений между СССР и фашистской Германией накануне Великой Отечественной войны. Иллюстрацией резкого перехода от внешне нормальных отношений к военному столкновению в последние десятилетия являются, в частности, межнациональные столкновения в бывшей Югославии и бывшем СССР. Есть примеры и обратного порядка, когда благодаря проявленной выдержке и мудрости военно-политического руководства удавалось избегать военных столкновений. Наиболее яркое тому подтверждение - разрешение Карибского кризиса 1962 г., когда стоящие на грани ракетно-ядерной войны СССР и США пошли навстречу друг другу и нормализовали свои отношения.

 

Таким образом, военно-политическая обстановка - это подвижная, сложная по своей структуре, система, состояние которой зависит от множества формируемых ее условий и факторов. Отношения между ними не сводятся к однозначным причинно-следственным связям. Поэтому оценки ВПО и тем более прогнозы ее развития всегда будут включать элемент неопределенности и условности. Уменьшению этой неопределенности и условности и повышению уровня достоверности оценок и прогнозов развития ВПО служит уяснение методологических основ ее исследования, овладение всей совокупностью качественных и количественных методов ее системного анализа.

 

2. Методология и методика оценки

 

и прогнозирования военно-политической обстановки

 

Оценка военно-политической обстановки и прогнозирование ее изменений является сложным гносеологическим процессом. Он требует научной организации этой деятельности, вооруженности современными методами и средствами труда. Это, в свою очередь, предполагает высокую общетеоретическую подготовку тех, кто осуществляет исследование ВПО, глубокое знание ими общеметодологических принципов и владение методами и методиками ее познания и оценки.

 

Познание и оценка - объективно взаимосвязанный процесс. Оценка является результатом сравнения, сопоставления мысленных образов нескольких явлений или процессов, отражением объективного соотношения между сравниваемыми предметами, явлениями, процессами. Оценка военно-политической обстановки представляет собой результат сравнения наиболее существенных компонентов и факторов реальной военно-политической ситуации с мысленным ее образом, эталоном, на основе определенной системы принципов, методов и критериев в интересах субъекта политики.

 

Предмет оценки военно-политической обстановки уже, чем предмет познания. Если в познании ВПО отражаются ее компоненты, факторы, их содержание и взаимосвязь, то в ее оценке упор делается на выяснении соотношения их количественных и качественных характеристик. В оценочном суждении реальность военно-политических условий и факторов всегда преломляется через потребности и интересы субъекта. Более того, сами эти потребности и интересы входят в содержание оценочного суждения ВПО и обусловливают его специфику.

 

Лицам и органам, в обязанности которых входит исследование ВПО, приходится решать триединую задачу: анализ, оценку и прогнозирование развития военно-политической обстановки, поскольку ее анализ, как и любого другого феномена, совершается во имя оценки, которая в свою очередь, служит основанием для прогноза. Доведение исследования ВПО до выявления тенденций и закономерностей ее развития, т.е. до прогноза, придает ему логическую завершенность и эвристическую ценность, значительно повышает его практическую значимость.

 

Оценка и прогнозирование ВПО немыслимы без опоры на прочный теоретический фундамент. В его основе лежат достижения широкого круга наук, в числе которых в первую очередь следует назвать военную политологию как важнейший раздел общей политологии. Изучая закономерности функционирования и развития военной политики как специфической системы деятельности, военная политология непосредственно формирует научную базу для систематизированного изучения военно-политической обстановки. Именно военная политология в числе своих основных прагматических функций содержит теоретическую разработку проблематики военно-политических отношений государств - главного элемента военно-политической обстановки [4]. Особое значение для оценки ВПО имеют связанные с проблематикой военной политологии теоретические знания по вопросам национальной и военной безопасности.

 

Непосредственное влияние на оценку ВПО оказывает геополитика, концентрирующая свое внимание на расстановке и динамике глобальных политических сил под воздействием географических, экономических, социально-политических, национально-психологических и иных факторов. Анализ данных факторов - непременная предпосылка оценки ВПО, а учет расстановки политических сил - главное в оценке глобальной военно-политической обстановки.

 

В оценке экономического аспекта военной мощи субъектов ВПО большую роль играет теория военной экономики. Она позволяет оценить реальные и потенциальные возможности взаимодействующих сторон по широкому спектру показателей экономического характера. Богатейший конкретный материал о развитии политических отношений, формах, в которых они проявлялись, о военно-политических ситуациях, возникавших в прошлом, путях и способах их разрешения дает история и теория международных отношений. Не будет полной оценка ВПО без ее правовых аспектов, учет которых предполагает использование знаний из области международного права.

 

В основание теоретического фундамента оценки ВПО входят также знания общей и эмпирической социологии. Они позволяют увидеть и понять зависимость военно-политических процессов от социальных факторов (социальной и этнической структуры общества, идеологии и культуры, взаимоотношений между различными группами и слоями и др.) Важное значение для оценки ВПО имеют психологические знания, которые дают политическая психология, психология пропаганды, социальная психология, психология религии и другие отрасли психологической науки. Из системы военных знаний к оценке ВПО причастны все разделы военной науки, но наиболее значимую роль в этом отношении играет стратегия - высшая область военной науки и военного искусства.

 

Наличие твердого теоретического фундамента и опора на него является одним из главных требований, первым отправным условием достижения высокой результативности в анализе и оценке ВПО. Второе важнейшее условие - умение использовать теоретические знания, методически грамотно применять их к анализу конкретной военно-политической ситуации. Иными словами, военные специалисты должны обладать высокой методологической культурой, владеть методологией исследования военно-политической обстановки.

 

Методология (греч. - учение о методе, теория метода) исследования ВПО есть система основных положений, принципов, методов, подходов, обеспечивающих решение конкретных теоретических и практических задач. Наиболее общие методологические принципы и подходы, дающие основные ориентиры исследования и предохраняющие от наиболее крупных ошибок и заблуждений в оценке ВПО, выработаны на базе философского знания. Особое методологическое значение для оценки ВПО имеют идеи диалектики о всеобщей взаимосвязи и развитии всех природных и социальных, физических и духовных явлений.

 

В числе основных общеметодологических принципов следует, прежде всего, выделить: объективность и политический реализм; конкретно-исторический подход; системный подход.

 

Принцип объективности, политического реализма требует рассмотрения действительной, а не желаемой военно-политической ситуации. Он ориентирует на учет объективного состояния военно-политических отношений, а не только содержания заявлений и деклараций, учит видеть за словесной завесой и дипломатическими маневрами интересы конкретных субъектов политики, заставляет проявлять здоровый скептицизм по отношению к исходным данным и оценкам, запрещает успокаивать себя и руководство отфильтрованной и отшлифованной, обходящей острые углы информацией, нацеливает на постоянное соотношение теоретических результатов и выводов с реальной практикой. Забвение этого принципа грозит тяжелыми последствиями, о чем, в частности, свидетельствует горький опыт нашей страны. Игнорирование ее руководством требований принципа объективности в анализе и оценке военно-политической обстановки накануне Великой Отечественной войны имело трагические последствия, обернулось огромными людскими и материальными потерями для нашего народа.

 

Принцип конкретно-исторического подхода предполагает рассмотрение не абстрактной, а конкретной, сложившейся на данный момент времени обстановки, учет ее связей с постоянно меняющейся военно-политической ситуацией в мире и отдельных ее регионах. Известно, что характер и содержание эпохи оказывают существенное влияние на выработку определенных стереотипов мышления, которые в достаточной степени инерционны, что порождает опасность переноса особенностей оценки одного периода времени на другой. Например, оценка роли и влияния на ВПО отдельных факторов периода "холодной" войны может значительно отличаться от их оценки в современную эпоху. В этой связи важна гибкость мышления, его способность настраиваться на новое видение однотипных явлений.

 

Принцип системного подхода к анализу и оценке ВПО нацеливает на то, чтобы вскрыть и учесть сложные переплетения всех элементов, определяющих состояние ВПО. В этом подходе наиболее полно реализуется методологический потенциал диалектического принципа всеобщей связи. Системный подход позволяет более адекватно отразить военно-политическую обстановку, выявить и свести в единую картину различные ее фрагменты, внутренние и внешние связи, четко определить ключевые звенья, которые могут оказать на нее решающие воздействия.

 

Системный подход обеспечивает переход от общих принципов диалектики к конкретным приемам исследования различных объектов. Реализуясь в совокупности познавательных средств и способов, специально предназначенных для адекватного отражения сложно организованных объектов, принцип системного подхода выступает как общенаучный метод.

 

Кратко суть его требований к исследованию военно-политической обстановки можно выразить в следующих основных положениях

 

1. ВПО рассматривается как целостное образование, совокупность совместно действующих взаимосвязанных элементов, т.е. как обладающая определенной структурой система, которая, в свою очередь, может являться элементом более широкой системы (метасистемы) - военно-политической или общеполитической обстановки в стране, регионе, мире в целом. В то же время каждый из входящих в ВПО элементов сам может быть весьма сложной по структуре и характеру связей системой.

 

2. При оценке ВПО следует учитывать, что ее состояние определяется свойствами образующих ее элементов, но не сводится к сумме этих свойств. Системный характер ВПО порождает новые, интегративные качества, присущие лишь системе в целом. Учет этих системообразующих качеств является необходимым условием адекватности оценки ВПО.

 

3. Каждый из образующих ВПО системных элементов и система в целом определенным образом проявляют себя, воздействуют на другие элементы и системы, на свое окружение, т.е. осуществляют некоторые функции. Эти функции закономерно связаны со структурой ВПО и внешним воздействием на нее. Установив связи между "входами" и "выходами" системы, можно определить основные факторы ее формирования и тенденции развития.

 

4. ВПО как система, сохраняя себя в некотором диапазоне условий, вместе с тем подвергается определенным необратимым количественным и качественным изменениям, т.е. переживает реальный процесс развития со всеми присущими ему диалектическими характеристиками.

 

Учет этих положений составляет основу системного подхода как общенаучного метода, но не исчерпывает его. Он предполагает многоуровневое и многоплановое рассмотрение объекта исследования, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей объекта, отражающих его на разных уровнях и "срезах". В дальнейшем осуществляется синтез этих моделей в новой, системной модели, а в целостном отражении объекта.

 

Программа системного исследования ВПО может быть успешно реализована лишь на основе комплексного применения идей и методов, выработанных в различных областях знания. Комплексный подход и как принцип, и как общенаучный метод познания позволяет привлечь к исследованию ВПО целый "спектр" наук. В основе этого метода лежит междисциплинарное взаимодействие, стыковка различных отраслей научного знания с целью решения одной проблемы. Комплексный подход предполагает не просто системное видение объекта, что возможно и с позиций какой-либо одной научной дисциплины, а, прежде всего, видение его как системы с особых междисциплинарных позиций. Именно это междисциплинарное понимание системности сложных объектов, скоординированность различных типов деятельности на изучении их взаимосвязанных сторон, представляет собой существенную черту комплексного подхода при применении его к анализу и оценке ВПО.

 

Наряду с рассмотренными, при исследовании ВПО широко используются и другие общенаучные и специальные методы, без которых практически невозможно добиться успехов в ее познании. Суть и особенности этих методов достаточно полно представлены в учебной литературе. В числе эмпирических общенаучных методов широко применяются: наблюдение и описание фактов, изучение документов, опрос экспертов и других носителей информации, классификация и систематизация военно-политической информации, структурное и компьютерное моделирование и др. Из теоретических методов в полной мере используются анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-исторический метод, аналогия и моделирование, абстрагирование и обобщение, мысленный эксперимент и экстраполяция тенденций и др.

 

В качестве специальных методов исследования военно-политической ситуации часто применяются такие, как "мозговая атака", "ситуационный анализ" и др.

 

Особое место в анализе ВПО занимают математические методы и компьютерное моделирование. Несмотря на то, что преобладающая часть выводов, связанных с оценкой ВПО, будет вырабатываться на основе приемов и рассуждений, непосредственно не связанных с математическими методами, тем не менее внедрение их в теорию и методологию ее исследования необходимо. Эта необходимость обусловлена уже тем, что при оценке ВПО требуется переработать гигантские объемы информации из самых разных источников. И проблема здесь не в том, использовать или не использовать математические методы, а в обоснованном определении возможностей и областей их применения, в преодолении возникающих на пути математизации и компьютеризации трудностей.

 

Отечественной и зарубежной наукой накоплен обширный опыт внедрения математических методов в теорию и методологию исследования общественных явлений, в том числе военно-политических процессов [5]. Развитие математического аппарата и самой вычислительной техники позволяет все более уверенно браться за решение сложных информационно-логических задач. Существенные успехи имеются, в частности, в применении статистических моделей и методов в изучении ВПО, во внедрении в дело математизации ее оценки таких интенсивно развивающихся областей математики, как теория "нечетко очерченных" множеств, имитационного моделирования и др. Разработаны и весьма успешно используются экспертные (интеллектуальные) системы, позволяющие значительно повысить уровень информационно-технической поддержки процесса оценки и прогнозирования ВПО.

 

Таким образом, адекватная оценка ВПО и надежное прогнозирование ее изменений требуют использования всего арсенала методологических средств - от общефилософского метода до конкретных формально-логических и эвристических приемов. При чем все возрастающее значение в этом процессе будет занимать реализация идей системного подхода, различных методов экспертных оценок, использование приемов математической обработки материала, особенно компьютерных средств и методов получения, хранения, переработки, поиска и выдачи информации, решения формально-логических и творческих задач, связанных с оценкой и прогнозированием военно-политической обстановки.

 

При этом следует заметить, что глубина, полнота и завершенность аналитических оценок, степень детализации элементов прогноза и сделанных из него выводов будут далеко не одинаковы при разных условиях и обстоятельствах, что обусловлено зависимостью состояния ВПО от множества переменных факторов. В частности, истинность оценочных выводов зависит от таких факторов, как уровень компетентности субъекта оценки ВПО, степени надежности источников информации, масштаба анализируемого явления (подлежит ли оценке обстановка во всем мире, или же в каком-то конкретном его регионе, идет ли речь о текущей оценке ВПО, или же необходим прогноз на отдаленную перспективу) и др.

 

Так, при текущей оценке ВПО, осуществляемой практически непрерывно, упор делается на выявлении источников военной угрозы и военной опасности, определении тех факторов, которые могут в короткие сроки существенно дестабилизировать ВПО, увеличить вероятность возникновения военного конфликта или развязывания полномасштабной войны. Иначе говоря, акцент при текущей оценке ВПО делается на выявлении тех ее изменений, которые требуют быстрой ответной реакции, проведения срочных мероприятий в политической, экономической, идеологической, социальной, военной и других сферах общественной жизни.

 

При осуществлении прогноза о развитии ВПО на отдаленную перспективу главное внимание уделяется более стабильным, долговременным факторам. К числу таковых относятся: содержание, расстановка и структурные изменения социально-политических сил, их коренные интересы и долговременные цели, состояние и изменения в соотношении военной мощи сторон, основные тенденции развития их военной экономики, вооруженных сил и вооружений. Основной упор при долгосрочном прогнозе делается на выявлении возможных в будущем источников военной опасности, реальных причин и поводов для возникновения войн и военных конфликтов, на определении их масштабов, наиболее вероятных участников и тех стратегических районов, в которых могут развернуться военные действия.

 

Опираясь на общую характеристику ВПО как объекта изучения и методологических средств ее анализа, можно определить порядок действий со стороны лиц или органов, участвующих в решении рассматриваемой проблемы. Содержание и последовательность этих действий в своей совокупности составляют методику (алгоритм) анализа, оценки и прогноза военно-политической обстановки. Содержание этой методики в своих главных чертах состоит в следующем [2].

 

1. На основе имеющейся информации формируется рабочая модель общей политической обстановки в мире и изучаемом регионе. В этой модели фиксируется расстановка и соотношение основных политических сил (центров, полюсов), их наиболее общие (жизненно важные) интересы, реальные и потенциальные возможности по обеспечению этих интересов, характер взаимоотношений между полюсами сил, основные противоречия внутри государства, между государствами и их коалициями, суть и направленность происходящих на мировой арене перемен.

 

2. Опираясь на результаты анализа общей политической обстановки, устанавливаются основные субъекты (стороны) ВПО, образующие ядро ее структурной модели. В ней отражается, в зависимости от масштаба исследуемой ВПО, состав, состояние и расстановка военно-политических сил в мире, регионе или отдельной стране, уясняется характер взаимоотношений между этими силами на данный момент времени и возможные тенденции их изменения в ближайшей и отдаленной перспективе, выявляются противостоящие и нейтральные стороны, политические союзы и военные блоки, их состав и географическое размещение. Здесь же оцениваются субъективные качества политических и военных руководителей, оказывающие непосредственное влияние на состояние военно-политических отношений.

 

3. Выясняются интересы и намерения субъектов ВПО, которые выражаются в соответствующих целях и планах действий этих субъектов. Определяются объективные потребности сторон и их субъективное выражение, анализируется содержание военно-политических, военно-стратегических и иных доктринальных концепций, оценивается направленность и тональность выступлений средств массовой информации.

 

4. Проводится сравнительный анализ имеющихся у субъектов ВПО реальных и потенциальных возможностей, их соответствия интересам и намерениям сторон. Оцениваются широкий спектр как материальных, так и духовных факторов, в совокупности составляющих военную мощь субъектов ВПО, их геополитические характеристики, состояние и степень готовности вооруженных сил к началу боевых действий. Устанавливается, в каком направлении идет развитие этих возможностей, каковы преобладающие тенденции: милитаризации или, напротив, демилитаризации экономики и всей общественной жизни.

 

5. Анализируются реальные военно-политические акции субъектов ВПО, их практические действия: носят ли эти акции дипломатический или же военный характер, идет ли речь об угрозах применения военной силы или о ее фактическом применении, каковы формы и масштабы применения военной силы и т.д. Исследуются наиболее опасные очаги военно-политической напряженности, причины их возникновения и возможные последствия.

 

6. Формулируется итоговый вывод об общем состоянии ВПО, степени ее стабильности и напряженности, о факторах, дестабилизирующих обстановку и обусловливающих характер ее динамики, об истоках и степени военной опасности (а в условиях военных действий - о причинах и возможности резкого изменения ВПО, его влияния на ход и исход войны).

 

7. На базе полученной оценки текущей обстановки, рассмотрения факторов, обусловливающих ее различные состояния, выявляются тенденции изменений ВПО в будущем, разрабатывается прогноз ее развития. В нем отмечаются возможные состояния ВПО при той или иной совокупности формирующих ее факторов, говорится о том, к обострению или смягчению обстановки может привести ход развития событий, откуда в перспективе возможна военная угроза, где, когда и с какой степенью вероятности можно ожидать возникновения очагов напряженности, военных конфликтов и войн.

 

Следует подчеркнуть, что каждый шаг в анализе отдельных элементов и ВПО в целом постоянно корректируется практикой, новыми данными о развитии военно-политической ситуации. В свою очередь, сделанные итоговые оценки и прогнозы сами корректируют эту практику, способствуют выработке и уточнению военно-политических решений, позволяют принимать адекватные обстановке меры, уверенно управлять войсками как в мирное, так и военное время.

 

Литература

 

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Шведовой Н.Ю., 17-е изд.стер. - М.: Русский язык, 1985. - С.374, 625.

 

2. Дмитриев А.П., Поздняков А.И., Шаваев А.Х.. Методология оценки военно-политической обстановки. - М.: ВАГШ, 1994, - С. 6-12.

 

3. Философско-методологические проблемы анализа современных войн и военных конфликтов. - М.: ВАД, 1996.

 

4. Данилов В.Н. Оценка военно-политической обстановки в структуре военной политологии // Военная мысль. - 1991. - № 4. - С. 34.

 

5. Панов В.В. Математические методы в оценке военно-политической обстановки. - М.: Воениздат, 1988;

 

Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. - М.: МГУ, 1992.



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
 
Грин Р. 48 законов власти
48 законов власти
Это самая аморальная, самая скандальная, самая циничная. и самая правдивая книга о власти, начиная с незамысловатой, бытовой и кончая президентской. Отныне, познав блестяще сформулированные и подкрепленные интереснейшими и неожиданными историческими факторами жесткие и жестокие законы поведения во власти, вы без труда распознаете то, что стоит за теми или иными словами и поступками "маленьких" начальников и сильных мира сего, то, что так тщательно они пытаются скрыть. "48 законов власти" - настольная книга для тех, кто желает освоить науку управления людьми, безошибочно использовать их слабости для достижения собственного могущества....

Цена:
239 руб

Дэниел Ергин Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть The Prize: The Epic Quest for Oil, Money and Power
Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть
Получившая престижную Пулитцеровскую премию, книга "Добыча" - это яркое, наполненное историческими персонажами и событиями повествование о черном золоте - нефти. Автор раскрывает сложные взаимоотношения между мировой нефтяной индустрией и международной политикой и показывает, как нефть стала одним из определяющих факторов развития мировой экономики. Несмотря на многочисленные инновации в области альтернативной энергетики, нефть и дальше будет продолжать играть ключевую роль в судьбе не только отдельных государств, но и человечества в целом.
В новом, существенно переработанном издании автор отразил изменения, произошедшие в отрасли за последние десять лет, а также добавил новую главу и предисловие.

Книга будет интересна широкому кругу читателей....

Цена:
1208 руб

М. Хазин, С. Щеглов Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите
Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите

Власть не дают, власть берут - сколько раз Вы слышали эти слова и сколько раз повторяли сами, не задумываясь об их смысле. А между тем насильственный захват власти в любой стране является тягчайшим преступлением, и попытки "взять власть" заканчиваются не на троне, а на эшафоте. Как же так получилось, что расхожим мнением о Власти стала реклама преступного и тупикового пути к ней, и как на самом деле обычные люди становятся людьми Власти? В своей книге Хазин и Щеглов предлагают читателю совершенно новую трактовку сущности Власти, подробно рассказывая о всех стадиях властной карьеры - от рядового сотрудника корпорации до высокопоставленного представителя мировой элиты. Участвуя в диалоге с Теоретиком и Практиком, Читатель постепенно знакомится с основными категориям теории Власти (властными группировками, ресурсами, вассалами и сюзеренами) и с ее правилами, главным из которых всегда было и остается "Молчание - золото!".
Какое правило Власти нарушил Стив Джобе, в 1984 году уволенный со всех постов в собственной компании Apple? Какой враг довел до расстрела "гения Карпат", всесильного диктатора Румынии Николае Чаушеску? Почему военный переворот 1958 года во Франции начали генералы, а власть в результате досталась давно вышедшему в отставку де Голлю? Сколько лет потребовалось настоящему человеку Власти, чтобы пройти путь от нищего на паперти до императора Византии, и как ему вообще это удалось? Как реально, а не в домыслах конспирологов, сражались между собой американские олигархи Морганы и Рокфеллеры и каков расклад сил среди их наследников в современной мировой правящей элите?
Об этом и о многом другом - в новой книге известного российского экономиста Михаила Хазина и популярного блогера Сергея Щеглова.

...

Цена:
1429 руб

Хазин М., Щеглов С. Лестница в небо. Краткая версия
Лестница в небо. Краткая версия
Власть не дают, власть берут - сколько раз Вы слышали эти слова, и сколько раз повторяли сами, не задумываясь об их смысле. А между тем, насильственный захват власти в любой стране является тягчайшим преступлением, и попытки «взять власть» заканчиваются не на троне, а на эшафоте. Как же так получилось, что расхожим мнением о Власти стала реклама преступного и тупикового пути к ней, и как на самом деле обычные люди становятся людьми Власти? В своей книге Хазин и Щеглов предлагают читателю совершенно новую трактовку сущности Власти, подробно рассказывая о всех стадиях властной карьеры - от рядового сотрудника корпорации до высокопоставленного представителя мировой элиты. Участвуя в диалоге с Теоретиком и Практиком, Читатель постепенно знакомится с основными категориям теории Власти (властными группировками, ресурсами, вассалами и сюзеренами) и с ее правилами, главным из которых всегда было и остается «Молчание - золото!».
Какое правило Власти нарушил Стив Джобе, в 1984 году уволенный со всех постов в собственной компании Apple? Какой враг довел до расстрела «гения Карпат», всесильного диктатора Румынии Николае Чаушеску? Почему военный переворот 1958 года во Франции начали генералы, а власть в результате досталась давно вышедшему в отставку Де Голлю? Сколько лет потребовалось настоящему человеку Власти, чтобы пройти путь от нищего на паперти до императора Византии, и как ему вообще это удалось? Как реально, а не в домыслах конспирологов, сражались между собой американские олигархи Морганы и Рокфеллеры, и каков расклад сил среди их наследников в современной мировой правящей элите?
На все эти вопросы Вы найдете в уже получившей популярность книге «Лестница в небо».
Сейчас в Ваших руках - краткая версия одной из главных книг о Власти в XXI веке, подготовленная к данному изданию самими авторами!...

Цена:
365 руб

Макс Вебер Власть и политика
Власть и политика
Многовековым спор о природе власти между такими классиками политической мысли, как Макиавелли и Монтескье, Гоббс и Шмитт, не теряет своей актуальности и сегодня. Разобраться в тонкостях и нюансах этого разговора поможет один из ведущих специалистов по политической философии Александр Филиппов.
Макс Вебер - один из крупнейших политических мыслителей XX века. Он активно участвовал в политической жизни Германии, был ярким публицистом и автором ряда глубоких исследований современной политики. Вебер прославился прежде всего своими фундаментальными сочинениями, в которых, в частности, предложил систематику социологических понятий, среди которых одно из центральных мест занимают понятия власти и господства. В работах, собранных в данном томе, соединяются теоретико-методологическая работа с понятиями, актуальный анализ партийно-политической жизни и широкое историко-критическое представление эволюции профессии политика на Западе в современную эпоху, эпоху рациональной бюрократии и харизмы вождей.
Данный том в составлении Александра Филиппова включает в себя работы "Парламент и правительство в новой Германии". "Политика как призвание и профессия" и "Основные социологические понятия".
Вступительная статья А.Ф. Филиппова. Комментарии Дмитриева Т.А....

Цена:
484 руб

Дмитрий Травин "Особый путь" России. От Достоевского до Кончаловского
"Особый путь" России. От Достоевского до Кончаловского
В книге рассматриваются многочисленные теории, представляющие Россию как страну с мессианским призванием, с особым путем в будущее, принципиально отличающимся от стандартного пути модернизации, по которому ранее шли развитые страны мира. В первой части книги анализируются классические теории особого пути, сформировавшиеся в XIX веке и в большей части ХХ столетия (до распада СССР). В том числе славянофильство, евразийство, концепции Ф.Достоевского, Н.Данилевского, К.Леонтьева, И.Ильина, Н.Лосского, Р.Пайпса. Во второй части представлены теории современных авторов: как идеологии, так и научные концепции различных направлений. Большая часть современных теорий особого пути впервые рассматривается как единое целое и подвергается обстоятельному критическому разбору. В заключительной главе второй части предлагается вглядеться в альтернативу – в серьезные научные работы, построенные на представлении о том, что Россия не имеет никакого особого пути, а является европейской страной, вполне способной осуществить модернизацию, несмотря на все трудности, которые с этим связаны....

Цена:
269 руб

Крест Чубайса
Крест Чубайса
Эта книга про десять последних лет существования одной из крупнейших в мире энергетических компаний - РАО "ЕЭС". Эта книга про людей, так или иначе связанных с энергокорпорацией. Про тех, кто хотел ее разрушить, и про тех, кто боролся за ее неприкосновенность. Они честно и отчаянно бились друг с другом на хозяйственном и политическом поле. Эта книга про Чубайса, который, как казалось многим десять лет назад, зашел ненадолго порулить крупнейшей госкорпорацией. Про президентов и премьеров, про политиков и чиновников, про бизнесменов и экспертов, которые соприкасались с делами энергохолдинга. А значение компании таково, что практически все, кто сам имел хоть какое-то значение в России - от бизнесмена средней руки до президента страны, - не могли остаться в стороне от проблем электроэнергетики. Эта книга про экономическую историю России, существенной и неотъемлемой частью которой был холдинг РАО "ЕЭС". Эта книга про первую в мировой истории компанию, которая добровольно наложила на себя руки и менеджеры которой утверждают, что сделали это ради экономического счастья других компаний и других людей. Эта книга про то, как команда Чубайса ликвидировала РАО. За что и почему....

Цена:
161 руб

Роберт Каплан Месть географии. Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного The Revenge of Geography: What the Map Tells Us About Coming Conflicts and the Battle Against Fate
Месть географии. Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного
"География может рассказать о целях и стратегиях государства гораздо больше, чем его идеология или внешняя политика", - считает известный американский публицист и геополитик Роберт Каплан. Он убежден, что будущее стран и континентов можно понять в контексте таких объективных параметров, как климат, территория, наличие водных ресурсов, разнообразие ландшафта. Прослеживая историю регионов, стран и "горячих точек" планеты, автор предлагает собственную целостную теорию о грядущем цикле конфликтов, которые будут происходить по всей. Евразии - в Европе, России, Китае, Турции, Иране, на арабском Ближнем Востоке. Каплан опирается в своем исследовании на современные научные данные и на классические труды прошедшего столетия.
Он утверждает: зная географию, можно ясно увидеть те границы, переступать которые не следует. Достаточно просто подойти к карте и внимательно посмотреть на нее....

Цена:
569 руб

Вадим Махов Счастливый клевер человечества. Всеобщая история открытий, технологий, конкуренции и богатства
Счастливый клевер человечества. Всеобщая история открытий, технологий, конкуренции и богатства
Цитата

"Любой организм после периода расцвета увядает. Это значит, что где-то должен прорасти и возникнуть новый счастливый клевер".

Вадим Махов



О чем книга

О смысле биологической и социальной эволюции, о том, какие перемены они привнесли в человечество и каких перемен ждать в ближайшем будущем. Эта книга представляет собой попытку взглянуть на мир под углом прошлого и обозримого будущего, понять, что было бы с современным обществом, отклонись оно от развития на милимметр вправо или влево.

Почему книга достойна прочтения

  • Открытием автора стала единая модель развития общества вне зависимости от рассматриваемой эпохи, названная им счастливым клевером человечества. Согласно теории Махова, четыре элемента - знания, общество, бизнес и богатство - позволяют оценивать успех развития того или иного общества на основе их анализа. При этом Махов старается показать механизм слаженного взаимодействия лепестков на примере инновационного развития современного общества, где "предприниматели - это особый класс людей, без которых схема не работает, а клевер не цветет".

  • "На каждом инновационном цикле, на каждом очередном эволюционном витке для расцвета четырехлистного клевера в действие приводятся одни и те же функции - созидание, встраивание, конкуренция и фильтрация (отбор). Результатом является накопленное общественное богатство - один из лепестков счастливого клевера, который позволяет создавать запас "энергии" для следующего этапа адаптации".

  • Для удобства восприятия информации автор предлагает рассмотреть модель счастливого клевера в разбивке четырех эпох эволюции человечества. Это биологическая эволюция и выделение человека из биологической эволюции; период эволюции цивилизаций; период от эпохи Ренессанса в Европе до наших дней; от наших дней до 2050 г. и далее.

    Для кого эта книга
    Для широкого круга эрудированных читателей.

    Автор
    Вадим Махов - председатель Совета директоров ПАО "Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ)". Значительный практический опыт получил, работая в "Северстали" в 1994-2009 гг., где прошел путь от заместителя начальника лаборатории экономических исследований до председателя комитета Совета директоров по стратегии.
    Является профессором школы бизнеса "Сколково", где разработал и ведет курсы бизнес-планирования и инноваций.

    Ключевые слова
    Инновации, наука, эволюция, клевер, счастливый клевер человечества, развитие, эпохи, общество.
  • ...

    Цена:
    889 руб

    А. Васильев От Ленина до Путина. Россия на ближнем и среднем Востоке
    От Ленина до Путина. Россия на ближнем и среднем Востоке
    Новая работа известного ученого-востоковеда - результат его полувекового изучения Ближнего и Среднего Востока, честная и непредвзятая оценка целей, методов и средств политики Москвы, ее реальных достижений, провалов и просчетов в этом важнейшем для России регионе "третьего мира" как в советский, так и в постсоветский периоды. Впервые в международной историографии рассматривается процесс принятия решений в Кремле по вопросам ближневосточной политики. Приводятся неизвестные ранее факты, связанные с суэцким кризисом 1956 г., арабо-израильскими войнами 1967 и 1973 гг., войной в Персидском заливе 1991 г., советским вмешательством в Афганистане, политикой Москвы в отношении Израиля, анализируются прагматичные шаги руководства новой России в рамках борьбы с терроризмом, в связи с вступлением войск США в Ирак и Афганистан, "арабской весной" и сирийским кризисом.
    ...

    Цена:
    901 руб

    2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования