Политический словарь
Ядерное оружие в обеспечении безопасности России, роль, место

РОЛЬ И МЕСТО ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

 

А. БЕЗГИНОВ, Б. КОНЯХИН, В. КОРОБУШИН, А. КОСТЮК,

 

В. ЛОБОРЕВ, И. ОСТРОУХОВ

 

1. О роли ядерного оружия до настоящего времени

 

В оценках роли и места ядерного оружия (ЯО) в обеспечении безопасности России за истекший период можно выделить две противоположные точки зрения. Согласно одной из них, ЯО являлось и является исключительно негативным фактором как в политической сфере, так и в других сферах, в частности экологической. Согласно другой, ЯО, несмотря на наличие опасных свойств, играло и продолжает играть очень важную стабилизирующую роль.

 

Вторая точка зрения более соответствует реальности, но является чрезмерно общей. Подтверждением ее достоверности, как правило, считают факт отсутствия в период "холодной войны" прямых вооруженных столкновений между ядерными державами. Этот факт рассматривают как прямое доказательство "сдерживающей силы" ядерного оружия. Несмотря на наличие определенных оснований для такого заключения, оно справедливо для весьма ограниченной сферы конфликтов. Комплексными исследованиями кризисных ситуаций в мире, имевших место в период "холодной войны" 1, показано, что ЯО с характеристиками оружия массового поражения (ОМП) не может в полной мере рассматриваться как средство реального боевого применения, оно может использоваться только как средство возмездия в условиях неизбежной гибели государства. Это позволяет сделать важнейший вывод о том, что ядерное оружие с характеристиками ОМП, то есть большая часть существующего ЯО, в современных условиях и в перспективе способно выполнять хотя и очень важную, но узкую функцию взаимного ядерного сдерживания, другими словами, предотвращать единственный вид вооруженных конфликтов - широкомасштабную ядерную агрессию.

 

С учетом объективности тенденции расширения спектра межгосударственных конфликтов в будущем2 следует признать весьма актуальной проблему формирования современных взглядов России в области ядерного сдерживания. Они должны учитывать не только изменяющиеся внешние угрозы, но и внутренние условия страны с учетом ее экономических возможностей и перспектив их развития.

 

Однако вначале рассмотрим, какое место занимает ядерное оружие в концепциях обеспечения национальной безопасности других государств.

 

2. Место ядерного оружия в современных концепциях обеспечения национальной безопасности ведущих государств мира

 

Соединенные Штаты Америки

 

Основными методами обеспечения национальной безопасности, защиты национальных интересов США считаются сдерживание путем устрашения, оборона с прямым использованием вооруженных сил и контроль над вооружениями, обеспечивающие неуязвимость государства от враждебных актов путем достижения военного преимущества над любым государством или группой государств. При этом военная мощь рассматривается как источник гарантий и основа безопасности как в региональном, так и в глобальном масштабах.

 

В начале 90-х годов руководители США изменили взгляды на практическое использование ядерных сил, заявив, что невозможно добиться победы в ядерной войне. Тем самым формально было закреплено достигнутое понимание характера ядерных войн при широкомасштабном использовании ЯО с характеристиками ОМП. Официальные документы США не лишены декларативности, маскирующей фактическое положение дел. Во-первых, чрезмерно узкая трактовка понятия ядерная война (как акта массированного применения наличных арсеналов) неадекватна реальному спектру свойств ядерного оружия, которым обладают США. Во-вторых, практическая политика США явно далека от твердых намерений ликвидировать ЯО, что и отражает декларативный характер этих намерений.

 

В соответствии с концепцией активного противодействия США должны не только обладать способностью гарантированного уничтожения вероятного противника, но и обеспечивать возможность гибкого и контролируемого применения ядерных средств по объектам различных категорий в зависимости от степени и масштаба возникшей угрозы. Ядерная стратегия США основывается на обеспечении многовариантного использования стратегических сил и сводится к следующему:

 

* в любых условиях стратегические силы должны быть способны нанести массированные ядерные удары по группировкам вооруженных сил, важнейшим экономическим и административным центрам противника как в упреждающих, так и в ответных действиях;

 

* должна быть обеспечена возможность нанесения ограниченных контролируемых ядерных ударов, соответствующих масштабам действий противника и сложившимся военно-политическим условиям;

 

* во всех случаях должно быть предусмотрено сохранение мощного стратегического резерва безопасности, способного обеспечить гарантированное уничтожение важнейших объектов противника. При этом предполагается, что "резерв безопасности" необходим также на случай попытки "третьих ядерных государств" воспользоваться сложившейся в глобальном конфликте ситуацией для достижения своих политических и военных целей.

 

Основные положения концепции ограниченной ядерной войны официально были закреплены в качестве неотъемлемой части военной доктрины США президентской директивой от 25.7.80 г., которая провозгласила курс на селективное применение ядерных средств "высокой точности и ограниченной мощности, обеспечивающих поражение любых целей и ограничение сопутствующего разрушения окружающей среды".

 

Фундаментальные положения военной доктрины США на протяжении длительного периода остаются незыблемыми. Ее основа - ставка на военную силу как один из важнейших инструментов политики, на достижение полного и неоспоримого военного превосходства - сохранялась все это время и никогда не подвергалась сомнению.

 

Доктрина оставалась наступательной по своему характеру и неизменно ориентировалась на сохранение и возможность применения ЯО. Вместе с тем в зависимости от изменения военно-политической обстановки, стратегического положения США в мире, соотношения сил и уровня военно-технического развития менялись доктринальные положения о направлениях военного строительства, о способах и формах использования вооруженных сил, в том числе ядерных вооружений.

 

Принципиальным отличием новой ядерной стратегии США является расширение функций ядерных вооружений: помимо традиционного сдерживания страхом гарантированного уничтожения в ответных действиях предусматривается использование ЯО в региональных конфликтах как средства активного противодействия возможному применению не только ядерного, но и обычного, а также других видов оружия массового поражения. В перечни целей для ядерных ударов включаются объекты стран "третьего мира".

 

В качестве одного из практических шагов в рамках этой стратегии президент Клинтон подписал в феврале 1996 года Меморандум о резерве ядерного оружия, который предусматривает поворот от количественного наращивания ядерных вооружений к оптимизации структуры боезапаса, повышению его надежности и безопасности, значительному продлению сроков эксплуатации боеприпасов (до 25 лет). Разработан и реализуется план реструктуризации ядерного оружейного комплекса. Главная цель плана - создание более компактного, более эффективного, экологически более чистого и менее дорогостоящего комплекса по сравнению с существующим. По имеющейся информации, прогнозирует сохранение значительного ядерного арсенала США по крайней мере до 2050 года.

 

 Франция  

 

Военно-доктринальные установки Франции определяются стратегией направленной обороны 1969 года. Ее основу составила концепция расширенной зоны безопасности, в соответствии с которой районы жизненных интересов Франции стали включать наряду с национальной территорией всю Западную Европу и подступы к ней, а также некоторые другие районы мира. Строительство и боевая подготовка вооруженных сил Франции стали учитывать требования НАТО.

 

Изменения в Европе в 90-х годах не отразились на позиции Франции в отношении ЯО. Французское руководство исходит из того, что роспуск организации Варшавского Договора привел к образованию стратегического вакуума как в области обычного, так и ядерного оружия. В связи с этим даже при условии создания Европейской конфедерации с участием России необходима "плотина" в виде минимальных сил ядерного сдерживания. Возможный же уход американских сил из Европы приведет к тому, что на континенте останется лишь одна ядерная держава - Россия. Вследствие этого французские вооруженные силы должны отвечать требованиям минимальной достаточности для обороны с учетом их оснащения ЯО.

 

Военно-политической организацией, способной создать "плотину", руководство Франции считает Западноевропейский союз с собственным европейским пространством безопасности и европейским оборонным ядром. Последнее, по мнению французского руководства, могли бы составить ядерные силы Франции и Великобритании и обычные силы Франции и Германии.

 

 Великобритания  

 

В строительстве вооруженных сил Великобритания во многом ориентируется на Соединенные Штаты. Это проявилось в вопросах оснащения английской армии ядерным оружием. Основу стратегических ядерных сил составляет американская ракетная система подводных лодок "Поларис", которая заменяется новым флотом подводных лодок, вооруженных американскими ракетами "Трайдент".

 

В блоке НАТО Англия хотела бы играть ведущую роль как особый союзник США, но ее западноевропейские партнеры склонны считать, что главный вклад Англии в союз связан с географическим положением страны в качестве "непотопляемого авианосца, стоящего на якоре у побережья Европы". Ядерное устрашение - основная задача Англии как участника блока НАТО.

 

Военно-политическое руководство страны исходит из того, что Англия должна выполнять в НАТО четыре задачи: ядерное устрашение, оборона страны, оборона морских коммуникаций в проливе Ла-Манш, Восточной Атлантике, Северном море, оборона континентальной части Европы. Вооруженные силы должны быть готовы к ведению войн высокой, средней и низкой интенсивности. В последние десятилетия английские вооруженные силы вели самостоятельные военные действия только в конфликтах низкой интенсивности в Северной Ирландии и на Фолклендских островах. Английский флот в рамках блока НАТО рассматривается лишь как дополнение к американским военно-морским силам. ВВС Англии ставится задача противовоздушной обороны страны, поддержки сухопутных войск и ВМС на европейском театре войны и в Восточной Атлантике, осуществления стратегических и тактических перебросок войск.

 

 Германия  

 

Военная доктрина Германии тесно связана с военно-политическими стратегиями Североатлантического союза. Она исходит из того, что Германия, лишенная возможности иметь собственное ядерное оружие, должна ориентироваться на создание мощной наземной армии, которая стала основным компонентом сухопутного "щита" НАТО. В то же время немецкое военно-политическое руководство постоянно выступало за создание в НАТО ядерных сил театра войны, которые могли бы стать тактическим ядерным "мечом" в случае войны. Поскольку Конституция ФРГ запрещает использовать вооруженные силы за пределами зоны ответственности НАТО, немецкая военная доктрина предусматривает необходимость вести ядерную или обычную войну в составе сил блока. Германия считает возможным участие бундесвера в ядерной войне в составе блока НАТО.

 

 НАТО  

 

В установках блока НАТО остается неизменной центральная задача его деятельности - гарантирование безопасности в европейском регионе и сохранности альянса. Вместо упразднения или сокращения военных структур НАТО, ожидавшихся как следствие потепления международной обстановки, происходит усиление его боевой мощи. Сохранены концепции первого ядерного удара, передовых рубежей, применения мобильных сил, усиления группировок войск в Европе за счет переброски резервов из-за океана. Не обсуждается вопрос о полном удалении из Западной Европы американского ядерного оружия, хотя у Франции и Великобритании имеются и совершенствуются собственные ядерные арсеналы.

 

Выступая в Брюсселе, президент Клинтон в числе стоящих перед НАТО задач назвал важность предотвращения распространения в мире ядерного оружия и ракетных технологий и возможность применения для этого всех имеющихся средств вооруженной борьбы. Претензии ведущего участника НАТО - обладателя ядерного оружия на его использование в качестве инструмента обеспечения действенности Договора о нераспространении ядерного оружия идут вразрез с выработанной в рамках ООН процедурой, в связи с чем этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

 

НАТО обладает военной мощью, позволяющей ему готовить и вести весь спектр войн: ядерные и обычные, всеобщие и ограниченные. В соответствии с установками новой коалиционной военной стратегии НАТО крупномасштабная война, как правило, может возникнуть в результате эскалации боевых действий в ходе локальных конфликтов, а не прямого нападения вооруженных сил НАТО и России друг на друга.

 

Применение ядерного оружия, согласно установкам новой стратегической концепции НАТО, преследует политические цели: сохранение мира, защиту свобод и предотвращение войны. В ходе боевых действий оно рассматривается как оружие последнего рубежа и по-прежнему является материальной основой реализации концепции ядерного устрашения. При этом к ранее исповедуемым принципам (применение ядерного оружия первым и преднамеренная эскалация вооруженного конфликта) сформулирован третий принцип - меньшая зависимость от ядерных вооружений. Это связано с тем, что ядерное устрашение планируется осуществить при пониженном уровне ядерных вооружений после реализации договоров об их сокращении. В практике военного строительства это может привести к интенсивной разработке более совершенных систем обычного оружия, оружия на новых физических принципах и, не исключено, новых видов ядерных вооружений.

 

 Китай  

 

Китай сохраняет пока обязательство о неприменении ядерного оружия первым и ориентируется, главным образом, на концепцию массированного ядерного возмездия. В то же время интенсивное развитие Китаем своих стратегических и тактических ядерных сил, в том числе и в направлении увеличения разнообразия их боевых свойств, порождает осторожную оценку неизменности его ядерного курса. Фундаментальными причинами изменения курса могут оказаться причины трофического характера: недостаток природных ресурсов в сочетании с огромной численностью населения. С учетом реальных темпов роста ядерного потенциала Китая можно ожидать существенного изменения его геостратегической роли через 10...15 лет. В ближайшем будущем возможно определенное изменение позиции Китая и вообще обстановки в АТР в связи с недавним проведением Индией ядерных испытаний.

 

Приведенный выше обзор некоторых аспектов развития концепций обеспечения национальной безопасности различных государств показывает, что, несмотря на количественные сокращения ядерных арсеналов России и США, ядерное оружие по-прежнему играет значительную роль в системе военных мер обеспечения безопасности ведущих государств и стратегической стабильности в мире в целом.

 

Выше рассмотрена позиция, главным образом, ядерных государств. В то же время следует учитывать, что даже запрет на испытания (с которым согласны далеко не все страны) не является гарантией неувеличения числа государств - обладателей ядерного оружия. Классический пример - успешные взрывы первых ядерных боеприпасов США и СССР. В 1974 году Индия взорвала ядерное устройство из плутония, полученного из исследовательского ядерного центра в Канаде. Совершенствуются ядерные технологии. В качестве примера можно привести заявление Израиля (1974 г.) о получении плутония не диффузионным методом, а путем лазерного разделения изотопов на небольших установках. По оценкам, опубликованным в журнале "Ядерный контроль", если сейчас в мире насчитывается 5 ядерных и 5 "пороговых" государств, то в начале XXI века общее число таких государств может возрасти до 40, причем, половина из них - страны "третьего мира". Это сделает ядерное оружие еще более существенным фактором мировых процессов.

 

3. Возможности противодействия внешним угрозам России

 

 с помощью ядерных вооружений

 

В новом проекте военной доктрины РФ указано, что одним из основных принципов политики ядерного сдерживания является "решимость высшего военно-политического руководства государства применить ядерные силы в критической ситуации, угрожающей существованию России ...". Такая позиция обусловлена объективными причинами. Как показал анализ, в будущем не следует ожидать снижения общего уровня военных угроз России. В частности, пока Россия будет находиться в сложных экономических условиях, следует ожидать сохранения существующего уровня ядерного давления на Россию в случае сохранения ее ядерного потенциала и усиления давления в случае его деградации или, более того, полного ядерного разоружения. При этом усиления давления следует ожидать со стороны США и Китая, в меньшей степени - со стороны стран Западной Европы. Необходимо также отметить, что в перспективе ситуация по южным границам может радикально измениться в направлении актуализации военных, а, возможно, и ядерных угроз в случае формирования военно-политических или/и экономических коалиций исламских государств.

 

В связи с этим целесообразно оценить возможную роль российского ядерного оружия как можно шире, с учетом угроз, порождаемых не только ядерными вооружениями других государств.

 

3.1. Противодействие угрозам, порождаемым оружием массового поражения

 

Анализ, проведенный в ряде исследований, показывает, что угрозы, обусловленные существованием и развитием ОМП, еще длительное время будут актуальны. С учетом разнообразия угроз по их физическому содержанию, а также разнообразия ментальности населения и политического руководства различных государств, порождающие широкий спектр характеров угроз, темпов их проявления в тех или иных конфликтах, Россия должна обладать адекватно широким спектром парирования угроз. Обобщенно и в значительной степени условно можно выделить два типа способов парирования угроз: силовые и политические; а в качестве более узких подтипов: внутри силовых - военные, внутри политических - договорные.

 

Договорная деятельность хотя и позволяет ослабить угрозу применения отдельных видов ОМП, не может рассматриваться как надежный способ парирования угроз: практически в условиях действия любого договора для любого его участника сохраняется возможность нарушения договора.

 

Ниже рассматриваются военные способы, точнее, военные средства противодействия угрозам, связанным с развитием ОМП в других странах. Мы уточняем объект анализа именно таким образом, поскольку понятие "способ парирования угрозы" на содержательном уровне, как правило, предполагает задействование комплекса разнородных, а не только военных средств. Например, формирование военной доктрины, военно-стратегической концепции государства и объявление их всем эвентуальным противникам может рассматриваться как способ политического давления на них, но в то же время он обязательно предполагает возможность создания определенных военных средств, способных при необходимости материализовать ответную угрозу, объявленную в доктрине или концепции.

 

В интересах проводимого анализа, различные виды ОМП могут быть грубо разделены на два типа (в скобках указаны характерные представители типа):

 

 (I) - ОМП с плохо контролируемыми границами последствий во времени и пространстве при ограниченном применении (биологическое, тектоническое);

 

(II) - ОМП с контролируемыми границами последствий во времени и пространстве при ограниченном применении (ядерное, инфразвуковое).

 

Под контролируемостью в данных определениях понимается возможность обеспечения достаточно однозначного соответствия между параметрами данного образца оружия и способа его применения (мощность взрыва, границы территории первоначального выброса болезнетворных бактерий и т.д.), с одной стороны, и пространственно-временными границами последствий, с другой. Под последствиями понимаются собственно физические, биологические, экологические и другие эффекты, порождаемые применением ОМП, без учета военно-политических результатов применения. Под ограниченным применением понимается применение, характеризующееся возможностью выбора применяемого типа ОМП, его ТТХ и способа применения, а также контроля параметров вторичных процессов, вызываемых применением ОМП (например, мощности пожара, размеров зоны затопления и т.п.).

 

Разумеется, введенная типизация не является жесткой - не позволяет любой вид ОМП однозначно отнести к определенному типу (например, это замечание относится к некоторым видам климатического оружия), однако, в обсуждаемом военно-стратегическом аспекте она позволяет указать на принципиально различающиеся типы ОМП: с плохоконтролируемыми и контролируемыми последствиями применения. Второй тип может фактически рассматриваться как исходная точка разработки видов оружия, близких к обычному оружию по областям применения и целеназначению, но существенно более мощных по поражающему действию.

 

С использованием введенных понятий можно дать следующую обобщенную военно-стратегическую и военно-техническую характеристики угроз России, порождаемых развитием ОМП в других странах:

 

* в обозримой перспективе угрозы сохранятся;

 

* спектр угроз по основным параметрам (виды используемых физических, химических и других явлений, необходимые экономико-технико-технологические условия создания, характер последствий применения) имеет тенденцию к расширению;

 

* сохраняется угроза создания и применения, как минимум, в качестве средства давления (шантажа) новых видов ОМП, приводящих в случае реального применения к катастрофическим последствиям регионального, континентального или глобального масштаба (ОМП 1-го типа);

 

* существует и имеет тенденцию к расширению область неопределенности, границами которой являются, с одной стороны, ОМП 1-го типа, с другой, обычное оружие ведения боевых действий, характеризующаяся тем, что попадающие в нее виды ОМП имеют контролируемые (управляемые) последствия применения, а отдельные виды ОМП в процессе целенаправленной разработки могут утратить свойство "тотального разрушения", сохранив существенно больший, чем обычное оружие, потенциал избирательного поражения, например, технических систем определенного класса, живой силы на поле боя и т.д.

 

В таких условиях процесс формирования требований к отечественным военным средствам противодействия угрозам оказывается очень сложным во всех основных аспектах: технологическом, экономическом, военно-политическом (как регулировать развитие этих средств с учетом реальных взаимоотношений с другими государствами), военно-стратегическом (как применять их адекватно каждому конкретному конфликту без вредных побочных последствий - как прямых, так и опосредованных, например, выражающихся в развитии неконтролируемой эскалации боевых действий).

 

Наработанные к настоящему времени методологические, фактологические и другие основания решения противодействия ОМП недостаточны для рассмотрения всех перечисленных аспектов в должной полноте. В связи с этим мы ограничимся предварительной оценкой минимальных необходимых действий по созданию средств противодействия внешним угрозам, обусловленным развитием ОМП в других государствах. Выделим два периода, отказавшись, однако, от оценки их хронологических границ в терминах физического времени, ограничившись только экономико-технологической характеристикой:

 

* ближняя перспектива: низкий уровень организации и развития производственной базы военно-промышленного комплекса России, ограниченные возможности по производству и воспроизводству военных средств, главным образом, в классе средств, технологически обеспеченных на уровне 80-х годов;

 

* дальняя перспектива: полноценная производственная и технологическая база военно-промышленного комплекса, позволяющая при необходимости создавать любой вид ОМП из числа тех, которые могут создать эвентуальные противники России.

 

Характеристика второго периода есть, конечно, идеализация, однако, при разумных целевых установках она полезна для анализа.

 

Отметим, что хронологически первый из названных периодов хотя бы частично (вначале) характеризуется тем, что в остальных государствах мира пока реально не созданы новые виды ОМП. Следовательно, в этот период Россия может ограничиться средствами противодействия только уже существующим видам ОМП (ядерное, химическое, биологическое).

 

С учетом сформулированной выше обобщенной характеристики угроз России, порождаемых развитием ОМП в других странах, приходится констатировать, что необходимы средства противодействия очень широкому спектру ОМП, и при этом нельзя указать строгую границу между ОМП и обычным оружием. Рассмотрим несколько различных стратегий поведения в этих условиях:

 

(А) - ограничиться созданием оружия возмездия, ответное применение которого будет гарантировано неприемлемо для любого противника в любом конфликте;

 

(Б) - идентичный ответ - создание таких видов ОМП, которые в совокупности по используемым физическим, биологическим и т.д. процессам и масштабам последствий применения дублируют все виды ОМП, создаваемые в других государствах;

 

(В) - адекватный ответ - создание ОМП, которые по физике, химии и т.д. не обязательно дублируют ОМП противников, но обеспечивают адекватный спектр масштабов последствий применения.

 

Известно, что в предшествующий период стратегия типа (А) была превалирующей и поддерживалась ядерным оружием. По-видимому, не требуют особого доказательства следующие утверждения:

 

* в будущем Россия также должна обладать оружием возмездия;

 

* ядерное оружие является достаточно универсальным оружием возмездия. Нет необходимости создавать у себя другие его разновидности (например, тектоническое или бактериологическое), тем более что ядерное оружие, в отличие от других видов оружия относится по введенной выше классификации ко второму типу ОМП, то есть обладает свойством контролируемости последствий;

 

* оружие возмездия в сочетании только с существующим обычным оружием не может выполнить всех функций противодействия внешним военным угрозам, следовательно, стратегия (А) хотя и необходима, но неполна.

 

Стратегия (Б) потенциально стимулирует гонку вооружений. Этот феномен уже наблюдался в истории развития, например, ядерного оружия. Можно также, по-видимому, утверждать, что экономически это наиболее тяжелый путь. В первый из указанных выше периодов он для России вообще нереален. Следовательно, он не может быть рекомендован как основа политики государства в военно-стратегической области.

 

Стратегию типа (В) разумно рассматривать как дополнение стратегии типа (А). Принципиальное ее отличие от стратегии типа (Б) заключается в том, что мы требуем адекватности своего оружия оружию противника не на техническом, а на функциональном уровне, причем, имеется в виду высокий уровень описания функций, например, в терминах снижения эффективности экономики противостоящего государства, утраты боеспособности крупной группировки войск противника, разрушения среды обитания населения определенного региона и т.д. (не обязательно в результате действия процессов, идентичных тем, которые инициировало применение ОМП противника).

 

Накопленные знания о механизмах действия и последствиях применения ядерного оружия позволяют утверждать, что оно является подходящим средством реализации стратегии типа (В). Важным фактором при этом является принадлежность ядерного оружия к ОМП второго типа.

 

С учетом сказанного, а также факта реального существования ядерного арсенала и соответствующих компонентов военно-промышленного комплекса главным военно-стратегическим фактором обеспечения безопасности России в первый из указанных выше периодов следует признать именно ядерное оружие.

 

Во втором периоде, по-видимому, окажется необходимым развитие других видов оружия, по введенной выше классификации относящихся ко второму типу ОМП. При этом необходимо иметь в виду, что фактически речь идет о промежуточном виде оружия - между собственно ОМП (1-й тип) и обычным оружием.

 

3.2. Сопоставление ролей ядерного и обычного оружия

 

Такие свойства ядерного оружия, как комплексность воздействия различных по своей физической природе поражающих факторов в сочетании с огромными разрушительными эффектами для большинства объектов воздействия делают очевидной губительность последствий его массированного применения даже для самых агрессивных противников.

 

Существующие и разрабатываемые в настоящее время обычные вооружения не обладают аналогичными свойствами, и, как следствие, их не приходится рассматривать в качестве средства сдерживания от крупномасштабного ядерного нападения. В определенных условиях при поражении таких объектов, как АЭС и ГЭС суммарный поражающий эффект действия вторичных факторов, вызванных разрушением поражаемых объектов, может быть подобен эффекту от ядерных взрывов. Однако по таким параметрам, как масштаб и интенсивность воздействия на территорию противника, быстротечность операции, надежность достижения заданного эффекта, универсальность эффекта (независимость от типа поражаемых объектов) класс обычных вооружений не может сравниться с классом ядерных. Как следствие, обычные вооружения не приходится рассматривать в качестве надежного средства сдерживания агрессора от крупномасштабного ядерного нападения.

 

Анализ военно-технической политики ведущих ядерных государств показывает направленность ее изменения в последние годы в сторону качественного расширения спектра боевых свойств ядерного оружия, главным образом, за счет создания ядерных боеприпасов с направленным поражающим действием или с локализованной зоной поражения, обеспечивающих на региональном уровне не только сдерживание потенциальных агрессоров, но и решение крупномасштабных боевых задач по отражению вооруженной агрессии без катастрофических, в том числе долговременных последствий для обеих противоборствующих сторон.

 

Вместе с тем необходимо отметить, что при определенных военно-политических условиях возможна передача некоторых функций, выполняемых ядерными средствами, перспективным образцам обычных вооружений, которые на уровне противоборства войсковых группировок могут успешно решать ряд важных оперативно-стратегических задач и по эффективности выполнения определенных видов боевых задач приближаются к тактическому ядерному оружию.

 

Поэтому, когда по условиям военно-политической обстановки ядерные и обычные вооружения выступают как альтернативные средства решения задач вооруженной борьбы, предпочтительным является применение обычных вооружений. Такой выбор целесообразен из соображений блокировки попыток преодоления порога применения ядерного оружия и снижения тем самым реального риска развития военной фазы конфликта в направлении неуправляемой ядерной эскалации. В рамках заданного сопоставления ролей ядерного оружия и обычных вооружений следует учитывать также, что некоторые способы применения ядерного оружия на поле боя (поражение объектов с помощью контактных и низких воздушных ядерных взрывов в густонаселенной местности с развитой инфраструктурой) даже при использовании специализированных ядерных боеприпасов сопровождаются высоким (по сравнению с обычными вооружениями) уровнем побочного ущерба и негативных последствий, препятствующих непосредственному достижению целей войсковых операций.

 

Однако на региональном уровне военно-политического противостояния свойства обычного оружия (тем более стоящего на вооружении российской армии в настоящее время) неадекватны всему спектру задач по поддержанию региональной военно-стратегической стабильности, сдерживанию и деэскалации различных видов вооруженной агрессии.

 

Отметим, что в США борьба сторонников опоры в силовом противостоянии на обычные вооружения (которые интенсивно развиваются в последнее время и в плане создания более совершенных образцов, и в плане отработки способов их боевого применения) и сторонников ядерного оружия в качестве результата на данном этапе имеет переход к более гибкой и регионально ориентированной ядерной политике.

 

По мере совершенствования обычных средств вооруженной борьбы, главным образом, на основе развития технологий создания высокоточного оружия, имеется тенденция к повышению роли обычных высокоточных систем оружия при решении ключевых оперативно-стратегических задач вооруженной борьбы.

 

Однако разработка высокоточных видов оружия и масштабное оснащение ими войск является сложной задачей и, видимо, позволительны лишь для стран с высокоразвитым научным, промышленным и экономическим потенциалами. Применительно к современной России с ее неэффективной экономикой и фактически не функционирующей научно-технической базой этот подход не может быть реализован по крайней мере в течение некоторого переходного периода. Для подтверждения этого можно привести некоторые данные. Валовый внутренний продукт России в 1997 году по сравнению с ВВП РСФСР 1991 года уменьшился более чем на 50%, и теперь Европейский союз (15 стран) превосходит Россию по ВВП в 11 раз.

 

В этих условиях надежным средством обеспечения национальной безопасности России и поддержания глобальной и региональной военно-стратегической стабильности остается ядерное оружие. Как следствие этого - Россия в ходе военного строительства в ближайшей перспективе должна для обеспечения глобальной стабильности развивать свои стратегические ядерные силы, а для обеспечения региональной стабильности - совершенствовать оперативно-тактическое, тактическое и оборонительное ядерное оружие и наращивать боевой потенциал обычных Вооруженных Сил.

 

Дополнительная очень важная роль существующего ядерного оружия России при этом состоит в предоставлении временного ресурса государству для совершенствования обычного, в том числе высокоточного оружия.

 

3.3. Место ядерного оружия России в обеспечении ее безопасности

 

Главной целью политики Российской Федерации в обеспечении военной безопасности является предотвращение войн и вооруженных конфликтов, а в случае их развязывания - гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государства и его союзников от любого возможного агрессора. Надежное обеспечение военной безопасности России может быть гарантировано только постоянным наличием у нее силового фактора, адекватного по характеристикам возможным угрозам. Составной частью такого фактора в настоящее время и в обозримом будущем должно оставаться ядерное оружие.

 

Исходным положением, определяющим роль ядерного оружия России, должна быть прямая и безусловная констатация права России на использование ядерного оружия для защиты своих национальных интересов, обеспечения военной безопасности.

 

Анализ военных конфликтов в мире в период "холодной войны" показывает, что политика России в области ядерного оружия будет продуктивна, если ее основные положения будут предусматривать:

 

* возможность применения ядерного оружия не только в ответ на ядерную агрессию, но и при нападении на Российскую Федерацию или ее союзников с применением других видов оружия массового поражения, а также мощных современных и перспективных обычных средств поражения, масштабы и возможные последствия которого угрожают национальной безопасности России. В связи с этим, например, в новой военной доктрине целесообразно указать: "... нанесение агрессором в ходе обычной войны ударов по позиционным районам СЯС и объектам ядерной энергетики будет считаться началом применения ядерного оружия";

 

* отказ от политики уравновешивания ядерным потенциалом Российской Федерации арсеналов всех возможных коалиций государств, обладающих ядерным оружием. Поддержание структуры и уровней ядерных вооружений видов Вооруженных сил, исходя из условия их достаточности для сдерживания и пресечения (отражения) агрессии;

 

* отказ от использования ядерных средств космического базирования при условии соблюдения США аналогичных обязательств;

 

* приоритетность обеспечения безопасности ядерного оружия на всех стадиях его жизненного цикла;

 

* исключение возможностей несанкционированного применения ядерного оружия при сохранении высокой степени боевой готовности к санкционированному применению.

 

Роль ядерных вооружений ВС РФ должна определяться стратегией ядерного сдерживания и деэскалации конфликтов. Суть стратегии заключается в том, что агрессор сдерживается угрозой неотвратимого ответного применения ядерного оружия, приводящего либо к гибели государства-агрессора в случае обмена массированными ядерными ударами, либо к обесцениванию для противника предполагаемой им выгоды от развязывания или эскалации агрессии в случае ограниченного военного конфликта.

 

В проекте новой военной доктрины записано: "Российская Федерация рассматривает свои ядерные силы как главное средство сдерживания агрессии, применяемое в крайних случаях для защиты суверенитета и территориальной целостности государства. ... В случае перехода агрессора к применению ядерного и других видов ОМП цель применения ВС РФ будет состоять в нанесении решительного поражения противнику в особых условиях обстановки".

 

Функции различных видов ядерных вооружений ВС РФ в реализации указанной стратегии определяются масштабом и характером течения военной фазы конфликта. Функция сдерживания ядерных государств от широкомасштабного применения ими ядерного оружия выполняется в основном стратегическими ядерными силами ВС РФ.

 

Функция сдерживания ядерных государств от локального или регионального применения ими тактических ядерных вооружений, функция сдерживания обычной крупномасштабной агрессии со стороны как ядерных, так и неядерных государств, а также функции отражения развязанной обычной агрессии или агрессии с применением ядерных вооружений в локальном (региональном) конфликте должны выполняться оперативно-тактическим и тактическим ядерным оружием ВС РФ. При этом функция стратегических ядерных сил ВС РФ заключается в сдерживании не участвующих в конфликте ядерных государств от вмешательства в войну при применении Россией тактического ядерного оружия в оборонительных целях. В случае невыполнения функции сдерживания и вмешательства ядерных государств в войну стратегические ядерные силы должны сдерживать ядерного противника от применения им своих стратегических наступательных вооружений (то есть они должны предотвращать необратимую эскалацию конфликта).

 

Сформулированные выше положения составляют фундамент определения роли и места ядерного оружия России в системе ее безопасности. Очевидно, что для реализации этих положений необходимо выполнение ряда условий. Основными из них являются:

 

(1) - разработка и реализации программы поддержания всех компонентов существующего ядерного арсенала в боеготовом состоянии;

 

(2) - разработка и реализация программы реструктуризации ядерного оружейного комплекса, согласованной по срокам с реальной динамикой существующего ядерного арсенала в ближайшие 10...15 лет;

 

(3) - четкое согласование шагов, совершаемых в дипломатической (договорной) сфере, с функциональным назначением всех видов ядерных вооружений при безусловном приоритете требования обеспечения безопасности России.

 

К сожалению, детальный анализ состояния ядерного арсенала и ядерного оружейного комплекса России показывает, что по первым двум пунктам сформулированных условий мы радикально отстаем от США, а если иметь в виду подготовленность ядерного арсенала к существованию в условиях отсутствия ядерных испытаний, то и от Франции и Китая. В то время, как указанные страны благодаря целенаправленным ядерным испытаниям в последние 10-15 лет создали мощный научно-технологический задел поддержания своих арсеналов, Россия (точнее, СССР) вследствие односторонних мораториев частично даже растеряли накопленное.

 

В результате в настоящее время мы, в отличие от американцев, не обладаем должными возможностями по продлению сроков эксплуатации существующих ядерных боеприпасов. Для реализации соответствующей программы нам необходимо проведение порядка десятка комплексных научно-исследовательских работ. Для иллюстрации важности таких работ отметим, что промедление с принятием должных эффективных мер может привести к падению надежности отдельных видов ядерных боеприпасов до недопустимо низкого уровня.

 

Не менее опасным является положение в ядерном оружейном комплексе. Процессы утраты технологий, кадров и производственной базы в ближайшем будущем грозят стать необратимыми. В таких условия будет просто бессмысленно рассчитывать на ядерное оружие как на фактор обеспечения безопасности России.

 

Таким образом, приходится констатировать неотложный характер мер по поддержанию боеготовности существующего ядерного боезапаса, а также сохранению и реструктуризации ядерного оружейного комплекса.

 

Отдельную проблему составляет правильная организация договорного процесса в области сокращения ядерного оружия. Договор СНВ-2 при всех его недостатках необходим России. Его целесообразно ратифицировать. Он позволяет ограничить общее количество ядерных зарядов США уровнем 3500 единиц, сохранить договор ПРО-72 и, таким образом, не допустить развертывания стратегической ПРО на территории США. Решение проблемы ратификации договора СНВ-2 позволит начать переговоры по подготовке договора СНВ-3, появится возможность устранить несбалансированность, допущенную в договоре СНВ-2.

 

С учетом сказанного в дальнейшем при формировании договорных документов в области ядерных вооружений целесообразно руководствоваться следующими положениями:

 

* необходимо отказаться от принципа одинаковости структур стратегических ядерных вооружений (наземных, воздушных, морских);

 

* договорным ограничениям должны подвергаться только общие уровни стратегических наступательных вооружений, а не отдельных компонентов. Структура каждого из указанных компонентов не должна быть предметом ограничений. Это положение особенно важно в условиях естественных процессов снижения общего уровня ядерных вооружений России, когда структура ядерного арсенала становится решающим фактором выполнения возлагаемых на него функций;

 

* общие уровни стратегических наступательных вооружений договаривающихся сторон должны быть взаимосогласованными;

 

* должен осуществляться взаимный контроль за уничтожением ядерных боеприпасов;

 

* необходимо добиться устранения дисбаланса по возвратному потенциалу снятых с ракет боеголовок. Для этого ядерные заряды и платформы сокращаемых СНВ должны быть уничтожены;

 

* необходимо ограничить пределы подхода атомных подводных лодок с баллистическими ракетами к берегам договаривающихся сторон не ближе определенного расстояния порядка 5000 км, а подводных лодок с крылатыми ракетами типа "Томагавк" ( 1000...1500 км;

 

* необходимо добиваться уничтожения или сокращения морских КР "Томагавк" с ядерными зарядами, а особенно уничтожения 350 ядерных боеголовок от наземных крылатых ракет "Томагавк" (так как они взаимозаменяемы с боеголовками морских КР), которые не подлежали уничтожению по договору РСМД.

 

Помимо указанных, необходимо решение еще ряда проблем несбалансированности СНВ.

 

На переговорах по так называемым нестратегическим наступательным вооружениям (по терминологии, принятой в российских ВС, это оперативно-тактическое и тактическое ядерное оружие) должны учитываться не только соотношения сходных видов ядерных вооружений сторон, но и, во-первых, общее соотношение ядерных вооружений всех видов договаривающихся сторон, во-вторых, общее соотношение сил на различных ТВД с учетом обычных вооружений.

 

В ходе дальнейших переговоров в связи с возможным выходом российских ядерных вооружений на критический (нижний) уровень при задании ограничений как на стратегические, так и нестратегические наступательные вооружения России необходимо учитывать ядерные вооружения Великобритании, Франции и Китая.

 

Последние два тезиса фактически означают, что в государстве должны быть сформулированы основы единой политики в области сокращения и ограничения всех видов вооружений, а каждый частный договорной процесс должен находиться строго в рамках этой единой политики.

 

При оценке всех сформулированных выше положений следует учитывать фундаментальное значение того факта, что Россия, с одной стороны, и США (а также другие ядерные державы), с другой, находятся в существенно разных геостратегических условиях.

 

Выполнение сформулированных в данном докладе положений и конкретных условий их реализации является очень трудной задачей, отягощенной сложным финансовым положением страны. Однако начинать их реализацию необходимо уже сейчас. В противном случае никакие будущие финансовые и материальные вливания в ядерный арсенал и ядерный оружейный комплекс не компенсируют потерь, связанных с их необратимой деградацией на данном этапе жизни страны.

 

1 См. в данном номере журнала статью: А. Безгинов, А. Костюк. Ретроспективная оценка роли ядерного оружия.

 

2 См. в данном номере журнала статью: А. Безгинов, Б. Коняхин, В. Коробушин, А. Костюк. Качественная оценка тенденций развития военных угроз России.

 



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

«Союз русского народа», крайне правая политическая организация, создана в ноябре 1905, центр в С.-Петербурге. Руководители: А. Дубровин, В. Пуришкевич, Н. Марков. После Февральской революции 1917 деятельность запрещена.
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
NO INFO
Search Results from AllSoft: новости

Сан-Франциско ждет! Вы — Маркус, блестящий хакер, объединяетесь с DedSec, чтобы противостоять ctOS 2.0, системе глобального контроля. Сокрушите ее, это будет взлом века!
Первым покупателям — скидка 250 рублей! Успей купить первым! 


подробнее»
181528

PrintStore Pro — программа для учета расходных материалов и оборудования. Просчитывает запас каждого картриджа в каждом принтере и помогает сформировать заказ на следующий период. Поддерживает учет перезаправок. Учитывает при всех операциях совместимость принтеров и картриджей. Хранит историю всех действий с картриджами и принтерами, позволяет создавать множество отчетов.


подробнее»
123795

Fax Voip T38 Fax & Voice — факс и автоответчик для вашей SIP/H.323/ISDN сети. Виртуальные голосовые факс модемы. Поддержка T.38, Fax поверх G.711 и CAPI факс. Одновременные SIP регистрации, маршрутизация вызовов, цветные факсы. Совместимость со стандартными факс программами. Fax Voip принтер, Консоль Fax Voip для управления факсами. Сохранение входящих факсов в TIFF/PDF/SFF файлы. Маршрутизация входящих факсов: E-mail, Сохранить в папке, Печать. Факс по запросу. Отправка факса через e-mail (Почта-на-факс) и получение факсов на e-mail (Факс-на-почту).


подробнее»
139103

Fax Voip T38 Fax & Voice — факс и автоответчик для вашей SIP/H.323/ISDN сети. Виртуальные голосовые факс модемы. Поддержка T.38, Fax поверх G.711 и CAPI факс. Одновременные SIP регистрации, маршрутизация вызовов, цветные факсы. Совместимость со стандартными факс программами. Fax Voip принтер, Консоль Fax Voip для управления факсами. Сохранение входящих факсов в TIFF/PDF/SFF файлы. Маршрутизация входящих факсов: E-mail, Сохранить в папке, Печать. Факс по запросу. Отправка факса через e-mail (Почта-на-факс) и получение факсов на e-mail (Факс-на-почту).


подробнее»
141754

Retouch Pilot — программа для удаления изъянов с фотографий, таких как царапины, мелкие пятна и другие мелкие дефекты, существующие на фото или полученные при сканировании. Вы можете удалять целые объекты, попавшие случайно в кадр, а также инструментом пластика изменять форму и пропорции. Программа позволяет ретушировать изъяны кожи - пятнышки, морщинки и др..


подробнее»
26516

R-Studio — эффективное программное обеспечение, позволяющее восстанавливать данные с жестких дисков, CD, DVD, дискет, USB дисков, ZIP дисков и устройств флеш-памяти.


подробнее»
88115

Сборка электронных каталогов автозапчастей включает в себя грузовые автомобили Европы и Китая. В сборку включена программа Tecdoc, позволяющая подобрать не оригинальные запчасти.


подробнее»
183206

Sound Pilot озвучивает клавиатуру. Каждое прикосновение к клавиатуре рождает звук, который разнообразит процесс набора текста, развлекает и снижает утомляемость.


подробнее»
78205

Количество просмотров страницы: 307
Search Results from «Озон» Политика
 
Роберт Грин 48 законов власти The 48 Laws of Power
48 законов власти
Это самая аморальная, самая скандальная, самая циничная... и самая правдивая книга о власти, начиная с незамысловатой, бытовой и кончая президентской. Отныне, познав блестяще сформулированные и подкрепленные интереснейшими и неожиданными историческими факторами жесткие и жестокие законы поведения во власти, вы без труда распознаете то, что стоит за теми или иными словами и поступками "маленьких" начальников и сильных мира сего, то, что так тщательно они пытаются скрыть. "48 законов власти" - настольная книга для тех, кто желает освоить науку управления людьми, безошибочно использовать их слабости для достижения собственного могущества....

Цена:
324 руб

Михаил Восленский Номенклатура
Номенклатура
Книга Михаила Восленского из разряда "совершенно секретных". Ее автор сам был номенклатурщиком, а потом сбежал на Запад и там описал, что у нас творилось в ЦК и других органах власти: кому какие привилегии полагались, кто на чем ездил, как назначали и как снимали с должности...

"Это не первая книга под названием "Номенклатура".
В 1805 году в Англии вышла небольшая книжка: "Nomenclatura: or, Nouns and Verbs, in English and Latin; selected for the use of the lowest Forms. Eton: Printed by M.Pote and E.Williams". В предлагаемой вниманию читателя книге речь пойдет о другом. Слово "номенклатура" пришло к нам из глубины тысячелетий. В Древнем Риме раб, громко провозглашавший на приемах имена входивших гостей, назывался "номенклатором" (от латинского "nomen" - имя). Видимо, от этого и пошло слово "номенклатура" как список имен или названий. Что означает сегодня в русском языке латинское слово "номенклатура"?
Посмотрим, что сообщает на эту тему последнее, 3-е издание Большой Советской Энциклопедии: "Номенклатура (латинское nomenclature - перечень, роспись имен. 1. Система (совокупность) названий и терминов, употребляемых в к.-л. отрасли науки, техники и т.п. 2. Система абстрактных и условных символов, назначение которой дать максимально удобное с практической точки зрения средство для обозначения предметов".
А далее идут: номенклатура анатомическая, номенклатура болезней, номенклатура бухгалтерских счетов, номенклатура продукции, номенклатура химическая (неорганических и органических соединений), номенклатуры в ботанике, зоологии, микробиологии, физиологии, биохимии. Значит, книга - о медицине, ботанике, зоологии, биохимии?
Нет. Она о явлении историческом и политическом.
Эта книга о "новом классе" в СССР. Об этой сердцевине системы, именующей себя "реально существующим социализмом".
В СССР все, относящееся к номенклатуре, тщательно скрывается - и от собственного народа, и от заграницы. Мир не должен знать о номенклатуре.
Для того, чтобы люди узнали о ней, я пишу эту книгу."...

Цена:
383 руб

Томас Пикетти Капитал в XXI веке Le Capital au XXI siecle
Капитал в XXI веке
В "Капитале в XXI веке" Томас Пикетти предложил новый взгляд на проблему, которая в последние десятилетия обращает на себя все больше внимания, - проблему неравенства. Проанализировав огромные количества данных, французский экономист обнаружил следующую закономерность. При прочих равных быстрый экономический рост уменьшает роль капитала и его концентрацию в частных руках и приводит к сокращению неравенства, в то время как замедление роста имеет следствием возрастание значения капитала и увеличение неравенства. В исторической ретроспективе - а книга Пикетти охватывает огромный период от начала XVIII века до наших дней - рост влияния капитала прерывался лишь в двадцатом столетии как следствие двух мировых войн и кейнсианской политики Славного тридцатилетия (1945-1975). Сегодня же мир возвращается к ситуации, когда неравенство неуклонно увеличивается, что может привести к тяжелым социальным и политическим последствиям. Впрочем, в отличие от Карла Маркса, с которым Пикетти часто сравнивают, француз не ограничивается лишь мрачной констатацией сложившегося положения и не предрекает крах капиталистической системы. Он предлагает меры, которые могли бы приостановить неблагоприятные тенденции....

Цена:
869 руб

Ирина Бороган, Андрей Солдатов Битва за Рунет. Как власть манипулирует информацией и следит за каждым из нас
Битва за Рунет. Как власть манипулирует информацией и следит за каждым из нас
Цитата
"Кремль пытается не только навязать миру правила игры, но и выстроить искусственные границы там, где их не может быть по определению, - в виртуальном пространстве."

О чем книга 
Реализовалась ли пророчество Джорджа Оруэлла и "Большой брат следит за тобой"? Что знают о вас спецслужбы, и как они получают эту информацию? Андрей Солдатов и Ирина Бороган поговорили с десятками специалистов, проанализировали сотни документов и сделали вывод: власти не только хотят все про всех знать, но и пытаются сохранить монополию на распространение информации. Книга показывает, что несмотря на все усилия цензоров, интернет остается технологией, которую пока невозможно поставить под полный контроль. 

Почему книга достойна прочтения:
- Авторы - звезды российской расследовательской журналистики
- Книга описывает историю слежки за гражданами, от телефонной прослушки 1930-х до современных технологий СОРМ и скандального "пакета Яровой".
- Авторы говорят о том, как ФСБ пытается следить за каждым из нас, и рассказывают о том, как можно этому противостоять.

Кто авторы
Андрей Солдатов и Ирина Бороган - основатели сайта "Агентура.ру", авторы книги "Новое дворянство. Очерки истории ФСБ". Солдатов работал в "Новой газете" в 2006-2008 гг. Материалы "Агентуры.ру" были представлены The New York Times, The Moscow Times, The Washington Post, Online Journalism Review, Le Monde, The Christian Science Monitor, CNN, Federation of American Scientists и BBC. The New York Times назвал ресурс "сайтом, вернувшимся домой, чтобы раскрыть все секреты России". Ирина и Андрей живут в Москве.

Отзывы о книге:
"Андрей Солдатов  является самым заметным критиком российского аппарата электронной слежки".
Эдвард Сноуден

"Захватывающее расследование двух отважных русских авторов."
The Economist

"Мастерское исследование противостояния между Кремлем, желающим контролировать информацию, и неподвластным ему миром обычных пользователей цифровых устройств."
The Guardian

"Захватывающая книга об Интернете и цензуре в постсоветской России... Эти два журналиста писали о технологиях и спецслужбах с самого начала своей карьеры в 1990-х годах, и накопили знания с которыми мало кто может сравниться. И все-таки они написали книгу не для гиков, а для тех, кто хочет понять, как работает их страна."
Financial Times

"Солдатов и Бороган изучили все истоки системы современной слежки в России, которые восходят к параноидальному обществу Советского Союза."
The Wall Street Journal

"Солдатов и Бороган, два журналиста, настойчивые и нервные, это детективы,  которые выслеживают игроков со всех сторон... Высокотехнологичное приключение."
Foreign Affairs...

Цена:
459 руб

Самюэль Хантингтон Столкновение цивилизаций The Clash of Civilizations
Столкновение цивилизаций
"Столкновение цивилизаций" - один из самых популярных геополитических трактатов 90-х годов ХХ века. Эта книга, возникшая из статьи в журнале “Foreign Affairs”, которая вызвала наибольший резонанс за всю вторую половину ХХ века, описывает политическую реальность наших дней и дает прогноз глобального развития всей земной цивилизации....

Цена:
509 руб

Никколо Макиавелли Государь. О военном искусстве
Государь. О военном искусстве
Самым известным произведением писателя стал трактат "Государь", первоначально издававшийся в России под названиями "Князь" и "Правитель". Макиавелли создал учение о последовательно светском государстве, свободном от церковной морали. Он полагал, что в борьбе за упрочение государства допустимы любые средства: насилие, обман, предательство. Появившийся впоследствии термин "макиавеллизм" стал обозначать политику, пренебрегающую законами морали. Однако сегодня многие положения автора воспринимаются как сами собой разумеющиеся, найдя свое воплощение в истории XX века.
В книгу включен также блистательный трактат Никколо Макиавелли "О военном искусстве", ошеломивший современников жестким и практичным подходом не только к военной тактике, но и к стратегии.

...

Цена:
139 руб

Эдвард Люттвак Государственный переворот Coup d'Etat
Государственный переворот
Данная книга вышла в свет в 1968 году, с тех пор она была переведена на 14 языков и претерпела много переизданий. В России она издается впервые. Содержание книги очень хорошо характеризуют следующие цитаты из предисловий к изданиям разных годов:

"Это - практическое руководство к действию, своего рода справочник. Поэтому в нем нет теоретического анализа государственного переворота; здесь описаны технологии, которые можно применить для захвата власти в том или ином государстве. Эту книгу можно сравнить с кулинарным справочником, поскольку она дает возможность любому вооруженному энтузиазмом - и правильными ингредиентами - непрофессионалу совершить свой собственный переворот; нужно только знать правила".

Эдвард Люттвак, 1979.


"Сегодня эта книга, возможно, представляет даже больший интерес, чем в 60-е: последнее десятилетие показало, что теперь государственный переворот - отнюдь не редкое для цивилизованного мира исключение, а обыденное средство политических изменений в большинстве стран - членов ООН".

Уолтер Лакер, 1978.


"На протяжении прошедших с момента первого издания настоящей книги лет мне часто говорили, что она послужила руководством к действию при планировании того или иного переворота. Однако один-единственный случай, когда ее использование четко доказано, не является весомым аргументом в пользу подобного рода утверждений: переворот, который имеется в виду, был поначалу очень успешным, но потом провалился, приведя к большим жертвам".

Эдвард Люттвак, 1968.

...

Цена:
609 руб

Исайя Берлин История свободы. Россия
История свободы. Россия
Либеральный мыслитель, философ оксфордской школы, Исайя Берлин совместил ясность британского либерализма с антиутопическими уроками русской истории. Его классические работы по политической теории и интеллектуальной истории объясняют XIX век и предсказывают XXI. Эта книга - второй том его сочинений (первый - "Философия свободы. Европа , рисующих масштабную картину русской мысли. История свободы в России для Берлина - история осмысления этого понятия российскими интеллектуалами XIX-XX веков, жившими и творившими в условиях то большей, то меньшей несвободы. В книгу также включены воспоминания Берлина о его визите в СССР и встречах с А.Ахматовой и Б.Пастернаком....

Цена:
434 руб

Е. Малкин, Е. Сучков Политические технологии
Политические технологии
Эта книга является наиболее полным и систематическим российским руководством по всем аспектам политических технологий. Вопросы подготовки и проведения избирательных кампаний, политических кампаний и политических проектов, а также вопросы партийного строительства рассмотрены с единых методологических позиций. Особое внимание уделено особенностям проведения федеральных и региональных избирательных кампаний крупными политическими партиями (параллельные кампании).
Книга написана на основании российского опыта и иллюстрирована многочисленными примерами из практики российских избирательных кампаний и партийного строительства последних двадцати лет.

Для политиков, политологов, менеджеров избирательных кампаний, специалистов по политической рекламе; студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами политики и политических технологий....

Цена:
1079 руб

Н. Я. Данилевский Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому
Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому
Книгу "Россия и Европа" знаменитого социолога, родоначальника российской геополитики Николая Яковлевича Данилевского Ф.М.Достоевский называл "настольной книгой каждого русского" и признавался, что ждет ее новых глав, как голодный - куска хлеба. Историческую миссию России Данилевский видел в заботе о сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа. Западная Европа враждебна России и славянству, писал он, поэтому необходимо крепить союз славянских народов в борьбе со стремлением Запада уничтожить, подчинить или ассимилировать славян. Эта книга оказала колоссальное влияние на всех последующих философов, мыслителей, историков. Ее влияние благодарно признавали Василий Розанов, Константин Бестужев-Рюмин, Николай Трубецкой, Константин Леонтьев, Лев Гумилев. Сегодня Данилевский заслуженно признан основоположником российской геополитики. Наряду с О.Шпенглером он считается основателем цивилизационного подхода к истории. Во всем мире Данилевского называют "апостолом Славянства", а его книгу "Россия и Европа" - "всеславянской Библией"....

Цена:
769 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования