Политический словарь
Проблема социально-экономической безопасности России

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

 

Н. А. СЕРГЕЕВ

 

Центральная проблема социально-экономического развития РФ последнего десятилетия была связана с выбором между моделями экономического либерализма и административно-командной экономики. Сама постановка проблемы не допускала других альтернатив, ее решение представляло собой процедуру, так называемого выбора "из двух зол меньшего", при этом недвусмысленно считалось, что либерализм - безусловно меньшее зло. В защиту такой позиции приводились впечатляющие достижения в сфере обеспечении высоких жизненных стандартов населения передовых стран мира, экономика которых основывается на свободной конкуренции и открытом рынке. Вместе с тем, десятилетие либеральных экспериментов над российской экономикой показало, что рынок может быть не только инструментом социально-экономического созидания, но и средством его разрушения. Августовский кризис финансовой системы 1998 года подвел черту в этой бесконечной дискуссии и поставил российское общество перед необходимостью более внимательно отнестись к проблеме соотношения свободы и административного (правового) принуждения в экономической сфере.

 

То, что это не чисто российская проблема, говорит тот факт, что любые кризисные явления на Западе всегда приводили к росту публикаций о необходимости более решительного вмешательства государства в управление экономикой, вплоть до требований полной национализации убыточных предприятий и перехода к плановым методам экономического регулирования (например, известная теория "конвергенции"). Напротив, наступавшие вслед за кризисами периоды экономического подъема в свою очередь порождали не меньший поток научных публикаций, но уже восхваляющих рыночные механизмы, которые призывали к увеличению передачи объемов контрольных пакетов акций преуспевающих предприятий от государства в руки частных предпринимателей.

 

Утверждается, что подвести итог дискуссии о необходимом соотношении в экономике методов либерализма и администрирования можно только в том случае, когда аргументы и контраргументы сторон будут перенесены со страниц газет и журналов на единое игровое поле компьютерной игры, где каждый оппонент, используя методы имитации, способен, не нанося непоправимого ущерба реальной экономике, в конструктивном "виртуальном диалоге" доказать научную состоятельность своих доктринальных положений в сложившейся экономической ситуации. Такой подход, несмотря на всю его методологическую ограниченность, позволяет частично избежать хорошо известной с одной стороны по "глубокомысленным" выступлениям "чикагских мальчиков", а с другой - по "митинговой" ностальгии поклонников административно-командной системы идеологической "зашоренности" и патологического догматизма, который не позволяет каждому из этих ортодоксов прийти к очевидной даже для непосвященного истине, состоящей в понимании необходимости "третьего пути", который способен привести наше общество к цели - социально-экономическому возрождению России.

 

Основным возражением в споре о возможности использования идей управления в области рыночных отношений состоит в утверждении, что современные абстрактные динамические игры слишком механистичны для того, чтобы быть использованными для имитации складывающейся в России новой рыночно-ориентированной социальной реальности. Следовательно, чтобы опровергнуть доводы пессимистов необходимо, с одной стороны, преодолеть концептуальную ограниченность научных положений, составляющих основу игрового подхода как метода исследования сложных междисциплинарных проблем, а с другой - связать эти новые научные положения с теми "экономическими первопринципами", знание которых, как утверждает А.Г. Дугин,1 позволяет все известные экономические доктрины рассматривать как "отражение философских теорий, приложение некоторых общих интеллектуальных и духовных принципов к экономическому уровню общества", а не как "самостоятельные и автономные дисциплины, наделенные своей автономной логикой", что так упорно постулирует современная экономическая наука.

 

Сложность проблемы обеспечения социально-экономической безопасности субъектов РФ состоит в том, что она предполагает совместное решение двух частных взаимосвязанных проблем: организационного строительства (организационных трансформаций) и оперативного управления повседневной деятельностью в рамках уже сформированной организационной среды. Каждая частная проблема играет свою роль в создании эффективного механизма управления социально-экономическим развитием РФ. Так в ходе организационного строительства, осуществляемого органами законодательной власти (Федеральным Собранием), закладывается уровень эффективности, который может быть потенциально достигнут органы оперативного государственного управления - исполнительными органами власти в лице Федерального Правительства. Все недостатки организационного строительства неизбежно ложатся непомерным грузом на органы оперативного управления, что вызывает их преждевременное физическое старение и необратимый моральный "износ". Вместе с тем, единственным радикальным условием повышения эффективности оперативного управления в рамках плохо спроектированной организационной среды является наделение органов исполнительной власти все более широкими правами и полномочиями. Рост объема прав и полномочий органов исполнительной власти, как правило, ведет к снижению уровня контроля за их деятельностью, что, в свою очередь, вызывает необратимый процесс их бюрократизации (см., например, термин "Бюрократия").2 Бюрократизация органов исполнительной власти означает, что любые программы организационного строительства и инновационной деятельности, хоть в малейшей степени затрагивающие корпоративные интересы этого стоящего на обществом социального слоя, будут им полностью игнорироваться и саботироваться. В итоге, израсходовав все внутренние резервы, организационная система, неспособная вынести дальнейшее давление всевластия бюрократии, гибнет или направляет свои агрессивные устремления на внешнюю среду. Ярчайшим примером такого исхода событий может служить фашистская Германия. Однако, новейшая История знает также и не менее кровавые и беспрецендентные по форме их осуществления примеры внутренней борьбы с "зарвавшейся номенклатурой". К ним, без сомнения, следует отнести "знаменитые" сталинские "чистки", особенно, 1937 года, а также китайскую "культурную" революцию средины 60-х годов. Причина, по которой во всех перечисленных государствах, которые относятся геополитической наукой3 к государствам одного - "теллурократического" блока (сухопутного могущества), так сильны тенденции к бюрократизации, требует своего отдельного исследования. Однако, ясно одно - что это не экономическая, а социально-психологическая проблема. Корни ее следует прежде всего искать в национальных архетипах образующих эти государства народов.4 Вместе с тем, осознание психологических причин и последствий бессознательного возврата к методам административного регулирования социально-экономических отношений не означает, что на них должно быть наложено "табу", и область допустимых политических решений в социально-экономической сфере РФ не должна выходить за круг моделей либеральной экономики. Пережить тоталитаризм - не значит "шарахнуться" в другую крайность. Пережить тоталитаризм - означает встать одновременно и над ним, и над либерализмом, превратить тезис и антитезис в их синтез.

 

Исходя из этого, можно утверждать, что существуют два типа организационных сред, каждый из которых ориентирован на решение своей организационной проблемы. Первый тип - "либерально-рыночная" среда, в наибольшей степени способствует решению проблемы развития организации, созданию условий ее экономического роста, при этом нравственный аспект избираемых для достижения целей экономического роста средств в расчет не принимается ("все хорошо, что повышает мое личное благополучие!"). Второй тип - "инструментальная" или "административно-командная" среда, в наибольшей степени ориентирован на проблему оперативного управления, удобство манипулировать, извлекать и перераспределять накопленный экономический потенциал и прежде всего в интересах тех, кто эту среду формирует (в демократических обществах - народ, а в бюрократических - чиновничество).

 

Как известно, ни один субъект экономической деятельности сам по себе не стремиться к конкуренции.5 Но вынужденно вступив в конкурентную борьбу и победив в ней, по мере возможностей для закрепления достигнутых результатов он всемерно пытается использовать простые и надежные методы административного воздействия (например, подкуп чиновников, лоббирование законодателей и т.п.) на своих экономических противников.

 

Вместе с тем, выбор организационной формы социально-экономической среды РФ не может определяться политическими или идеологическими пристрастиями законодателей. Ни одна из двух организационных сред не может быть признана однозначно лучшей для всех вариантов военно-политической и социально-экономической обстановки. Так, адми-нистративно-командная система не раз доказывала свою эффективность в самые трагические моменты истории государства Российского, когда для его выживания требовалась мобилизация всех скудных национальных ресурсов, например, в периоды крупномасштабных войн и вооруженных конфликтов, глобальных экологических катастроф, типа Чернобыля, разрушительных землетресений и других глобальных природных катаклизмов. Либерализм и свобода предпринимательства, напротив, были способны привлечь интеллектуальные и финансовые ресурсы туда, где риск их приложения был максимален, но отдача сулила невероятные технологические прорывы. Можно утверждать, что каждый тип организационной среды есть воплощение определенного аспекта единого механизма эволюции человеческого общества: первый - его изменчивости, а второй - наследственности, при этом функцию эволюционного отбора в нем выполняют процессы аккумуляции и диссипации информационных и материальных потоков.

 

Таким образом, с точки зрения новых организационных технологий (НОТ) основной задачей организационного строительства является задача синтеза оптимального организационного среды.6 Поскольку критерием оптимальности является эволюционный отбор, осуществляемый всем ходом Мирового исторического процесса, то организационный синтез означает поиск "меры" или такого органичного сочетания этих двух типов сред, которое в рамках единой системы социально-экономической безопасности субъектов (регионов) РФ, с одной стороны, гарантирует каждому из них его устойчивое и безопасное развитие, выражающееся в максимальном удовлетворении их уникальных, постоянно растущих и расширяющихся "региональных потребностей", а с другой - обеспечивает безусловное единство их "воль" по самым важным национальным проблемам, т. е. той сферы общенациональных потребностей, которая сформулирована в известной "формуле Ренана":"Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем, воспоминания о совершенных великих делах и готовность к дальнейшим!"4, что, собственно и превращает множество отдельных этносов и территорий в "великого географического индивидуума" - самобытную, сильную и независимую Россию. Чтобы подойти к решению этой проблемы необходимо построить модель, в которой административные стимулы и методы экономической мотивации субъектов социально-экономической деятельности (регионов) РФ со стороны Федерального Центра (Правительства РФ) были бы представлены на одном понятийном языке, например, в форме субъективно переживаемых фундаментальных потребностей регионального субъекта, который стремится в свой деятельности к тем состояниям, которые несут ему "благо", и избегает такие из них, которые способны доставлять ему "вред". При этом наибольший интерес представляют методы "мягкого" экономического воздействия на систему взаимной социально-экономической безопасности регионов. Поскольку важнейшими рычагами управления процессами социально-экономического развития регионов со стороны Федерального Центра являются трансферты и инновационные субсидии, то прежде всего следует рассмотреть насколько эффективен уже существующий механизм их распределения и каковы его реальные цели, а затем результаты анализа использовать для разработки предложений по его целенаправленному совершенствованию.

 

Анализ действующей методики7 показывает, что принципы, положенные в основу используемого организационного механизма распределения трансфертов и инвестиций между субъектами (территориями) РФ, можно подразделить на три группы, соответствующие следующим группам организационных проблем:

 

* проблемы определения целей осуществляемой бюджетной помощи и связанных с ними источников и объемов финансирования;

 

* проблемы формирования алгоритмов распределения потоков бюджетной помощи с учетом сформированных ранее целевых задач и финансовых ограничений;

 

* проблемы организационного строительства и оперативного управления повседневной деятельностью всех функциональных подсистем организационного механизма, включая вопросы их материально-технического, финансового, технологического, кадрового, правового и др. видов обеспечения.

 

Основным принципом, относящимся к первой группе проблем в действующем оргмеханизме распределения бюджетной помощи, является принцип "равенства бюджетной обеспеченности субъектов РФ".7 С другой стороны утверждается, что в перспективе финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (РФПС) предполагается распределять на "основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные и социальные нормативы по вопросам местного значения". Уже из этих двух утверждений становится ясно, что целью финансовой поддержки может быть одна из двух следующих: "равенство бюджетной обеспеченности"; "равенство по минимальным социальным стандартам". Однако, что предпочтительнее и почему не раскрывается. Ответ на этот вопрос прост - в нем отражено то, что безуспешно пытаются разрешить в своих схоластических спорах философы и социальные психологи - проблему "социальной справедливости", которая может быть решена только для конкретных исторических условий через осмысление наших национальных архетипов.4 Более того непонятно, кто и какое содержание будет вкладывать в термины "равенство бюджетной обеспеченности" и "равенство по минимальным социальным стандартам". Можно утверждать, что ошибки в интерпретации этих базовых понятий в условиях крайней напряженности и сложности социальных процессов могут нанести непоправимый вред единству и целостности (безопасности) страны, а их последствия будут иметь огромную инерцию и воздействовать на национальное сознание чрезвычайно долго.

 

Вторым принципом первой группы проблем следует считать директивно задаваемую величину отчислений в РФПС, например - 13 %, которая будет определяться специальным законодательным актом. Обоснование этой цифры также вызывает большие сомнения. Непонятно, к каким социальным последствиям или угрозам национальной безопасности приведет, например, снижение этой цифры до 12,5 %. Или же увеличение величины отчислений на 0,5 % позволит запустить оргмеханизм социально-экономического подъема какой-либо группы регионов?

 

К основным принципам второй группы проблем относятся:

 

* отсутствие корректно поставленной задачи планирования распределения бюджетной помощи;

 

* механистический взгляд на субъекта РФ, рассматривающий социально-экономическую среду РФ через призму "метафоры часов";8

 

* большое число произвольно вводимых коэффициентов, значения которых не исследованы на предмет определения цены неточности их назначения;

 

* подтягивание "аутсайдеров" до уровня средних не обосновано с позиции общесистемных показателей качества жизни и безопасности нации;

 

* сама процедура планирования распределения бюджетной помощи не прошла аттестацию в регионах.

 

Принципы, связанные с третьей группой проблем, вообще отсутствуют, так как видимо считается, что после разработки планов бюджетной помощи, те, кто планировал и утверждал этот бюджет, за его реализацию никакой ответственности не несут, а если и несут, то проблема контроля и ответственности за исполнением для них - это контроль результатов (управление по выходу), но не процесса (управления по состоянию). Понятно, что результаты такого управления в большинстве случаев будут плачевны - "хотели как лучше, а получилось как всегда!"

 

ВЫВОДЫ:

 

1. Действующий оргмеханизм распределения трансфертов и инвестиций между субъектами (территориями) РФ не учитывает того, как социально-экономическая безопасность отдельного региона или группы регионов (отдельного направления) влияет на социально-экономическую безопасность государства в целом, какой ущерб может быть нанесен национальному единству и территориальной целостности страны ошибочной или протекционистской трансфертной и инвестиционной политикой Центра. Другими словами, действующий оргмеханизм бюджетной помощи регионам никак не связан с показателями, отражающими содержание агрегированного целевого функционала социально-экономического развития страны в целом (АЦФ СЭР) в сложном этногеографическом, культурном, экономическом, военном и политическом окружении.

 

2. Отсутствие такого внешнего дополнения, каким для задачи распределения трансфертов и инвестиций является АЦФ СЭР, создает условия для использования в расчетах плохо обоснованных показателей и достаточно произвольно назначаемых весовых коэффициентов (приоритетов), что позволяет манипулировать общественным сознанием и тех, кто непосредственно распределяет бюджетные ресурсы, и тех, кто их получает.

 

3. Оргмеханизм управления бюджетной помощью регионам ограничивается только одной процедурой - процедурой планирования, тогда как одновременно с решением задачи планирования должна разрабатываться и ее организационная поддержка. Этот оргмеханизм организационной поддержки в настоящее время даже если и существует, то не является понятным и "прозрачным" как для тех регионов, кто является "бюджетным донором", так и для регионов, которые эту помощь получают. Следовательно, для создания эффективного оргмеханизма, т.е. системы управления бюджетной помощью регионам, должны также определяться силы, средства, технологии, мотивация персонала и др. для следующих его подсистем, таких как:

 

* подсистема сбора и обработки текущей информации;

 

* подсистема принятия и согласования решений;

 

* подсистема информационного сопровождения бюджетных программ через государственные и частные средства массовой информации (public relations);

 

* подсистема непосредственной реализации планов бюджетной помощи регионам;

 

* подсистема оперативного контроля и реагирования;

 

* подсистема правового обеспечения, решающая задачу распределения прав, обязанностей и ответственности между должностными лицами во всей системе бюджетной поддержки, включая соответствующих должностных лиц самих регионов, обеспечивающая внесение необходимых изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство, а также юридическое сопровождение его в судах;

 

* подсистема, решающей задачу совершенствования и развития самого оргмеханизма управления бюджетной помощи регионам с учетом изменяющихся задач и правил социальных отношений в обществе;

 

* подсистема самофинансирования указанного оргмеханизма и др.

 

4. В качестве целей управления действующего оргмеханизма бюджетной поддержки указываются чисто экономические цели - выравнивание среднего дохода на душу населения субъектов РФ, тогда как они лишь средство для достижения политических целей национального масштаба. Особое внимание при создании оргмеханизма управления бюджетной помощью регионам (территориям) должно быть уделено не столько голым статистическим показателям, сколько психологическим реакциям населения на предоставляемую помощь. Простое арифметическое выравнивание экономических показателей является лишь средством для достижения политических целей. Здесь важны не столько чувства населения относительно своей экономической защищенности, сколько понимание, что это плод коллективных усилий всех регионов, а также здоровое стремление к повышению регионального статуса своего региона, которое преследует цель сформировать естественное и свободное желание из просителя бюджетных средств превратиться в "мецената", из аутсайдера в "становой хребет" нации. Неправильно сформулированная или реально недостижимая политическая цель ведет к результатам диаметрально противоположным тем, которые постулируются в период создания любой организационной системы.

 

Предложение 1. В целях устранения недостатков действующего оргмеханизма бюджетной поддержки регионов предлагается прежде всего радикально изменить философию социального управления. В основу новой концептуальной модели оргмеханизма распределения бюджетной помощи регионам положить концепцию системы взаимной безопасности эргатических систем в многополярной, многоуровневой информационно-предметной среде.9,10

 

В соответствие с этой моделью каждый i-й субъект РФ (i = 1, N,где N - число субъектов в составе РФ) рассматривается как эргасистема, которая занимает конкретное географическое пространство Гi =<(i , (i>, где (i, (i - широтно-долготный элемент территории РФ, принадлежащий i-й эргасистеме-региону. Модель субъекта РФ имеет двухуровневое построение, где нижний - предметный уровень модели, описывает все производственно-физические процессы, происходящие в пределах ее административных границ, а верхний - информационный уровень модели, описывает психические и духовные процессы, характеризующие этого субъекта РФ как уникальную коллективную (региональную) личность. Считается, что эргасистемы-регионы, включенные в состав модели системы региональной безопасности (МСРБ), способны воспроизводить три типа ресурсов: демографический, техногенный и природный, обозначаемые в модели векторами параметров <Xi(t), Yi(t), Zi(t)>, i = 1, N. Каждый ресурс допускает дальнейшую детализацию по номенклатуре и качеству. Процесс воспроизводства ресурсов описывается с помощью уточненной динамической модели производственной функции Fi =<Fxi, Fyi, Fzi>, i = 1, N, каждая из состав-ляющих которой есть вектор-функция, описывающая воспроизводство указанного верхним индексом регионального ресурса. Управление производственным процессом осуществляется посредством формирования трех векторов управления:

 

* вектора технологического управления Ui(t) = <Uxi(t), Uyi(t), Uzi(t)>, i = 1, N, определяющего соответствующие технологические способы производства на интервале планирования t;

 

* вектора управления режимом производства (ресурсного обеспечения) Vi(t) = <Vix(t), Viy(t), Viz(t)>, i = 1, N, показывающего какая часть демографического, техногенного и природного ресурса, соответственно, идет на реализацию выбранного с помощью вектора Ui(t) способа производства.

 

* вектора управления процессом экономического обмена Cij(t)= <Cijx(t), Cijy(t), Cijz(t)>, показывающим, какой продукт, в каком количестве, по какой технологии и с какой скоростью отправляется или получает i-я эргасистема от j-ой (i, j = 1, N).

 

Считается, что цикл воспроизводства включает этапы экономического обмена (первый) и непосредственной производственной деятельности (второй);

 

На первом этапе вновь произведенные и уже находящиеся в эксплуатации ресурсы распределяются следующим образом: частично оставляются в регионе для нового цикла воспроизводства и частично обмениваются на другие дефицитные для данной эргасистемы-региона продукты. Производственный процесс, связанный с транспортированием производственных ресурсов по элементам национальной инфраструктуры описывается транспортной моделью Jij, связывающей накладные транспортные расходы с темпом перемещения соответствующих ресурсов из i-го региона к j-му, в зависимости от их географического положения.

 

Общесистемные интересы в МСРБ обеспечиваются путем введения в ее состав специальной эргасистемы-координатора, которая соотносится с федеральным центром (правительством) (обозначается индексом i = 0). Федеральное правительство на территории эргасистем-регионов может иметь свои собственные производственные мощности (мощности федеральных министерств и ведомств), в которых оно осуществляет свое управление производством и обменом. Там могут быть размещены специальные непроизводственные системы федерального назначения (части и соединения армии, милиции, внутренних войск и др.). На территории отдельных субъектов РФ, кроме того, находятся производственные системы, являющиеся элементами национальной инфраструктуры, а также производства, управление и распоряжение которыми принадлежит частным лицам.

 

Отличительной чертой эргасистемы-координатора является то, что она обладает монопольным правом производить такой уникальный ресурс (D0), как деньги. Потоки материальных ресурсов от i-го региона к j-му сопровождаются денежными потоками Dij(t), i, j =0, N от покупателя к продавцу, которые имеют противоположную направленность. Часть денежных потоков в виде налогов направляется в региональный бюджет DБi(t), а часть возвращается федеральному правительству DБ0(t).

 

Смысл жизнедеятельности любой эргасистемы-региона базируется на известном библейском принципе: "Полнота жизни вечной!", согласно которому "точный" целевой функционал i-й эргасистемы можно задать выражением вида:

 

Фi =,   (1)

 

где xi(t) - жизненный потенциал демографического ресурса i-й эргасистемы-региона в момент времени t; t0 - момент времени начала бюджетного планирования; <U,V,C>i - векторы технологического, ресурсного управления и управления обменом i-ой эргасистемы, соответственно (индекс i = 0 указывает на целевую функцию и управляющие воздействия, осуществляемые Федеральным Центром); <Xi(t0), Yi(t0), Zi(t0)> - вектор начальных условий.

 

Невозможность решения задачи оптимального управления для целевого функционала с бесконечным верхним пределом приводит к необходимости замены "точного" целевого функционала на соответствующий "паллиативный" (приближенный) функционал с конечным верхним пределом, обеспечивающий квазиоптимальные (рациональные) решения.11 Для формирования такого функционала обратимся к концепции эвристической целеустремленной системы, регулирующей свою выживаемость. В её основе лежит стремление к удовлетворению физических, психологических и духовных потребностей, которое может быть реально достигнуто в процессе воспроизводства и обмена производимыми региональными ресурсами.

 

Допущение 1. Во-первых, отложим вопрос о том, как индивидуальные потребности отдельных людей трансформируются в соответствующие коллективные потребности эргасистем-регионов РФ; во-вторых, положим, что число фундаментальных потребностей, требующих своего удовлетворения, у всех эргасистем одинаково и равно B. Например, в качестве концептуальной модели потребностей может быть выбрана семиуровневая система потребностей (В = 7).

 

Предложение 2. В качестве модели, описывающей процесс удовлетворения макропотребности от удовлетворения совокупности частных потребностей i-й эргасистемы-региона РФ, предлагается использовать модель производственной функции Кобба-Дугласа,12 которая задается полиномом вида:

 

ai = ki.П1(pli)gli; l = 1, B; i = 1, N,         (2)

 

pli = (f*li - fli)/f*li; (l gli = 1,

 

где l - номер частной потребности; ki - масштабный коэффициент, характеризующий силу эмоциональной реакции i-й эргасистемы-региона на свое собственной психическое состояние (которое можно обозначить шопенгауэровским термином "воля к жизни"13), в простейшем случае ki = 1; pli - уровень субъективного чувства неудовлетворенности в отношении l-ой базовой потребности; f*li - степень удовлетворения l-ой потребности которая в данной обменной ситуации потенциально может быть достигнута; gli - числовой коэффициент, показывающий вклад вносимый l-ой потребностью в степень удовлетворения макропотребности ai.

 

В соответствие с этим паллиативный целевой функционал i-й эргасистемы-региона можно записать в виде:

 

Фi = ,  (3)

 

где Тi - горизонт планирования; Gi(Т) - терминальная функция, используемая в теории оптимального управления с целью повышения устойчивости принимаемых решений и характеризующая возможность удовлетворения макропотребности ai(t) также и на интервале времени t ( Ti.

 

Сложность решения задачи планирования для функционала вида (3) заключается в том, что он представляет собой вариационную задачу большой размерности, со свободным правым концом,14 точно не заданным горизонтом планирования Т, при этом функционирование эргасистемы происходит в многополярной, многоуровневой субъективно изменяемой усилиями множества эргасистем-регионов информационно-предметной среде МСРБ. В этой связи задача планирования должна решаться от одного цикла производства к другому с привлечением прогнозов изменения игровой ситуации на последующих циклах воспроизводства.

 

Допущение 2. В момент времени t0 в предметной области МСРБ сложилась игровая ситуация <Xi(t0), Yi(t0), Zi(t0)>, i = 0, N.

 

На первом этапе осуществляется анализ возможностей взаимовыгодного социально-экономического обмена. Транспортные накладные расходы равны нулю (простейший случай) и все участники обмена имеют полную информацию о своем начальном состоянии и состоянии других территорий. Ресурсы, привлекаемые к обмену, являются делимыми.

 

На втором этапе федеральное правительство своими ресурсами и деньгами в обмене не участвует.

 

Для построения модели межрегиональных экономических отношений (ММЭО) целесообразно использовать теорию социального обмена.15 Систему социального обмена в общем виде можно представить как линейную со следующими характеристиками:

 

1. Имеется N эргасистем-регионов, участвующих в обмене, и один Федеральный Центр, а общее чиcло "актеров" в ММЭО равно N + 1. Обмену подлежат М продуктов (в нашем случае три типа ресурсов: демографические, природные и техногенные, которые подлежат дальнейшей детализации) и один специфический продукт - деньги, при этом общее число продуктов, участвующих в обмене, равно М + 1.

 

2. Степень Cmi первоначального контроля i-й эргасистемы за m-м продуктом определяется выражениями:

 

Cmi = 0 ( Cmi ( 1, (iCmi = 1, m = 1, M + 1; i = 1, N + 1.

 

Поскольку продукты являются делимыми, то Cmi представляет собой ту долю продукта m, которая находится в личном распоряжении i-й эргасистемы.

 

3. Заинтересованность i-го региона в обладании m-м продуктом, задаваемая величиной ami, характеризуется следующими свойствами:

 

а) 0 ( (mi ( 1;

 

b) (m (mi = 1, m = 1, M+1; i = 1, N + 1;

 

c) (mi характеризует долю ресурсов, которую i-й регион выделяет в системе совершенного обмена для осуществления контроля над m-м продуктом, независимо от общего объема ресурсов и от затрат, необходимых для контроля над этим продуктом.

 

Следовательно, величина (mi отражает степень предпочтения (важности) i-го региона в отношении m-го ресурса по сравнению со всеми другими ресурсами. Понятно, что регионы отличаются друг от друга в рамках МСРБ не только начальным уровнем своих ресурсов, но и способами их потребления, которые задаются плановыми векторами технологического и ресурсного управления. Можно показать, что показатели степени в производственной функции, описывающей "выпуск" демографического ресурса в вектор-функции Fxi,10 совпадают с заинтересованностью i-го региона в имеющихся у него ресурсах (mi.

 

Анализ характеристик системы экономического обмена показывает, что величины Cmi и (mi являются основными факторами, определяющими результаты такого вида взаимодействия.

 

Если обозначить через Vm цену полного контроля над продуктом m, а С0mi - ту часть контроля, которую i-й регион получит над продуктом m в случае равновесия, то Vm.C0mi - количество ресурсов, которые она должна затратить для достижения данного уровня контроля. Если обозначить через Hi общий объём ресурсов i-го региона, тогда в соответствии со свойством c) объем ресурсов, который это государство выделяет на контроль m-го продукта будет равен (mi Hi. Тогда из свойства c) следует, что в системах с совершенным обменом

 

VmCmi = (mi Hi.         (4)

 

Из c) также следует, что (mi является для i-го региона константой, не зависящий от Hm и Vm. Если в качестве исходных данных для обмена заданы матрицы ||(mi|| и ||Cmi||, то суммируя в (4) по m и i, можно получить величины Hi и Vi.

 

Суммируя в (4) по i, получаем (i VmCmi = (i Hi(mi, а так как (m (mi = 1, то:

 

Hi = (m VmCmi.  (5)

 

Так как в системах с совершенным обменом стоимость общих ресурсов регионов не изменяется, то Hi также равно и первоначальной стоимости его контроля над продуктом, то

 

Hi = ( Vm  Cmi .        (6)

 

Суммируя в (4) по m, получаем:

 

(m VmCmi = (m Hm(mi,

 

а поскольку (i C0mi = 1, то

 

Vm = (i Hm(mi.  (7)

 

Уравнения (5) и (7) дают "интуитивно ясные определения"15 ресурсов, которыми располагают субъекты обмена, и цены каждого продукта в системе с совершенным обменом.

 

Ресурсы любого участника экономического обмена могут быть найдены путем подстановки (7) в (6) и решения системы линейных алгебраических уравнений вида:

 

Hi = (m ((i Hm(mi)Cmi.  (8)

 

Найденное из системы (8) значение Hi подставляется в уравнение (7), решая которое определяются значения Vi - стоимости каждого продукта в системе экономического обмена.

 

По известным значениям Vm, Hm, (mi из (4) можно найти матрицу результирующего контроля ||C0mi||, которая соответствует точке устойчивого равновесия. Значения матрицы ||C0mi|| показывают, каковы будут итоговые значения ресурсов в эргасистемах к моменту завершения обменных операций.

 

Можно показать, что в результате обмена выполняется основной психофизический закон Вебера-Фехнера,16 в соответствии с которым каждый субъект достигает максимума удовлетворения своих экономических интересов C0mi, какое возможно исходя из имеющихся у него в наличии ресурсов Hi. При этом ресурс Hi интерпретируется как власть, которую i-й регион РФ может употребить для достижения своих экономических целей. Чем выше ресурс Hi, тем в большей степени восполняется демографический ресурс i-го региона, а следовательно, выше темпы роста показателя Фi. Величина ресурса Hi может рассматриваться как статус i-й эргасистемы в отношении текущего потребления и характеризовать уровень личной безопасности его граждан.

 

Рассмотренная модель экономического обмена дает возможность определить максимально возможный уровень контроля за продуктами обмена С0mi, но не указывает то, каким именно способом это может быть достигнуто. Следовательно, в рамках данной модели, субъектам экономических отношений безразлично от кого именно будут поступать необходимые ему компоненты, и кому конкретно будут отправлены его излишки. Кроме того, в рассматриваемой модели предполагается, что обмен между эргасистемами осуществляется мгновенно, и для его осуществления не требуется никаких дополнительных затрат. В реальных условиях время обмена не равно нулю, а зависит от объемов перераспределенных продуктов и величины средств, выделенных на их перемещение. В общем случае величина затрат на обменные операции будет зависеть от географических и природных условий, в которых протекает процесс обмена.

 

Предложение 3. На втором этапе рассматривается модель планирования технологического и ресурсного управления для внутреннего управления производственным процессом, с учетом прогноза того, какие продукты будут произведены всеми участниками рынка и, в связи с этим, каким будет следующий акт обмена. Включение государства в механизм рыночного обмена с таким важным новым ресурсом как деньги позволяет изменять направление материальных потоков, а, следовательно, изменение уровня роста демографической составляющей, что собственно и означает бюджетную помощь регионам РФ. Подходы к планированию производственной деятельности изложены ранее.10

 

1 . Дугин А.Г. Консервативная революция. - М.: Арктогея, 1994. - 352 с.

 

2 ПОЛИТОЛОГИЯ: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. -- М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 431 с.

 

3 Дугин А.Г. Основы геополитики. Геполитическое будущее России. - М.: "Арктогея", 1997. - 608 с.

 

4 Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 1994. - 367 с.

 

5 Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. - М.:Центрополиграф, 1995. - 461 с.

 

6 . Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Проблема обеспечения "организационной безопасности" России // Обозреватель-Observer. - 1998. - N 11. -С. 46-51.

 

7 Методика расчета сумм финансовой помощи (трансфертов) из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 1998 году.

 

8 Дугин А.Г. Тамплиеры Пролетариата. - М.: Арктогея, 1997. - 326 c.

 

9 Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Информационно-математическое обеспечение управления безопасностью эргатических систем. I. Концептуальные модели // НТИ РАН. Сер. 2. Информ. процессы и системы. - 1998. - N 4. - С. 10-21.

 

10 Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Информационно-математическое обеспечение управления безопасностью эргатических систем. II. Математические модели // НТИ РАН. Сер. 2. Информ. процессы и системы. - 1998. - N 6. - С. 13-22.

 

11 Ботвинник М.М. О кибернетической цели игры. - М.: Сов. радио, 1975. - 88 с.

 

12 Багриновский К.А., Бусыгин В.П. Математика плановых решений. - М.: Наука, 1980. - 223 с.

 

13 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М.: Интербук, 1990. - 151 с.

 

14 Александров А.Г. Оптимальные и адаптивные системы. Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1989. - 263 с.

 

15 Коулмен Дж. С. Системы социального обмена // Математика в социологии: моделирование и обработка информации / Под ред. А. Аганбегяна и др.- М.: Мир, 1977. - С. 417-442.

 

16 Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

 

Н. А. Сергеев ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

 

46 Стратегическая стабильность, 1998, №4

 

59 Стратегическая стабильность, 1998, №4

 



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
 
Генри Киссинджер Дипломатия Diplomacy
Дипломатия
В своей книге "Дипломатия" Генри Киссинджер стремится проанализировать историю дипломатических отношений между государствами, начиная с Вестфальского договора 1648 года и до конца ХХ века. Перед читателем предстает ряд политических деятелей "всех времен и народов" - от Ришелье до наших современников. Но больше внимания автор уделяет тем событиям Новейшего времени, в которых он участвовал сам, рассматривая их как вехи становления так называемого "нового мирового порядка", складывающегося на рубеже XX-XXI веков....

Цена:
1095 руб

Томас Пикетти Капитал в XXI веке Le Capital au XXI siecle
Капитал в XXI веке
В "Капитале в XXI веке" Томас Пикетти предложил новый взгляд на проблему, которая в последние десятилетия обращает на себя все больше внимания, - проблему неравенства. Проанализировав огромные количества данных, французский экономист обнаружил следующую закономерность. При прочих равных быстрый экономический рост уменьшает роль капитала и его концентрацию в частных руках и приводит к сокращению неравенства, в то время как замедление роста имеет следствием возрастание значения капитала и увеличение неравенства. В исторической ретроспективе - а книга Пикетти охватывает огромный период от начала XVIII века до наших дней - рост влияния капитала прерывался лишь в двадцатом столетии как следствие двух мировых войн и кейнсианской политики Славного тридцатилетия (1945-1975). Сегодня же мир возвращается к ситуации, когда неравенство неуклонно увеличивается, что может привести к тяжелым социальным и политическим последствиям. Впрочем, в отличие от Карла Маркса, с которым Пикетти часто сравнивают, француз не ограничивается лишь мрачной констатацией сложившегося положения и не предрекает крах капиталистической системы. Он предлагает меры, которые могли бы приостановить неблагоприятные тенденции....

Цена:
1019 руб

Генри Киссинджер О Китае
О Китае
Цена:
499 руб

Фридрих Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства
Происхождение семьи, частной собственности и государства
Фридрих Энгельс в истории челове­ческой мысли известен как один из основоположни­ков марксизма, соавтор философских и экономиче­ских трудов Карла Маркса, в том числе знаменитого КАПИТАЛА и МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГО­СУДАРСТВА - одно из важнейших сочинений Энгель­са, в котором немецкий философ предлагает научную концепцию истории человечества на ранних этапах его развития, показывает, как образовалось классовое общество и в чем состоят его характерные черты, опи­сывает особенности семейных отношений в различных общественных формациях, а также анализирует проис­хождение и сущность государства. Так же, как и другие его произведения, среди которых АНТИ-ДЮРИНГ, ДИА­ЛЕКТИКА ПРИРОДЫ, РОЛЬ НАСИЛИЯ В ИСТОРИИ и многие другие, эту работу можно назвать классикой философ­ского жанра и сегодня прочитать по-новому, учиты­вая тот непростой опыт, который накопился в течение трагического и насыщенного событиями XX века....

Цена:
141 руб

Людвиг фон Мизес Либерализм Liberalismus
Либерализм
Единственное систематическое изложение принципов либерального устройства общества и государства, основ либеральной экономической и внешней политики. Демонстрирует тесную связь между международным миром, частной собственностью, гражданскими правами, свободным рынком и экономическим процветанием. Автору удалось развеять множество сомнений и недоразумений, возникавших при обсуждении социальных и политических проблем, а также касающихся либеральной доктрины....

Цена:
289 руб

Роберт Андерсон Просто не стой на пути. Как государство может помочь бизнесу в бедных странах Just Get out of Way: How Government Can Help Business in Poor Countries
Просто не стой на пути. Как государство может помочь бизнесу в бедных странах
Единственный способ ликвидировать бедность - это экономический рост, а лучший двигатель экономического роста - частный сектор. Автор противопоставляет провалам рынка - провалы государства. Отдельные главы посвящены: экономическому росту; роли крупных компаний; приватизации; банкам, банковскому регулированию, процедурам банкротства; конкуренции. В Заключении автор описывает историю рыночных реформ 80-х годов в Новой Зеландии, где он участвовал в разработке программы приватизации. Некоторое время в 1991 г. автор был консультантом Госкомимущества России....

Цена:
314 руб

Ф. И. Тютчев Россия и Запад
Россия и Запад
В книге представлены идеологические труды и философская лирика великого русского поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева, одного из самых тонких и проникновенных выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Формально не примыкая ни к какому лагерю, Тютчев по своему мировоззрению стоял близко к славянофилам. Так же, как и они, Тютчев утверждал, что Запад никогда не простит России ее величия, ее первенствующего места в многомиллионной славянской семье, права ее последнего решающего слова в конечных судьбах западного мира....

Цена:
509 руб

Генри Киссинджер Нужна ли Америке внешняя политика? Does America Need a Foreign Policy?
Нужна ли Америке внешняя политика?
Генри Киссинджер - американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международной политики, занимал должности советника американского президента по национальной безопасности в 1969 - 1975 годах и государственного секретаря США с 1973 по 1977 год. Лауреат Нобелевской премии мира за 1973 год, Киссинджер - один из самых авторитетных политологов в мире. В своей книге "Нужна ли Америке внешняя политика" Генри Киссинджер анализирует американскую внешнюю политику в переломный момент ее истории на рубеже XX - XXI веков....

Цена:
363 руб

Жан-Ив Борьо Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли
Макиавелли как исторический персонаж - фигура парадоксальная, и первый из парадоксов - в явном несоответствии между его политическим статусом и всемирной славой: каким образом чиновник средней руки, не занимавший высоких должностей и не облеченный властью, сумел предложить универсальный анализ хаотичной картины мира, в котором он жил, и войти во всемирную историю политической мысли? Как случилось, что Макиавелли приобрел мгновенно и на века европейскую - и весьма скандальную - славу, а его мысль была обобщена, точнее, заключена в прокрустово ложе прочно устоявшегося термина "макиавеллизм", ставшего синонимом циничного лицемерия?
Жан-Ив Борье, профессор Нантского университета, специалист по эпохе Возрождения, переводчик многих великих сочинений итальянских гуманистов, в том числе трактатов Макиавелли "Государь" и "О военном искусстве", представляет в новом свете знаменитого "флорентийского секретаря", который в политике предпочел морали эффективность, был ценителем древних авторов, но не нашел признания ни у своего, ни у последующих поколений. Борье восстанавливает справедливость, определяя подлинное место Макиавелли в истории западной политической мысли и давая читателю уникальную возможность узнать истинное лицо великого флорентийца....

Цена:
349 руб

 Реформы в России с древнейших времен до конца XX века. В 4 томах. Том 4. 1917-1991 года
Реформы в России с древнейших времен до конца XX века. В 4 томах. Том 4. 1917-1991 года
История России, как и многих других стран, чрезвычайно богата разного рода реформами. Если реформы осуществлялись своевременно и были адекватны вызовам времени, то они, с одной стороны, позволяли снять напряжение в обществе, обеспечивали его стабилизацию и способствовали динамизму развития той или иной страны. Если же реформы осуществлялись с опозданием, то они приводили к социальным взрывам. Исторический опыт России убедительно показал, что несвоевременное и фрагментированное проведение реформ неоднократно приводило страну на грань национальной катастрофы, к трагическим издержкам и невосполнимым утратам. Поэтому осмысление причин эффективности или несостоятельности реформ продолжает оставаться одной из актуальных исследовательских задач. Неслучайно, что проблема реформ в России уже давно стала устойчивой исторической традицией в отечественной и зарубежной историографии. Однако до настоящего времени нет крупных обобщающих исследований, посвященных комплексному изучению данной темы, за весь исторический период развития страны, начиная с древнейших времен до настоящего времени. Отсутствие подобного рода масштабных трудов затрудняет понимание общих закономерностей и особенностей реформистского способа обновления всех сторон жизнедеятельности и жизнеобеспечения в соответствии с историческими реалиями соответствующих эпох и в контексте вызовов общемирового развития. Это как раз обусловливает значение и научную актуальность представляемого многотомного издания. Данный том посвящен истории реформ в России в 1917-1991 гг....

Цена:
619 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования