Политический словарь
Ядерное сдерживание и договор снв-2

ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ И ДОГОВОР СНВ-2

 

В. Дворкин

 

1. О трансформации модели ядерного сдерживания

 

Принципы ядерного сдерживания, сформировавшиеся как один из главных постулатов "холодной" войны и глобального противостояния двух систем, и в периоды своего расцвета не давали покоя пытливым умам специалистов различного профиля, не в последнюю очередь политологов. Необходимость собственно сдерживания от ядерного нападения не подвергалась сомнению, однако способы, технология сдерживания, возможность какого ущерба нападающей стороне необходимо демонстрировать для сдерживания, какой формой удара эффективнее сдерживать (ответно-встречным, ответным) и т.п.- всегда были предметом дискуссий.

 

Более утилитарно к этой проблеме относились военные аналитики и специалисты по ядерному планированию, для которых исходной посылкой в значительной мере были боевые задачи стратегических ядерных сил (СЯС), утверждаемые Генеральным штабом.

 

Вместе с тем от определенности, во-первых, в необходимом для сдерживания уровне ущерба и, во-вторых, приоритета той или иной формы ответных действий (ответно-встречный или ответный удар) зависят требования к боевому составу и системе боевого управления СЯС России как по общему количеству носителей и боезарядов, так и по структуре СЯС с точки зрения их живучести. Это особенно важно для решения вопроса о соответствии интересам России параметров договорных ограничений стратегических наступательных вооружений (СНВ).

 

Дискуссии об уровне так называемого "неприемлемого" ущерба идут с начала 60-х гг. и прошли, по-видимому, все стадии, включая в значительной степени эмпирические оценки Р. Макнамары (поражение 2/3 промышленного потенциала и 1/4 населения, для чего необходимо доставить к целям в ответном ударе более 1000 боезарядов среднего класса), А. Д. Сахарова (доставка в тех же условиях 500 боезарядов мегатонного класса) и многолетние детальные исследования по заданию Государственного комитета по военно-промышленным вопросам Совета Министров СССР (ВПК), в процессе которых изучены модели функционирования экономики, структура промышленного потенциала США и его отдельных отраслей, поражение которых способно парализовать страну на короткий, средний и продолжительный периоды. Для всех вариантов определено необходимое количество доставляемых в ответных действиях боезарядов.

 

Однако сделать практические выводы по результатам исследований, то есть определить и утвердить требуемый уровень "неприемлемого" ущерба оказалось в конечном счете невозможным. И прежде всего по той причине, что определение уровня "неприемлемого" ущерба, угроза нанесения которого вынуждает агрессора отказаться от нападения, связано с необходимостью учета (помимо структуры экономического потенциала) политических, исторических, национальных, социально-психологических и других особенностей развития страны, что не поддается формализации.

 

Поэтому дискуссии об уровне "неприемлемого" ущерба могут, по-видимому, продолжаться безрезультатно столько же времени, сколько будет существовать ядерное оружие.

 

На практике формирование требуемого в ответных действиях ущерба, то есть эффективности ответного и ответно-встречного ударов СЯС СССР и России осуществлялось прежде всего с учетом реально имеющихся или прогнозируемых (с учетом проводимых опытно-конструкторских работ и текущих планов развертывания боевых средств) боевых возможностей группировок составляющих триады.

 

Переубедить же тех, кто считает достаточным для сдерживания угрозу несколькими ядерными взрывами или несколькими сотнями таких взрывов на территории потенциального агрессора, вряд ли удастся.

 

О выходе из этого тупика и о новой модели ядерного сдерживания - ниже.

 

Не менее дискуссионным представляется вопрос о влиянии на сдерживание угрозы осуществления ответно-встречного и ответного ударов. Ряд политологов полагает и, возможно, у них были для этого определенные основания, что в эпоху "холодной" войны и глобального противостояния военно-политическое руководство СССР главную ставку делало на ответно-встречный удар, а это крайне опасно из-за ошибок в работе эшелонов системы предупреждения о ракетном нападении, ограниченного лимита времени на принятие решения, личностных качеств людей, принимающих решения. Все это так: определенную дестабилизирующую роль ответно-встречного удара отрицать трудно. Но у этой формы ответных действий есть и сильная стабилизирующая сторона, роль которой до настоящего времени не изучена. Дело в том, что риск принятия неправильного решения резко повышается при обострении обстановки, в ходе ведения широкомасштабной войны обычными средствами. А это означает, что угроза ответно-встречного удара должна сдерживать не только от ядерной агрессии, но и вообще от глобального обострения обстановки, не говоря уже о широкомасштабной войне. И это, конечно, повод для размышлений о неоднозначной роли ответно-встречного удара в стратегии ядерного сдерживания.

 

Вместе с тем в периоды "холодной" войны, если судить по реальным программам, в нашей стране основная ставка в ядерном сдерживании все-таки делалась на гарантированный ответный удар. Неопровержимое подтверждение этому - четырехразовое повышение защищенности шахтных пусковых установок МБР по мере роста точности попадания МБР и БРПЛ США. А когда точность попадания американских боезарядов с вводом МБР "МХ" и БРПЛ "Трайдент-2" возросла настолько, что дальнейшее традиционное повышение инженерной защиты шахт стало бессмысленным, мы вынуждены были вводить в боевой состав пусковые установки МБР грунтового и железнодорожного базирования. А ведь стоимость развертывания, например, железнодорожного ракетного комплекса в расчете на одну ракету с десятью боезарядами почти в два раза превышает стоимость шахтного  комплекса с "тяжелой" ракетой. Но все это - как повышение защищенности шахтных пусковых установок, так и разработка мобильных ракетных комплексов, - необходимо было для повышения живучести ядерных сил, то есть для гарантированного сохранения угрозы ответного удара, поскольку для осуществления ответно-встречного удара все эти меры не только бесполезны, но отчасти и вредны, так как техническая готовность к старту ракет мобильных комплексов ниже.

 

Изложенные выше положения по уровню необходимого ущерба и характеру ответных действий, связанных с таким ключевым свойством ядерных сил, как их живучесть, имеют непосредственное отношение к формированию новой модели взаимного ядерного сдерживания и к договорам о сокращении СНВ.

 

В задачу военного специалиста не входит оценка того места на пути от глобального силового противостояния к стратегическому партнерству России и США, на котором мы сейчас находимся. Но то обстоятельство, что определенная часть пути пройдена и угроза ядерного нападения США на Россию находится на трудно различимом уровне, вряд ли подвергается сомнению. Но поскольку ядерные силы России и США, как и других стран, будут, вероятнее всего, в силу сложившихся условий существовать не одно десятилетие и в XXI веке, целесообразно было бы трансформировать модель взаимного ядерного сдерживания России и США в направлении сдерживания не от ядерного нападения, а от возврата к "холодной" войне, к глобальному противостоянию и новой гонке вооружений. В этом Россия в сложившихся условиях заинтересована значительно сильнее, чем США.

 

Переход к такой модели взаимного сдерживания не следует рассматривать как декларативный акт, поскольку новая модель связана с корректировкой представления о требованиях, предъявляемых к СЯС России в целом и к их структуре в частности, а также к оперативной готовности.

 

Такие требования, в особенности к степени готовности, режиму боевого дежурства с точки зрения их напряженности, должны, конечно, учитывать ядерные силы других стран и быть ориентированы на достаточную гибкость при изменении обстановки.

 

Но главное требование, связанное с переходом к новой модели, состоит в необходимости сохранения и поддержания баланса стратегических наступательных вооружений, который заключается в примерном равенстве не только количества боезарядов, но и боевых возможностей ядерных сил по контрсиловому потенциалу, по способности вывода боевых средств из-под удара (по эффективности ответно-встречного удара), по количеству доставляемых к целям боезарядов в глубоком ответном ударе (по потенциалу сдерживания).

 

Важно подчеркнуть, что при традиционной модели сдерживания США от ядерного нападения баланс не обязателен; можно снизить требования к СЯС, обойтись меньшим числом боезарядов и пониженными боевыми возможностями, отказаться от договоров и вообще пойти своим путем. Но для решения проблемы сдерживания в новом понимании нужен баланс сил. Продвижение к такому балансу происходит в русле сложившейся за десятилетия системы договоров по ограничению и сокращению СНВ, способствует минимизации иллюзий о военном превосходстве в области СНВ и оснований для политического и экономического давления на Россию.

 

И наконец, как показывают результаты комплексного моделирования операции СЯС, поддержание баланса в рамках существующих и прогнозируемых договорных ограничений СНВ в значительной степени перекрывает диапазоны  разногласий  по  уровню "неприемлемого" ущерба, выводя эту длительную дискуссию из тупика.

 

2. Критика Договора СНВ-2

 

О параметрах Договора СНВ-2, его недостатках и преимуществах сказано и опубликовано все или почти все.

 

Если обобщить все отмечаемые недостатки собственно договора и последствий его ратификации, то можно представить следующий перечень.

 

1. Ликвидация к 2003 году МБР с РГЧ подрывает основу СЯС России - группировку РВСН, на ракетах с РГЧ которой сейчас находится более 80% боезарядов (около 50% от всех боезарядов СЯС). Разрушается сложившаяся за десятилетия структура СЯС, которая должна теперь приближаться к структуре стратегических наступательных сил (СНС) США, где главная часть триады - морская.

 

2. С ликвидацией МБР с РГЧ Россия лишается наиболее эффективного средства прорыва ПРО США. В условиях интенсивно продолжающихся работ по развертыванию стратегической и нестратегической ПРО США это совершенно недопустимо.

 

3. С продвижением НАТО на Восток, в условиях, когда силы общего назначения России значительно ослаблены и основу военной безопасности составляют ядерные силы, сокращение последних недопустимо.

 

4. Сокращение СНВ до уровней, предусмотренных Договором СНВ-2, потребует дополнительных средств на их ликвидацию, исчисляемых десятками триллионов рублей.

 

5. Для выхода на допустимые квоты по Договору СНВ-2 потребуется ввести в группировку РВСН сотни пусковых установок стационарного и мобильного базирования с моноблочными МБР, что потребует колоссальных затрат. Поэтому лучше и дешевле заполнить квоты ракетами с РГЧ (с 10 боезарядами). Кроме того, грунтовые пусковые установки типа "Тополь" уязвимы в обычной и ядерной войнах, а из-за аварий на маршрутах угрожают ядерной безопасности.

 

6. После реализации условий договора  США  будут  располагать "возвратным потенциалом", то есть способностью быстро восстановить количество боезарядов при выходе из договора, вчетверо превышающим такой потенциал СЯС России, поскольку платформы МБР "Минитмен-З" и БРПЛ "Трайдент-2" сохраняются, а 100 тяжелых бомбардировщиков с неядерными средствами могут быть переоборудованы под ядерные крылатые ракеты. Таким образом, США могут увеличить число боезарядов примерно на 4000 единиц, а Россия - только на 525 единиц на ракетах SS-19, которые к тому же после 2010 года прекратят свое существование.

 

7. Условия Договора СНВ-2, ограничивающие количество переоборудуемых пусковых установок тяжелых МБР с РГЧ SS-18 для размещения в них моноблочных ракет "Тополь-М" до 90 единиц, да еще необходимость заливки их на 5 метров бетоном, наряду с установкой ограничительных колец, являются совершенно излишними, требуют больших дополнительных затрат и почти что унизительны, поскольку существуют и другие надежные методы контроля.

 

8. Вопрос ратификации Договора СНВ-2 не может быть решен до тех пор, пока нет Концепции национальной безопасности, Военной доктрины России, программы развития СЯС, пока не представлены затраты на развитие ядерных сил, их сокращение и утилизацию.

 

Выводы, следующие из этого перечня, сводятся к тому, что Договор СНВ-2 в существующем виде подрывает безопасность России. Соглашаясь, в принципе, с ограничением числа боезарядов до 3000 - 3500 единиц, многие оппоненты предлагают внести поправки, допускающие сохранение МБР с РГЧ, снимающие отмеченные выше технические ограничения по переоборудованию шахт, обусловить ратификацию сохранением Договора по ПРО 1972 года, нерасширением НАТО, продлением сроков выполнения Договора до 2008 года и началом переговоров по Договору СНВ-З.

 

3. Контраргументы

 

Краткий анализ представленной аргументации позволяет отметить следующее.

 

1. Существующие МБР с РГЧ подлежат ликвидации, и это теперь уже хорошо известно оппонентам, не по условиям Договора СНВ-2, а в результате окончания даже не гарантийных, а продленных сроков эксплуатации. Основная часть этих ракет (SS-18 и SS-24) разработаны и изготовлены НПО "Южное", и воспроизводство их невозможно по многим причинам. Незначительное количество тяжелых ракет, сопоставимое с количеством ликвидируемых по договору МБР США "МХ", способно находиться на боевом дежурстве до 2006-2008 годов. В то же время МБР "МХ" могут быть в боевом составе СНС США еще не одно десятилетие, а учитывая, что по боевой эффективности эти ракеты нисколько не уступают нашим тяжелым ракетам, размен этот более чем выгоден.

 

Не Договор СНВ-2 изменяет структуру СЯС России, а сложившаяся и прогнозируемая экономическая обстановка. Количественные условия Договора накладывают ограничения прежде всего на морскую компоненту СНС США, ограничив ее 1750 боезарядами. Россию ничто не обязывает гнаться за США по этому показателю для морских СЯС. А по количеству боезарядов в РВСН мы ограничены только потолком для носителей по Договору СНВ-1 (1600 единиц) и можем в условиях Договора СНВ-2 ввести до 1200-1300 моноблочных МБР. Были бы средства для этого.

 

2. Утверждение об эффективности ракет с РГЧ, особенно тяжелых МБР, при преодолении ПРО справедливо только при одновременном выполнении двух условий: СЯС России наносят удар первыми, и США не развертывают космические эшелоны ПРО. Первое условие комментировать излишне, а по второму можно ответить только то, что стоящие на вооружении МБР с РГЧ представляют собой относительно легкую добычу для информационных и боевых средств космической ПРО (типа "ВР", лазерного оружия) из-за продолжительных участков выведения и разведения и высокой траектории полета. И если система договоров СНВ-ПРО рухнет, то можно с большой долей уверенности прогнозировать развертывание космического эшелона ПРО.

 

Именно для этих условий в рамках асимметричного ответа в СССР приступили в середине 80-х годов к разработке нового поколения МБР с сокращенным активным участков, с повышенной стойкостью ракет к космическому оружию и с другими мерами, повышающими эффективность преодоления ПРО. Эти работы требовали значительных затрат и даже в те годы продвигались с большим трудом.

 

Но это еще не все, что необходимо отметить в связи с возможностью развертывания ПРО США, как стратегической, так и нестратегической.

 

Необходимость строгого соблюдения Договора по ПРО 1972 года на всех уровнях рассматривается как обязательное условие ратификации Договора СНВ-2.

 

В том, что нарушение Договора по ПРО и неограниченное развертывание тактической ПРО в условиях сохраняющейся модели ядерного сдерживания подрывают стратегическую стабильность, которая обеспечивается устойчивым балансом ядерных сил при действии дестабилизирующих факторов, не сомневаются как сторонники, так и противники ратификации Договора СНВ-2. Наши политические лидеры также неоднократно подтверждали необходимость обусловить ратификацию Договора СНВ-2 строгим соблюдением Договора по ПРО.

 

В этом месте автор вынужден разделить политические и военные аспекты проблемы, поскольку военному специалисту, находящемуся на государственной службе, не следует делать публичных политических оценок или давать какие-либо рекомендации в этом плане.

 

Потому ниже - только об оценке ситуации с точки зрения соотношения сил.

 

Если бы Россия была способна поддерживать боевой состав СЯС в начале следующего столетия на уровне, соответствующем ограничениями Договора СНВ-1 (5000-6000 боезарядов), включая МБР с РГЧ стационарного и железнодорожного базирования, то в рамках модели ядерного сдерживания ей угрожал бы контрсиловой потенциал МБР и БРПЛ США на уровне 4900 боезарядов МБР "МХ", "Минитмен-З" и БРПЛ "Трайдент-2" (в полном соответствии со статьей 2, п.1 Договора СНВ-1).

 

Но поскольку реально Россия не сможет поддерживать боевой состав СЯС на таком уровне, то представленный контрсиловой потенциал СНС США необходимо соотносить с ослабленной группировкой наших СЯС, что, как показывают результаты моделирования операций, приведет к снижению потенциала сдерживания (эффективности ответного удара) в 2,0-2,5 раза.

 

Принимая этот понизившийся потенциал сдерживания в качестве исходного значения, можно оценить, что произойдет при вступлении в силу Договора СНВ-2 с учетом односторонних шагов США, сделанных в процессе движения к этому Договору. Основной из них - ограничение до 400 единиц количества высокоточных полумегатонных боезарядов W-88 на БРПЛ "Трайдент-2", которых в рамках Договора СНВ-1 могло бы быть почти 3500 единиц, а по Договору СНВ-2 - до 1750 единиц. Таким образом, при ликвидации 500 наиболее мощных и точных боезарядов МБР "МХ" и 1000 боезарядов "Минитмен-З" общее количество зарядов, предназначенных прежде всего для разоружающего удара, сокращается более чем в 5 (!) раз.

 

В этих условиях, по отношению к исходному, потенциал сдерживания наших СЯС, то есть количество сохранившихся и способных стартовать в ответном ударе боезарядов РВСН и морских СЯС увеличивается примерно в 2 раза. Одновременно с этим резко сокращается разрыв в боевых возможностях СНС США и СЯС России и создаются наиболее благоприятные условия для поддержания баланса сил, необходимость которого утверждалась выше.

 

Эти оценки можно было бы считать наиболее сильным аргументом в пользу ратификации Договора СНВ-2, если бы не было других.

 

Возвращаясь к влиянию развертывания ПРО США, следует учитывать, что эффективность ее преодоления зависит от насыщения информационных и боевых средств эшелонов ПРО стартующими носителями, боезарядами и ложными целями. А поскольку в условиях Договора СНВ-2 стартующих средств в 2 раза больше, то при действующем Договоре СНВ-1 та же самая ПРО представляет еще большую опасность. Другими словами, с военной точки зрения, чем интенсивнее США будут продвигаться к развертыванию ПРО, тем быстрее Договор СНВ-2 должен вступить в силу. Но лучше не ждать появления ПРО, а, ратифицировав Договор СНВ-2, договариваться об устойчивости Договора по ПРО. Можно надеяться, что с учетом сформулированной выше логики этот вывод не покажется парадоксальным.

 

Если США все-таки начнут развертывать стратегическую ПРО за рамками Договора 1972 года, или не удастся достигнуть приемлемых условий разграничения стратегической ПРО и ПРО выдвинутой на театр военных действий (ТВД), то пересматривать следовало бы прежде всего некоторые условия действующего Договора СНВ-1. В частности, по 34-му согласованному заявлению Приложения к этому Договору определены пределы увеличения забрасываемого веса ракеты типа "Тополь", имеющийся резерв которого можно использовать для размещения эффективных средств преодоления ПРО.

 

3. О негативном влиянии расширения НАТО на Восток также уже сказано более чем достаточно, в том числе и автором в связи с угрозой для баланса ядерных сил*. Но приложение этого процесса к ратификации Договора СНВ-2 приводит, по существу, к выводам, во многом аналогичным только что сделанным. Поскольку в дополнение к нарушению стратегического баланса сил за счет распространения военной инфраструктуры при вступлении в НАТО стран Восточной Европы, без ратификации Договора СНВ-2 прибавляется то же самое пятикратное увеличение количества боезарядов СНС США, предназначенных для разоружающего удара. В этих условиях целесообразно было бы ратифицировать Договор СНВ-2, но отказаться, например, от принятого одностороннего обязательства не выводить на маршруты боевого патрулирования железнодорожные ракетные комплексы, поскольку в неподвижной состоянии они становятся более уязвимыми при внезапном ударе тактической авиации НАТО в случае использования восточно-европейской сети аэродромов.

 

4. Условия Договора СНВ-2 не накладывают никаких ограничений на программы поддержания и развития морской и авиационной составляющих нашей триады. Более того, даже программы развития этих компонент, разработанные в СССР для условий Договора СНВ-1, не выходили за рамки ограничений Договора СНВ-2. Поэтому никаких дополнительных затрат на ликвидацию морских и авиационных СЯС не потребуется.

 

Остаются наземные МБР, которые и без Договора СНВ-2 придется снимать с вооружения по истечении продленных сроков эксплуатации. Если срок реализации условий договора - 2003 год, то пришлось бы досрочно ликвидировать около 50 пусковых установок тяжелых ракет, для чего необходимо около 200 млрд. рублей в ценах 1996 года. В случае продления срока реализации договора до 2008 года те же средства пришлось бы выделять позже для ликвидации пусковых установок по окончании сроков эксплуатации. И это, конечно, выгоднее по целому ряду причин. Таким образом, миф о необходимости десятков триллионов рублей для сокращения СЯС по Договору СНВ-2 не имеет под собой никаких оснований.

 

5.  В период до 2005 года и далее средства на развертывание модернизированных наземных и морских стратегических ракетных комплексов и подводных ракетоносцев нужны и, действительно, значительные, исчисляемые десятками триллионов рублей. И если будет принято решение сохранить за Россией статус ядерной страны, сравнимый по ядерному потенциалу с США, то такие средства придется выделять. Но без действующего Договора СНВ-2 еще больше. Дело в том, что предлагаемые некоторыми независимыми экспертами разработка и развертывание в шахтных пусковых установках десятиблочных МБР не может рассматриваться как альтернатива высокоживучим моноблочным ракетам. Развертывание стационарных МБР с РГЧ никаким образом не способствует поддержанию живучести, а следовательно, и потенциала сдерживания наземной группировки, поскольку такие МБР с высокой вероятностью поражаются одним-двумя боезарядами МБР и БРПЛ США, которых у них в условиях без Договора СНВ-2 будет в избытке. Именно поэтому при планировании развития СЯС в рамках Договора СНВ-1 в СССР предусматривалось развертывание не меньшего количества моноблочных МБР, чем это требуется для условий Договора СНВ-2. С экономической точки зрения, в условиях ограниченных планируемых средств, да еще хронического недофинансирования, когда с огромными трудностями, с отставанием, недопустимо низкими темпами проводятся опытно-конструкторские работы по модернизации только одной МБР и одной БРПЛ, в такой ситуации предлагать сейчас еще одну опытно-конструкторскую работу, которая потребует увеличить ассигнования не менее, чем в 2-3 раза по сравнению с текущими затратами, означает крайнюю степень авантюризма в худшем смысле этого понятия. И здесь не исправит положения попытка установить в шахту не предназначенную для этого существующую или модернизируемую БРПЛ с РГЧ, поскольку это все равно - новая опытно-конструкторская работа, да и условия Договора СНВ-1 такого не допускают (статья 5, п.9). В отдаленной перспективе существует возможность разработки в значительной степени унифицированной МБР и БРПЛ, допускающей "развести" такие ракеты по ограничениям Договора СНВ-1, но стоящая сегодня проблема ратификации Договора СНВ-2 к этому отношения уже не имеет.

 

Если бы процесс сокращения СНВ пошел вспять, то лучше уж идти по пути оснащения ракет "Тополь" и "Тополь-М" разделяющейся головной частью, но в ближайшей перспективе и на это нет средств. И что еще важнее, и в этом случае до ядерного баланса будет далеко.

 

Многолетний опыт эксплуатации подвижных пусковых установок ракет средней дальности типа "Пионер" и МБР "Тополь", большого числа учений с проведением воздушной и космической разведки подтвердил высокую скрытность мобильных комплексов, хорошую проходимость по бездорожью и необходимую для решения задач ответных действий живучесть. Крайне редкие в прошлом аварии на дорогах ни разу не приводили даже к опасности, а выход из аварийного состояния в кратчайшие сроки осуществлялся штатными средствами ракетного комплекса.

 

Утверждение того, что находясь постоянно в движении на маршрутах патрулирования, подвижные пусковые установки МБР легко уязвимы для террористов и диверсантов и больше угрожают своей стране, чем потенциальным противникам, мягко говоря, тенденциозны. Да, действительно, движение пусковых установок по дорогам - это не самое безопасное для них состояние. В шахте спокойнее. Но, во-первых, на самом деле они стоят в укрытиях или под кронами деревьев более 95% от общего времени боевого дежурства, а остающегося времени вполне достаточно для периодической смены позиций. Во-вторых, в течение более трех десятилетий через всю страну непрерывно движутся десятки тысяч ядерных боезарядов, десятки тысяч тонн агрессивных компонентов ракетного топлива, сотни заправленных этими компонентами ампулизированных БРПЛ. От аварий и катастроф уберег не столько Бог, сколько отработанная система  организационно-технических мер предупреждения, защиты, охраны и т. д.

 

В этих условиях "атаки" на ракетную систему "Тополь" и "Тополь-М", стационарные и мобильные ракеты которой составят основу группировки РВСН при любом развитии событий (с Договором СНВ-2 или без него), можно рассматривать как покушение на Договор СНВ-2 с негодными средствами.

 

6. После реализации условий Договора СНВ-2 США действительно будут иметь многократно превосходящий "возвратный потенциал". Правда, имея в виду опыт "холодной" войны, гонки вооружений и переговорных процессов, почти что невозможно представить себе ситуацию, в которой США надумали бы реализовать этот потенциал. Тем не менее, как угроза это преимущество существует, и с ним приходится считаться. Но здесь есть особенности. Американцы еще больше превосходят нас в возможностях "медленного" наращивания СНВ за счет производства новых МБР, тяжелых бомбардировщиков, других видов вооружений. Для нас их "медленное" наращивание нужно считать "быстрым", так как все равно не угнаться. Поэтому можно было бы не концентрироваться только на "возвратном потенциале" как аргументе против ратификации Договора СНВ-2, а продолжить переговорный процесс и исключать предпосылки как для быстрого, так и медленного наращивания СНВ.

 

Тем не менее, снять с повестки дня  угрозу  превосходства  в "возвратном потенциале" можно было бы, подготовив и заключив с США отдельное соглашение о контролируемой ликвидации корпусов боезарядов разгружаемых МБР и БРПЛ по процедурам, аналогичным тем, что применялись в процессе выполнения Договора о РСМД. Анализ показал возможность осуществления таких процедур без угрозы вскрытия охраняемых характеристик.

 

И на сегодняшний день нет видимых причин, по которым США не пошли бы на подобное соглашение.

 

7. Конечно, ограничение (до 90) количества переоборудуемых пусковых установок тяжелых ракет и требование по заливке их бетоном надо рассматривать как раздражающие, досадные уступки. Чем бы мы угрожали США, если бы переоборудовали не 90, а 154 шахтных установок (оставляемых по Договору СНВ-1)? И зачем заливать их бетоном, если производство тяжелых ракет не подлежит восстановлению? Правда, есть некоторые смягчающие обстоятельства. Во-первых, переоборудование шахты тяжелой ракеты для моноблочной МБР стоит всего на 10-15% меньше, чем строительство новой. Во-вторых, марка бетона договором не определена. Можно заливать шахту и армированным для стойкости шлакобетоном, что на порядок дешевле. Но все равно лишних денег нет и досада остается. Но не только у нас. Многие американцы раздосадованы, например, тем, что новейшие ракеты "МХ" уничтожаются, хотя могли бы служить не одно десятилетие в следующем веке, а устаревшие МБР "Минитмен-З" остаются. Так что здесь установился баланс досады и раздраженности.

 

А что касается унизительности... После того, что с нами произошло за последние пять лет, такая степень унижения уже неразличима.

 

8. Требования к исполнительной власти представить Концепцию национальной безопасности, Военную доктрину России, определить и представить программу развития СЯС, требуемые затраты на их развитие и ликвидацию вооружений вполне оправданы и в конце концов будут, по-видимому, удовлетворены. Вместе с тем, стоит задаться вопросом: какой разумной по содержанию Концепции национальной безопасности и какой по целям Военной доктрине России, если только они не основаны на имперских амбициях, не преследуют целей возврата к гонке вооружений и других подобных замыслов, могут противоречить условия Договора СНВ-2? Если вникнуть в эти вопросы и попытаться дать на них ответы, то можно прийти к заключению о том, что при всей справедливости выдвигаемых требований они не имеют прямого отношения к проблеме ратификации Договора СНВ-2.

 

Если Договор СНВ-2 не будет одобрен Государственной Думой, то Россия, даже при условии постепенного выхода из кризиса, все равно вряд ли достигнет на рубеже 2005-2010 годов потолков этого договора по числу боезарядов, вне зависимости от того, будут ли в составе СЯС МБР с РГЧ, или их не будет. А в США останутся более 8000 боезарядов по реальному зачету в рамках Договора СНВ-1.

 

Будут созданы все предпосылки для подрыва Договора по ПРО 1972 г. и для ужесточения позиций при развертывании ПРО ТВД, которая может быть более опасной, чем стратегическая, в случае отсутствия приемлемых условий разграничения. И НАТО может не ограничиться расширением только за счет Польши, Чехии и Венгрии. И ни о каком Договоре СНВ-З, по-видимому, не будет идти речи, а он крайне необходим для устойчивого стратегического баланса.

 

Таким образом, при всей справедливости изложенных выше требований их нельзя выставлять как ультиматум ратификации. Процесс ратификации - всего лишь повод еще раз выдвинуть эти требования и, прежде всего, по выделению необходимых средств для поддержания и развития наших СЯС, которым угрожает деградация.

 

Предложения по поправкам к Договору СНВ-2 целесообразно было бы обсуждать до той грани, за которой наступает его разрушение.

 

Но одну поправку необходимо выделить. Она заключается в переносе срока реализации договора с 2003 года на 2008 год. Для этого есть все основания.

 

Пункт 1 статьи 1 Договора СНВ-2 предусматривает семилетний срок выполнения первого этапа с момента вступления в силу Договора СНВ-1, который был подписан 31 июля 1991 года и ратифицирован 4 ноября 1992 года. А пунктом 3 статьи 1 завершение второго этапа Договора СНВ-2 установлено до 1 января 2003 года. Такая редакция имела смысл в случае, если бы Договор СНВ-1 вступил в силу сразу же после его ратификации, в чем практически никто не сомневался. Но из-за известной позиции Украины Договор СНВ-1 вступил в силу только 5 декабря 1994 года. И если следовать пункту 1 статьи 1 Договора СНВ-2, то первый этап его должен быть завершен к 2002 году, то есть близко к тому моменту, когда по п. 3 этой статьи Договор СНВ-2 должен быть выполнен в полном объеме. В этом и заключается основание для внесения поправки. Ее принятие не уменьшит суммарных расходов на ликвидацию СНВ и их модернизацию, но позволит отнести эти расходы на более позднее время, в чем существует большая заинтересованность.

 

На сегодняшний день нет оснований полагать, что если эта поправка будет основной, то США не согласятся с ней† .

 

Выводы

 

Если бы стояла задача подготовить обращение к тем, от кого зависит ратификация Договора СНВ-2, то в него можно было бы включить следующее:

 

1. Не мешайте, пожалуйста, США сократить свои стратегические наступательные вооружения с 8,5 тыс. боезарядов до 3,5 тыс., уменьшить контрсиловой потенциал более чем в три раза, а администрации президента Клинтона - сдерживать попытки разрушить Договор по ПРО 1972 года, согласиться с поправкой о переносе срока реализации Договора СНВ-2 и приступить к обсуждению Договора СНВ-З.

 

2.  Не мешайте России впервые за всю историю ядерного противостояния приблизиться к балансу СНВ с США по боевым возможностям ядерных сил, в чем мы всегда уступали американцам, несмотря на количественное равенство боезарядов. И тем самым хотя бы по этому критерию оставаться на уровне сверхдержавы.

 

3. Продолжайте требовать согласования и утверждения концепции национальной безопасности, военной доктрины России, выделения необходимых средств на устойчивое развитие СЯС России, на утилизацию почти 150 атомных подводных лодок и другого вооружения, но имейте в виду то, что все это необходимо вне зависимости от Договора СНВ-2, который нужно ратифицировать.

 



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Во сколько раз стандартная японская клавиатура больше, чем привычная европейцам?
В японском языке помимо иероглифического письма кандзи, заимствованного из Китая, есть также две слоговые азбуки — хирагана и катакана — в которых один знак соответствует не слову, а отдельному слогу. Традиционно они применяются для записи слов, к которым нет иероглифов: катакана — для заимствованных терминов из европейских языков, а хирагана — для отдельных японских частиц и суффиксов, или когда читатель может не знать какого-то иероглифа. Именно 47 знаков хираганы располагаются на клавиатурах, так что японские клавиатуры ничем не отличаются от привычных нам. Кроме того, специальное программное обеспечение может отслеживать ввод знаков и автоматически предлагать замену нескольких знаков на соответствующий иероглиф.
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
NO INFO
Search Results from AllSoft: новости

Сан-Франциско ждет! Вы — Маркус, блестящий хакер, объединяетесь с DedSec, чтобы противостоять ctOS 2.0, системе глобального контроля. Сокрушите ее, это будет взлом века!
Первым покупателям — скидка 250 рублей! Успей купить первым! 


подробнее»
181528

PrintStore Pro — программа для учета расходных материалов и оборудования. Просчитывает запас каждого картриджа в каждом принтере и помогает сформировать заказ на следующий период. Поддерживает учет перезаправок. Учитывает при всех операциях совместимость принтеров и картриджей. Хранит историю всех действий с картриджами и принтерами, позволяет создавать множество отчетов.


подробнее»
123795

Fax Voip T38 Fax & Voice — факс и автоответчик для вашей SIP/H.323/ISDN сети. Виртуальные голосовые факс модемы. Поддержка T.38, Fax поверх G.711 и CAPI факс. Одновременные SIP регистрации, маршрутизация вызовов, цветные факсы. Совместимость со стандартными факс программами. Fax Voip принтер, Консоль Fax Voip для управления факсами. Сохранение входящих факсов в TIFF/PDF/SFF файлы. Маршрутизация входящих факсов: E-mail, Сохранить в папке, Печать. Факс по запросу. Отправка факса через e-mail (Почта-на-факс) и получение факсов на e-mail (Факс-на-почту).


подробнее»
139103

Fax Voip T38 Fax & Voice — факс и автоответчик для вашей SIP/H.323/ISDN сети. Виртуальные голосовые факс модемы. Поддержка T.38, Fax поверх G.711 и CAPI факс. Одновременные SIP регистрации, маршрутизация вызовов, цветные факсы. Совместимость со стандартными факс программами. Fax Voip принтер, Консоль Fax Voip для управления факсами. Сохранение входящих факсов в TIFF/PDF/SFF файлы. Маршрутизация входящих факсов: E-mail, Сохранить в папке, Печать. Факс по запросу. Отправка факса через e-mail (Почта-на-факс) и получение факсов на e-mail (Факс-на-почту).


подробнее»
141754

Retouch Pilot — программа для удаления изъянов с фотографий, таких как царапины, мелкие пятна и другие мелкие дефекты, существующие на фото или полученные при сканировании. Вы можете удалять целые объекты, попавшие случайно в кадр, а также инструментом пластика изменять форму и пропорции. Программа позволяет ретушировать изъяны кожи - пятнышки, морщинки и др..


подробнее»
26516

R-Studio — эффективное программное обеспечение, позволяющее восстанавливать данные с жестких дисков, CD, DVD, дискет, USB дисков, ZIP дисков и устройств флеш-памяти.


подробнее»
88115

Сборка электронных каталогов автозапчастей включает в себя грузовые автомобили Европы и Китая. В сборку включена программа Tecdoc, позволяющая подобрать не оригинальные запчасти.


подробнее»
183206

Sound Pilot озвучивает клавиатуру. Каждое прикосновение к клавиатуре рождает звук, который разнообразит процесс набора текста, развлекает и снижает утомляемость.


подробнее»
78205

Количество просмотров страницы: 251
Search Results from «Озон» Политика
 
Джозеф Стиглиц Цена неравенства The Price of Inequality: How Today's Divided Society Endangers Our Future
Цена неравенства
Экономист, нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц рассказывает о действиях экономической верхушки и о том, что нужно предпринять, чтобы установить истинный, динамичный капитализм. Он рассматривает влияние неравенства на экономику, демократию, правовую систему и объясняет, как национальная политика влияет на неравенство и как неравенство влияет на национальную политику. В завершение Стиглиц предлагает свое видение более справедливого и равного будущего и конкретную программу по воплощению этого видения в жизнь....

Цена:
659 руб

Альфред Мэхэн Влияние морской силы на историю. C предисловием Николая Старикова
Влияние морской силы на историю. C предисловием Николая Старикова
Вы неоднократно слышали термин "геополитика". А теперь сможете точно понять, что это такое. Книга одного из основоположников геополитики, американского адмирала Альфреда Тайера Мэхэна рассказывает о том, какие шаги совершали англичане на протяжении двух столетий, чтобы отодвинуть от морской торговли, а значит и от власти над миром, другие государства. Морская мощь и сегодня играет ведущую роль в мире. Флот США и Великобритании ходит по всему мировому океану, контролирует торговые пути и может нанести удар ракетами или самолетами по любой стране мира. При этом резко сокращая угрозу собственной стране именно с помощью своего флота. Ответы многие вопросы из современной повестки дня станут очевидными, если знать "правила игры". Книга Мэхэна - это свод правил, играя по которым англосаксы подмяли под себя мир. Геополитика - вот слово, которое объясняет многие происходящие события. А перед вами ее самый первый учебник......

Цена:
639 руб

 Принципы коммунизма. Манифест коммунистической партии
Принципы коммунизма. Манифест коммунистической партии

Принципы коммунизма. Карл Маркс - Фридрих Энгельс. Манифест коммунистической партии"Манифест" явился первым программным документом научного коммунизма, был издан на многих языках и был принят в основу программ социалистических партий различных стран и международных организаций. Для осмысления всего происходящего в России образованному, трудолюбивому, небезразличному к судьбе отечества гражданину, и особенно молодому, будет интересно узнать, а кому-то и вспомнить принципы коммунизма, которые стали результатом научного вывода из марксистской теории, и сравнить их с теми принципами и положениями, реально существовавшими при социализме в СССР. Любознательный читатель не только обрадуется, но и восхитится научным предвидением и осуществлением на практике той жизни, в направлении которой развивалось советское социалистическое государство. И, возможно, придет к выводу, что в цивилизованном развитии общественного устройства жизни народов социализму альтернативы нет....

Цена:
72 руб

В. И. Ленин Империализм, как высшая стадия капитализма
Империализм, как высшая стадия капитализма
Вниманию читателей предлагается классическая работа основателя советского государства В.И.Ленина, написанная им в первой половине 1916 года. В этой работе, опираясь на открытые Марксом и Энгельсом законы развития капитализма, на основе глубокого изучения обширного фактического материала, Ленин раскрывает экономическую и политическую сущность империализма - новой стадии, в которую к началу XX века вступил в своем развитии капитализм. В первых шести главах содержится всесторонний научный анализ экономической сущности империализма, проявляющейся в его основных экономических признаках. Последние четыре главы посвящены обобщенной характеристике империализма; в них дается анализ исторического места империализма как кануна социалистической революции. Книга будет интересна как профессиональным историкам, политологам, философам, так и широкому кругу читателей....

Цена:
282 руб

Фридрих Великий Анти-Макиавелли
Анти-Макиавелли
Фридрих II Гогенцоллерн, "король-солдат" и "король-философ" - поистине уникальная личность, основатель прусско-германской государственности, правитель Пруссии, вошедший в мировую историю под именем Фридрих Великий. Кроме знаменитых побед, Фридрих оставил после себя обширное, более тридцати томов, творческое наследие, касающееся едва ли не всех сторон жизни.
Король Фридрих был храбрым воином и не боялся спорить с авторитетами - что на поле боя, что на страницах книг. Еще в юности он обратил внимание на труд Никколо Макиавелли "Государь" - один из самых знаменитых в истории цивилизации трактатов, посвященных вопросам управления государством и обязанностям монарха. Тогда еще принц, Фридрих, несмотря на юный возраст, смело вступил в заочную полемику с великим циничным флорентинцем. Результатом этого спора стала книга "Анти-Макиавелли", в которой будущий король сформулировал новые принципы монархии. Может, именно потому всего за 20 последующих лет Фридрих Великий превратил Пруссию из маленького княжества в одно из сильнейших государств Европы. Немаловажная деталь: трактат "Анти-Макиавелли" был отредактирован и анонимно издан самим великим Вольтером, с которым Фридрих тогда уже состоял в оживленной переписке....

Цена:
103 руб

Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 гг. (комплект из 2 книг)
Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 гг. (комплект из 2 книг)
Москва, 1957 год. Государственное издательство политической литературы.
Издательские переплеты. Сохранность хорошая.
В настоящем издании публикуется переписка Председателя Совета Министров СССР И.В.Сталина с Премьер-министром Великобритании У.Черчиллем и Премьер-министром Великобритании К.Эттли (том 1), а также с Президентом США Ф.Рузвельтом и Президентом США Г.Трумэном (том 2) в годы Великой Отечественной войны и в первые месяцы после победы - до конца 1945 г....

Цена:
639 руб

М. Ходынская-Голенищева "На правильной стороне истории". Сирийский кризис в контексте становления многополярного мироустройства
"На правильной стороне истории". Сирийский кризис в контексте становления многополярного мироустройства
В монографии "На правильной стороне истории. Сирийский кризис в контексте становления многополярного мироустройства" исследуется эволюция сирийского конфликта. Показано взаимодействие заинтересованных игроков по сирийскому вопросу на фоне становления полицентричного миропорядка, в первую очередь, на международных площадках, включая ООН.
Отдельно рассматриваются методы, которые используются США и их союзниками для дестабилизации внутриполитических ситуаций в "неугодных" государствах с целью смены законных правительств.
Показана многосторонняя работа по запуску процесса политического урегулирования конфликта в Сирии, включая организацию межсирийских переговоров. В этом контексте дается обзор спектра сирийских оппозиционных движений и групп, противостоящих официальному Дамаску, анализируется их роль в разрешении кризиса.
В монографии затронута тематика всплеска терроризма в Сирии и регионе Ближнего Востока в целом. Обозначены причины радикализации, говорится о путях и перспективах коллективного противостояния терроризму.
Выделена роль России в сирийском урегулировании, в том числе в выработке мер коллективной борьбы с терроризмом и в деле достижения исторических договоренностей об уничтожении химического арсенала Сирии, предотвративших американские бомбардировки страны....

Цена:
363 руб

Иммануил Валлерстайн Мир-система Модерна. Том 2. Меркантилизм и консолидация европейского мира-экономики. 1600-1750 The Modern World-Sistem 2: Mercantiltsm and the Consolidation of the European World-Economy: 1600-1750
Мир-система Модерна. Том 2. Меркантилизм и консолидация европейского мира-экономики. 1600-1750
Второй том капитального труда Иммануила Валлерстайна "Мир-система Модерна" посвящен ключевым вехам в истории капиталистического мира-экономики XVII - первой трети XVIII веков: кратковременной голландской гегемонии, первым этапам борьбы за гегемонию между Англией и Францией, появлению новых восходящих полупериферийных держав (Швеции, Пруссии, России). Вопреки сложившемуся представлению о "долгом" XVII веке как периоде "рефеодализации" и "сеньориальной реакции", автор демонстрирует, что в действительности "кризис XVII века" был временем консолидации и упрочения капиталистических сил, что подготовило последующий этап новой масштабной экспансии капитализма на рубеже XVIII- XIX веков.

Перевод выполнен по переизданию 2011 года, содержащему новое предисловие, в котором Валлерстайн предлагает краткое теоритическое резюме мир-системного похода сквозь призму понятия "гегемония"....

Цена:
1319 руб

Томас Гоббс, Элиас Канетти Левиафан. Как рождается чудовище власти
Левиафан. Как рождается чудовище власти

В 2015 году в России с большим успехом прошел фильм Андрея Звягинцева "Левиафан". В этом фильме библейский образ "Левиафана" используется как метафора государственной власти. Подобное отождествление впервые использовал английский философ Томас Гоббс, который в своем произведении сравнил государственную машину с Левиафаном ("смертным Богом .
В книге, представленной вашему вниманию, приводится этот знаменитый трактат Гоббса. Оппонентом английского философа выступает Элиас Канетти - австрийский мыслитель, лауреат Нобелевской премии. Опираясь на фрейдистскую теорию, Канетти показывает, как происходит подчинение массы ее руководителям, и проводит параллель между руководством и паранойей.

...

Цена:
403 руб

А. Е. Вандам Наше положение
Наше положение

А.Е.Вандам (при рождении Едрихин) - выдающийся русский военный разведчик, генерал-майор, публицист. Известен как основатель русской геополитической мысли, предсказавший в своих трудах обе мировых войны и общий вектор дальнейшей мировой истории.

В своих работах Алексей Ефимович в виде живого и доступного исторического очерка всеобъемлюще раскрывает логику и системный характер действий государств на международной арене. Оставаясь патриотом, Едрихин не жалеет красок и смелых оценок для подвигов и провалов русских военачальников и политиков в прошлом, при этом не менее объективно анализируя цели и задачи исторических врагов России.


Главными геополитическими противниками России Вандам считает англосаксов, а русских - главной преградой на пути англичан к мировому господству.

...

Цена:
699 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования