Политический словарь
Энергетические конденсированные системы

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОНДЕНСИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАГУОШСКИЙ СЕМИНАР

 

"ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ. ОГРАНИЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ УГРОЗЫ"

 

8-11 июля 2002 года в Москве состоялся международный Пагуошский семинар "Эволюция стратегической стабильности. Новые вызовы стратегической стабильности: ограничение ядерной угрозы". Семинар организован Российским Пагуошским комитетом при Президиуме РАН при содействии Федерации мира и согласия, Российского комитета защиты мира и Центра политических и международных исследований. Представляем тезисы выступлений ряда участников прошедшего семинара.

 

На семинаре в Москве наибольшее внимание привлекли доклады И.Д. Сергеева, В.З. Дворкина, Ю.Е. Федорова, Д.А. Данилова, М.Б. Игнатьева (Россия), Р. Геттемюллер, Д. Рейнелендера (США), Ф. Калогеро (Италия), К. Селье (Франция).

 

В докладе помощника Президента РФ по вопросам стратегической стабильности И.Д. Сергеева "Стратегическая стабильность: новые реалии" изложены как традиционные представления о стратегической стабильности, так и трансформация этого понятия в условиях новых вызовов безопасности.

 

Исторически понятие "стратегическая стабильность" связано с развитием диалога по проблемам стратегических наступательных и оборонительных вооружений двух ведущих ядерных держав. Считается, что стратегическая стабильность существует, если вероятность развязывания глобальной (региональной) войны сведена к минимуму. Это обеспечивается примерным количественным равенством стратегических сил и сопоставимостью их боевых возможностей (или иначе, ядерным балансом). Традиционное представление сохраняет свое значение в качестве страхового полиса, гарантирующего от возврата к силовому противостоянию.

 

Эволюция этого понятия связана с достаточно определенным общим пониманием того, что по мере продолжающегося военно-политического сближения России и США роль ядерного баланса в отношениях между странами будет снижаться. Проблематика стратегической стабильности, все больше будет выходить за рамки чисто российско-американских отношений в связи с новыми глобальными вызовами безопасности: международным терроризмом, распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки.

 

На фоне быстрого развития глобальных и региональных процессов решение этих проблем требует безотлагательных и эффективных мер всего мирового сообщества.

 

Тема российско-американских отношений в новых условиях затронута в докладе заместителя директора Центра политических исследований Ю.Е. Федорова "Новая парадигма отношений Россия-США". В нем отмечено, что специфика и перспективы сдерживания зависят от особенностей политических отношений. Холодная война была столкновением несовместимых систем ценностей, политических интересов и стратегий. В этих условиях ядерное сдерживание и принцип  "взаимного гарантированного уничтожения" были единственными средствами, которые предотвратили эскалацию политического конфликта в мировую войну. Сегодня ядерное сдерживание в отношениях Россия-США опирается не на реальные противоречия, а на опасение, что бывший конфликт может возобновиться, на инерцию мышления и интересы групп, заинтересованных в конфронтации. Возможно назвать существующее сдерживание как "постконфронтационное" или "остаточное". Его перспективы зависят от способности руководства обеих стран преодолеть сопротивление сторонников конфронтации, и развить сотрудничество в тех областях, где интересы двух государств совпадают. Сегодня необходимо реализовать  потенциал новых стратегических отношений между Москвой и Вашингтоном, созданный встречей на высшем уровне в мае 2002 года. На ее результатах лежит  печать нового (Совместная декларация о новых стратегических отношениях) и традиционного (Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов) подходов.

 

В докладе главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН В.З. Дворкина "Влияние снижения "потолков" стратегического ядерного оружия России и США на стратегическую стабильность. Проблемы и перспективы дальнейших сокращений СНВ" отмечается, что при снижении согласованных уровней СНВ России и США и при относительно рациональных структурах СНВ стратегическая стабильность в традиционном понимании повышается, главным образом, за счет резкого снижения противосиловых потенциалов сторон. Военно-стратегический анализ показывает, что в обозримой перспективе американская система ПРО не будет угрожать безопасности России при условии продолжения стратегического диалога.

 

Однако на данном этапе отсутствуют не только признаки, но и достаточно убедительная аргументация в пользу дальнейших сокращений СНВ России и США после выполнения условий нового Договора к 2012 году (ниже уровней 1700 -2200 боезарядов). Поскольку, с одной стороны, процессы сокращения ядерного оружия в рамках договоров между Россией (СССР) и США на протяжении многих лет никаким образом не повлияли на устойчивость ДНЯО. С другой стороны, возможное распространение ядерного оружия на Ближнем Востоке, Средней и Юго-Восточной Азии с образованием новых ядерных государств, прекращение действия Договора по ПРО и ряд других факторов способны привести к росту ядерного оружия в Китае, Индии, Пакистане - странах, не прошедших "школу" сформировавшихся за несколько десятилетий принципов ядерного сдерживания.

 

Контроль находящихся на хранении боезарядов является отдельной проблемой, по которой необходимы достаточно длительные переговоры профессионалов, и она в принципе может быть решена при наличии политической воли.

 

Непредсказуемость остается одним из определяющих факторов развития не только на отдаленную, но и на ближайшую перспективу. При этом источники непредсказуемости расположены не только в сфере чисто политических отношений, региональной нестабильности и тому подобное, но и в области фундаментальных исследований.

 

Одна из таких проблем изложена в докладе  заведующего кафедрой Санкт-Петербургского государственного аэрокосмического университета М.Б. Игнатьева "Проблемы борьбы с кибернетическим терроризмом". Когда мы говорим о кибернетическом терроризме, то имеем в виду захват системы управления объектом. Таким объектом может быть самолет, автомобиль, морское судно или другие объекты. Предпринимаются большие усилия, чтобы предотвратить захват систем управления злоумышленниками, но они далеко не всегда приводят к успеху. Существует и другой путь решения этой проблемы - с помощью введения внешнего управления. Реализация идеи внешнего управления транспортными и иными объектами вполне осуществима на современном уровне развития техники, но требует проведения больших исследовательских, конструкторских работ и финансовых расходов.

 

В докладе заведующего отделом Института Европы РАН Д.А. Данилова "Место диалога Россия-ЕС по вопросу безопасности" отмечается, что роль России в политике США увеличилась, но лишь для достижения собственных целей. США не заинтересованы устанавливать стратегический союз с Россией, что не исключает развитие взаимного сотрудничества. Россия свой европейский выбор сделала. ЕС должен занять более активную позицию в создании новых трансатлантических отношениях с Россией в рамках нового Совета НАТО ("двадцатки"). Ответственность Европы увеличивается в условиях, когда роль НАТО для США по вопросам безопасности снизилась.

 

Поэтому, если ЕС будет демонстрировать слабость недавно созданной системы общеевропейской политики безопасности и обороны или Россия будет не удовлетворена развитием соответствующих отношений с ЕС, российский курс на сотрудничество с ЕС по вопросам безопасности может ослабнуть.

 

На базе уже существующих совместных структур можно создать эффективные механизмы для выработки общих позиций, развития совместных инициатив. Важно определить приоритеты, например, сотрудничество в сфере управлениями кризисами.

 

В докладе старшего советника Фонда Карнеги Роуз Геттемюллер "Обеспечение ядерной безопасности в борьбе против терроризма: Индия и Пакистан как новая область сотрудничества" оценивалась возможность переноса накопленного опыта в области нераспространения ядерного оружия и расщепляющихся оружейных материалов при сотрудничестве США и бывших республик СССР, прежде всего России, на увеличение безопасности ядерных арсеналов Индии и Пакистана.

 

Рассматриваются различные апробированные формы сотрудничества: на межправительственном уровне, на уровне международных консорциумов (например, Международный научно-технический центр "Нераспространение через научное сотрудничество"), сотрудничество неправительственных организаций, коммерческих структур, исследовательских центров, известных ученых, на базе специально созданных центров. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству.

 

Основу усилий по установлению сотрудничества составляют общая ответственность и взаимная заинтересованность.

 

Докладчик подробно остановился на различных возможных точках соприкосновения стран. К ним относятся проекты, направленные на: борьбу с терроризмом, развитие соответствующих секторов национальных экономик, привлечение местных ресурсов, передачу передовых технологий, создание региональных центров, сотрудничество исследовательских центров, в рамках особых двухсторонних отношений или международных организаций и программ, использование взаимозачетов для финансирования деятельности по нераспространению, развитие проектов, предложенных самими участниками, привлечение ранее накопленного опыта сотрудничества и опыта частного сектора, передачу собственных наработок партнеру.

 

Необходимо рассмотреть наиболее вероятные угрозы со стороны террористов, определить перечень опасных объектов, которые могут служить целями для них. Партнерские отношения надо развивать применительно к конкретной ситуации и с учетом национальных особенностей стран. Двухсторонние проекты должны перерастать в многосторонние. Они должны включать передовые и совместные технологии, которые открывают новые области сотрудничества, повышают эффективность существующих проектов. Обязательным условием является поддержание режима контроля за оружием и его нераспространением. В конечном счете противники режима нераспространения должны стать его сторонниками.

 

В докладе вице-президента Союза юристов за международную безопасность, директора Ассоциации по контролю над вооружениями Дж. Рейнелендера "Стратегическая стабильность и контроль за вооружениями после прекращения действия Договора по ПРО" отмечается, что выход США из Договора по ПРО был не нужен, поскольку многие технические проблемы создания такой системы до сих пор не решены. Сейчас США разрабатывают новую стратегию борьбы против стран и организаций, стремящихся приобрести оружие массового поражения. В настоящее время ее приоритетами являются: ратификация Договора СНП; безопасность хранения боезарядов и оружейных делящихся материалов; начало обсуждений и выработка соглашений по предотвращению милитаризации космоса.

 

Автор с надеждой смотрит на перспективы ратификации Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Однако считает, что дальнейшие глубокие сокращения стратегических наступательных вооружений маловероятны, так же как и дальнейшее продвижение в области многостороннего контроля за вооружениями.

 

Переговоры по сокращению вооружений в Женеве в части космических вооружений зашли в тупик. Поэтому автор предлагает проведение альтернативных переговоров, например, с участием стран-участниц Договора о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 года. Повестка дня может включать три вопроса: запрет на вмешательство в работу "мирных" космических объектов; запрет на ударные средства космического базирования всех типов, а не только ядерного и другого оружия массового поражения; обсуждение пунктов, которые могут быть включены (исключены) в действующий Договор 1967 года или подготовка нового Договора.

 

В докладе председателя Совета Пагуошского движения, профессора теоретической физики университета "Ла Сапиенца" Франческо Калоджеро "Записки по ядерному терроризму" рассматривается проблема уничтожения высокообогащенного урана (ВОУ). Он отметил, что сегодня один террорист или их группа могут тайно изготовить ядерное взрывное устройство. Подходящим расщепляющимся материалом для этого может служить только ВОУ. Такое примитивное устройство не транспортабельно, его эффективность непредсказуема, но в любом случае она превысит последствия всех предыдущих террористических взрывов, и, возможно, будет сравнима со взрывом в Хиросиме.

 

Наиболее вероятный сценарий такого террористического акта: доставка ВОУ в город, изготовление на месте устройства и его подрыв. Предотвратить такое развитие событий необходимо на начальном этапе - этапе приобретения террористами ВОУ. Должны быть выделены соответствующие ресурсы на усиление физической безопасности ВОУ, особенно от похищения или диверсии. Однако нет гарантии, что эта линия обороны будет адекватна. Единственный надежный путь устранения этой опасности - полная ликвидация ВОУ. В конечном счете это возможно. Этот путь совместим с развитием ядерной энергетики.

 

В ближайшем будущем надо предпринять усилия, чтобы максимально быстро ликвидировать как можно больше ВОУ, особенно в странах, где его физическая безопасность вызывает беспокойство. Нет никаких технических барьеров, мешающих движению в этом направлении; главное препятствие - коммерческие соображения.

 

Процедуры, которые обошли бы эти коммерческие трудности предложены в Гааге, но их выполнение пока сдерживается недостатком интереса и нежеланием (богатых) стран в короткое время ассигновать необходимы финансовые ресурсы (не более десяти миллиардов долларов).

 

В докладе контр-адмирала в отставке К. Селье "Лидер очередной раз изменил правила игры" рассматривается история взаимоотношений США и СССР после Второй мировой войны. Как утверждает автор, правила игры всегда диктовали США, за исключением двух случаев, когда СССР первым запустил спутник и создал систему ПРО, использующую подрыв мегатонных ядерных зарядов в верхних слоях атмосферы.

 

С развалом СССР возникла сильная озабоченность от возможных последствий неконтролируемого распространения расщепляющихся материалов, которая усилилась после проявления фактов международного терроризма. Инициатива Нанна-Лугара и последовавшие за ней программы по совместному уменьшению угрозы - часть американского ответа. После событий 11 сентября очевидно, что такие угрозы, как радиологическая бомба, нападение на атомную электростанцию или даже ядерное взрывное устройство должны рассматриваться самым серьезным образом. Это должно привлечь внимание всех стран не только к ядерному оружию, но и к ядерной промышленности, с целью обеспечения безопасности подобных объектов.

 

Тревогу вызывает и возможность несанкционированного ядерного взрыва в какой бы то ни было стране и его материальные  и политические последствия. Переживет ли ядерная отрасль такое событие? Именно поэтому США выступили инициаторами переговоров и технических обменов по вопросам безопасности. Однако сейчас уровень безопасности, например, арсенала Пакистана, совершенно не известен. Не меньшее беспокойство вызывает и возможность использования ядерного оружия в ходе кризиса между Пакистаном и Индией.

 

Мир изменился. Однако ядерное оружие остается мощным инструментом в политике как для государств, обладающих им, так и для государств, рассматривающих возможность его приобретения.

 

В заключение генеральный секретарь Пагуошского движения Джордж Ратдженс подвел итоги главной темы обсуждения семинара: что делать дальше участникам Пагоушского движения? Какие новые вызовы стратегической стабильности встанут перед мировым сообществом в будущем?

 

А. В. НЕДЕЛИН

 

НЕОБХОДИМЫЕ КОРРЕКТИВЫ ЯДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

 

Концепция национальной безопасности Российской Федерации в качестве важнейшей задачи Вооруженных Сил определяет обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств.

 

Именно ядерное оружие, благодаря уникальным боевым свойствам, является главным средством обеспечения национальной безопасности нашей страны, и мы должны отдать дань глубокой признательности его создателям - научным, производственным, воинским коллективам, чьим самоотверженным трудом оно превратилось в надежный проверенный временем щит.

 

Изменение геополитической и военно-стратегической обстановки в современном мире объективно привело ведущие ядерные державы к необходимости корректировки взглядов на содержание национальных ядерных стратегий. Наиболее консервативным с этой точки зрения осталось военно-политическое руководство Китая, что же касается взглядов США, Великобритании и Франции, то они претерпели определенные изменения.

 

К основным тенденциями развития ядерной стратегии стран Североатлантического альянса можно отнести следующие:

 

* усиление роли ядерного сдерживания как главенствующего принципа обеспечения национальной безопасности;

 

* отказ (в большей степени Великобритании, в меньшей степени, но совершенно отчетливо - Франции) от ориентации на независимую национальную ядерную политику, интеграция стратегических ядерных средств в СНС США и принятие американских стратегических концепций;

 

* повышение гибкости постулатов ядерной стратегии, позволяющее переключиться на более глубокие сокращения наступательных вооружений в случае достижения соответствующих соглашений с Россией (например, заключение договора СНВ-З) или пойти на односторонние сокращения, если США оценят российские СЯС как не представляющие для них угрозы;

 

* повышение внимания к опасности распространения ракетных и ядерных технологий, "расползания" ядерного оружия, ядерного терроризма, применение всего спектра политических, экономических и военных мер для его предотвращения;

 

* снижение роли ядерного оружия "поля боя" (атомная артиллерия, тактические ракеты) при повышении значимости оперативно-тактического ядерного оружия (крылатых ракет морского базирования и палубной авиации ВМС, а также тактической авиации ВВС);

 

* усиление централизации руководства всеми ядерными средствами, а также в повышении гибкости управления ими;

 

* поэтапное сокращение стратегических наступательных сил США при одновременном планомерном развертывании тактической и стратегической систем ПРО.

 

Современными доктринальными принципами отечественной политики в области ядерного сдерживания являются:

 

* решимость высшего военно-политического руководства применить ядерное оружие для защиты суверенитета и территориальной целостности России и ее союзников;

 

* адекватность мер сдерживания складывающейся военно-политической и стратегической обстановке;

 

* поддержание ядерного потенциала России на достаточном уровне, обеспечивающем эффективное сдерживание;

 

* сохранение и развитие научно-технического потенциала, производственной и испытательной базы, необходимых для совершенствования ядерных вооружений и повышения их безопасности;

 

* многовариантное планирование применения ядерных сил;

 

* обеспечение ядерной безопасности.

 

Придерживаясь принципов ядерного сдерживания, Россия вместе с тем стремится к сокращению своих ядерных сил до минимального уровня, который гарантировал бы поддержание стратегической стабильности.

 

Перспективы развития стратегических ядерных сил, теоретические и практические проблемы их применения всегда были в центре пристального внимания ученых ВАГШ ВС РФ. Особую актуальность эта проблема приобрела в настоящее время - в период кардинальной военной реформы и реформы Вооруженных Сил. Это обусловлено целым рядом военно-политических, геостратегических и военно-технических факторов, к основным из которых, по нашему мнению, относятся:

 

* традиционная геополитическая роль России и необходимость реанимации ее статуса как великой мировой державы;

 

* неизменное сохранение военной опасности для Российской Федерации в условиях непрерывной модификации спектра, характера и географии военных угроз;

 

* накопление значительных запасов ядерного оружия в мире, угроза его распространения (о чем недвусмысленно свидетельствуют ядерные испытания в Индии и Пакистане), возможное приближение носителей к границам России;

 

* повышение роли ядерного сдерживания возможной агрессии на фоне ослабления боевой мощи сил общего назначения ВС РФ;

 

* высокая динамика международного договорного процесса по проблемам разоружения, в том числе ядерного;

 

* возрастание "цены" ошибок в ядерной сфере по мере снижения уровня противостояния.

 

В свете ширящегося реформирования Вооруженных Сил значительный интерес вызывает проблема форм применения группировок СЯС и сил общего назначения, имеющих на вооружении ядерное оружие. Причем этот интерес имеет не столько теоретический, сколько практический, военно-прикладной характер. Определившись с формами применения ядерного оружия, мы сможем более обоснованно намечать перспективы строительства Вооруженных Сил и их составной части - группировки СЯС.

 

Известно, что операция СЯС, как форма стратегических действий появилась в военном искусстве в первой половине 70-х годов. Она отражала конкретную организацию применения ядерного оружия в условиях глобальной конфронтации двух общественно-политических систем. Это во многом определило характер операции СЯС, методы ее планирования, способы управления войсками и оружием, требования к боеготовности войск.

 

Основное содержание операции СЯС сводилось в тех условиях к одновременному нанесению первого массированного РЯУ на большинстве стратегических воздушно-космических направлений. При этом к первому удару планировалось привлечение практически всего состава носителей СЯС. Происшедшие в последние годы перемены в мире объективно приводят к необходимости пересмотра сложившихся взглядов на характер и содержание операции СЯС. Это обусловлено тем, что у России нет однозначного противника, кардинально меняется характер ее отношений с другими странами мира.

 

В дискуссиях современности применение СЯС рассматривается во взаимодействии с тактическими ядерными силами в рамках единой формы стратегических действий.

 

Целесообразность этого обусловлена стремлением объединить в рамках единой операции применение всех ядерных вооружений - от тактических до стратегических, что несомненно является положительным фактором. Однако необходимо принять во внимание и некоторые проблемные вопросы.

 

Во-первых, единое применение всех ядерных сил  предусматривает их использование во всеобщей ядерной войне, вероятность которой в настоящее время сведена к минимуму. Но даже в крупномасштабной войне не имеет смысла перегружать "контур управления" ВГК вопросами ядерного поражения противника средствами оперативно-тактического и тактического назначения. Весь предшествующий опыт оперативной и боевой подготовки свидетельствует о том, что общевойсковые командующие способны самостоятельно и эффективно организовывать поражение  противника собственными ядерными средствами. Демонстративное же применение ядерного оружия ограниченного радиуса боевого применения в политических и стратегических целях несомненно будет планировать Генеральный штаб. Но такое применение может носить лишь крайне ограниченный характер и не вписывается в рамки стратегической операции.

 

Во-вторых, доля тактического ядерного оружия (артиллерийских боеприпасов и тактических ракет в ядерном оснащении) и у нас, и у наших ядерных "оппонентов" имеет устойчивую тенденцию к сокращению вплоть до полного уничтожения. Мы должны полностью отдавать себе отчет в том, что применение тактического ядерного оружия в первых и последующих оборонительных операциях есть удар по своей территории с удручающей экологической и экономической перспективой и негативными морально-психологическими последствиями. Таким образом, ядерное оружие практически перестало быть оружием "поля боя". Что же касается крылатых ракет морского базирования и самолетов-носителей тактической авиации, то они вполне могут рассматриваться как стратегическое средство ВГК, применяться совместно с СЯС, а, может быть, и организационно входить в их состав.

 

В-третьих, сами компоненты СЯС в настоящее время претерпели существенные изменения. Особенно это коснулось РВСН. Как известно, к 1 ноября 1997 года РВСН интегрировали в свой состав военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны. Это позволило объединить силы и средства, родственные по решаемым задачам, сферам применения и средствам вооруженной борьбы, позволило сократить потребности в ресурсах, в номенклатуре вооружения и военной техники, а также дало возможность сократить численность войск за счет интеграции или ликвидации параллельных, дублирующих структур. Настало время говорить и об изменении названия данного вида Вооруженных Сил. Возможны варианты: Стратегические ракетно-космические войска (СРКВ) или Ракетно-космические войска стратегического назначения (РКВСН). Но дело не только в изменении названия. Существенно то, что в настоящее время СЯС в дополнение к наступательной приобрели и стратегическую оборонительную функцию. Это несомненно должно быть принято во внимание при разработке форм их применения.

 

В-четвертых, авиационная составляющая СЯС традиционно имеет двойное назначение. И отечественная, и зарубежная стратегическая авиация может применяться как в ядерной, так и обычной войне. Следовательно, СЯС будут принимать участие и в таких операциях, как стратегическая воздушно-космическая операция и стратегическая операция на театре войны.

 

И, наконец, в-пятых. Применение стратегических и нестратегических ядерных сил имеет место не только в ходе подготовки и ведения военных действий, но и в мирное время. Вполне корректно в качестве формы применения ядерных сил в мирный период рассматривать сдерживающие действия ядерных сил. Правомочна также более острая постановка вопроса о распространении ядерного сдерживания на наших союзников по СНГ. Так, например, американская ядерная стратегия содержит положение о "расширенном" ядерном сдерживании, под которым понимается распространение американского "ядерного зонтика" на союзников США по военно-политическим блокам (НАТО, СЕАТО) или двусторонним договорам (Япония, Республика Корея).

 

В соответствии с возможной динамикой развития военно-стратегической ситуации основными этапами действий ядерных сил следует считать:

 

1. Этап сдерживания военной угрозы в мирное время (готовность к ядерному сдерживанию посредством формирования безадресных угроз).

 

2. Этап сдерживания агрессии без применения ядерного оружия (вскрытие подготовки и начала агрессии, демонстративное повышение боевой готовности, рассредоточение и маневр).

 

3. Этап сдерживания эскалации агрессии с ограниченным применением ядерного оружия (ограниченные демонстрационные, сдерживающие, деэскалационные ракетно-ядерные удары).

 

4. Этап ядерного поражения противника.

 

На всех этапах осуществляется информационная поддержка из космоса действий Вооруженных Сил и других войск РФ, несение боевого дежурства и боевой службы.

 

Таким образом, исходя из содержания решаемых задач на различных этапах развития военного конфликта и в складывающейся военно-стратегической ситуации, СЯС могут применяться в следующих формах:

 

* сдерживающие действия СЯС;

 

* информационно-разведывательные действия СЯС (РВСН);

 

* боевые действия СЯС (АСЯС) в стратегической воздушно-космической операции;

 

* боевые действия СЯС (АСЯС) в стратегической операции на театре войны;

 

* стратегическая операция ядерных сил.

 

Достаточность стратегических наступательных вооружений является в настоящее время одной из самых дискуссионных тем. Но некоторые положения могут считаться уже общепризнанными. Во-первых, в силу сложившихся экономических условий настало время отойти от устаревших критериев "неприемлемого" ущерба, выработанных Р. Макнамарой и академиком А. Сахаровым во времена "холодной войны". Необходимы новые аналитические подходы и трезвые математические расчеты, показывающие сколько и какого ядерного оружия России необходимо иметь для надежного выполнения функции сдерживания в условиях жестких экономических ограничений. Во-вторых, ядерное оружие - это не оружие чьей-то победы, а оружие отчаяния, оружие обоюдного поражения. В современных условиях его главное назначение - не поражение противника, а его военно-политическое и стратегическое сдерживание и устрашение. Поэтому, ориентируясь на победу, необходимо постоянно уделять внимание повышению потенциала сил общего назначения как главного средства защиты национальных интересов вооруженным путем.

 

Отсутствие ясного понимания пределов достаточности сил ядерного сдерживания во многом объясняет состояние с ратификацией Договора СНВ-2. О параметрах Договора СНВ-2, его недостатках и преимуществах сказано и опубликовано все или почти все. Выводы, следующие из перечня критических замечаний, сводятся к тому, что Договор СНВ-2 в существующем виде подрывает безопасность России. Соглашаясь в принципе с ограничением числа боезарядов до 3-3.5 тысяч единиц, многие оппоненты предлагают внести поправки, допускающие сохранение МБР с РГЧ, снимающие технические ограничения по переоборудованию шахтных пусковых установок, обусловить ратификацию нерасширением НАТО и началом переговоров по Договору СНВ-З.

 

При всей справедливости изложенных выше требований их нельзя выставлять как ультиматум ратификации. Процесс ратификации - всего лишь повод еще раз выдвинуть эти требования и, прежде всего, по выделению необходимых средств для поддержания и развития наших СЯС, которым угрожает деградация.

 

Не договоры о сокращении СНВ изменяют структуру СЯС России, а сложившаяся и прогнозируемая экономическая обстановка. Количественные условия Договора СНВ-2 накладывают ограничения прежде всего на морскую компоненту СНС США, ограничив ее 1750 боезарядами. Россию ничто не обязывает гнаться за США по этому показателю для морских СЯС. А по количеству боезарядов в РВСН мы ограничены только потолком для носителей по Договору СНВ-1 (1600 единиц) и можем в условиях Договора СНВ-2 ввести до 1200-1300 моноблочных МБР. Были бы средства для этого.

 

Таким образом, следует признать, что объективных причин, препятствующих ратификации СНВ-2, нет.

 

Следует, видимо, вновь напомнить слова В. З. Дворкина1: "Если бы стояла задача подготовить обращение к тем, от кого зависит ратификация Договора СНВ-2, то в него можно было бы включить следующее:

 

1. Не мешайте, пожалуйста, США сократить свои стратегические наступательные вооружения с 8,5 тыс. боезарядов до 3,5 тыс., уменьшить контрсиловой потенциал более чем в три раза, а администрации президента Клинтона - сдерживать попытки разрушить Договор по ПРО 1972 года, согласиться с поправкой о переносе срока реализации Договора СНВ-2 и приступить к обсуждению Договора СНВ-З.

 

2. Не мешайте России впервые за всю историю ядерного противостояния приблизиться к балансу СНВ с США по боевым возможностям ядерных сил, в чем мы всегда уступали американцам, несмотря на количественное равенство боезарядов. И тем самым хотя бы по этому критерию оставаться на уровне сверхдержавы.

 

3. Продолжайте требовать согласования и утверждения концепции национальной безопасности, военной доктрины России, выделения необходимых средств на устойчивое развитие СЯС России, на утилизацию почти 150 атомных подводных лодок и другого вооружения, но имейте в виду то, что все это необходимо вне зависимости от Договора СНВ-2, который нужно ратифицировать".

 

1 Дворкин В. З. Ядерное сдерживание и договор СНВ-2 / Стратегическая стабильность. - 1997. - № 1. - С. 6-18

 

А. В. Неделин

 



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Меоты, древние племена на восточном и юго-восточном побережье Азовского моря в 1-м тыс. до н.э. В 4-3 вв. до н.э. часть меотов вошла в состав Боспорского царства.
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Green Light Relive Энергетические капли 480121 100 мл - Грин Лайт

$49.48
End Date: Sep-28 05:52
Buy It Now for only: US $49.48
Buy it now |
Green Light Relive Энергетические капли против перхоти 480120 100 мл - Грин ...

$49.48
End Date: Sep-28 05:53
Buy It Now for only: US $49.48
Buy it now |
Search Results from AllSoft: новости

Сан-Франциско ждет! Вы — Маркус, блестящий хакер, объединяетесь с DedSec, чтобы противостоять ctOS 2.0, системе глобального контроля. Сокрушите ее, это будет взлом века!
Первым покупателям — скидка 250 рублей! Успей купить первым! 


подробнее»
181528

PrintStore Pro — программа для учета расходных материалов и оборудования. Просчитывает запас каждого картриджа в каждом принтере и помогает сформировать заказ на следующий период. Поддерживает учет перезаправок. Учитывает при всех операциях совместимость принтеров и картриджей. Хранит историю всех действий с картриджами и принтерами, позволяет создавать множество отчетов.


подробнее»
123795

Fax Voip T38 Fax & Voice — факс и автоответчик для вашей SIP/H.323/ISDN сети. Виртуальные голосовые факс модемы. Поддержка T.38, Fax поверх G.711 и CAPI факс. Одновременные SIP регистрации, маршрутизация вызовов, цветные факсы. Совместимость со стандартными факс программами. Fax Voip принтер, Консоль Fax Voip для управления факсами. Сохранение входящих факсов в TIFF/PDF/SFF файлы. Маршрутизация входящих факсов: E-mail, Сохранить в папке, Печать. Факс по запросу. Отправка факса через e-mail (Почта-на-факс) и получение факсов на e-mail (Факс-на-почту).


подробнее»
139103

Fax Voip T38 Fax & Voice — факс и автоответчик для вашей SIP/H.323/ISDN сети. Виртуальные голосовые факс модемы. Поддержка T.38, Fax поверх G.711 и CAPI факс. Одновременные SIP регистрации, маршрутизация вызовов, цветные факсы. Совместимость со стандартными факс программами. Fax Voip принтер, Консоль Fax Voip для управления факсами. Сохранение входящих факсов в TIFF/PDF/SFF файлы. Маршрутизация входящих факсов: E-mail, Сохранить в папке, Печать. Факс по запросу. Отправка факса через e-mail (Почта-на-факс) и получение факсов на e-mail (Факс-на-почту).


подробнее»
141754

Retouch Pilot — программа для удаления изъянов с фотографий, таких как царапины, мелкие пятна и другие мелкие дефекты, существующие на фото или полученные при сканировании. Вы можете удалять целые объекты, попавшие случайно в кадр, а также инструментом пластика изменять форму и пропорции. Программа позволяет ретушировать изъяны кожи - пятнышки, морщинки и др..


подробнее»
26516

R-Studio — эффективное программное обеспечение, позволяющее восстанавливать данные с жестких дисков, CD, DVD, дискет, USB дисков, ZIP дисков и устройств флеш-памяти.


подробнее»
88115

Сборка электронных каталогов автозапчастей включает в себя грузовые автомобили Европы и Китая. В сборку включена программа Tecdoc, позволяющая подобрать не оригинальные запчасти.


подробнее»
183206

Sound Pilot озвучивает клавиатуру. Каждое прикосновение к клавиатуре рождает звук, который разнообразит процесс набора текста, развлекает и снижает утомляемость.


подробнее»
78205

Количество просмотров страницы: 309
Search Results from «Озон» Политика
 
Виктор Ефимов Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы
Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы
Аннотация
Целью настоящей работы является раскрытие приоритетов внешней концептуальной власти. Эти приоритеты позволяли библейским "пчеловодам" в интересах западной цивилизации устойчиво поддерживать режим нищенского существования в нашей стране, располагающей богатейшим природным и интеллектуальным потенциалом. За этим нет никаких заговоров, за этим стоят не осмысленные народом России схемы внешнего управления по полной функции, подмявшие как нашу государственность, так и процессы становления личности Человека Разумного. Так трудолюбивые пчелы всю жизнь без протестов и агрессий кормят работающих с ними пчеловодов.
Пчеловоды "пчеловодам" - рознь. Пора библейских "пчеловодов" в России закончилась.

О чем книга
Книга "Глобальное управление и человек" предлагает читателю свежий взгляд на перспективы развития всего мирового сообщества и России в частности.
Автор предлагает свое видение трансформации русского общества, которая произойдет под влиянием особенностей нового времени. Он подробно рассматривает все изменения, которые должны произойти в России на уровне власти, быта, политического режима, самосознания, чтобы наша страна вышла из затяжного кризиса на новый уровень развития.
Виктор Алексеевич Ефимов убежден: современная Россия обладает всем тем, что требуются для проведения качественных реформ жизни человека и человечества. Автор основательно доказывает, что накопленный и грядущий опыт общественной трансформации в нашей стране может и должен стать примером для других стран.

Почему книгу стоит прочитать
Книга дает возможность реально оценить положение России в современном мире и увидеть перспективы дальнейшего развития, которые напрямую зависят от самосознания и личностной самооценки каждого россиянина. Автор призывает читателей к активной жизненной позиции и личному участию в судьбе родной страны.

Для кого эта книга
Книга ориентирована на социально активных людей, осознающих свою роль и значимость в процессе постоянного развития общества. Она будет полезна всем, кто интересуется личностным и духовным развитием, а также тем, кто озабочен темой глобальных изменений, происходящих в мире на общественно-политическом, экономическом и мировоззренческом уровнях.

Почему решили издать
"Глобальное управление и человек" Виктора Ефимова - это глубокое и всестороннее исследование общественных процессов, происходящих в России и в мире и затрагивающих не только социально-экономическую, но и духовную жизнь людей. Такой масштабный взгляд на общество и, вместе с тем, пристальное внимание к его наиболее актуальным проблемам, в перспективе способны вывести общественное сознание россиян на новый уровень.

Информация об авторе
Виктор Алексеевич Ефимов - ректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, профессор, доктор экономических наук, кандидат технических наук, член Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации "Агрообразование" СЗФО, российский публицист, автор нескольких книг экономической, общественно-политической и философской тематики.
Имеет три высших образования: техническое, политическое и финансово-экономическое. Занимается проблемами надгосударственного управления, выступает с лекциями, имеет многочисленные награды за развитие агропромышленного комплекса России.

Ключевые понятия
Цивилизация, мировоззрение, Русь, менталитет, религия, церковь, элита, власть, управление, экономика, сельское хозяйство, образование, законодательство, мировой финансовый кризис, психика, глобализация, СМИ, телевидение....

Цена:
659 руб

Джозеф Стиглиц Цена неравенства The Price of Inequality: How Today's Divided Society Endangers Our Future
Цена неравенства
Экономист, нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц рассказывает о действиях экономической верхушки и о том, что нужно предпринять, чтобы установить истинный, динамичный капитализм. Он рассматривает влияние неравенства на экономику, демократию, правовую систему и объясняет, как национальная политика влияет на неравенство и как неравенство влияет на национальную политику. В завершение Стиглиц предлагает свое видение более справедливого и равного будущего и конкретную программу по воплощению этого видения в жизнь....

Цена:
659 руб

Теодор Рузвельт Теодор Рузвельт. Законы лидерства 7 Principles to Guide & Inspire Modern Leaders
Теодор Рузвельт. Законы лидерства
Теодор Рузвельт прошел путь от депутата законодательного собрания штата до президента Соединенных Штатов. Он выдвинул много смелых предложений, осуществил целый ряд непростых реформ в деятельности федерального правительства и при этом никогда не забывал, что служит народу Соединенных Штатов. И по сей день Теодор Рузвельт остается одним из самых популярных лидеров нации.

О ЧЕМ КНИГА:
Алан Аксельрод совершенно по-новому рассказывает об этом, казалось бы, всем известном человеке. Автор бестселлеров по истории, менеджменту и управлению бизнесом сформулировал 7 законов лидерства Рузвельта и изложил их в 136 бесценных уроках, которые будут полезны современным лидерам и вдохновят их на новые успехи.

ФИШКИ КНИГИ:
Законы лидерства подкреплены интересными фактами из жизни Теодора Рузвельта, его бессмертными высказываниями, а также комментариями автора, позволяющими применить эти законы в современных условиях. Книга хорошо структурирована, качественный перевод.

ДЛЯ КОГО КНИГА:
Для руководителей всех уровней, менеджеров, предпринимателей. Для тех, кто интересуется вопросами лидерства и историей.

ОБ АВТОРЕ:
Алан Аксельрод - автор 80 книг по истории, управлению бизнесом и наукой, многие из которых стали бестселлерами. Доктор философии. Постоянный гость на телеканалах СNN, CNBC, Fox, MSNBC и на радио, в том числе и на NPR. Аксельрод и его книги упоминались в таких изданиях, как Fortune, Men's Health и USA Today.

О СЕРИИ:
Серия "Путь лидера. Легендарные бестселлеры" - это семь наиболее значимых в своей области книг о влиянии, управлении, стойкости, внутренней силе, богатстве, решительности и упорстве. Все авторы - признанные лидеры или лучшие эксперты по ключевым навыкам лидера. Эти бестселлеры уже имеют свою историю успеха и помогли миллионам людей добиться выдающихся результатов.

ФИШКИ СЕРИИ:
Книги серии "Путь лидера. Легендарные бестселлеры" роскошно оформлены: переплет из черного бумвинила, тиснение золотом, скругленные углы, стильные красные форзацы и лента-ляссе, качественная белая бумага в блоке. Прекрасный подарок и украшение для книжной полки....

Цена:
609 руб

Стэнли Милгрэм Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль
Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль
"Классическое исследование склонности человека следовать приказам вне зависимости от их опасных последствий." 

Майкл Дирда, Washington Post Book World

 

"Эксперименты Милгрэма с подчинением заставили нас лучше осознать опасность некритичного принятия власти."

Питер Сингер, New York Times Book Review



"Важный вклад в наше понимание человеческого поведения."

Джером Брунер, Нью-Йоркский университет



"Исследования Милгрэма делают именно то, чего мы и ожидаем от ответственных общественных наук: информируют разум, не упрощая явление." 

Science



О чем книга
На что способен пойти добропорядочный гражданин, повинуясь приказу? Размышления о десятках тысяч людей в фашистской Германии, отправлявших на смерть себе подобных, просто выполняя свой долг, натолкнули Стэнли Милгрэма на мысль о провокационном эксперименте. Поведение испытуемых в ходе разных вариаций эксперимента неизменно подтверждало страшные догадки Милгрэма: одни участники испытаний сурово "наказывали" других, не пользуясь своим правом отказаться. Парадокс заключается в том, что такие добродетели, как верность, дисциплина и самопожертвование, которые мы так ценим в человеке, привязывают людей к самым бесчеловечным системам власти. Но со времен нацистских лагерей смерти природа человека не изменилась. Вот почему актуальность концепции, которую со страшной убедительностью подтверждает эксперимент, можно оспаривать, но опасно недооценивать. Знаменитый эксперимент Милгрэма, поначалу вызвавший у многих протест и недоверие, позже был признан одним из самых нравственно значимых исследований в психологии. 

Почему книга достойна прочтения
• "Подчинение авторитету" - описание знаменитого эксперимента, давно ставшего классикой. Милгрэм и его эксперимент широко известны всем, кто интересуется психологией.
• Впервые на русском языке.
• Увлекательная и захватывающая хроника экспериментов, которые навсегда изменили представления о морали и свободе воли в обществе.
• Спорные, но ныне принятые научным сообществом эксперименты стремились выявить, до каких пределов люди станут подчиняться авторитетной фигуре, невзирая на последствия.
• Предисловие автора всемирно известного Стэнфордского тюремного эксперимента Филипа Зимбардо.

Об авторе
Стэнли Милгрэм преподавал социальную психологию в Йельском и Гарвардском университетах, затем занял должность заслуженного профессора в аспирантуре Городского университета Нью-Йорка. Среди его наград стипендия Фонда Форда, социально-психологическая премия Американской ассоциации развития науки, стипендия Гугенхейма. Умер в 1984 году в возрасте 51 года.

Ключевые понятия
Исследование, психология, подчинение, авторитет, власть, эксперимент, Милгрэм, человек, поведение, мораль, свобода, воля, провокация, приказ, жестокость....

Цена:
404 руб

Алексей Юсев Кинополитика. Скрытые смыслы современных голливудских фильмов
Кинополитика. Скрытые смыслы современных голливудских фильмов
Цитата "Книга А.Юсева достойна не просто прочтения, но неоднократного прочтения и самостоятельного размышления о том, насколько экранные (и только ли экранные) образы являются отражением наших мыслей и окружающей действительности, а насколько - эту действительность формируют." Дмитрий Евстафьев, кандидат политических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ О чем книга Обычный голливудский фильм полон незаметных для непосвященного зрителя отсылок к реальным людям и событиям. Любопытно, что все эти метафоры и тонкая политическая сатира являются частью отношений между властью и медиахолдингами, которым принадлежат кинокомпании. Что общего у Джамала Малика из фильма "Миллионер из трущоб" и Барака Обамы? Почему в финальных кадрах «Хэнкока» появляется черный орел? Зачем Стивен Спилберг сделал принятие 13-й поправки об отмене рабства ключевым моментом фильма "Линкольн"? Кинокритик Алексей Юсев изучает отношения современного кино и политики уже более десяти лет. В этой книге автор раскрывает связь американского кинематографа с важными моментами истории США последних лет. Здесь подробно разбираются скандальные истории создания и продвижения известных современных фильмов. Почему книга достойна прочтения - Эта книга научит вас по-новому смотреть фильмы. На примере современного американского кинематографа (от мелодрам до хорроров и кинокомиксов) автор рассказывает, как различить в массовом кинематографе рекламу социально-политического характера. - Книга дает общее представление обо всех важных трендах в политике США последних десяти лет. Для кого эта книга Книга будет интересна всем, кто любит кино, попкультуру или международную политику, а также сценаристам, политологам и специалистам по PR. Авторы Алексей Юсев профессионально занимается кинокритикой с 2003 года. Публиковался в печатных и интернет-изданиях: "Киноведческие записки", "Искусство кино", "Русский журнал", REGNUM, Liberty.ru, "Рабкор", Terra-America. В 2016 году вышел сборник его рецензий "Киноидеологос: опыт социополитической интерпретации кино". Специализируется на вопросах взаимоотношения кино и политики, прежде всего в современных США. Ключевые слова Кино, популярная культура, политика США, Голливуд, Барак Обама, Хиллари Клинтон, Дональд Трамп Отзывы Прекрасное, наполненное фактами исследование, основанное на конкретных примерах. Практическое пособие по изучение связи американского кинематографа последних лет с политическими процессами. Обязательно для внимательного прочтения специалистами в области коммуникаций и американской культуры. Весьма полезное чтение и для просто интересующихся. Дмитрий Евстафьев, кандидат политических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Леша Юсев - настоящий следопыт политического на экране. Он видит в кино преимущественно социальную подоплеку или акцию. В такой одержимости есть польза. Эстетиков и эссеистов хватает без него. Зара Абдуллаева, "Искусство кино" Юсев - лучший. Роман Волобуев, режиссер, бывший кинокритик...

Цена:
349 руб

Генри Киссинджер О Китае
О Китае
Генри Киссинджер - американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международной политики. Идеолог американо-китайских отношений, он занимал должности советника американского президента по национальной безопасности в 1969 - 1975 годах и государственного секретаря США с 1973 по 1977 год. Лауреат Нобелевской премии мира за 1973 год, Киссинджер - один из самых авторитетных специалистов по современному Китаю. Генри Киссинджер написал книгу о стране, которую хорошо знает и которой помог сформировать отношения с Западом. Автор изучает ключевые моменты китайской внешней политики - с древнейших времен и до наших дней, и рассказывает о "внутренней кухне" китайской дипломатии. Опираясь на свой богатый опыт общения с китайскими лидерами - Мао Цзэдуном, Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином, Киссинджер размышляет о том, какое влияние каждый из них оказал на судьбу современного Китая, а также делает собственные прогнозы о глобальном соотношении политических сил в XXI веке....

Цена:
489 руб

Теда Скочпол Государства и социальные революции. Сравнительный анализ Франции, России и Китая States and Social Revolutions: A Comparative Analysis of France, Russia and China
Государства и социальные революции. Сравнительный анализ Франции, России и Китая
От Франции 1790-х гг. до Вьетнама 1970-х гг. социальные революции были редкими, но грандиозными по своему значению событиями мировой истории. Почему социальные революции произошли в одних странах, но не в других? Как дореволюционные режимы вошли в состояние кризиса? Книга профессора Гарвардского университета Теды Скочпол "Государства и социальные революции" задает новую систему координат для анализа причин, конфликтов и итогов революций. Исследование соединяет новаторские теоретические подходы с глубоким, скрупулезным сравнительно-историческим анализом французской революции с 1787 г. до начала 1800-х гг., русской революции с 1917 г. вплоть до 1930-х гг. и китайской революции с 1911 г. по 1960-е гг. Теда Скочпол демонстрирует, каким образом сочетание таких факторов, как государственные структуры, внешнеполитические и внешнеэкономические силы и отношения классов, позволяет объяснить истоки социальных революций и их свершения. Считая, что существующие теории революции, как марксистские, так и не марксистские, недостаточны для объяснения их реальных исторических закономерностей, автор призывает нас взглянуть на революции по-новому. Прежде всего, она настаивает на том, что государства, рассматриваемые как организации, осуществляющие управление и принуждение, потенциально автономные от классовых интересов и контроля со стороны классов, должны стать главным элементом в объяснениях революций....

Цена:
919 руб

Курцио Малапарте Техника государственного переворота Tecnica del colpo di Stato
Техника государственного переворота
Книга Курцио Малапарте, во всем мире давно ставшая классикой, но до сих пор неизвестная в нашей стране, была написана в 1931 году, в канун прихода к власти Гитлера. В ней как бы подводится итог долгой череде революций, восстаний и путчей, которые потрясали Европу в начале XX века. Малапарте выстраивает собственную теорию государственного переворота на историческом и современном материале. Но это не сухой научный трактат, а тревожные и горестные раздумья о судьбах Европы, о судьбах человечества. Автор изображает вождей и диктаторов без прикрас: одни вызывают у него ироническую улыбку, другие - дрожь отвращения и ужаса...

Эта книга, написанная еще до поджога рейхстага, не утратила актуальности и по сей день....

Цена:
134 руб

Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 гг. (комплект из 2 книг)
Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 гг. (комплект из 2 книг)
Москва, 1957 год. Государственное издательство политической литературы.
Издательские переплеты. Сохранность хорошая.
В настоящем издании публикуется переписка Председателя Совета Министров СССР И.В.Сталина с Премьер-министром Великобритании У.Черчиллем и Премьер-министром Великобритании К.Эттли (том 1), а также с Президентом США Ф.Рузвельтом и Президентом США Г.Трумэном (том 2) в годы Великой Отечественной войны и в первые месяцы после победы - до конца 1945 г....

Цена:
639 руб

Роберт Каплан Месть географии. Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного The Revenge of Geography: What the Map Tells Us About Coming Conflicts and the Battle Against Fate
Месть географии. Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного
"География может рассказать о целях и стратегиях государства гораздо больше, чем его идеология или внешняя политика", - считает известный американский публицист и геополитик Роберт Каплан. Он убежден, что будущее стран и континентов можно понять в контексте таких объективных параметров, как климат, территория, наличие водных ресурсов, разнообразие ландшафта. Прослеживая историю регионов, стран и "горячих точек" планеты, автор предлагает собственную целостную теорию о грядущем цикле конфликтов, которые будут происходить по всей. Евразии - в Европе, России, Китае, Турции, Иране, на арабском Ближнем Востоке. Каплан опирается в своем исследовании на современные научные данные и на классические труды прошедшего столетия.
Он утверждает: зная географию, можно ясно увидеть те границы, переступать которые не следует. Достаточно просто подойти к карте и внимательно посмотреть на нее....

Цена:
519 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования