Политический словарь
Энергетические конденсированные системы

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОНДЕНСИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАГУОШСКИЙ СЕМИНАР

 

"ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ. ОГРАНИЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ УГРОЗЫ"

 

8-11 июля 2002 года в Москве состоялся международный Пагуошский семинар "Эволюция стратегической стабильности. Новые вызовы стратегической стабильности: ограничение ядерной угрозы". Семинар организован Российским Пагуошским комитетом при Президиуме РАН при содействии Федерации мира и согласия, Российского комитета защиты мира и Центра политических и международных исследований. Представляем тезисы выступлений ряда участников прошедшего семинара.

 

На семинаре в Москве наибольшее внимание привлекли доклады И.Д. Сергеева, В.З. Дворкина, Ю.Е. Федорова, Д.А. Данилова, М.Б. Игнатьева (Россия), Р. Геттемюллер, Д. Рейнелендера (США), Ф. Калогеро (Италия), К. Селье (Франция).

 

В докладе помощника Президента РФ по вопросам стратегической стабильности И.Д. Сергеева "Стратегическая стабильность: новые реалии" изложены как традиционные представления о стратегической стабильности, так и трансформация этого понятия в условиях новых вызовов безопасности.

 

Исторически понятие "стратегическая стабильность" связано с развитием диалога по проблемам стратегических наступательных и оборонительных вооружений двух ведущих ядерных держав. Считается, что стратегическая стабильность существует, если вероятность развязывания глобальной (региональной) войны сведена к минимуму. Это обеспечивается примерным количественным равенством стратегических сил и сопоставимостью их боевых возможностей (или иначе, ядерным балансом). Традиционное представление сохраняет свое значение в качестве страхового полиса, гарантирующего от возврата к силовому противостоянию.

 

Эволюция этого понятия связана с достаточно определенным общим пониманием того, что по мере продолжающегося военно-политического сближения России и США роль ядерного баланса в отношениях между странами будет снижаться. Проблематика стратегической стабильности, все больше будет выходить за рамки чисто российско-американских отношений в связи с новыми глобальными вызовами безопасности: международным терроризмом, распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки.

 

На фоне быстрого развития глобальных и региональных процессов решение этих проблем требует безотлагательных и эффективных мер всего мирового сообщества.

 

Тема российско-американских отношений в новых условиях затронута в докладе заместителя директора Центра политических исследований Ю.Е. Федорова "Новая парадигма отношений Россия-США". В нем отмечено, что специфика и перспективы сдерживания зависят от особенностей политических отношений. Холодная война была столкновением несовместимых систем ценностей, политических интересов и стратегий. В этих условиях ядерное сдерживание и принцип  "взаимного гарантированного уничтожения" были единственными средствами, которые предотвратили эскалацию политического конфликта в мировую войну. Сегодня ядерное сдерживание в отношениях Россия-США опирается не на реальные противоречия, а на опасение, что бывший конфликт может возобновиться, на инерцию мышления и интересы групп, заинтересованных в конфронтации. Возможно назвать существующее сдерживание как "постконфронтационное" или "остаточное". Его перспективы зависят от способности руководства обеих стран преодолеть сопротивление сторонников конфронтации, и развить сотрудничество в тех областях, где интересы двух государств совпадают. Сегодня необходимо реализовать  потенциал новых стратегических отношений между Москвой и Вашингтоном, созданный встречей на высшем уровне в мае 2002 года. На ее результатах лежит  печать нового (Совместная декларация о новых стратегических отношениях) и традиционного (Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов) подходов.

 

В докладе главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН В.З. Дворкина "Влияние снижения "потолков" стратегического ядерного оружия России и США на стратегическую стабильность. Проблемы и перспективы дальнейших сокращений СНВ" отмечается, что при снижении согласованных уровней СНВ России и США и при относительно рациональных структурах СНВ стратегическая стабильность в традиционном понимании повышается, главным образом, за счет резкого снижения противосиловых потенциалов сторон. Военно-стратегический анализ показывает, что в обозримой перспективе американская система ПРО не будет угрожать безопасности России при условии продолжения стратегического диалога.

 

Однако на данном этапе отсутствуют не только признаки, но и достаточно убедительная аргументация в пользу дальнейших сокращений СНВ России и США после выполнения условий нового Договора к 2012 году (ниже уровней 1700 -2200 боезарядов). Поскольку, с одной стороны, процессы сокращения ядерного оружия в рамках договоров между Россией (СССР) и США на протяжении многих лет никаким образом не повлияли на устойчивость ДНЯО. С другой стороны, возможное распространение ядерного оружия на Ближнем Востоке, Средней и Юго-Восточной Азии с образованием новых ядерных государств, прекращение действия Договора по ПРО и ряд других факторов способны привести к росту ядерного оружия в Китае, Индии, Пакистане - странах, не прошедших "школу" сформировавшихся за несколько десятилетий принципов ядерного сдерживания.

 

Контроль находящихся на хранении боезарядов является отдельной проблемой, по которой необходимы достаточно длительные переговоры профессионалов, и она в принципе может быть решена при наличии политической воли.

 

Непредсказуемость остается одним из определяющих факторов развития не только на отдаленную, но и на ближайшую перспективу. При этом источники непредсказуемости расположены не только в сфере чисто политических отношений, региональной нестабильности и тому подобное, но и в области фундаментальных исследований.

 

Одна из таких проблем изложена в докладе  заведующего кафедрой Санкт-Петербургского государственного аэрокосмического университета М.Б. Игнатьева "Проблемы борьбы с кибернетическим терроризмом". Когда мы говорим о кибернетическом терроризме, то имеем в виду захват системы управления объектом. Таким объектом может быть самолет, автомобиль, морское судно или другие объекты. Предпринимаются большие усилия, чтобы предотвратить захват систем управления злоумышленниками, но они далеко не всегда приводят к успеху. Существует и другой путь решения этой проблемы - с помощью введения внешнего управления. Реализация идеи внешнего управления транспортными и иными объектами вполне осуществима на современном уровне развития техники, но требует проведения больших исследовательских, конструкторских работ и финансовых расходов.

 

В докладе заведующего отделом Института Европы РАН Д.А. Данилова "Место диалога Россия-ЕС по вопросу безопасности" отмечается, что роль России в политике США увеличилась, но лишь для достижения собственных целей. США не заинтересованы устанавливать стратегический союз с Россией, что не исключает развитие взаимного сотрудничества. Россия свой европейский выбор сделала. ЕС должен занять более активную позицию в создании новых трансатлантических отношениях с Россией в рамках нового Совета НАТО ("двадцатки"). Ответственность Европы увеличивается в условиях, когда роль НАТО для США по вопросам безопасности снизилась.

 

Поэтому, если ЕС будет демонстрировать слабость недавно созданной системы общеевропейской политики безопасности и обороны или Россия будет не удовлетворена развитием соответствующих отношений с ЕС, российский курс на сотрудничество с ЕС по вопросам безопасности может ослабнуть.

 

На базе уже существующих совместных структур можно создать эффективные механизмы для выработки общих позиций, развития совместных инициатив. Важно определить приоритеты, например, сотрудничество в сфере управлениями кризисами.

 

В докладе старшего советника Фонда Карнеги Роуз Геттемюллер "Обеспечение ядерной безопасности в борьбе против терроризма: Индия и Пакистан как новая область сотрудничества" оценивалась возможность переноса накопленного опыта в области нераспространения ядерного оружия и расщепляющихся оружейных материалов при сотрудничестве США и бывших республик СССР, прежде всего России, на увеличение безопасности ядерных арсеналов Индии и Пакистана.

 

Рассматриваются различные апробированные формы сотрудничества: на межправительственном уровне, на уровне международных консорциумов (например, Международный научно-технический центр "Нераспространение через научное сотрудничество"), сотрудничество неправительственных организаций, коммерческих структур, исследовательских центров, известных ученых, на базе специально созданных центров. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству.

 

Основу усилий по установлению сотрудничества составляют общая ответственность и взаимная заинтересованность.

 

Докладчик подробно остановился на различных возможных точках соприкосновения стран. К ним относятся проекты, направленные на: борьбу с терроризмом, развитие соответствующих секторов национальных экономик, привлечение местных ресурсов, передачу передовых технологий, создание региональных центров, сотрудничество исследовательских центров, в рамках особых двухсторонних отношений или международных организаций и программ, использование взаимозачетов для финансирования деятельности по нераспространению, развитие проектов, предложенных самими участниками, привлечение ранее накопленного опыта сотрудничества и опыта частного сектора, передачу собственных наработок партнеру.

 

Необходимо рассмотреть наиболее вероятные угрозы со стороны террористов, определить перечень опасных объектов, которые могут служить целями для них. Партнерские отношения надо развивать применительно к конкретной ситуации и с учетом национальных особенностей стран. Двухсторонние проекты должны перерастать в многосторонние. Они должны включать передовые и совместные технологии, которые открывают новые области сотрудничества, повышают эффективность существующих проектов. Обязательным условием является поддержание режима контроля за оружием и его нераспространением. В конечном счете противники режима нераспространения должны стать его сторонниками.

 

В докладе вице-президента Союза юристов за международную безопасность, директора Ассоциации по контролю над вооружениями Дж. Рейнелендера "Стратегическая стабильность и контроль за вооружениями после прекращения действия Договора по ПРО" отмечается, что выход США из Договора по ПРО был не нужен, поскольку многие технические проблемы создания такой системы до сих пор не решены. Сейчас США разрабатывают новую стратегию борьбы против стран и организаций, стремящихся приобрести оружие массового поражения. В настоящее время ее приоритетами являются: ратификация Договора СНП; безопасность хранения боезарядов и оружейных делящихся материалов; начало обсуждений и выработка соглашений по предотвращению милитаризации космоса.

 

Автор с надеждой смотрит на перспективы ратификации Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Однако считает, что дальнейшие глубокие сокращения стратегических наступательных вооружений маловероятны, так же как и дальнейшее продвижение в области многостороннего контроля за вооружениями.

 

Переговоры по сокращению вооружений в Женеве в части космических вооружений зашли в тупик. Поэтому автор предлагает проведение альтернативных переговоров, например, с участием стран-участниц Договора о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 года. Повестка дня может включать три вопроса: запрет на вмешательство в работу "мирных" космических объектов; запрет на ударные средства космического базирования всех типов, а не только ядерного и другого оружия массового поражения; обсуждение пунктов, которые могут быть включены (исключены) в действующий Договор 1967 года или подготовка нового Договора.

 

В докладе председателя Совета Пагуошского движения, профессора теоретической физики университета "Ла Сапиенца" Франческо Калоджеро "Записки по ядерному терроризму" рассматривается проблема уничтожения высокообогащенного урана (ВОУ). Он отметил, что сегодня один террорист или их группа могут тайно изготовить ядерное взрывное устройство. Подходящим расщепляющимся материалом для этого может служить только ВОУ. Такое примитивное устройство не транспортабельно, его эффективность непредсказуема, но в любом случае она превысит последствия всех предыдущих террористических взрывов, и, возможно, будет сравнима со взрывом в Хиросиме.

 

Наиболее вероятный сценарий такого террористического акта: доставка ВОУ в город, изготовление на месте устройства и его подрыв. Предотвратить такое развитие событий необходимо на начальном этапе - этапе приобретения террористами ВОУ. Должны быть выделены соответствующие ресурсы на усиление физической безопасности ВОУ, особенно от похищения или диверсии. Однако нет гарантии, что эта линия обороны будет адекватна. Единственный надежный путь устранения этой опасности - полная ликвидация ВОУ. В конечном счете это возможно. Этот путь совместим с развитием ядерной энергетики.

 

В ближайшем будущем надо предпринять усилия, чтобы максимально быстро ликвидировать как можно больше ВОУ, особенно в странах, где его физическая безопасность вызывает беспокойство. Нет никаких технических барьеров, мешающих движению в этом направлении; главное препятствие - коммерческие соображения.

 

Процедуры, которые обошли бы эти коммерческие трудности предложены в Гааге, но их выполнение пока сдерживается недостатком интереса и нежеланием (богатых) стран в короткое время ассигновать необходимы финансовые ресурсы (не более десяти миллиардов долларов).

 

В докладе контр-адмирала в отставке К. Селье "Лидер очередной раз изменил правила игры" рассматривается история взаимоотношений США и СССР после Второй мировой войны. Как утверждает автор, правила игры всегда диктовали США, за исключением двух случаев, когда СССР первым запустил спутник и создал систему ПРО, использующую подрыв мегатонных ядерных зарядов в верхних слоях атмосферы.

 

С развалом СССР возникла сильная озабоченность от возможных последствий неконтролируемого распространения расщепляющихся материалов, которая усилилась после проявления фактов международного терроризма. Инициатива Нанна-Лугара и последовавшие за ней программы по совместному уменьшению угрозы - часть американского ответа. После событий 11 сентября очевидно, что такие угрозы, как радиологическая бомба, нападение на атомную электростанцию или даже ядерное взрывное устройство должны рассматриваться самым серьезным образом. Это должно привлечь внимание всех стран не только к ядерному оружию, но и к ядерной промышленности, с целью обеспечения безопасности подобных объектов.

 

Тревогу вызывает и возможность несанкционированного ядерного взрыва в какой бы то ни было стране и его материальные  и политические последствия. Переживет ли ядерная отрасль такое событие? Именно поэтому США выступили инициаторами переговоров и технических обменов по вопросам безопасности. Однако сейчас уровень безопасности, например, арсенала Пакистана, совершенно не известен. Не меньшее беспокойство вызывает и возможность использования ядерного оружия в ходе кризиса между Пакистаном и Индией.

 

Мир изменился. Однако ядерное оружие остается мощным инструментом в политике как для государств, обладающих им, так и для государств, рассматривающих возможность его приобретения.

 

В заключение генеральный секретарь Пагуошского движения Джордж Ратдженс подвел итоги главной темы обсуждения семинара: что делать дальше участникам Пагоушского движения? Какие новые вызовы стратегической стабильности встанут перед мировым сообществом в будущем?

 

А. В. НЕДЕЛИН

 

НЕОБХОДИМЫЕ КОРРЕКТИВЫ ЯДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

 

Концепция национальной безопасности Российской Федерации в качестве важнейшей задачи Вооруженных Сил определяет обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств.

 

Именно ядерное оружие, благодаря уникальным боевым свойствам, является главным средством обеспечения национальной безопасности нашей страны, и мы должны отдать дань глубокой признательности его создателям - научным, производственным, воинским коллективам, чьим самоотверженным трудом оно превратилось в надежный проверенный временем щит.

 

Изменение геополитической и военно-стратегической обстановки в современном мире объективно привело ведущие ядерные державы к необходимости корректировки взглядов на содержание национальных ядерных стратегий. Наиболее консервативным с этой точки зрения осталось военно-политическое руководство Китая, что же касается взглядов США, Великобритании и Франции, то они претерпели определенные изменения.

 

К основным тенденциями развития ядерной стратегии стран Североатлантического альянса можно отнести следующие:

 

* усиление роли ядерного сдерживания как главенствующего принципа обеспечения национальной безопасности;

 

* отказ (в большей степени Великобритании, в меньшей степени, но совершенно отчетливо - Франции) от ориентации на независимую национальную ядерную политику, интеграция стратегических ядерных средств в СНС США и принятие американских стратегических концепций;

 

* повышение гибкости постулатов ядерной стратегии, позволяющее переключиться на более глубокие сокращения наступательных вооружений в случае достижения соответствующих соглашений с Россией (например, заключение договора СНВ-З) или пойти на односторонние сокращения, если США оценят российские СЯС как не представляющие для них угрозы;

 

* повышение внимания к опасности распространения ракетных и ядерных технологий, "расползания" ядерного оружия, ядерного терроризма, применение всего спектра политических, экономических и военных мер для его предотвращения;

 

* снижение роли ядерного оружия "поля боя" (атомная артиллерия, тактические ракеты) при повышении значимости оперативно-тактического ядерного оружия (крылатых ракет морского базирования и палубной авиации ВМС, а также тактической авиации ВВС);

 

* усиление централизации руководства всеми ядерными средствами, а также в повышении гибкости управления ими;

 

* поэтапное сокращение стратегических наступательных сил США при одновременном планомерном развертывании тактической и стратегической систем ПРО.

 

Современными доктринальными принципами отечественной политики в области ядерного сдерживания являются:

 

* решимость высшего военно-политического руководства применить ядерное оружие для защиты суверенитета и территориальной целостности России и ее союзников;

 

* адекватность мер сдерживания складывающейся военно-политической и стратегической обстановке;

 

* поддержание ядерного потенциала России на достаточном уровне, обеспечивающем эффективное сдерживание;

 

* сохранение и развитие научно-технического потенциала, производственной и испытательной базы, необходимых для совершенствования ядерных вооружений и повышения их безопасности;

 

* многовариантное планирование применения ядерных сил;

 

* обеспечение ядерной безопасности.

 

Придерживаясь принципов ядерного сдерживания, Россия вместе с тем стремится к сокращению своих ядерных сил до минимального уровня, который гарантировал бы поддержание стратегической стабильности.

 

Перспективы развития стратегических ядерных сил, теоретические и практические проблемы их применения всегда были в центре пристального внимания ученых ВАГШ ВС РФ. Особую актуальность эта проблема приобрела в настоящее время - в период кардинальной военной реформы и реформы Вооруженных Сил. Это обусловлено целым рядом военно-политических, геостратегических и военно-технических факторов, к основным из которых, по нашему мнению, относятся:

 

* традиционная геополитическая роль России и необходимость реанимации ее статуса как великой мировой державы;

 

* неизменное сохранение военной опасности для Российской Федерации в условиях непрерывной модификации спектра, характера и географии военных угроз;

 

* накопление значительных запасов ядерного оружия в мире, угроза его распространения (о чем недвусмысленно свидетельствуют ядерные испытания в Индии и Пакистане), возможное приближение носителей к границам России;

 

* повышение роли ядерного сдерживания возможной агрессии на фоне ослабления боевой мощи сил общего назначения ВС РФ;

 

* высокая динамика международного договорного процесса по проблемам разоружения, в том числе ядерного;

 

* возрастание "цены" ошибок в ядерной сфере по мере снижения уровня противостояния.

 

В свете ширящегося реформирования Вооруженных Сил значительный интерес вызывает проблема форм применения группировок СЯС и сил общего назначения, имеющих на вооружении ядерное оружие. Причем этот интерес имеет не столько теоретический, сколько практический, военно-прикладной характер. Определившись с формами применения ядерного оружия, мы сможем более обоснованно намечать перспективы строительства Вооруженных Сил и их составной части - группировки СЯС.

 

Известно, что операция СЯС, как форма стратегических действий появилась в военном искусстве в первой половине 70-х годов. Она отражала конкретную организацию применения ядерного оружия в условиях глобальной конфронтации двух общественно-политических систем. Это во многом определило характер операции СЯС, методы ее планирования, способы управления войсками и оружием, требования к боеготовности войск.

 

Основное содержание операции СЯС сводилось в тех условиях к одновременному нанесению первого массированного РЯУ на большинстве стратегических воздушно-космических направлений. При этом к первому удару планировалось привлечение практически всего состава носителей СЯС. Происшедшие в последние годы перемены в мире объективно приводят к необходимости пересмотра сложившихся взглядов на характер и содержание операции СЯС. Это обусловлено тем, что у России нет однозначного противника, кардинально меняется характер ее отношений с другими странами мира.

 

В дискуссиях современности применение СЯС рассматривается во взаимодействии с тактическими ядерными силами в рамках единой формы стратегических действий.

 

Целесообразность этого обусловлена стремлением объединить в рамках единой операции применение всех ядерных вооружений - от тактических до стратегических, что несомненно является положительным фактором. Однако необходимо принять во внимание и некоторые проблемные вопросы.

 

Во-первых, единое применение всех ядерных сил  предусматривает их использование во всеобщей ядерной войне, вероятность которой в настоящее время сведена к минимуму. Но даже в крупномасштабной войне не имеет смысла перегружать "контур управления" ВГК вопросами ядерного поражения противника средствами оперативно-тактического и тактического назначения. Весь предшествующий опыт оперативной и боевой подготовки свидетельствует о том, что общевойсковые командующие способны самостоятельно и эффективно организовывать поражение  противника собственными ядерными средствами. Демонстративное же применение ядерного оружия ограниченного радиуса боевого применения в политических и стратегических целях несомненно будет планировать Генеральный штаб. Но такое применение может носить лишь крайне ограниченный характер и не вписывается в рамки стратегической операции.

 

Во-вторых, доля тактического ядерного оружия (артиллерийских боеприпасов и тактических ракет в ядерном оснащении) и у нас, и у наших ядерных "оппонентов" имеет устойчивую тенденцию к сокращению вплоть до полного уничтожения. Мы должны полностью отдавать себе отчет в том, что применение тактического ядерного оружия в первых и последующих оборонительных операциях есть удар по своей территории с удручающей экологической и экономической перспективой и негативными морально-психологическими последствиями. Таким образом, ядерное оружие практически перестало быть оружием "поля боя". Что же касается крылатых ракет морского базирования и самолетов-носителей тактической авиации, то они вполне могут рассматриваться как стратегическое средство ВГК, применяться совместно с СЯС, а, может быть, и организационно входить в их состав.

 

В-третьих, сами компоненты СЯС в настоящее время претерпели существенные изменения. Особенно это коснулось РВСН. Как известно, к 1 ноября 1997 года РВСН интегрировали в свой состав военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны. Это позволило объединить силы и средства, родственные по решаемым задачам, сферам применения и средствам вооруженной борьбы, позволило сократить потребности в ресурсах, в номенклатуре вооружения и военной техники, а также дало возможность сократить численность войск за счет интеграции или ликвидации параллельных, дублирующих структур. Настало время говорить и об изменении названия данного вида Вооруженных Сил. Возможны варианты: Стратегические ракетно-космические войска (СРКВ) или Ракетно-космические войска стратегического назначения (РКВСН). Но дело не только в изменении названия. Существенно то, что в настоящее время СЯС в дополнение к наступательной приобрели и стратегическую оборонительную функцию. Это несомненно должно быть принято во внимание при разработке форм их применения.

 

В-четвертых, авиационная составляющая СЯС традиционно имеет двойное назначение. И отечественная, и зарубежная стратегическая авиация может применяться как в ядерной, так и обычной войне. Следовательно, СЯС будут принимать участие и в таких операциях, как стратегическая воздушно-космическая операция и стратегическая операция на театре войны.

 

И, наконец, в-пятых. Применение стратегических и нестратегических ядерных сил имеет место не только в ходе подготовки и ведения военных действий, но и в мирное время. Вполне корректно в качестве формы применения ядерных сил в мирный период рассматривать сдерживающие действия ядерных сил. Правомочна также более острая постановка вопроса о распространении ядерного сдерживания на наших союзников по СНГ. Так, например, американская ядерная стратегия содержит положение о "расширенном" ядерном сдерживании, под которым понимается распространение американского "ядерного зонтика" на союзников США по военно-политическим блокам (НАТО, СЕАТО) или двусторонним договорам (Япония, Республика Корея).

 

В соответствии с возможной динамикой развития военно-стратегической ситуации основными этапами действий ядерных сил следует считать:

 

1. Этап сдерживания военной угрозы в мирное время (готовность к ядерному сдерживанию посредством формирования безадресных угроз).

 

2. Этап сдерживания агрессии без применения ядерного оружия (вскрытие подготовки и начала агрессии, демонстративное повышение боевой готовности, рассредоточение и маневр).

 

3. Этап сдерживания эскалации агрессии с ограниченным применением ядерного оружия (ограниченные демонстрационные, сдерживающие, деэскалационные ракетно-ядерные удары).

 

4. Этап ядерного поражения противника.

 

На всех этапах осуществляется информационная поддержка из космоса действий Вооруженных Сил и других войск РФ, несение боевого дежурства и боевой службы.

 

Таким образом, исходя из содержания решаемых задач на различных этапах развития военного конфликта и в складывающейся военно-стратегической ситуации, СЯС могут применяться в следующих формах:

 

* сдерживающие действия СЯС;

 

* информационно-разведывательные действия СЯС (РВСН);

 

* боевые действия СЯС (АСЯС) в стратегической воздушно-космической операции;

 

* боевые действия СЯС (АСЯС) в стратегической операции на театре войны;

 

* стратегическая операция ядерных сил.

 

Достаточность стратегических наступательных вооружений является в настоящее время одной из самых дискуссионных тем. Но некоторые положения могут считаться уже общепризнанными. Во-первых, в силу сложившихся экономических условий настало время отойти от устаревших критериев "неприемлемого" ущерба, выработанных Р. Макнамарой и академиком А. Сахаровым во времена "холодной войны". Необходимы новые аналитические подходы и трезвые математические расчеты, показывающие сколько и какого ядерного оружия России необходимо иметь для надежного выполнения функции сдерживания в условиях жестких экономических ограничений. Во-вторых, ядерное оружие - это не оружие чьей-то победы, а оружие отчаяния, оружие обоюдного поражения. В современных условиях его главное назначение - не поражение противника, а его военно-политическое и стратегическое сдерживание и устрашение. Поэтому, ориентируясь на победу, необходимо постоянно уделять внимание повышению потенциала сил общего назначения как главного средства защиты национальных интересов вооруженным путем.

 

Отсутствие ясного понимания пределов достаточности сил ядерного сдерживания во многом объясняет состояние с ратификацией Договора СНВ-2. О параметрах Договора СНВ-2, его недостатках и преимуществах сказано и опубликовано все или почти все. Выводы, следующие из перечня критических замечаний, сводятся к тому, что Договор СНВ-2 в существующем виде подрывает безопасность России. Соглашаясь в принципе с ограничением числа боезарядов до 3-3.5 тысяч единиц, многие оппоненты предлагают внести поправки, допускающие сохранение МБР с РГЧ, снимающие технические ограничения по переоборудованию шахтных пусковых установок, обусловить ратификацию нерасширением НАТО и началом переговоров по Договору СНВ-З.

 

При всей справедливости изложенных выше требований их нельзя выставлять как ультиматум ратификации. Процесс ратификации - всего лишь повод еще раз выдвинуть эти требования и, прежде всего, по выделению необходимых средств для поддержания и развития наших СЯС, которым угрожает деградация.

 

Не договоры о сокращении СНВ изменяют структуру СЯС России, а сложившаяся и прогнозируемая экономическая обстановка. Количественные условия Договора СНВ-2 накладывают ограничения прежде всего на морскую компоненту СНС США, ограничив ее 1750 боезарядами. Россию ничто не обязывает гнаться за США по этому показателю для морских СЯС. А по количеству боезарядов в РВСН мы ограничены только потолком для носителей по Договору СНВ-1 (1600 единиц) и можем в условиях Договора СНВ-2 ввести до 1200-1300 моноблочных МБР. Были бы средства для этого.

 

Таким образом, следует признать, что объективных причин, препятствующих ратификации СНВ-2, нет.

 

Следует, видимо, вновь напомнить слова В. З. Дворкина1: "Если бы стояла задача подготовить обращение к тем, от кого зависит ратификация Договора СНВ-2, то в него можно было бы включить следующее:

 

1. Не мешайте, пожалуйста, США сократить свои стратегические наступательные вооружения с 8,5 тыс. боезарядов до 3,5 тыс., уменьшить контрсиловой потенциал более чем в три раза, а администрации президента Клинтона - сдерживать попытки разрушить Договор по ПРО 1972 года, согласиться с поправкой о переносе срока реализации Договора СНВ-2 и приступить к обсуждению Договора СНВ-З.

 

2. Не мешайте России впервые за всю историю ядерного противостояния приблизиться к балансу СНВ с США по боевым возможностям ядерных сил, в чем мы всегда уступали американцам, несмотря на количественное равенство боезарядов. И тем самым хотя бы по этому критерию оставаться на уровне сверхдержавы.

 

3. Продолжайте требовать согласования и утверждения концепции национальной безопасности, военной доктрины России, выделения необходимых средств на устойчивое развитие СЯС России, на утилизацию почти 150 атомных подводных лодок и другого вооружения, но имейте в виду то, что все это необходимо вне зависимости от Договора СНВ-2, который нужно ратифицировать".

 

1 Дворкин В. З. Ядерное сдерживание и договор СНВ-2 / Стратегическая стабильность. - 1997. - № 1. - С. 6-18

 

А. В. Неделин

 



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
FLASHSALE only $159 'Art of the Deal' BOOK SIGNED - DONALD TRUMP Autograph RARE

$159.00
End Date: Jun-19 17:25
Buy It Now for only: US $159.00
Buy it now |
John Hancock Governor Of Massachusetts Signed Appointment FROM 1792! PSA/DNA LOA

$9,995.00
End Date: Jun-13 16:00
Buy It Now for only: US $9,995.00
Buy it now |
Donald Trump "Art Of The Deal" book 1987 *AUTHENTIC SIGNED COPY*

$205.50 (15 Bids)
End Date: May-26 11:03
|
Donald Trump United States President Signed Autograph 3x5 Index Card 

$67.00 (20 Bids)
End Date: May-26 12:00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
 
Самюэль Хантингтон Столкновение цивилизаций The Clash of Civilizations
Столкновение цивилизаций
"Столкновение цивилизаций" - один из самых популярных геополитических трактатов 90-х годов, по-новому осмысляет политическую реальность наших дней и рисует прогноз глобального развития всей земной цивилизации....

Цена:
234 руб

Карл Маркс, Фридрих Энгельс Манифест Коммунистической партии
Манифест Коммунистической партии
Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии! Яркий, мощный, неординарный по своему идейному наполнению и силе воздействия, «Манифест Коммунистической партии» всего через семьдесят лет после своего создания стал одним из самых влиятельных текстов современной эпохи. Многие из обозначенных в нем проблем актуальны и в XXI веке – от социального неравенства и эксплуатации до глобализации. Вряд ли какая-либо другая книга столь же эффективно формировала историю. Вдохновленный идеями «Манифеста», один из самых известных политических комиксистов Британии Мартин Роусон (The Guardian) предлагает оригинальную, живую, остроумную графическую адаптацию этого текста, приуроченную к 200-летию со дня рождения Маркса....

Цена:
399 руб

Никколо Макиавелли Государь. О военном искусстве
Государь. О военном искусстве
Самым известным произведением писателя стал трактат "Государь", первоначально издававшийся в России под названиями "Князь" и "Правитель". Макиавелли создал учение о последовательно светском государстве, свободном от церковной морали. Он полагал, что в борьбе за упрочение государства допустимы любые средства: насилие, обман, предательство. Появившийся впоследствии термин "макиавеллизм" стал обозначать политику, пренебрегающую законами морали. Однако сегодня многие положения автора воспринимаются как сами собой разумеющиеся, найдя свое воплощение в истории XX века.
В книгу включен также блистательный трактат Никколо Макиавелли "О военном искусстве", ошеломивший современников жестким и практичным подходом не только к военной тактике, но и к стратегии.

...

Цена:
209 руб

Патрис Генифе Политика революционного террора 1789-1794 La politique de la terreur. Essai sur la violence revolutionnaire. 1789-1794
Политика революционного террора 1789-1794
Книга известного историка Патриса Генифе, вызвавшая во Франции широкий общественный резонанс, посвящена феномену революционного террора. На примере событий 1789-1794 гг. автор подробно анализирует социологический, психологический, политический и дискурсивный аспекты политики террора, развенчивая многочисленные мифы, существующие в историографии Французской революции....

Цена:
539 руб

В. Н. Кудрявцев Избранные труды по социальным наукам (комплект из 3 книг)
Избранные труды по социальным наукам (комплект из 3 книг)
Цена:
940 руб

И. А. Ильин Сильная власть. Русская идея
Сильная власть. Русская идея

Творчество выдающегося русского философа, государствоведа и православного мыслителя первой половины XX в. Ивана Александровича Ильина посвящено величию России, русской идее и исследованию духовно-социальных противоречий, едва ли не стоивших гибели многовековой русской цивилизации. Даже в вынужденной эмиграции, куда он был насильно изгнан большевиками, Ильин оставался активным, деятельным патриотом, борцом за русскую идею. Его труды оказали значительное влияние на мировоззрение патриотических сил русского зарубежья. К счастью, в последние десятилетия труды Ильина находят все большее признание на Родине.

В настоящее издание вошли фундаментальные работы, написанные И.А.Ильиным на протяжении всей жизни. Книги "Понятия права и силы", "О сущности правосознания", "О монархии и республике" посвящены вопросам власти и государственного устройства. В совершенстве зная историю и философию права, мыслитель раскрывает перед читателем духовный смысл и государственное предназначение органов власти. Исходя из национальных интересов России, он дает ответы на вопросы о сущности государства и развитии форм правления. Сборник статей "Наши задачи" включает статьи, которые конфиденциально рассылались членам Русского Обще-Воинского Союза. Это изложение принципов будущего государственного устройства, где основное внимание уделено вопросам духовно-нравственного воспитания и формирования правосознания граждан России.

...

Цена:
759 руб

Юрий Шалыганов Проект «Россия». Полное собрание
Проект «Россия». Полное собрание
Книги "Проект Россия" прочитали более трех миллионов человек. Уникальные и неожиданные по глубине понимания происходящих в России и за ее пределами событий книги неизменно вызывали ажиотаж среди политической элиты и были внесены Управлением делами Президента России в реестр изданий, рекомендованных для чтения госслужащим и общественно-политическим деятелям. Принципиальная позиция авторского коллектива: главное - мысли и идеи, а не личность автора. Именно поэтому "Проект Россия" долгое время был анонимным, и только в четвертой книге имя одного из авторов (Юрия Шалыганова) было рассекречено.

"Проект Россия" адресован тем, у кого хватит духа замахнуться на создание не новой цивилизации и даже не нового человечества, а НОВОГО БЫТИЯ. Ведь мы живем в сложную эпоху сдерживания развития страны внешними силами, когда Россия противопоставляется буквально всему остальному миру. Куда качнется маятник Истории для России? Сотрут ли глобальные изменения нашу страну в порошок или вознесут на пьедестал как мирового духовного лидера? Наступает момент истины. Какой эта истина будет Завтра, зависит от того, как Вы поведете себя Сегодня....

Цена:
589 руб

Иван Курилла Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США
Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США
Историю российско-американских отношений обычно пишут как историю противостояний, конфликтов и дипломатических интриг. Книга Ивана Куриллы представляет взгляд во многом противоположный: она повествует о переплетении человеческих судеб, об истории людей и идей, которые сформировали обе страны, а также в значительной степени изменили картину мировой истории. Автор убедительно показывает, насколько близки Россия и Америка — даже в том, что их разделяет. Иван Курилла — доктор исторических наук, профессор Европейского университета (СПб), автор множества научных работ по вопросам политической истории России и США....

Цена:
353 руб

Дж. Вуд, Ж. Серре Дипломатический церемониал и протокол
Дипломатический церемониал и протокол
Книга Дж.Вуда и Ж.Серре - классический справочник по дипломатическому протоколу и церемониалу. Она представляет собой кодекс дипломатической вежливости со всеми законами, правилами, условностями и атрибутами международного этикета, составляющими протокол. Вместе с тем в центре внимания авторов - историческая тенденция демократизации протокольной практики. Несмотря на разительные перемены в содержании мировой дипломатии, стабильными остаются формы, методы и инструменты дипломатической работы, среди которых протокол является одним из важнейших, внося в международные отношения иерархию, дисциплину и организованность. Не случайно авторы приводят немало примеров протокольных ошибок, которые вызывали порой серьезные политические осложнения.

Книга полезна и даже необходима всем, чья деятельность связана с международными контактами - и государственными, и предпринимательскими....

Цена:
529 руб

Испания и мировая политика. Полвека дипломатической истории
Испания и мировая политика. Полвека дипломатической истории
Известный советский испанист показывает воздействие внутренних и внешних факторов на эволюцию внешней политики страны, рассказывает о самых интересных эпизодах внешней политики Испании за последние полвека.
Автор делится своими впечатлениями от встреч с видными государственными деятелями Испании. Читатель познакомится с архивными материалами, в том числе рассекреченными в последнее время докладами Совета национальной безопасности США, документами МИД Испании, сведениями из дневника двоюродного брата диктатора и начальника его военного секретариата.
Книга иллюстрирована фотографиями, большинство из которых публикуется в СССР впервые.

Для специалистов-международников и читателей, интересующихся историей международных отношений....

Цена:
579 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования