Политический словарь
Энергетические конденсированные системы

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОНДЕНСИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАГУОШСКИЙ СЕМИНАР

 

"ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ. ОГРАНИЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ УГРОЗЫ"

 

8-11 июля 2002 года в Москве состоялся международный Пагуошский семинар "Эволюция стратегической стабильности. Новые вызовы стратегической стабильности: ограничение ядерной угрозы". Семинар организован Российским Пагуошским комитетом при Президиуме РАН при содействии Федерации мира и согласия, Российского комитета защиты мира и Центра политических и международных исследований. Представляем тезисы выступлений ряда участников прошедшего семинара.

 

На семинаре в Москве наибольшее внимание привлекли доклады И.Д. Сергеева, В.З. Дворкина, Ю.Е. Федорова, Д.А. Данилова, М.Б. Игнатьева (Россия), Р. Геттемюллер, Д. Рейнелендера (США), Ф. Калогеро (Италия), К. Селье (Франция).

 

В докладе помощника Президента РФ по вопросам стратегической стабильности И.Д. Сергеева "Стратегическая стабильность: новые реалии" изложены как традиционные представления о стратегической стабильности, так и трансформация этого понятия в условиях новых вызовов безопасности.

 

Исторически понятие "стратегическая стабильность" связано с развитием диалога по проблемам стратегических наступательных и оборонительных вооружений двух ведущих ядерных держав. Считается, что стратегическая стабильность существует, если вероятность развязывания глобальной (региональной) войны сведена к минимуму. Это обеспечивается примерным количественным равенством стратегических сил и сопоставимостью их боевых возможностей (или иначе, ядерным балансом). Традиционное представление сохраняет свое значение в качестве страхового полиса, гарантирующего от возврата к силовому противостоянию.

 

Эволюция этого понятия связана с достаточно определенным общим пониманием того, что по мере продолжающегося военно-политического сближения России и США роль ядерного баланса в отношениях между странами будет снижаться. Проблематика стратегической стабильности, все больше будет выходить за рамки чисто российско-американских отношений в связи с новыми глобальными вызовами безопасности: международным терроризмом, распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки.

 

На фоне быстрого развития глобальных и региональных процессов решение этих проблем требует безотлагательных и эффективных мер всего мирового сообщества.

 

Тема российско-американских отношений в новых условиях затронута в докладе заместителя директора Центра политических исследований Ю.Е. Федорова "Новая парадигма отношений Россия-США". В нем отмечено, что специфика и перспективы сдерживания зависят от особенностей политических отношений. Холодная война была столкновением несовместимых систем ценностей, политических интересов и стратегий. В этих условиях ядерное сдерживание и принцип  "взаимного гарантированного уничтожения" были единственными средствами, которые предотвратили эскалацию политического конфликта в мировую войну. Сегодня ядерное сдерживание в отношениях Россия-США опирается не на реальные противоречия, а на опасение, что бывший конфликт может возобновиться, на инерцию мышления и интересы групп, заинтересованных в конфронтации. Возможно назвать существующее сдерживание как "постконфронтационное" или "остаточное". Его перспективы зависят от способности руководства обеих стран преодолеть сопротивление сторонников конфронтации, и развить сотрудничество в тех областях, где интересы двух государств совпадают. Сегодня необходимо реализовать  потенциал новых стратегических отношений между Москвой и Вашингтоном, созданный встречей на высшем уровне в мае 2002 года. На ее результатах лежит  печать нового (Совместная декларация о новых стратегических отношениях) и традиционного (Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов) подходов.

 

В докладе главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН В.З. Дворкина "Влияние снижения "потолков" стратегического ядерного оружия России и США на стратегическую стабильность. Проблемы и перспективы дальнейших сокращений СНВ" отмечается, что при снижении согласованных уровней СНВ России и США и при относительно рациональных структурах СНВ стратегическая стабильность в традиционном понимании повышается, главным образом, за счет резкого снижения противосиловых потенциалов сторон. Военно-стратегический анализ показывает, что в обозримой перспективе американская система ПРО не будет угрожать безопасности России при условии продолжения стратегического диалога.

 

Однако на данном этапе отсутствуют не только признаки, но и достаточно убедительная аргументация в пользу дальнейших сокращений СНВ России и США после выполнения условий нового Договора к 2012 году (ниже уровней 1700 -2200 боезарядов). Поскольку, с одной стороны, процессы сокращения ядерного оружия в рамках договоров между Россией (СССР) и США на протяжении многих лет никаким образом не повлияли на устойчивость ДНЯО. С другой стороны, возможное распространение ядерного оружия на Ближнем Востоке, Средней и Юго-Восточной Азии с образованием новых ядерных государств, прекращение действия Договора по ПРО и ряд других факторов способны привести к росту ядерного оружия в Китае, Индии, Пакистане - странах, не прошедших "школу" сформировавшихся за несколько десятилетий принципов ядерного сдерживания.

 

Контроль находящихся на хранении боезарядов является отдельной проблемой, по которой необходимы достаточно длительные переговоры профессионалов, и она в принципе может быть решена при наличии политической воли.

 

Непредсказуемость остается одним из определяющих факторов развития не только на отдаленную, но и на ближайшую перспективу. При этом источники непредсказуемости расположены не только в сфере чисто политических отношений, региональной нестабильности и тому подобное, но и в области фундаментальных исследований.

 

Одна из таких проблем изложена в докладе  заведующего кафедрой Санкт-Петербургского государственного аэрокосмического университета М.Б. Игнатьева "Проблемы борьбы с кибернетическим терроризмом". Когда мы говорим о кибернетическом терроризме, то имеем в виду захват системы управления объектом. Таким объектом может быть самолет, автомобиль, морское судно или другие объекты. Предпринимаются большие усилия, чтобы предотвратить захват систем управления злоумышленниками, но они далеко не всегда приводят к успеху. Существует и другой путь решения этой проблемы - с помощью введения внешнего управления. Реализация идеи внешнего управления транспортными и иными объектами вполне осуществима на современном уровне развития техники, но требует проведения больших исследовательских, конструкторских работ и финансовых расходов.

 

В докладе заведующего отделом Института Европы РАН Д.А. Данилова "Место диалога Россия-ЕС по вопросу безопасности" отмечается, что роль России в политике США увеличилась, но лишь для достижения собственных целей. США не заинтересованы устанавливать стратегический союз с Россией, что не исключает развитие взаимного сотрудничества. Россия свой европейский выбор сделала. ЕС должен занять более активную позицию в создании новых трансатлантических отношениях с Россией в рамках нового Совета НАТО ("двадцатки"). Ответственность Европы увеличивается в условиях, когда роль НАТО для США по вопросам безопасности снизилась.

 

Поэтому, если ЕС будет демонстрировать слабость недавно созданной системы общеевропейской политики безопасности и обороны или Россия будет не удовлетворена развитием соответствующих отношений с ЕС, российский курс на сотрудничество с ЕС по вопросам безопасности может ослабнуть.

 

На базе уже существующих совместных структур можно создать эффективные механизмы для выработки общих позиций, развития совместных инициатив. Важно определить приоритеты, например, сотрудничество в сфере управлениями кризисами.

 

В докладе старшего советника Фонда Карнеги Роуз Геттемюллер "Обеспечение ядерной безопасности в борьбе против терроризма: Индия и Пакистан как новая область сотрудничества" оценивалась возможность переноса накопленного опыта в области нераспространения ядерного оружия и расщепляющихся оружейных материалов при сотрудничестве США и бывших республик СССР, прежде всего России, на увеличение безопасности ядерных арсеналов Индии и Пакистана.

 

Рассматриваются различные апробированные формы сотрудничества: на межправительственном уровне, на уровне международных консорциумов (например, Международный научно-технический центр "Нераспространение через научное сотрудничество"), сотрудничество неправительственных организаций, коммерческих структур, исследовательских центров, известных ученых, на базе специально созданных центров. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству.

 

Основу усилий по установлению сотрудничества составляют общая ответственность и взаимная заинтересованность.

 

Докладчик подробно остановился на различных возможных точках соприкосновения стран. К ним относятся проекты, направленные на: борьбу с терроризмом, развитие соответствующих секторов национальных экономик, привлечение местных ресурсов, передачу передовых технологий, создание региональных центров, сотрудничество исследовательских центров, в рамках особых двухсторонних отношений или международных организаций и программ, использование взаимозачетов для финансирования деятельности по нераспространению, развитие проектов, предложенных самими участниками, привлечение ранее накопленного опыта сотрудничества и опыта частного сектора, передачу собственных наработок партнеру.

 

Необходимо рассмотреть наиболее вероятные угрозы со стороны террористов, определить перечень опасных объектов, которые могут служить целями для них. Партнерские отношения надо развивать применительно к конкретной ситуации и с учетом национальных особенностей стран. Двухсторонние проекты должны перерастать в многосторонние. Они должны включать передовые и совместные технологии, которые открывают новые области сотрудничества, повышают эффективность существующих проектов. Обязательным условием является поддержание режима контроля за оружием и его нераспространением. В конечном счете противники режима нераспространения должны стать его сторонниками.

 

В докладе вице-президента Союза юристов за международную безопасность, директора Ассоциации по контролю над вооружениями Дж. Рейнелендера "Стратегическая стабильность и контроль за вооружениями после прекращения действия Договора по ПРО" отмечается, что выход США из Договора по ПРО был не нужен, поскольку многие технические проблемы создания такой системы до сих пор не решены. Сейчас США разрабатывают новую стратегию борьбы против стран и организаций, стремящихся приобрести оружие массового поражения. В настоящее время ее приоритетами являются: ратификация Договора СНП; безопасность хранения боезарядов и оружейных делящихся материалов; начало обсуждений и выработка соглашений по предотвращению милитаризации космоса.

 

Автор с надеждой смотрит на перспективы ратификации Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Однако считает, что дальнейшие глубокие сокращения стратегических наступательных вооружений маловероятны, так же как и дальнейшее продвижение в области многостороннего контроля за вооружениями.

 

Переговоры по сокращению вооружений в Женеве в части космических вооружений зашли в тупик. Поэтому автор предлагает проведение альтернативных переговоров, например, с участием стран-участниц Договора о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 года. Повестка дня может включать три вопроса: запрет на вмешательство в работу "мирных" космических объектов; запрет на ударные средства космического базирования всех типов, а не только ядерного и другого оружия массового поражения; обсуждение пунктов, которые могут быть включены (исключены) в действующий Договор 1967 года или подготовка нового Договора.

 

В докладе председателя Совета Пагуошского движения, профессора теоретической физики университета "Ла Сапиенца" Франческо Калоджеро "Записки по ядерному терроризму" рассматривается проблема уничтожения высокообогащенного урана (ВОУ). Он отметил, что сегодня один террорист или их группа могут тайно изготовить ядерное взрывное устройство. Подходящим расщепляющимся материалом для этого может служить только ВОУ. Такое примитивное устройство не транспортабельно, его эффективность непредсказуема, но в любом случае она превысит последствия всех предыдущих террористических взрывов, и, возможно, будет сравнима со взрывом в Хиросиме.

 

Наиболее вероятный сценарий такого террористического акта: доставка ВОУ в город, изготовление на месте устройства и его подрыв. Предотвратить такое развитие событий необходимо на начальном этапе - этапе приобретения террористами ВОУ. Должны быть выделены соответствующие ресурсы на усиление физической безопасности ВОУ, особенно от похищения или диверсии. Однако нет гарантии, что эта линия обороны будет адекватна. Единственный надежный путь устранения этой опасности - полная ликвидация ВОУ. В конечном счете это возможно. Этот путь совместим с развитием ядерной энергетики.

 

В ближайшем будущем надо предпринять усилия, чтобы максимально быстро ликвидировать как можно больше ВОУ, особенно в странах, где его физическая безопасность вызывает беспокойство. Нет никаких технических барьеров, мешающих движению в этом направлении; главное препятствие - коммерческие соображения.

 

Процедуры, которые обошли бы эти коммерческие трудности предложены в Гааге, но их выполнение пока сдерживается недостатком интереса и нежеланием (богатых) стран в короткое время ассигновать необходимы финансовые ресурсы (не более десяти миллиардов долларов).

 

В докладе контр-адмирала в отставке К. Селье "Лидер очередной раз изменил правила игры" рассматривается история взаимоотношений США и СССР после Второй мировой войны. Как утверждает автор, правила игры всегда диктовали США, за исключением двух случаев, когда СССР первым запустил спутник и создал систему ПРО, использующую подрыв мегатонных ядерных зарядов в верхних слоях атмосферы.

 

С развалом СССР возникла сильная озабоченность от возможных последствий неконтролируемого распространения расщепляющихся материалов, которая усилилась после проявления фактов международного терроризма. Инициатива Нанна-Лугара и последовавшие за ней программы по совместному уменьшению угрозы - часть американского ответа. После событий 11 сентября очевидно, что такие угрозы, как радиологическая бомба, нападение на атомную электростанцию или даже ядерное взрывное устройство должны рассматриваться самым серьезным образом. Это должно привлечь внимание всех стран не только к ядерному оружию, но и к ядерной промышленности, с целью обеспечения безопасности подобных объектов.

 

Тревогу вызывает и возможность несанкционированного ядерного взрыва в какой бы то ни было стране и его материальные  и политические последствия. Переживет ли ядерная отрасль такое событие? Именно поэтому США выступили инициаторами переговоров и технических обменов по вопросам безопасности. Однако сейчас уровень безопасности, например, арсенала Пакистана, совершенно не известен. Не меньшее беспокойство вызывает и возможность использования ядерного оружия в ходе кризиса между Пакистаном и Индией.

 

Мир изменился. Однако ядерное оружие остается мощным инструментом в политике как для государств, обладающих им, так и для государств, рассматривающих возможность его приобретения.

 

В заключение генеральный секретарь Пагуошского движения Джордж Ратдженс подвел итоги главной темы обсуждения семинара: что делать дальше участникам Пагоушского движения? Какие новые вызовы стратегической стабильности встанут перед мировым сообществом в будущем?

 

А. В. НЕДЕЛИН

 

НЕОБХОДИМЫЕ КОРРЕКТИВЫ ЯДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

 

Концепция национальной безопасности Российской Федерации в качестве важнейшей задачи Вооруженных Сил определяет обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств.

 

Именно ядерное оружие, благодаря уникальным боевым свойствам, является главным средством обеспечения национальной безопасности нашей страны, и мы должны отдать дань глубокой признательности его создателям - научным, производственным, воинским коллективам, чьим самоотверженным трудом оно превратилось в надежный проверенный временем щит.

 

Изменение геополитической и военно-стратегической обстановки в современном мире объективно привело ведущие ядерные державы к необходимости корректировки взглядов на содержание национальных ядерных стратегий. Наиболее консервативным с этой точки зрения осталось военно-политическое руководство Китая, что же касается взглядов США, Великобритании и Франции, то они претерпели определенные изменения.

 

К основным тенденциями развития ядерной стратегии стран Североатлантического альянса можно отнести следующие:

 

* усиление роли ядерного сдерживания как главенствующего принципа обеспечения национальной безопасности;

 

* отказ (в большей степени Великобритании, в меньшей степени, но совершенно отчетливо - Франции) от ориентации на независимую национальную ядерную политику, интеграция стратегических ядерных средств в СНС США и принятие американских стратегических концепций;

 

* повышение гибкости постулатов ядерной стратегии, позволяющее переключиться на более глубокие сокращения наступательных вооружений в случае достижения соответствующих соглашений с Россией (например, заключение договора СНВ-З) или пойти на односторонние сокращения, если США оценят российские СЯС как не представляющие для них угрозы;

 

* повышение внимания к опасности распространения ракетных и ядерных технологий, "расползания" ядерного оружия, ядерного терроризма, применение всего спектра политических, экономических и военных мер для его предотвращения;

 

* снижение роли ядерного оружия "поля боя" (атомная артиллерия, тактические ракеты) при повышении значимости оперативно-тактического ядерного оружия (крылатых ракет морского базирования и палубной авиации ВМС, а также тактической авиации ВВС);

 

* усиление централизации руководства всеми ядерными средствами, а также в повышении гибкости управления ими;

 

* поэтапное сокращение стратегических наступательных сил США при одновременном планомерном развертывании тактической и стратегической систем ПРО.

 

Современными доктринальными принципами отечественной политики в области ядерного сдерживания являются:

 

* решимость высшего военно-политического руководства применить ядерное оружие для защиты суверенитета и территориальной целостности России и ее союзников;

 

* адекватность мер сдерживания складывающейся военно-политической и стратегической обстановке;

 

* поддержание ядерного потенциала России на достаточном уровне, обеспечивающем эффективное сдерживание;

 

* сохранение и развитие научно-технического потенциала, производственной и испытательной базы, необходимых для совершенствования ядерных вооружений и повышения их безопасности;

 

* многовариантное планирование применения ядерных сил;

 

* обеспечение ядерной безопасности.

 

Придерживаясь принципов ядерного сдерживания, Россия вместе с тем стремится к сокращению своих ядерных сил до минимального уровня, который гарантировал бы поддержание стратегической стабильности.

 

Перспективы развития стратегических ядерных сил, теоретические и практические проблемы их применения всегда были в центре пристального внимания ученых ВАГШ ВС РФ. Особую актуальность эта проблема приобрела в настоящее время - в период кардинальной военной реформы и реформы Вооруженных Сил. Это обусловлено целым рядом военно-политических, геостратегических и военно-технических факторов, к основным из которых, по нашему мнению, относятся:

 

* традиционная геополитическая роль России и необходимость реанимации ее статуса как великой мировой державы;

 

* неизменное сохранение военной опасности для Российской Федерации в условиях непрерывной модификации спектра, характера и географии военных угроз;

 

* накопление значительных запасов ядерного оружия в мире, угроза его распространения (о чем недвусмысленно свидетельствуют ядерные испытания в Индии и Пакистане), возможное приближение носителей к границам России;

 

* повышение роли ядерного сдерживания возможной агрессии на фоне ослабления боевой мощи сил общего назначения ВС РФ;

 

* высокая динамика международного договорного процесса по проблемам разоружения, в том числе ядерного;

 

* возрастание "цены" ошибок в ядерной сфере по мере снижения уровня противостояния.

 

В свете ширящегося реформирования Вооруженных Сил значительный интерес вызывает проблема форм применения группировок СЯС и сил общего назначения, имеющих на вооружении ядерное оружие. Причем этот интерес имеет не столько теоретический, сколько практический, военно-прикладной характер. Определившись с формами применения ядерного оружия, мы сможем более обоснованно намечать перспективы строительства Вооруженных Сил и их составной части - группировки СЯС.

 

Известно, что операция СЯС, как форма стратегических действий появилась в военном искусстве в первой половине 70-х годов. Она отражала конкретную организацию применения ядерного оружия в условиях глобальной конфронтации двух общественно-политических систем. Это во многом определило характер операции СЯС, методы ее планирования, способы управления войсками и оружием, требования к боеготовности войск.

 

Основное содержание операции СЯС сводилось в тех условиях к одновременному нанесению первого массированного РЯУ на большинстве стратегических воздушно-космических направлений. При этом к первому удару планировалось привлечение практически всего состава носителей СЯС. Происшедшие в последние годы перемены в мире объективно приводят к необходимости пересмотра сложившихся взглядов на характер и содержание операции СЯС. Это обусловлено тем, что у России нет однозначного противника, кардинально меняется характер ее отношений с другими странами мира.

 

В дискуссиях современности применение СЯС рассматривается во взаимодействии с тактическими ядерными силами в рамках единой формы стратегических действий.

 

Целесообразность этого обусловлена стремлением объединить в рамках единой операции применение всех ядерных вооружений - от тактических до стратегических, что несомненно является положительным фактором. Однако необходимо принять во внимание и некоторые проблемные вопросы.

 

Во-первых, единое применение всех ядерных сил  предусматривает их использование во всеобщей ядерной войне, вероятность которой в настоящее время сведена к минимуму. Но даже в крупномасштабной войне не имеет смысла перегружать "контур управления" ВГК вопросами ядерного поражения противника средствами оперативно-тактического и тактического назначения. Весь предшествующий опыт оперативной и боевой подготовки свидетельствует о том, что общевойсковые командующие способны самостоятельно и эффективно организовывать поражение  противника собственными ядерными средствами. Демонстративное же применение ядерного оружия ограниченного радиуса боевого применения в политических и стратегических целях несомненно будет планировать Генеральный штаб. Но такое применение может носить лишь крайне ограниченный характер и не вписывается в рамки стратегической операции.

 

Во-вторых, доля тактического ядерного оружия (артиллерийских боеприпасов и тактических ракет в ядерном оснащении) и у нас, и у наших ядерных "оппонентов" имеет устойчивую тенденцию к сокращению вплоть до полного уничтожения. Мы должны полностью отдавать себе отчет в том, что применение тактического ядерного оружия в первых и последующих оборонительных операциях есть удар по своей территории с удручающей экологической и экономической перспективой и негативными морально-психологическими последствиями. Таким образом, ядерное оружие практически перестало быть оружием "поля боя". Что же касается крылатых ракет морского базирования и самолетов-носителей тактической авиации, то они вполне могут рассматриваться как стратегическое средство ВГК, применяться совместно с СЯС, а, может быть, и организационно входить в их состав.

 

В-третьих, сами компоненты СЯС в настоящее время претерпели существенные изменения. Особенно это коснулось РВСН. Как известно, к 1 ноября 1997 года РВСН интегрировали в свой состав военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны. Это позволило объединить силы и средства, родственные по решаемым задачам, сферам применения и средствам вооруженной борьбы, позволило сократить потребности в ресурсах, в номенклатуре вооружения и военной техники, а также дало возможность сократить численность войск за счет интеграции или ликвидации параллельных, дублирующих структур. Настало время говорить и об изменении названия данного вида Вооруженных Сил. Возможны варианты: Стратегические ракетно-космические войска (СРКВ) или Ракетно-космические войска стратегического назначения (РКВСН). Но дело не только в изменении названия. Существенно то, что в настоящее время СЯС в дополнение к наступательной приобрели и стратегическую оборонительную функцию. Это несомненно должно быть принято во внимание при разработке форм их применения.

 

В-четвертых, авиационная составляющая СЯС традиционно имеет двойное назначение. И отечественная, и зарубежная стратегическая авиация может применяться как в ядерной, так и обычной войне. Следовательно, СЯС будут принимать участие и в таких операциях, как стратегическая воздушно-космическая операция и стратегическая операция на театре войны.

 

И, наконец, в-пятых. Применение стратегических и нестратегических ядерных сил имеет место не только в ходе подготовки и ведения военных действий, но и в мирное время. Вполне корректно в качестве формы применения ядерных сил в мирный период рассматривать сдерживающие действия ядерных сил. Правомочна также более острая постановка вопроса о распространении ядерного сдерживания на наших союзников по СНГ. Так, например, американская ядерная стратегия содержит положение о "расширенном" ядерном сдерживании, под которым понимается распространение американского "ядерного зонтика" на союзников США по военно-политическим блокам (НАТО, СЕАТО) или двусторонним договорам (Япония, Республика Корея).

 

В соответствии с возможной динамикой развития военно-стратегической ситуации основными этапами действий ядерных сил следует считать:

 

1. Этап сдерживания военной угрозы в мирное время (готовность к ядерному сдерживанию посредством формирования безадресных угроз).

 

2. Этап сдерживания агрессии без применения ядерного оружия (вскрытие подготовки и начала агрессии, демонстративное повышение боевой готовности, рассредоточение и маневр).

 

3. Этап сдерживания эскалации агрессии с ограниченным применением ядерного оружия (ограниченные демонстрационные, сдерживающие, деэскалационные ракетно-ядерные удары).

 

4. Этап ядерного поражения противника.

 

На всех этапах осуществляется информационная поддержка из космоса действий Вооруженных Сил и других войск РФ, несение боевого дежурства и боевой службы.

 

Таким образом, исходя из содержания решаемых задач на различных этапах развития военного конфликта и в складывающейся военно-стратегической ситуации, СЯС могут применяться в следующих формах:

 

* сдерживающие действия СЯС;

 

* информационно-разведывательные действия СЯС (РВСН);

 

* боевые действия СЯС (АСЯС) в стратегической воздушно-космической операции;

 

* боевые действия СЯС (АСЯС) в стратегической операции на театре войны;

 

* стратегическая операция ядерных сил.

 

Достаточность стратегических наступательных вооружений является в настоящее время одной из самых дискуссионных тем. Но некоторые положения могут считаться уже общепризнанными. Во-первых, в силу сложившихся экономических условий настало время отойти от устаревших критериев "неприемлемого" ущерба, выработанных Р. Макнамарой и академиком А. Сахаровым во времена "холодной войны". Необходимы новые аналитические подходы и трезвые математические расчеты, показывающие сколько и какого ядерного оружия России необходимо иметь для надежного выполнения функции сдерживания в условиях жестких экономических ограничений. Во-вторых, ядерное оружие - это не оружие чьей-то победы, а оружие отчаяния, оружие обоюдного поражения. В современных условиях его главное назначение - не поражение противника, а его военно-политическое и стратегическое сдерживание и устрашение. Поэтому, ориентируясь на победу, необходимо постоянно уделять внимание повышению потенциала сил общего назначения как главного средства защиты национальных интересов вооруженным путем.

 

Отсутствие ясного понимания пределов достаточности сил ядерного сдерживания во многом объясняет состояние с ратификацией Договора СНВ-2. О параметрах Договора СНВ-2, его недостатках и преимуществах сказано и опубликовано все или почти все. Выводы, следующие из перечня критических замечаний, сводятся к тому, что Договор СНВ-2 в существующем виде подрывает безопасность России. Соглашаясь в принципе с ограничением числа боезарядов до 3-3.5 тысяч единиц, многие оппоненты предлагают внести поправки, допускающие сохранение МБР с РГЧ, снимающие технические ограничения по переоборудованию шахтных пусковых установок, обусловить ратификацию нерасширением НАТО и началом переговоров по Договору СНВ-З.

 

При всей справедливости изложенных выше требований их нельзя выставлять как ультиматум ратификации. Процесс ратификации - всего лишь повод еще раз выдвинуть эти требования и, прежде всего, по выделению необходимых средств для поддержания и развития наших СЯС, которым угрожает деградация.

 

Не договоры о сокращении СНВ изменяют структуру СЯС России, а сложившаяся и прогнозируемая экономическая обстановка. Количественные условия Договора СНВ-2 накладывают ограничения прежде всего на морскую компоненту СНС США, ограничив ее 1750 боезарядами. Россию ничто не обязывает гнаться за США по этому показателю для морских СЯС. А по количеству боезарядов в РВСН мы ограничены только потолком для носителей по Договору СНВ-1 (1600 единиц) и можем в условиях Договора СНВ-2 ввести до 1200-1300 моноблочных МБР. Были бы средства для этого.

 

Таким образом, следует признать, что объективных причин, препятствующих ратификации СНВ-2, нет.

 

Следует, видимо, вновь напомнить слова В. З. Дворкина1: "Если бы стояла задача подготовить обращение к тем, от кого зависит ратификация Договора СНВ-2, то в него можно было бы включить следующее:

 

1. Не мешайте, пожалуйста, США сократить свои стратегические наступательные вооружения с 8,5 тыс. боезарядов до 3,5 тыс., уменьшить контрсиловой потенциал более чем в три раза, а администрации президента Клинтона - сдерживать попытки разрушить Договор по ПРО 1972 года, согласиться с поправкой о переносе срока реализации Договора СНВ-2 и приступить к обсуждению Договора СНВ-З.

 

2. Не мешайте России впервые за всю историю ядерного противостояния приблизиться к балансу СНВ с США по боевым возможностям ядерных сил, в чем мы всегда уступали американцам, несмотря на количественное равенство боезарядов. И тем самым хотя бы по этому критерию оставаться на уровне сверхдержавы.

 

3. Продолжайте требовать согласования и утверждения концепции национальной безопасности, военной доктрины России, выделения необходимых средств на устойчивое развитие СЯС России, на утилизацию почти 150 атомных подводных лодок и другого вооружения, но имейте в виду то, что все это необходимо вне зависимости от Договора СНВ-2, который нужно ратифицировать".

 

1 Дворкин В. З. Ядерное сдерживание и договор СНВ-2 / Стратегическая стабильность. - 1997. - № 1. - С. 6-18

 

А. В. Неделин

 



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
 
Майкл Манн Источники социальной власти. В 4 томах. Том 4. Глобализации, 1945-2011
Источники социальной власти. В 4 томах. Том 4. Глобализации, 1945-2011
В данном труде автор описывает и анализирует все значимые события и явления мировой истории со времени окончания Второй мировой войны и до наших дней, от становления биполярной системы мироустройства и начала "холодной войны" до мирового экономического кризиса последних лет.
Книга разбита на 13 глав, каждая из которых посвящена истории и анализу мировой истории на четко очерченном отрезке времени, например, в первой главе речь идет о распаде колониального миропорядка, становлении Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы и начале противостояния двух сверхдержав (США и СССР), во второй - анализу послевоенного экономического развития, формирования концепции "государства всеобщего благоденствия" и межрасовых конфликтов. В последних же главах говорится о мировом экономическом кризисе, проблемах глобального потепления и других насущных проблемах современности. В целом содержание книги можно увидеть даже при первом взгляде на обложку, на которой, словно на горизонтальном графике, каждым из делений которого является один год (с 1945 по 2014 гг.), перечисляются основные события мировой истории за каждый год.
Новый труд Майкла Манна будет интересен для всех, кто интересуется мировой историей, политологией, социологией и международными отношениями

...

Цена:
709 руб

 Стратагемы власти. Наставления императору
Стратагемы власти. Наставления императору
С древности в Китае существовала утонченная стратегия коммуникации и противоборства, которая давала возможность тем, кто ею овладел, успешно манипулировать окружающими людьми - партнерами, подчиненными, начальниками. 
Эта хитрая наука держалась в тайне и малоизвестна даже в самом Китае. Теперь русский читатель может ознакомиться с ней в заново исправленных переводах одного из ведущих отечественных китаеведов. В.В.Малявин представляет здесь два классических произведения из области китайской стратегии древний трактат "Гуй Гу-цзы" и знаменитый сборник "Тридцать шесть стратагем". 
Эти сочинения - незаменимое подспорье в практической деятельности не только государственных служащих, военных и деловых людей, но и всех, кто ценит, практическую ценность восточной мудрости и хочет знать надежные способы достижения жизненного успеха.

...

Цена:
420 руб

В. И. Ленин Ослиный мост
Ослиный мост
Ленин остается загадкой, персонажем исторических анекдотов, серым волчком, которым пугают детей, - мифы о нем известны куда шире, чем собственно то, что Ленин в действительности делал или писал. Даже те, кто в целом интересуется развитием политической и исторической мысли, могли читать Маркса, Лукача или, на худой конец, Жижека - но Ленина? Пятьдесят пять томов полного собрания сочинений пугают, как неприступная стена, - нечего и пытаться.
Между тем, чтобы составить собственное суждение о самой крупной исторической фигуре XX века, недостаточно просто поверить на слово тому или иному знатоку - нужно прочитать Ленина самому. Но что именно выбрать? Что важнее, интереснее, что сохраняет свою актуальность сегодня? Где найти книгу, в которой под одной обложкой был бы собран ленинский minimum minimorum? 
Том, который вы держите в руках, - как раз такая книга. 
Она составлена знаменитым Львом Данилкиным - автором нашумевшего ленинского жизнеописания "Пантократор солнечных пылинок". 


Лучший способ составить собственное мнение о Ленине – прочитать эту книгу. 

...

Цена:
489 руб

Шарль Луи Монтескье О духе законов
О духе законов
"О духе законов" - главное произведение французского философа-просветителя Шарля Луи Монтескье (1689-1755), блестящего знатока истории, теории права и государства, одного из основоположников географической школы и социологии, разработавшего доктрину о разделении властей. Политические и правовые идеи Монтескье оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г....

Цена:
749 руб

 "Особый путь". От идеологии к методу
"Особый путь". От идеологии к методу
Представление об "особом пути" может быть отнесено к одному из "вечных" и одновременно чисто "русских" сценариев национальной идентификации. В этом сборнике мы хотели бы развеять эту иллюзию, указав на относительно недавний генезис и интеллектуальную траекторию идиомы Sonderweg. Впервые публикуемые на русском языке тексты ведущих немецких и английских историков, изучавших историю довоенной Германии в перспективе нацистской катастрофы, открывают новые возможности продуктивного использования метафоры "особого пути" - в качестве основы для современной историографической методологии. Сравнительный метод помогает идентифицировать особость и общность каждого из сопоставляемых объектов и тем самым устраняет телеологизм макронарратива. Издатели предлагают читателям целый набор исторических кейсов и теоретических полемик - от идеи спасения в средневековой Руси до "особости" в современной политической культуре, от споров вокруг нацистской катастрофы до критики историографии "особого пути" в 1980-е годы. Рефлексия над концепцией "особости" в Германии, России, Великобритании, США, Швейцарии и Румынии позволяет по-новому определить проблематику травматического рождения модерности.
...

Цена:
659 руб

В. И. Ленин Империализм, как высшая стадия капитализма
Империализм, как высшая стадия капитализма
Вниманию читателей предлагается классическая работа основателя советского государства В.И. Ленина, написанная им в первой половине 1916 года. В этой работе, опираясь на открытые Марксом и Энгельсом законы развития капитализма, на основе глубокого изучения обширного фактического материала, Ленин раскрывает экономическую и политическую сущность империализма - новой стадии, в которую к началу XX века вступил в своем развитии капитализм. В первых шести главах содержится всесторонний научный анализ экономической сущности империализма, проявляющейся в его основных экономических признаках. Последние четыре главы посвящены обобщенной характеристике империализма; в них дается анализ исторического места империализма как кануна социалистической революции.

Книга будет интересна как профессиональным историкам, политологам, философам, так и широкому кругу читателей....

Цена:
284 руб

Ахмед Рашид Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии Taliban: Islam, Oil and the New Great Game in Central Asia
Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии
Книга известного пакистанского журналиста-международника Ахмеда Рашида посвящена истории движения "Талибан", которому в ходе кровопролитной гражданской войны почти удалось захватить власть в Афганистане. События 11 сентября 2001 года, однако, поставили точку в победоносном марше талибов. Особая ценность книги в том, что ее первое издание вышло до 11 сентября, и читатель может видеть события так, как видел их внимательный и хорошо информированный наблюдатель в 90-х годах прошлого века. Особое внимание в книге уделено геополитическим и геоэкономическим факторам, обусловившим взлет и падение талибов. Книга подробно рассказывает о соперничестве нефтяных корпораций за влияние в Афганистане и о той роли, которую великие и малые державы сыграли в истории Центральной Азии за последние 10 лет....

Цена:
509 руб

Роберт Нозик Анархия, государство и утопия Anarchy, State and Utopia
Анархия, государство и утопия
Работа современного американского политического философа Роберта Нозика посвящена обоснованию неизбежности и справедливости существования "минимального государства". В качестве отправной точки автор рассматривает "естественное состояние" общества, в котором еще нет государства и действуют базовые этические нормы - право человека распоряжаться самим собой, присваивать никому не принадлежащие материальные объекты и добровольно обмениваться с другими людьми своим имуществом. Нозик доказывает, что государство, т.е. организация, обладающая монополией на насилие, может возникнуть из "естественного состояния" путем добровольного делегирования людьми первичных прав. Это государство будет иметь своей функцией исключительно защиту жизни и собственности граждан от насильственных посягательств. Всякое расширение его функций (в том числе создание институтов "социального государства будет означать нарушение базовых прав и вести к отрицательным последствиям для общества. Все необходимые общественные функции, кроме защитной, должны осуществляться на основе добровольного сотрудничества. С момента выхода в свет книга Роберта Нозика приобрела статус классической и вошла в круг обязательного чтения для всех, кто изучает политическую философию и смежные дисциплины.

Она будет полезна специалистам в сфере политической философии, политологии, экономики, права, социологии, а также студентам и преподавателям соответствующих специальностей....

Цена:
559 руб

Михаил Зыгарь Вся кремлевская рать (аудиокнига MP3 на 2 CD)
Вся кремлевская рать (аудиокнига MP3 на 2 CD)
Цитата
Путин не считал, что Россию со всех сторон окружают враги. Путин не собирался закрывать все независимые телеканалы. Путин не собирался поддерживать Виктора Януковича. Он не хотел проводить Олимпиаду в Сочи.
Его приближенные думали, что они стараются угадать его замыслы, - на самом деле они осуществляли свои.

Михаил Зыгарь



О чем книга
Эта аудиоверсия бестселлера "Вся кремлевская рать: Краткая история современной России".
Михаил Зыгарь рассказывает об истории России на всем протяжении правления Владимира Путина, с 2000 по 2015 год. В основу книги легли документы, открытые источники и десятки уникальных личных интервью, которые автор взял у действующих лиц из ближайшего окружения Владимира Путина. Собранные воедино, факты, события, интриги и мнения героев составляют полную картину жизни Кремля, из которой впервые становится понятна логика метаморфозы Владимира Путина: как и почему из либерального прозападного президента начала 2000-х он превратился в авторитарного правителя и одного из самых ярых противников Запада.

Кто автор
Михаил Зыгарь - главный редактор единственного в России независимого телеканала "Дождь". В 2014 году был награжден международной премией International Press Freedom Award, которую присуждает Комитет по защите журналистов.
Десять лет работал военным корреспондентом газеты "Коммерсантъ", освещал конфликты в Ираке, Ливане, Палестине, Судане, Узбекистане, революции в Украине и Киргизии. Работал заместителем главного редактора в журнале "Русский Newsweek". Совместно с Валерием Панюшкиным написал книгу "Газпром: Новое русское оружие", которая переведена на 15 языков.

Ключевые понятия
Владимир Путин, история России, власть, политика.

ОТЗЫВЫ

Весьма информативная, удивительно хладнокровная и - что по нынешним временам совсем уж поразительно - вполне беспристрастная книга о новейшей истории государства российского. Я узнал из нее даже то, чего предпочел бы не знать.

Борис Акунин (Григорий Чхартишвили)



Книга Михаила Зыгаря лучше всех моих книг о Владимире Путине. Вместе взятых. Поэтому теперь я, как завистливый нарцисс, не люблю автора и стараюсь его (но не его произведений) избегать. Просьба не разглашать эту информацию, иначе: а) мои книги окончательно перестанут продаваться; б) на меня обидится сплоченный коллектив телеканала "Дождь", столь трепетно относящийся к своему боссу.

Станислав Белковский



Михаил Зыгарь - человек, которого я без преувеличения могу назвать главным моим учителем и примером первоклассной работы в современной журналистике. Это редкий пример, когда человек сочетает профессионализм и правильное ощущение современной аудитории. Все, что он делает, характеризуется двумя словами: честно и нескучно.

Ксения Собчак



Я впервые прочла последовательное описание всего, что произошло за 20 лет. Самое серьезное исследование и возможность все узнать от первых лиц.

Светлана Алексиевич,
лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 г.

...

Цена:
579 руб

 Реформы в России с древнейших времен до конца XX века. В 4 томах. Том 4. 1917-1991 года
Реформы в России с древнейших времен до конца XX века. В 4 томах. Том 4. 1917-1991 года
История России, как и многих других стран, чрезвычайно богата разного рода реформами. Если реформы осуществлялись своевременно и были адекватны вызовам времени, то они, с одной стороны, позволяли снять напряжение в обществе, обеспечивали его стабилизацию и способствовали динамизму развития той или иной страны. Если же реформы осуществлялись с опозданием, то они приводили к социальным взрывам. Исторический опыт России убедительно показал, что несвоевременное и фрагментированное проведение реформ неоднократно приводило страну на грань национальной катастрофы, к трагическим издержкам и невосполнимым утратам. Поэтому осмысление причин эффективности или несостоятельности реформ продолжает оставаться одной из актуальных исследовательских задач. Неслучайно, что проблема реформ в России уже давно стала устойчивой исторической традицией в отечественной и зарубежной историографии. Однако до настоящего времени нет крупных обобщающих исследований, посвященных комплексному изучению данной темы, за весь исторический период развития страны, начиная с древнейших времен до настоящего времени. Отсутствие подобного рода масштабных трудов затрудняет понимание общих закономерностей и особенностей реформистского способа обновления всех сторон жизнедеятельности и жизнеобеспечения в соответствии с историческими реалиями соответствующих эпох и в контексте вызовов общемирового развития. Это как раз обусловливает значение и научную актуальность представляемого многотомного издания. Данный том посвящен истории реформ в России в 1917-1991 гг....

Цена:
619 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования