Политический словарь
Глобальная система оперативного управления вооруженными силами США

ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ США И КОНЦЕПЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

В.С. Ткачев,

 

академик АВН,

 

А.А. Лелехов,

 

академик АВН

 

Изменения в национальной военной стратегии (доктрине) США в начале 90-х годов и последовавшая за этим реорганизация их вооруженных сил неминуемо вызвали и оргструктурные преобразования в глобальной системе оперативного управления (ГСОУ) ВС США. Её модернизация началась в 1993 году и рассчитана на 15 лет. Она осуществляется по концепции C4I FTW (управление, связь, разведка, компьютеризация и единое информационное пространство поля боя).

 

Существующая ГСОУ представляет собой организационно-техническое объединение органов, пунктов управления, автоматизированных систем и средств управления и связи. Она предназначена для оперативного управления войсками (силами) и, прежде всего, для централизованного управления стратегическими ядерными силами.

 

В состав ГСОУ входят: национальная система управления (НСОУ) - высшее звено; системы управления объединенных главных командований ВС США (пять в зонах оперативной ответственности) и четыре целевых объединенных командований (стратегическое, космическое, специальных операций и стратегических перебросок); системы видов ВС (ВС, ВВС, ВМС), а также информационно-вычислительная система. ГСОУ сопрягается с коалиционной системой управления НОРАД.

 

Во главе системы стоит национальное военное руководство (НВР) США, в которое входит президент США - Верховный главнокомандующий ВС и министр обороны. Национальное военное руководство является высшим звеном стратегического руководства США. В стратегическое руководство США входят политическое и высшее военное руководства США.

 

К основным органам военно-политического руководства (ВПР) относятся: Совет национальной безопасности (СНБ), оперативные центры Госдепа, ЦРУ, ФБР, ФЕМА и округов страны, а также пункты управления министров видов ВС.

 

К органам высшего военного управления относятся: Комитет начальников штабов (КНШ) с объединенным штабом и командными пунктами (центрами) - ОКЦ, ЗКЦ, ВКП, НМКП; штабы и КП (ЗКП) Главнокомандующих объединенными ГК ВС США, главные управления МО, отвечающие за оперативное управление.

 

В целях более четкого оперативного управления войсками (силами) и функционального разграничения управление в ГСОУ осуществляется по двум структурно взаимосвязанным линиям: административной и оперативной.

 

Административное управление обеспечивает решение задач, связанных с военным строительством ВС, приобретением ВВТ, комплектованием, руководством боевой и оперативной подготовкой, материально-техническим и тыловым обеспечением ВС. Оно осуществляется по линии Министерства обороны США, министров видов ВС и штабов подчиненных им командований.

 

Оперативное управление решает задачи боевого управления войсками (силами), поддержания их в установленной боеготовности, координацию взаимодействия и боевого обеспечения. Оно осуществляется по линии КНШ, ГК ВС в зонах и целевых объединенных ГК, а СНС - непосредственно до ПУП МБР, ПЛАРБ, находящихся на боевом патрулировании, и КП эскадрилий стратегической авиации.

 

Таким образом, ГСОУ непосредственно связывает высшее военное руководство со стратегическими ядерными силами США, что обеспечивает централизованное управление ими. ГСОУ непосредственно функционально сопрягается с системами управления основных командований (формирований) оперативно-тактического звена, что позволяет обеспечивать как централизованное, так и децентрализованное управление ими в ходе подготовки и ведения операций.

 

В ГСОУ входит около 130 органов и пунктов управления, 60 сетей АСУ и около 10 систем тактического предупреждения. Она обеспечивает глобальный охват управления всеми компонентами ВС США.

 

На командных центрах (пунктах) управления от КНШ и до КП оконечных исполнительных звеньев управления СНС осуществляется постоянное круглосуточное дежурство. Во всех звеньях стратегического уровня имеются защищенные в противоатомном отношении ПУ, а также запасные и резервные мобильные ПУ - ВКП и НМКП, которые поддерживаются в постоянной готовности к вылету и выходу на маршруты.

 

Непрерывное функционирование ГСОУ обеспечивается национальной системой связи США. Её основой является объединенная система связи (ОСС) МО. В её состав входят около 100 автоматических коммутационных центров (АКЦ) связи, более 10 тыс. магистральных (коммутируемых) и прямых линий связи, около 100 крупных узлов связи (УС), десятки станций тропосферной и более 100 пунктов космической связи. ОСС МО обслуживает около 2 тыс. штабов и ПУ. Большая часть систем связи автоматизирована и закрыта ЗАС. Межконтинентальные кабели, проложенные по дну океана, соединяют высшее звено ГСОУ с КП ГК ВС США в передовых зонах в Европе, Атлантике и Тихого океана, а также с отдельными базами США.

 

Считается, что современное состояние ГСОУ в целом обеспечивает оперативное управление войсками (силами) США в любых условиях ведения боевых действий и, прежде всего - стратегическими наступательными и оборонительными силами ВС США. Так, оперативная готовность МБР к пуску составляет 6-9 минут после принятия президентом - ВГК США решения на применение ядерного оружия, взлет дежурных сил СБ авиации - через 15 минут, а пуск БРПЛ с ПЛАРБ, находящихся на боевом патрулировании через 19-23 мин. При этом обеспечивается высокая устойчивость всех основных элементов ГСОУ, особенно в управлении стратегическими силами. Что касается тактического предупреждения и информирования ВПР США о факте запуска МБР по территории США, то оно осуществляется в пределах 2-4 минут после запуска ракет.

 

Несмотря на довольно высокие показатели и оперативные возможности существующей ГСОУ, по взглядам высшего военного руководства США она требует дальнейшего совершенствования, которое вытекает из новых требований оперативно-стратегических концепций, принятых в национальной военной стратегии США.

 

Новая концепция, по которой осуществляется модернизация ГСОУ - C4I FTW подразумевает: совершенствование структуры командно-управленческой деятельности; совершенствование пунктов управления; развитие автоматизированных систем управления и связи во всех звеньях в интересах автоматизации всех процессов управления; повышение эффективности разведывательных систем и структур, обеспечивающих принятие решений всеми инстанциями в масштабе времени близком к реальному; дальнейшее развитие и всеобъемлющий охват компьютерной сети и, наконец, - FTW - создание "единого информационного пространства поля боя" При этом упор делается на совершенствование системы в передовых зонах.

 

Рассмотрим более подробно эти положения концепции совершенствования и модернизации ГСОУ.

 

В высших органах административного (центральный аппарат министерства обороны и аппараты министров видов ВС) и оперативного (комитет начальников штабов) управления в основном произойдут организационно-штатные изменения как следствие перераспределения и уточнения решаемых задач в связи с переориентацией США на региональные и локальные войны (конфликты).

 

Для органов управления вооруженными силами США в регионах (верховный главнокомандующий, командующий войсками видов вооруженных сил) будут характерны изменения, являющиеся следствием наметившейся тенденции разрешать региональные конфликты применением многонациональных сил. В зависимости от организации многонациональных сил военное руководство США вынуждено будет ориентироваться на два варианта органов управления - коалиционные или чисто национальные. Однако и в последнем случае может возникнуть необходимость создания коалиционного цента координации действий многонациональных сил (такой опыт американцы приобрели в войне в зоне Персидского залива в 1991 году).

 

Получат дальнейшее развитие и пункты управления. Это касается прежде всего пунктов управления войсками (силами) при ведении региональных и локальных войн. По всей видимости в наиболее важных районах мира американцы вынуждены будут развернуть сеть стационарных защищенных пунктов управления прежде всего в интересах оперативно-стратегического звена управления. Однако основной акцент будет сделан на дальнейшее развитие подвижных пунктов управления, прежде всего воздушных и аэромобильных. При этом для воздушных командных пунктов будет характерна многофункциональность. Например, ВКП Е-6В одновременно может использоваться как для управления стратегическими наступательными силами, так и для управления войсками (силами) в региональных и локальных войнах.

 

В развитии систем и средств связи будет реализована идея комплексирования и совместимости систем и средств вооруженных сил США во всех звеньях управления со средствами и системами возможных союзников США в региональных и локальных войнах (прежде всего стран - участниц НАТО, Японии, Южной Кореи). При этом будет существенно повышаться роль и значимость спутниковых систем связи в стратегическом и оперативно-тактическом звеньях управления. В целом основная идея в развитии систем связи состоит в том, чтобы они позволяли управлять коалиционными силами и реализовать все возможности, которые появляются в связи с развитием систем разведки и автоматизации процессов управления войсками (силами) и обеспечивали стыковку с ОВС НАТО в Европе и другими союзниками по блокам в других регионах мира.

 

Для систем разведки стратегического, оперативного и тактического звеньев, включающих в себя космические, воздушные, наземные и корабельные средства, будет характерно комплексирование в рамках единого оперативно-технического замысла в единую интегрированную систему, способную добывать и представлять данные о войсках (силах) противоборствующей стороны на всю глубину их оперативного построения и целенаправленно использовать добытые данные применительно к каждому звену управления (от комитета начальников штабов до командиров частей и подразделений). При этом информация будет представляться практически в реальном масштабе времени в соответствии с динамикой развития обстановки и точностью, достаточной для применения огневых средств поражения. В ближайшие 5-10 лет возможна реализация цикла обновления данных по важным целям на глубину оперативного построения войск противоборствующей стороны с периодичностью 5-10 минут. Особые требования предъявляются к сокращению времени от момента добывания данных до их представления в интересах оценки обстановки и принятия решения. В перспективе ставится задача сократить это время до 15 секунд. Это в первую очередь имеет серьезное значение для частей и подразделений огневого поражения и радиоэлектронного подавления.

 

Ключевой идеей, способствующей наиболее полной реализации усилий по совершенствованию всех структурных компонентов системы управления, является автоматизация процессов управления в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях управления.

 

В стратегическом звене будет реализовываться программа замены существующей системы оперативного управления ВС США (ГСОУ) на новую (ГККС), в которой будут более широко использоваться информационные системы как целевого, так и общего характера. В целом основной акцент делается на сопряжения автоматизированной системы стратегического звена с системами управления оперативного и тактического звеньев, а также на расширение возможностей по планированию боевого применения ВС США в различных видах войн и регионах мира.

 

Новым направлением в концепции развития ГСОУ является направление формирования "единого информационного пространства поля боя" (FTW) для всех участников системы, оконечным звеном которой является солдат на поле боя. Предполагается, что у него должен быть планшет - табло, на котором предполагается отображать реальную обстановку (боевая задача, противник и огневые точки в секторе его действия, соседи, возможные удары своих огневых средств) и т.д.

 

Решение этой задачи должно обеспечить по замыслу специалистов доступность каждого абонента системы к нужной ему информации в реальном масштабе времени. Реализация всех вышеизложенных концептуальных положений позволит, как считает командование ВС США, интегрировать все компоненты ГСОУ и обеспечить "бесшовный" обмен данными, как по вертикали, так и по горизонтали между видовыми компонентами ВС в целях опережения возможного противника в цикле управления.

 

В целом считается, что реализация всех идей концепции C4I FTW позволит наиболее полно удовлетворить постоянно возрастающие требования, предъявляемые к ГСОУ и повысить эффективность боевого применения войск (сил) в операциях и ведении военных действий на различных театрах войны, в том числе и операциях многонациональных формирований под руководством командования США.

 

Следует отметить, что весьма полезным и необходимым при развитии и совершенствовании системы управления ВС РФ является расширение единого информационного пространства "поля боя", а также многофункциональная стыковка систем стратегического и оперативно-тактического уровня в системе управления войсками (силами) на удаленных ТВД, особенно при управлении МЧС и многонациональными силами.

 

Опыт боевых действий в Афганистане и Чечне против бандформирований показал, что одним из основных недостатков действий войск РФ, снижающих эффективность их боевого применения, является отсутствие информации о действии частей и подразделений в едином пространстве "поля боя". Особенно это характерно в звеньях батальон - рота - взвод - солдат, авиаэскадрилья - звено - самолет (вертолет); артбатарея - огневой взвод. Командиры и бойцы этих подразделений зачастую не знают реальную обстановку на поле боя и в результате несут неоправданные потери не только от противника, но и от своих ударных огневых средств, поддерживающих эти части и подразделения, в том числе действия разведгрупп в тактической глубине. Необходимость расширения информационного пространства "поля боя" и доведения реальной обстановки до подразделений, отдельного солдата, танка, самолета (вертолета) вполне очевидна, так как это позволит командирам частей и подразделений принимать решения в реальном масштабе времени, а солдату - действовать сообразно реально складывающейся обстановке. Для этого необходимо дальнейшее совершенствование системы управления в Вооруженных силах РФ путем расширения информационного пространства "поля боя" для всех звеньев управления войсками (силами) и, особенно, для оперативно-тактического.

 



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования