Политический словарь
Глобальная система оперативного управления вооруженными силами США

ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ США И КОНЦЕПЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

В.С. Ткачев,

 

академик АВН,

 

А.А. Лелехов,

 

академик АВН

 

Изменения в национальной военной стратегии (доктрине) США в начале 90-х годов и последовавшая за этим реорганизация их вооруженных сил неминуемо вызвали и оргструктурные преобразования в глобальной системе оперативного управления (ГСОУ) ВС США. Её модернизация началась в 1993 году и рассчитана на 15 лет. Она осуществляется по концепции C4I FTW (управление, связь, разведка, компьютеризация и единое информационное пространство поля боя).

 

Существующая ГСОУ представляет собой организационно-техническое объединение органов, пунктов управления, автоматизированных систем и средств управления и связи. Она предназначена для оперативного управления войсками (силами) и, прежде всего, для централизованного управления стратегическими ядерными силами.

 

В состав ГСОУ входят: национальная система управления (НСОУ) - высшее звено; системы управления объединенных главных командований ВС США (пять в зонах оперативной ответственности) и четыре целевых объединенных командований (стратегическое, космическое, специальных операций и стратегических перебросок); системы видов ВС (ВС, ВВС, ВМС), а также информационно-вычислительная система. ГСОУ сопрягается с коалиционной системой управления НОРАД.

 

Во главе системы стоит национальное военное руководство (НВР) США, в которое входит президент США - Верховный главнокомандующий ВС и министр обороны. Национальное военное руководство является высшим звеном стратегического руководства США. В стратегическое руководство США входят политическое и высшее военное руководства США.

 

К основным органам военно-политического руководства (ВПР) относятся: Совет национальной безопасности (СНБ), оперативные центры Госдепа, ЦРУ, ФБР, ФЕМА и округов страны, а также пункты управления министров видов ВС.

 

К органам высшего военного управления относятся: Комитет начальников штабов (КНШ) с объединенным штабом и командными пунктами (центрами) - ОКЦ, ЗКЦ, ВКП, НМКП; штабы и КП (ЗКП) Главнокомандующих объединенными ГК ВС США, главные управления МО, отвечающие за оперативное управление.

 

В целях более четкого оперативного управления войсками (силами) и функционального разграничения управление в ГСОУ осуществляется по двум структурно взаимосвязанным линиям: административной и оперативной.

 

Административное управление обеспечивает решение задач, связанных с военным строительством ВС, приобретением ВВТ, комплектованием, руководством боевой и оперативной подготовкой, материально-техническим и тыловым обеспечением ВС. Оно осуществляется по линии Министерства обороны США, министров видов ВС и штабов подчиненных им командований.

 

Оперативное управление решает задачи боевого управления войсками (силами), поддержания их в установленной боеготовности, координацию взаимодействия и боевого обеспечения. Оно осуществляется по линии КНШ, ГК ВС в зонах и целевых объединенных ГК, а СНС - непосредственно до ПУП МБР, ПЛАРБ, находящихся на боевом патрулировании, и КП эскадрилий стратегической авиации.

 

Таким образом, ГСОУ непосредственно связывает высшее военное руководство со стратегическими ядерными силами США, что обеспечивает централизованное управление ими. ГСОУ непосредственно функционально сопрягается с системами управления основных командований (формирований) оперативно-тактического звена, что позволяет обеспечивать как централизованное, так и децентрализованное управление ими в ходе подготовки и ведения операций.

 

В ГСОУ входит около 130 органов и пунктов управления, 60 сетей АСУ и около 10 систем тактического предупреждения. Она обеспечивает глобальный охват управления всеми компонентами ВС США.

 

На командных центрах (пунктах) управления от КНШ и до КП оконечных исполнительных звеньев управления СНС осуществляется постоянное круглосуточное дежурство. Во всех звеньях стратегического уровня имеются защищенные в противоатомном отношении ПУ, а также запасные и резервные мобильные ПУ - ВКП и НМКП, которые поддерживаются в постоянной готовности к вылету и выходу на маршруты.

 

Непрерывное функционирование ГСОУ обеспечивается национальной системой связи США. Её основой является объединенная система связи (ОСС) МО. В её состав входят около 100 автоматических коммутационных центров (АКЦ) связи, более 10 тыс. магистральных (коммутируемых) и прямых линий связи, около 100 крупных узлов связи (УС), десятки станций тропосферной и более 100 пунктов космической связи. ОСС МО обслуживает около 2 тыс. штабов и ПУ. Большая часть систем связи автоматизирована и закрыта ЗАС. Межконтинентальные кабели, проложенные по дну океана, соединяют высшее звено ГСОУ с КП ГК ВС США в передовых зонах в Европе, Атлантике и Тихого океана, а также с отдельными базами США.

 

Считается, что современное состояние ГСОУ в целом обеспечивает оперативное управление войсками (силами) США в любых условиях ведения боевых действий и, прежде всего - стратегическими наступательными и оборонительными силами ВС США. Так, оперативная готовность МБР к пуску составляет 6-9 минут после принятия президентом - ВГК США решения на применение ядерного оружия, взлет дежурных сил СБ авиации - через 15 минут, а пуск БРПЛ с ПЛАРБ, находящихся на боевом патрулировании через 19-23 мин. При этом обеспечивается высокая устойчивость всех основных элементов ГСОУ, особенно в управлении стратегическими силами. Что касается тактического предупреждения и информирования ВПР США о факте запуска МБР по территории США, то оно осуществляется в пределах 2-4 минут после запуска ракет.

 

Несмотря на довольно высокие показатели и оперативные возможности существующей ГСОУ, по взглядам высшего военного руководства США она требует дальнейшего совершенствования, которое вытекает из новых требований оперативно-стратегических концепций, принятых в национальной военной стратегии США.

 

Новая концепция, по которой осуществляется модернизация ГСОУ - C4I FTW подразумевает: совершенствование структуры командно-управленческой деятельности; совершенствование пунктов управления; развитие автоматизированных систем управления и связи во всех звеньях в интересах автоматизации всех процессов управления; повышение эффективности разведывательных систем и структур, обеспечивающих принятие решений всеми инстанциями в масштабе времени близком к реальному; дальнейшее развитие и всеобъемлющий охват компьютерной сети и, наконец, - FTW - создание "единого информационного пространства поля боя" При этом упор делается на совершенствование системы в передовых зонах.

 

Рассмотрим более подробно эти положения концепции совершенствования и модернизации ГСОУ.

 

В высших органах административного (центральный аппарат министерства обороны и аппараты министров видов ВС) и оперативного (комитет начальников штабов) управления в основном произойдут организационно-штатные изменения как следствие перераспределения и уточнения решаемых задач в связи с переориентацией США на региональные и локальные войны (конфликты).

 

Для органов управления вооруженными силами США в регионах (верховный главнокомандующий, командующий войсками видов вооруженных сил) будут характерны изменения, являющиеся следствием наметившейся тенденции разрешать региональные конфликты применением многонациональных сил. В зависимости от организации многонациональных сил военное руководство США вынуждено будет ориентироваться на два варианта органов управления - коалиционные или чисто национальные. Однако и в последнем случае может возникнуть необходимость создания коалиционного цента координации действий многонациональных сил (такой опыт американцы приобрели в войне в зоне Персидского залива в 1991 году).

 

Получат дальнейшее развитие и пункты управления. Это касается прежде всего пунктов управления войсками (силами) при ведении региональных и локальных войн. По всей видимости в наиболее важных районах мира американцы вынуждены будут развернуть сеть стационарных защищенных пунктов управления прежде всего в интересах оперативно-стратегического звена управления. Однако основной акцент будет сделан на дальнейшее развитие подвижных пунктов управления, прежде всего воздушных и аэромобильных. При этом для воздушных командных пунктов будет характерна многофункциональность. Например, ВКП Е-6В одновременно может использоваться как для управления стратегическими наступательными силами, так и для управления войсками (силами) в региональных и локальных войнах.

 

В развитии систем и средств связи будет реализована идея комплексирования и совместимости систем и средств вооруженных сил США во всех звеньях управления со средствами и системами возможных союзников США в региональных и локальных войнах (прежде всего стран - участниц НАТО, Японии, Южной Кореи). При этом будет существенно повышаться роль и значимость спутниковых систем связи в стратегическом и оперативно-тактическом звеньях управления. В целом основная идея в развитии систем связи состоит в том, чтобы они позволяли управлять коалиционными силами и реализовать все возможности, которые появляются в связи с развитием систем разведки и автоматизации процессов управления войсками (силами) и обеспечивали стыковку с ОВС НАТО в Европе и другими союзниками по блокам в других регионах мира.

 

Для систем разведки стратегического, оперативного и тактического звеньев, включающих в себя космические, воздушные, наземные и корабельные средства, будет характерно комплексирование в рамках единого оперативно-технического замысла в единую интегрированную систему, способную добывать и представлять данные о войсках (силах) противоборствующей стороны на всю глубину их оперативного построения и целенаправленно использовать добытые данные применительно к каждому звену управления (от комитета начальников штабов до командиров частей и подразделений). При этом информация будет представляться практически в реальном масштабе времени в соответствии с динамикой развития обстановки и точностью, достаточной для применения огневых средств поражения. В ближайшие 5-10 лет возможна реализация цикла обновления данных по важным целям на глубину оперативного построения войск противоборствующей стороны с периодичностью 5-10 минут. Особые требования предъявляются к сокращению времени от момента добывания данных до их представления в интересах оценки обстановки и принятия решения. В перспективе ставится задача сократить это время до 15 секунд. Это в первую очередь имеет серьезное значение для частей и подразделений огневого поражения и радиоэлектронного подавления.

 

Ключевой идеей, способствующей наиболее полной реализации усилий по совершенствованию всех структурных компонентов системы управления, является автоматизация процессов управления в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях управления.

 

В стратегическом звене будет реализовываться программа замены существующей системы оперативного управления ВС США (ГСОУ) на новую (ГККС), в которой будут более широко использоваться информационные системы как целевого, так и общего характера. В целом основной акцент делается на сопряжения автоматизированной системы стратегического звена с системами управления оперативного и тактического звеньев, а также на расширение возможностей по планированию боевого применения ВС США в различных видах войн и регионах мира.

 

Новым направлением в концепции развития ГСОУ является направление формирования "единого информационного пространства поля боя" (FTW) для всех участников системы, оконечным звеном которой является солдат на поле боя. Предполагается, что у него должен быть планшет - табло, на котором предполагается отображать реальную обстановку (боевая задача, противник и огневые точки в секторе его действия, соседи, возможные удары своих огневых средств) и т.д.

 

Решение этой задачи должно обеспечить по замыслу специалистов доступность каждого абонента системы к нужной ему информации в реальном масштабе времени. Реализация всех вышеизложенных концептуальных положений позволит, как считает командование ВС США, интегрировать все компоненты ГСОУ и обеспечить "бесшовный" обмен данными, как по вертикали, так и по горизонтали между видовыми компонентами ВС в целях опережения возможного противника в цикле управления.

 

В целом считается, что реализация всех идей концепции C4I FTW позволит наиболее полно удовлетворить постоянно возрастающие требования, предъявляемые к ГСОУ и повысить эффективность боевого применения войск (сил) в операциях и ведении военных действий на различных театрах войны, в том числе и операциях многонациональных формирований под руководством командования США.

 

Следует отметить, что весьма полезным и необходимым при развитии и совершенствовании системы управления ВС РФ является расширение единого информационного пространства "поля боя", а также многофункциональная стыковка систем стратегического и оперативно-тактического уровня в системе управления войсками (силами) на удаленных ТВД, особенно при управлении МЧС и многонациональными силами.

 

Опыт боевых действий в Афганистане и Чечне против бандформирований показал, что одним из основных недостатков действий войск РФ, снижающих эффективность их боевого применения, является отсутствие информации о действии частей и подразделений в едином пространстве "поля боя". Особенно это характерно в звеньях батальон - рота - взвод - солдат, авиаэскадрилья - звено - самолет (вертолет); артбатарея - огневой взвод. Командиры и бойцы этих подразделений зачастую не знают реальную обстановку на поле боя и в результате несут неоправданные потери не только от противника, но и от своих ударных огневых средств, поддерживающих эти части и подразделения, в том числе действия разведгрупп в тактической глубине. Необходимость расширения информационного пространства "поля боя" и доведения реальной обстановки до подразделений, отдельного солдата, танка, самолета (вертолета) вполне очевидна, так как это позволит командирам частей и подразделений принимать решения в реальном масштабе времени, а солдату - действовать сообразно реально складывающейся обстановке. Для этого необходимо дальнейшее совершенствование системы управления в Вооруженных силах РФ путем расширения информационного пространства "поля боя" для всех звеньев управления войсками (силами) и, особенно, для оперативно-тактического.

 



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
 
Карл Маркс Капитал
Капитал
На свете не так много книг, которым оказалось по силам изменить лицо мира. Вряд ли кто-то усомнится, что "Капитал" - одна из них. Глубокий философско-материалистический анализ капиталистического общества и вместе с тем руководство к действию, программа по его конструктивному демонтажу - вот что такое "Капитал" Карла Маркса. Вдвойне интересно взглянуть на эту книгу сейчас, после того как на нашей памяти призрак коммунизма едва ли не на век обрел воплощение, после чего развоплотился вновь.
В настоящем издании представлен текст, который можно назвать "Малым Капиталом" - квинтэссенция учения Маркса, самое необходимое для того, чтобы познакомиться и с большим удобством прочесть великое сочинение.
Предисловие Александра Огаркова....

Цена:
166 руб

Фридрих Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства
Происхождение семьи, частной собственности и государства
Фридрих Энгельс в истории челове­ческой мысли известен как один из основоположни­ков марксизма, соавтор философских и экономиче­ских трудов Карла Маркса, в том числе знаменитого КАПИТАЛА и МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГО­СУДАРСТВА - одно из важнейших сочинений Энгель­са, в котором немецкий философ предлагает научную концепцию истории человечества на ранних этапах его развития, показывает, как образовалось классовое общество и в чем состоят его характерные черты, опи­сывает особенности семейных отношений в различных общественных формациях, а также анализирует проис­хождение и сущность государства. Так же, как и другие его произведения, среди которых АНТИ-ДЮРИНГ, ДИА­ЛЕКТИКА ПРИРОДЫ, РОЛЬ НАСИЛИЯ В ИСТОРИИ и многие другие, эту работу можно назвать классикой философ­ского жанра и сегодня прочитать по-новому, учиты­вая тот непростой опыт, который накопился в течение трагического и насыщенного событиями XX века....

Цена:
141 руб

Роберт Грин 48 законов власти The 48 Laws of Power
48 законов власти
Власть - это продуманная борьба с обстоятельствами, которые нам неподвластны, это способность превращать невзгоды в преимущества.
Для чего нужна власть? Для того чтобы обрести уверенность и утвердиться в собственном достоинстве. И еще хотя бы для того, чтобы сжать реальность в кулак и изменить ее согласно своей воле.
Дерзко? Нисколько. Потому что речь идет об успехе....

Цена:
739 руб

Томас Шеллинг Стратегия конфликта The Strategy of Conflict
Стратегия конфликта
Книга посвящена исследованию общей логики поведения участников конфликтных ситуаций с помощью теории игр. Впервые вышедшая в 1960 г., книга заложила основы теории стратегического поведения. Работа имеет большое значение для изучения некоторых важных классов игр - игр с неполной информацией, неантагонистических игр и др. При этом автор обходится без сложного математического аппарата и посвящает значительную часть объема книги практическим приложениям теории, в первую очередь - к сфере международной политики. Предметом рассмотрения являются неантагонистические конфликтные ситуации, когда интересы сторон, хотя и противоречат друг другу, не являются в точности противоположными и требуют определенной кооперации. К числу таких ситуаций относятся, например, военные действия, переговоры о контроле над вооружениями, политика взаимных угроз и т.д. В частности, Томас Шеллинг является одним из разработчиков доктрины ядерного сдерживания. Книга "Стратегия конфликта" стала одной из главных работ, принесших Нобелевскую премию по экономике ее автору, профессору университета штата Мэриленд.

Ознакомление с ней необходимо каждому читателю, желающему понять внутреннюю логику современной международной политики. В то же время книга будет полезна студентам, изучающим теорию игр, и специалистам, использующим ее в своей практической деятельности....

Цена:
363 руб

Хазин М., Щеглов С. Лестница в небо. Краткая версия
Лестница в небо. Краткая версия
Власть не дают, власть берут - сколько раз Вы слышали эти слова, и сколько раз повторяли сами, не задумываясь об их смысле. А между тем, насильственный захват власти в любой стране является тягчайшим преступлением, и попытки «взять власть» заканчиваются не на троне, а на эшафоте. Как же так получилось, что расхожим мнением о Власти стала реклама преступного и тупикового пути к ней, и как на самом деле обычные люди становятся людьми Власти? В своей книге Хазин и Щеглов предлагают читателю совершенно новую трактовку сущности Власти, подробно рассказывая о всех стадиях властной карьеры - от рядового сотрудника корпорации до высокопоставленного представителя мировой элиты. Участвуя в диалоге с Теоретиком и Практиком, Читатель постепенно знакомится с основными категориям теории Власти (властными группировками, ресурсами, вассалами и сюзеренами) и с ее правилами, главным из которых всегда было и остается «Молчание - золото!».
Какое правило Власти нарушил Стив Джобе, в 1984 году уволенный со всех постов в собственной компании Apple? Какой враг довел до расстрела «гения Карпат», всесильного диктатора Румынии Николае Чаушеску? Почему военный переворот 1958 года во Франции начали генералы, а власть в результате досталась давно вышедшему в отставку Де Голлю? Сколько лет потребовалось настоящему человеку Власти, чтобы пройти путь от нищего на паперти до императора Византии, и как ему вообще это удалось? Как реально, а не в домыслах конспирологов, сражались между собой американские олигархи Морганы и Рокфеллеры, и каков расклад сил среди их наследников в современной мировой правящей элите?
На все эти вопросы Вы найдете в уже получившей популярность книге «Лестница в небо».
Сейчас в Ваших руках - краткая версия одной из главных книг о Власти в XXI веке, подготовленная к данному изданию самими авторами!...

Цена:
349 руб

Сергей Кара-Мурза Манипуляция сознанием
Манипуляция сознанием
"Манипуляция сознанием" - бестселлер российского публициста и социолога Сергея Георгиевича Кара-Мурзы. Она выдержала несколько изданий, входит в десятку самых популярных публицистических книг согласно рейтингу Zeitgeist, включена в учебные курсы по социологии.

В этой книге Сергей Кара-Мурза выявляет устройство всей машины манипуляции общественным сознанием как технологии господства и говорит о причинах уязвимости России перед этими манипулятивными методами. Для нашей страны, доказывает он, сдаться на милость манипуляторов означает смену культуры, мышления и языка. Принять новый тип власти над человеком или строить защиту от манипуляций - вопрос выбора исторической судьбы, а может быть - и существования русского народа. 

...

Цена:
979 руб

Дж. Вуд, Ж. Серре Дипломатический церемониал и протокол
Дипломатический церемониал и протокол
Книга Дж.Вуда и Ж.Серре - классический справочник по дипломатическому протоколу и церемониалу. Она представляет собой кодекс дипломатической вежливости со всеми законами, правилами, условностями и атрибутами международного этикета, составляющими протокол. Вместе с тем в центре внимания авторов - историческая тенденция демократизации протокольной практики. Несмотря на разительные перемены в содержании мировой дипломатии, стабильными остаются формы, методы и инструменты дипломатической работы, среди которых протокол является одним из важнейших, внося в международные отношения иерархию, дисциплину и организованность. Не случайно авторы приводят немало примеров протокольных ошибок, которые вызывали порой серьезные политические осложнения.

Книга полезна и даже необходима всем, чья деятельность связана с международными контактами - и государственными, и предпринимательскими....

Цена:
523 руб

Стародубцев Иван Игоревич Россия-Турция. 500 лет беспокойного соседства
Россия-Турция. 500 лет беспокойного соседства
Как должны строиться отношения между Россией и Турцией в будущем? Как турки видят историю своих отношений с Россией? Была ли дружба между СССР и Турцией при Ататюрке? Что такое "новый османизм" и как на практике он реализуется? Как Турция пришла к попытке очередного военного переворота 15 июля 2016 года? В каком направлении движется Турция и будет ли она президентской республикой? Как должны строиться отношения между Россией и Турцией в будущем? Дата 24 ноября 2015 года, когда турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик под сирийским небом, стала черной. Российско-турецкие отношения, до последних лет динамично развивавшиеся, оказались отброшены назад и начали подвергаться переосмыслению. Что привело к трагедии и как дальше будут складываться отношения между Россией и Турцией - этому посвящена новая книга политолога и бизнесмена Ивана Стародубцева. И. Стародубцев является постоянным автором рубрики "Свободная тема" в газете "Московский комсомолец", а также регулярно делится своим взглядом в эфирах передачи "От двух до пяти" на радиостанции "Вести ФМ", а также в интервью центральным телеканалам.
...

Цена:
354 руб

А. Васильев От Ленина до Путина. Россия на ближнем и среднем Востоке
От Ленина до Путина. Россия на ближнем и среднем Востоке
Новая работа известного ученого-востоковеда - результат его полувекового изучения Ближнего и Среднего Востока, честная и непредвзятая оценка целей, методов и средств политики Москвы, ее реальных достижений, провалов и просчетов в этом важнейшем для России регионе "третьего мира" как в советский, так и в постсоветский периоды. Впервые в международной историографии рассматривается процесс принятия решений в Кремле по вопросам ближневосточной политики. Приводятся неизвестные ранее факты, связанные с суэцким кризисом 1956 г., арабо-израильскими войнами 1967 и 1973 гг., войной в Персидском заливе 1991 г., советским вмешательством в Афганистане, политикой Москвы в отношении Израиля, анализируются прагматичные шаги руководства новой России в рамках борьбы с терроризмом, в связи с вступлением войск США в Ирак и Афганистан, "арабской весной" и сирийским кризисом.
...

Цена:
912 руб

Пол Кеннеди Взлеты и падения великих держав The rise and fall of the Great Powers
Взлеты и падения великих держав
Книга известного британского ученого Пола Кеннеди рассматривает историю непрерывных смещений мировых центров власти на протяжении последних пятисот лет - от эпохи зарождения в Европе крупных монархий и зачатков колониальных империй до начала XXI в. Подчеркивая взаимосвязь экономики, научно-технических инноваций и способности государственной политики эффективно задействовать свои ресурсы в мирное время и в состоянии войны, автор выводит закономерности, позволяющие тому или иному государству в определенный момент истории получать лидерство на мировой арене, которое в результате нарушения равновесия между военным и экономическим потенциалом легко переходит к новой мировой державе. Впервые книга была опубликована 1987 г., и последняя глава в ней звучала как прогноз относительно возможного баланса сил в мире к началу XXI в.
...

Цена:
1074 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования