Политический словарь
Человеческий фактор в современной войне.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ.

 

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ.

 

В.Ф. Кулаков,

 

начальник ГУВР ВС РФ, генерал-полковник

 

Уважаемые товарищи!

 

Локальные войны и вооруженные конфликты имеют не только военные, но и существенные морально-психологические особенности. При этом значительно возрастает роль духовной составляющей в ходе их подготовки и ведения.

 

Боеспособность войск, а в ряде случаев ход и исход войны определяются моральным духом и психологической устойчивостью личного состава, участвующего в военных действиях, его внутренней убежденностью в правоте своего дела, сознательной готовностью к безусловному и четкому выполнению боевых задач.

 

Происходит глобальная информатизация общества. Появляются различные виды нелетального оружия. Все больше населения непосредственно вовлекается в военные действия. Увеличиваются размеры и глубина гуманитарных катастроф. Это приводит к тому, что проблемы моральной готовности и психологической способности войск и населения выдержать тяготы войны и добиться победы значительно усложняются.

 

В ходе локальных войн и вооруженных конфликтов осуществляется массированное информационно-психологическое воздействие на войска, и население противоборствующих сторон, и мировое сообщество в целом; резко увеличиваются психогенные потери, которые могут привести к значительному снижению боеспособности войск; усложняется решение проблем поддержания благоприятной социально-психологической обстановки в районах выполнения войсками задач; возрастают трудности при поддержании правопорядка, решении социально-правовых и гуманитарных проблем.

 

Все это выдвигает в разряд важнейших задач подготовки и ведения локальных войн и вооруженных конфликтов всестороннее и эффективное морально-психологическое обеспечение, которое наряду с оперативным, техническим и тыловым является самостоятельным видом обеспечения.

 

Естественно, что в случае агрессии против Российской Федерации оно будет осуществляться в сложной социально-политической, морально-психологической и информационной обстановке.

 

На войска и население страны осуществляется нарастающее информационно-психологическое воздействие. К примеру, ежедневный суммарный объем вещания на Северо-Кавказский регион с территории сопредельных государств составляет 350 часов, ежемесячный объем печатной продукции антироссийского и антиармейского содержания - до 100 тыс. экз. В Калининградской области время зарубежного вещания достигает 200 часов в сутки.

 

С учетом вариантов развития обстановки в угрожаемый период следует ожидать усиления информационного и психологического давления с целью подрыва морального духа войск и деморализации населения путем проведения психологических операций стратегического и оперативного масштаба силами и средствами вооруженных сил стран НАТО - на всей территории России и в Западном регионе; США и Японии - на территории ДВО; Китая - в Восточном регионе.

 

Наряду с этим на выполнении задач Вооруженными Силами серьезно будет сказываться социальная, общественно-политическая, криминогенная, религиозная и межнациональная обстановка в отдельных регионах страны. Кризисные процессы в экономике, отсутствие морально-политического единства, социальное и имущественное расслоение общества, высокая активность общественно-политических движений экстремистской направленности, влияние исламского фактора, наличие различных религиозных сект западной и восточно-азиатской направленности, а также антивоенного и антиармейского толка могут затруднить, а в отдельных случаях поставить под срыв выполнение войсками задач.

 

Необходимо также учитывать, что при участии в локальных войнах и вооруженных конфликтах особое значение приобретает общественная поддержка действий Вооруженных Сил. При ее отсутствии, проявлении антивоенных настроений и попытках возложить вину за возникновение и результаты вооруженного конфликта на армию резко снижается уровень морально-психологической готовности личного состава, состояние воинской дисциплины, способность к выполнению боевых задач.

 

Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения войны имеет целью достижение морально-психологического превосходства над противоборствующей стороной, поддержание высокой боеспособности войск и духовной стойкости населения.

 

Это достигается согласованными по задачам, месту и времени, проводимыми по единому замыслу и плану информационно-пропагандистским, психологическим и социально-правовым обеспечением, культурно-досуговой работой, защитой войск и населения от информационно-психологического воздействия противника.

 

Представляется чрезвычайно важной организация согласованной работы воспитательных структур Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также армий государств-союзников.

 

Опыт такой работы мы накопили в ходе вооруженного конфликта в Чеченской республике, выполнения миротворческих задач в Таджикистане, Абхазии и других горячих точках, при решении задач на совместном КШУ в Северо-Кавказском регионе и СКШТ по управлению Вооруженными Силами в 1998 году, СКШУ "Запад-99", других мероприятиях оперативной подготовки.

 

Распространению и внедрению этого опыта способствует деятельность Координационного совета по воспитательной работе, который действует под эгидой администрации Президента РФ и Комитета руководителей воспитательных структур (по работе с личным составом) армий стран СНГ.

 

Анализ опыта локальных войн послевоенного периода, операций "Буря в пустыне", "Лис в пустыне", "Устрашающая сила", внутреннего вооруженного конфликта в Чеченской республике подтверждает, что значительная часть оперативных задач будет выполняться до применения собственно средств вооруженной борьбы.

 

В связи с этим особое значение приобретает система мер по защите войск и населения от информационно-психологического воздействия противника в рамках информационного противоборства, а также при проведении мероприятий стратегической и оперативной маскировки.

 

В числе таких мер могут быть: проведение информационно-пропагандистских акций стратегического и оперативного масштаба; осуществление комплекса мероприятий в войсках и среди населения с подключением государственных органов, общественных и религиозных объединений, а также средств массовой информации; участие в специальных операциях, мероприятиях и акциях; ведение пропагандистской и контрпропагандистской работы среди военнослужащих.

 

Информационно-пропагандистская акция, как составная часть специальной информационной операции стратегического (оперативного) масштаба, проводится в целях создания общественного мнения в стране (регионе) в поддержку политики России в области обороны и безопасности, целей и способов ведения военных действий Вооруженными Силами.

 

Проведение информационно-пропагандистских акций осуществляется в зависимости от развития стратегической (оперативной) обстановки в угрожаемый период по решению Верховного Главнокомандующего ВС РФ, с началом боевых действий - по планам Генерального штаба, командующих войсками фронтов (военных округов), флотами.

 

При непосредственной угрозе и с началом военных действий в интересах морально-психологического обеспечения могут использоваться действия сил и средств РЭБ, войск и специальных сил, огневые и радиоэлектронные удары.

 

Важной составляющей боевой устойчивости войск является решение задачи снижения психогенных потерь и ослабление их последствий. По своей масштабности они достаточно значительны, а в отдельных случаях могут привести к потере боеспособности подразделения.

 

По данным западных специалистов, эти потери могут составлять в ходе боевых действий с применением обычных средств поражения до 50%, в условиях применения (угрозы применения) ОМП - до 70-75% от общего объема физических потерь, в том числе санитарных и безвозвратных - до 8-10%.

 

Для сравнения: во второй мировой войне соотношение психогенных потерь к физическим было 36 к 100; во время войны в Ливане в отдельных частях израильской армии оно составляло 86 к 100; во время операции "Буря в пустыне" психогенные потери в английском контингенте значительно превысили физические и потребовали проведения длительных реабилитационных мероприятий.

 

При наличии подготовленных специалистов и Центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации на уровне полков (бригад) восстанавливается до 65 % психогенных потерь, на уровне дивизии - 28 % со сроком реабилитации от 1 до 10 суток. 7 % получивших боевые психологические травмы для восстановления боеспособности направляются в военно-медицинские учреждения.

 

В связи с этим, заблаговременная психологическая подготовка, постоянная поддержка, помощь и реабилитация военнослужащих являются необходимой задачей морально-психологического обеспечения.

 

Следует иметь в виду, и это подтверждается анализом действий наших войск при выполнении задач в Афганистане, в составе миротворческих сил, решении боевых задач в ходе вооруженного конфликта в Чеченской республике показывает, что особого внимания требует организация работы в тактическом звене.

 

Действия малыми подразделениями и группами, на сторожевых заставах и блокпостах кардинально меняют формы и методы воздействия на личный состав, в том числе проведения общественно-государственной подготовки, боевого, оперативного и других видов информирования, психологической помощи, поддержки и реабилитации, культурно-художественного обслуживания и организации досуга.

 

В этих условиях необходимо умелое сочетание форм и методов работы мирного и военного времени.

 

В этих условиях могут использоваться специально созданные информационно-пропагандистские группы, оперативные бригады психологов, юристов, культурно-художественные бригады, а также другие приемы и способы работы.

 

Важным фактором поддержания морального духа личного состава является создание благоприятной социально-психологической обстановки в районах выполнения войсками задач. В этих целях могут быть использованы, как подтверждает опыт Афганистана, боевые агитационно-пропагандистские отряды и группы. В их состав входили организаторы идеологической и культурно-досуговой работы, медицинские работники, юристы, специалисты по работе с местным населением, а также усиленные мотострелковые подразделения, подразделения обеспечения и обслуживания.

 

В случае ведения военных действий на своей территории, при участии во внутреннем вооруженном конфликте, приемы и способы их действий будут отличаться. Тем не менее, такие формы и методы работы с населением должны и могут использоваться во взаимодействии с государственными органами.

 

Локальные войны и вооруженные конфликты могут вестись без введения военного, а подчас и чрезвычайного положения. Войскам придется действовать в условиях правового поля мирного времени. В связи с этим остро встают вопросы правовой защиты военнослужащих, поддержания правопорядка и воинской дисциплины, решения социальных проблем.

 

В свою очередь несовершенство существующей законодательной базы требует оперативных мер по разработке и принятию соответствующих законов и других нормативно-правовых актов. Так, только в период вооруженного конфликта в Чеченской республике с определенной задержкой были приняты два федеральных закона, издано шесть указов Президента РФ, пять постановлений Правительства РФ, более десяти приказов министра обороны РФ, в которых уточнялись права, льготы и компенсации военнослужащим, участвующим в боевых действиях.

 

С введением военного (чрезвычайного) положения органы военного управления будут руководствоваться действующими на территории Российской Федерации законодательными и иными нормативно-правовыми актами, гуманитарными нормами международного военного права и международными соглашениями России.

 

При действии войск на территории союзных государств важно обеспечить выполнение военнослужащими законодательных норм страны пребывания, если они не противоречат российскому законодательству, а также нормам международного военного права.

 

Опыт локальных войн и локальных конфликтов подтверждает доминирующую роль морального фактора в достижении политических и военных целей войны, решении задач восстановления мира и согласия в регионе, недопущения разрастания вооруженного противостояния.

 

Все это требует в ходе строительства и реформирования Вооруженных Сил сделать ряд кардинальных шагов по совершенствованию системы морально-психологического обеспечения подготовки и применения Вооруженных Сил, воинских формирований и органов Российской Федерации.

 

Эта система должна обеспечивать формирование необходимых морально-боевых качеств военнослужащих, их психологической устойчивости и готовности к действиям в экстремальных условиях, носить комплексный и всеобъемлющий характер.

 

Это одна из важнейших задач для ГУВР ВС РФ и органов воспитательной работы всех уровней.

 



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования