Политический словарь
Роль стратегических наступательных и оборонительных вооружений

РОЛЬ И МЕСТО СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ И ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ

 

УДК 623.454.8.000.93

 

В. В. Коробушин

 

Сейчас крайне важно рассматривать роль и место стратегического наступательного и оборонительного оружия не только между Россией и США, а совместно со всеми странами, обладающими ядерным оружием и подошедшими к пороговому уровню обладания им.

 

Как известно, стратегическое наступательное и оборонительное оружие тесно связаны между собой и, как результат, они вместе образуют единую систему стратегических вооружений.

 

Наша страна считала и считает сейчас, что Договор по ПРО-72 о стратегическом оборонительном оружии между Россией и США уже тридцать лет является "краеугольным камнем стратегической стабильности в мире".

 

Он способствовал замедлению гонки вооружений и особенно укреплению стратегической стабильности.

 

Его военно-стратегическое значение заключается в том, что, выполняя положения Договора по ПРО-72, стороны не развертывают территориальную ПРО, т.е. обе стороны, заключившие договор, признают, что они равноуязвимы. Именно на этом базируется в настоящее время концепция взаимного ядерного сдерживания, лежащая в основе стратегической стабильности.

 

Сейчас США объясняют намерение развернуть национальную ПРО существованием ракетно-ядерной угрозы со стороны отдельных стран - "изгоев", а также возможностью случайного или несанкционированного запуска ракеты страной, обладающей стратегическими ракетами.

 

В целях оправдания развертывания НПРО США в зарубежных средствах массовой информации появляются даже такие сообщения, что у России обветшавшая система боевого управления и контроля за состоянием стратегического ядерного оружия и это может привести к случайным или несанкционированным пускам стратегических ракет.

 

Опираясь на такие сообщения, некоторые группы ученых в нашей стране начинают развертывать работу в направлении подготовки обращения к российскому и американскому президентам - о необходимости снижения уровня боевой готовности СЯС России и США. К предлагаемым мерам для снижения боевой готовности СЯС относят: снятие боеголовок с ракет, находящихся на боевом дежурстве, возможность досрочного понижения уровня боевой готовности части МБР, которые предполагается уничтожить по еще не вступившему в силу Договору СНВ-2 и др.

 

При этом другим ядерным державам - Франции, Англии, Китаю, Индии, Пакистану - такие меры по снижению боевой готовности ядерных средств не предлагаются. Мы полагаем, что такие предложения не продуманы и могут нарушить хрупкую стратегическую стабильность. Понижение боевой готовности СЯС сейчас - это новая уступка, которая не принесет выгод России. Что касается "обветшалой системы боевого управления СЯС России", то можно ответить, что она у российских СЯС в хорошем состоянии и без ведома Президента РФ ни одна ракета не будет запущена. Возможность несанкционированного пуска - исключена.

 

Какая же роль отводится стратегическому наступательному и оборонительному оружию России в случае выхода США из Договора по ПРО-72?

 

Руководство нашей страны неоднократно заявляло, что выход США из Договора по ПРО-72 или его существенное нарушение будет рассматриваться как основание для денонсации соглашений по СНВ.

 

Договор по СНВ-1, вступивший в силу в декабре 1994 г., Россией выполнен. Ракеты средней и меньшей дальности уничтожены. Но еще 8 лет будет действовать система контроля за его соблюдением. Договор по СНВ-2 ратифицирован Государственной Думой с серьезными замечаниями, но он не вступил в силу, так как ратификационными грамотами страны не обменялись. Он по многим параметрам невыгоден для России, конкретно:

 

по ликвидации наземной группировки ракет с РГЧ;

 

по возвратному потенциалу боевых блоков, так как мы уничтожим ракеты с РГЧ, а США сохраняют даже платформы боевых блоков;

 

по экономически невыгодному переоборудованию шахтных пусковых установок и другим параметрам.

 

Давайте представим вариант, когда Россия в ответ на выход США из Договора по ПРО пойдет не по пути ликвидации МБР с РГЧ, а путем продления сроков их эксплуатации. Только эта мера позволит иметь в наземной группировке: по ракетам "Сатана" с 10-ю боевыми блоками - более 1500 боевых блоков, по ракетам SS-19 с 6-ю боевыми блоками - примерно 500 боевых блоков, при установке на моноблочных ракетах "Тополь - М", разделяющихся головных частей (РГЧ) можно будет сохранить только в наземной стратегической группировке МБР примерно 3 тысячи боевых блоков. В морских стратегических ядерных силах (МСЯС) также останется большое количество боевых блоков на ПЛАРБ.

 

На непродолжительное время такая мера для России сохранит военно-техническое превосходство наступательного оружия перед оборонительным - "меч сильнее щита". Однако рассматриваемый вариант не приведет к главной цели переговоров - к дальнейшему сокращению стратегических ядерных вооружений и не избавит человечество от опасности ядерной войны. Значит это не лучший вариант.

 

Мы полагаем, что России целесообразно принять комплекс политико-дипломатических усилий для предотвращения выхода США из Договора по ПРО. Такое направление поддерживают ООН, Китай, Франция и др.

 

Договоры по ПРО-72, СНВ-1, СНВ-2 заключены между двумя государствами - (СССР) РФ и США. Сегодня количество обладающих ядерным оружием государств, и особенно подошедших к пороговому уровню, возросло во много раз. Ядерное оружие к объектам поражения может быть доставлено и без ракет. Все большее количество государств начинает понимать опасность терроризма.

 

Поэтому сейчас крайне важно рассматривать роль и место стратегического наступательного и оборонительного оружия не только между Россией и США, а совместно со всеми странами, обладающими ядерным оружием и подошедшими к пороговому уровню обладания им.

 

Последние несколько лет характеризуются изменениями позиции США в вопросе отношения к Договору по ПРО. Так, по настоянию США в 1997 г Россия согласилась с критериями разграничения стратегической и нестратегической ПРО и внесла изменения в Договор. По данному соглашению разрешается иметь ракеты, способные перехватывать баллистические ракеты с дальностью примерно 3500 км. Анализ этого соглашения показывает, что скорость входа таких ракет в атмосферу равна примерно 5 км/с, а для МБР эта цифра составляет - 7 км/с.

 

Система нестратегической ПРО, разрешенная по дополнительному соглашению и способная осуществлять перехват ракет средней дальности, летящих со скоростью 5 км/с, согласно нашему анализу, почти наверняка может быть использована для обороны и против МБР.

 

По последнему заявлению Президента РФ Россия готова обсуждать параметры Договора по ПРО-72.

 

В сегодняшних условиях для России исключительно важным является недопущение обхода Договора по ПРО-72 путем повышения боевой эффективности систем нестратегической ПРО. Успехи в техническом развитии позволяют уже сейчас вплотную подойти к рубежу, где развертывание систем нестратегической ПРО позволило бы создать основу противоракетной обороны территории страны, что нарушило бы дух и букву Договора по ПРО-72.

 

Разграничения между разрешенной Договором деятельностью в области нестратегической и запрещенной стратегической ПРО представляет собой довольно сложную техническую и политическую проблему.

 

Вместе с тем остановить процесс дальнейшего технического совершенствования нестратегических систем ПРО практически невозможно. Ее боевое применение имеет смысл, если она способна отражать весь спектр ракетных угроз на ТВД.

 

Решение данной проблемы возможно только путем установления четких и надежно контролируемых видов деятельности. Одним из возможных вариантов является разработка нового, отдельного от Договора по ПРО-72, двухстороннего соглашения, что позволит не пересматривать сам Договор по ПРО-72 и сохранить его в силе даже в случае неудачи переговоров по разграничению и контролю за системами нестратегической ПРО.

 

Среди возможных последствий реализации планов США по ПРО следует указать на то, что развертывание НПРО разрушит установившийся примерный военно-силовой баланс и обеспечит США временное военное превосходство.

 

Следствием этого неминуемо станет развертывание нового витка гонки вооружений, в орбиту которого помимо России и Китая будут втянуты и другие страны.

 

В ходе рассмотрения возможных направлений модификации Договора по ПРО-72 следует учитывать, что на смену стратегическому ядерному оружию постепенно приходит более эффективное, зачастую не менее разрушительное оружие, в частности, космическое.

 

О масштабности замыслов в отношении будущей НПРО свидетельствуют слова президента США Дж. Буша в его выступлении 1 мая 2001 г. в Университете национальной обороны, где он заявил: "Нужно научиться перехватывать ракеты на участке их разгона". За этой фразой кроется чрезвычайно опасный замысел: вывод ударного оружия в космос, ибо другими способами решить данную задачу может оказаться трудным.

 

Отказ США от Договора по ПРО-72 приведет к созданию основной ПРО с элементами космического базирования. В нее будут втягиваться и другие страны. Будет стимулироваться развитие противоспутниковых вооружений, т. е. средств противодействия космическому эшелону ПРО, будут разрабатываться средства защиты своих спутников и космических систем для поражения ракет на активном участке траектории лазерным оружием из космоса.

 

Для борьбы с ракетами и боеголовками противника будут развертываться ракеты-перехватчики космического, воздушного, морского и наземного базирования, а также разнообразное ударное оружие, основанное на новых физических принципах.

 

Все это может способствовать появлению качественно новых средств ведения вооруженной борьбы, объединению космической и наземной компонент, что приведет к созданию так называемых информационно-ударных комплексов "космос-земля".

 

Все более явно о себе будет напоминать "космический вектор" с ярко выраженными пространственной, временной и информационными составляющими. Реально могут появиться качественно новые стратегические концепции применения вооруженных сил.

 

В конечном итоге все это приведет к милитаризации космоса. В составе средств вооруженной борьбы все большее внимание будет уделяться космическим вооружениям, может появиться новый космический театр военных действий.

 

В речи на Красной площади 9 мая 2001 г. Президент России Владимир Путин предупредил об опасных последствиях противоракетных шагов США не только для России, но и для всего мирового сообщества. Он указал: "Весь опыт послевоенной истории говорит: нельзя построить безопасный мир только для себя и тем более в ущерб другим".

 

Новый американский курс, по мнению президента США, на долговременные и плодотворные связи между Россией и США, если он действительно сменит нынешний "подготовительный период" с его взаимными признаниями и выражением стремления к эффективному партнерству, обещает оздоровительные шаги в направлении укрепления стратегической стабильности. Заявление президента США о планах значительного сокращения ядерного потенциала США можно только приветствовать.

 

Россия в течение двух лет предлагает США сократить количество боевых блоков в СЯС до 1500 и не получает от них согласия на снижение до этого уровня.

 

Россия согласна пересмотреть отдельные параметры Договора по ПРО-72 при сохранении его основы, то есть статьи 5 Договора по ПРО: "Каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или комплексы ПРО морского, воздушного, космического и мобильно-подвижного базирования".

 

Видимо, если не будет достигнуто соглашение по сохранению Договора по ПРО-72, то основным принципом в определении ответных шагов на создание НПРО будут асимметричные действия, так как они являются оптимальными по критерию "стоимость-эффективность". Статья поступила 16.11.2001 г.

 



Полезные сайты:

Предсказания будущего. Astrosearch.ru
Всё о кино. 100фильмов.ру
Всё о моде ModaFashionShow.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru
Всe о Москве MoscowMSK.ru

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Лучшая роль второго плана

227,00 руб.
End Date: 21.06 14:12
Buy It Now for only: US 227,00 руб.
Buy it now |
ДДТ = я получил эту роль = 1994

3 155,59 руб.
End Date: 09.07 07:07
Buy It Now for only: US 3 155,59 руб.
Buy it now |
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возрас...

230,00 руб.
End Date: 03.07 12:08
Buy It Now for only: US 230,00 руб.
Buy it now |
ДДТ (я получил эту роль-оттепель-периферия-Актриса весна) 4 Lp винил

8 371,97 руб.
End Date: 01.07 12:38
Buy It Now for only: US 8 371,97 руб.
Buy it now |
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования