Политический словарь
СТРОНИН Александр Иванович (1827-1889)

СТРОНИН Александр Иванович (1827-1889) - русский социолог-позитивист, представитель органицизма, просветитель; юрист и государственный деятель. Автор ряда работ, в том числе: «История и метод» (1865); «Мир и война» (1870); «Политика как наука» (1872); «История общественности» (1885) и др. В последние годы работал над книгой «Теория личности» (не завершена). Будучи сторонником позитивизма, придерживался механистических взглядов на общество и стремился создать общую методологию науки, одинаково применимую и в естествознании, и в обществознании. Исходя из законов механики, он предлагал геометрическую модель общества; пирамида, обеспечивая внутреннее движение, одновременно остается стабильной и устойчивой благодаря круговому основанию (в зависимости от плоскости разреза пирамиды получались также коническая и круговая структуры общества). Статической образ общества как пирамиды дополняется исторической круговой теорией (динамический аспект), по которой индивид может одновременно входить в состав нескольких общественных союзов - концентрических кругов (семья, община, государство). Социологию политики он считал связующим звеном между естествознанием и обществознанием. Социология политики, в свою очередь, состоит из «практического искусства» (прикладные исследования) и «теоретической науки» (фундаментальные исследования). Предметом «политики как науки» (политической социологии) является, по Стронину, «жизнь деятельная», которая имеет «оттенок и созерцательный, и эстетический»: «Отсюда и три политики: политика теоретической деятельности, политика эстетической деятельности и политика практической деятельности». В сфере политики («специально-политическая жизнь») увидел дифференциацию функций («политических отправлений») между «специальными политическими органами» и предложил их оригинальную классификацию: интеллигенция как «теоретический орган» выполняет «отправления созерцательной политической жизни» («проводник внешнего мира во внутренний»), т.е. выполняет мыслительные, концептуальные функции, создает идеи, идеалы, социальные проекты; правительство как «чисто эстетический общественный орган» выполняет отправления эстетической политической жизни, является «регулятором, ус¬танавливающим гармонию» между внешним и внутренним мирами, претворяет идеи и проекты интеллигенции; гражданство как «практический орган» выполняет отправления деятельной политической жизни («проводник внутреннего мира во внешний»), т.е. воплощает в жизнь идеи, решения и т.п. Поскольку «интеллигенция есть класс активный, инициативный», то она является в основном политическим классом, а гражданство - «класс пассивный, по преимуществу воспринимающий и, следовательно, гораздо больше экономический», с второстепенными политическими функциями. Правительство совмещает в себе функции интеллигенции и гражданства, а также выполняет регулятивные функции, являясь «социологическим классом». Далее, правительство в широком смысле - еще и орган власти. Его главные функции - «правоопределение», или нормотворчество, т.е. законодательное закрепление идей интеллигенции, их адаптация под конкретные требования общественного организма; «суд», устанавливающий справедливость, т.е. при¬водящий реалии в соответствие с нормативными требованиями; администрация, результат которой - «правда», т.е. «практическое осуществление того, что должно быть», «право-правие», осуществление права, Общий смысл функций-«отправлений» «политических органов» - «политическое творчество в обширном смысле слова», создающее «продукты политические», иначе - «блага невещественные». «Политический продукт» интеллигенции - «обыкновенно широкие и неопределенные» идеи, правительства - «права», а гражданства - нравы: «Цель первых есть общественная истина, цель вторых - общественная красота, гар¬мония, равновесие, цель третьих - благо общественное». Совокупный «продукт» правительства Стронин называет «культурой», а продукт просветительской деятельности интеллигенции - «цивилизацией». Если идеи являются «летучим материалом политики», легко меняются, распространяются в обществе и даже им заимствуются у других обществ, то нравы в этом отношении сильно отличаются от идей. Нравы (в современных социальных науках обозначаются понятием «традиции») стабильны, устойчивы, сопротивляются изменениям и вырабатываются «всей жизнью» общества: «Нравы суть окончательный итог, заключительный вывод всей деятельности; это самый сложный продукт ее, заключающий в себе все другие; это степень, требующая действительного предварительного переживания всех степеней предыдущих: и идей, и идеалов, и проектов, и прав, и справедливостей, и правд. Оттого-то и для лица, и для общества единственное действительное мерило суть нравы его; это единственно действительный показатель прогресса и человечности». Выступил с тезисом о том, что «власть есть соединение силы, богатства и знания, а всякое соединение силы, богатства и знания есть власть», однако все равно «власть начинается от знания». Что же касается партий, то Стронин считал их выражением «политических инстинктов». Базовым, «неразложимым более общественным инстинктам» соответствуют две основные партии - «прогрессисты» и «регрессисты». Существует еще и «переходный инстинкт» - консервативный, охранительный, которому соответствует партия консерваторов. Определенный интерес представляет вторая часть «Политики как науки» - «Политическая диагностика и прогностика России». По Стронину, главная проблема России - непостепенность, волнообразность исторического развития страны, смена состояний застоя и резких изменений вроде реформ Петра I, грандиозность реформаторских проектов по перестройке прошлого, стремление догнать просвещенный Запад, перескочив назначенное историей, и т.п. В результате «волны таким образом возрастают, и вместо простого течения является буря» и «увековечивается волнение как органический порок общества». Отсюда - рекомендация перейти на путь постоянных малых реформ без «великих царствований» и «вели¬ких реакций» и призыв к власти, учитывая исторические пороки России, опередить или предотвратить грядущие бедствия путем продуманных уступок, исправлений, политикой соревнования с оппонентами, а не их подавления. Все же прогноз Стронина суров: «За наше равновесие общественное мы заплатим многим человеческим».

Источник: Политическая наука: словарь-справочник
Авт. и сост.: Санжаревский И.И


Полезные сайты:

Права человека, история права Pravobooks.ru
Занимательная география World-Tours.ru
Фотографии онлайн Photogallerys.ru
Предсказания Astrosearch.ru
Энциклопедия философии Филослов.ру

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Политика
2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования