Новости проекта «Исторические Материалы»
ЦК ВКП(б), метки

Sat, 18 Nov 2017 14:54:10 +0000
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о мероприятиях по организации и хозяйственному укреплению колхозов и подъему сельского хозяйства северных районов Западно-Сибирского края. 17 января 1936 г.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о мероприятиях по организации и хозяйственному укреплению колхозов и подъему сельского хозяйства северных районов Западно-Сибирского края13

Придавая большое значение освоению северных районов Западно-Сибирского края и подъему сельского хозяйства этих районов для дальнейшего укрепления и развития пшеничной базы на Востоке СССР, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Обязать Наркомзем СССР, Запсибкрайком и крайисполком форсировать работу по освоению северных районов и обеспечить более быстрые темпы роста посевных площадей, и в особенности пшеницы, в северных районах Западно-Сибирского края, доведя посевную площадь по колхознокрестьянскому сектору этой группы районов к 1940 г. до 1 300 тыс. га против 739 тыс. га в 1935 г., увеличив и в том числе посевы пшеницы — до 650 тыс. га.

Широко развернуть работу по внедрению в северных районах озимой пшеницы, доведя посевную площадь озимой пшеницы к 1940 г. не менее чем до 100 — 120 тыс. га.

Для обеспечения намеченного роста посевных площадей провести в этих районах расчистку и раскорчевку новых земель к 1940 г. в размере не менее чем 400 тыс. га.

Обязать Наркомзем СССР в соответствии с этим планом расчистки и раскорчевки завести в Западную Сибирь потребное количество тракторных и конных корчевальных машин и плугов, в том числе в 1936 г. не менее 50 корчевальных машин тракторных и 420 конных.

II

В целях повышения технической вооруженности сельского хозяйства северных районов провести следующие мероприятия:

1. Обязать Наркомзем в ближайшие три года организовать сеть новых машинно-тракторных станций в северных районах Запсибкрая с охватом машинно-тракторными станциями не менее 500-600 тыс. га посева; к развертыванию этой сети приступить с весны с расчетом охватить новыми машинно-тракторными станциями уже в 1936 г. не менее 100 тыс. га посева.

2. Учитывая специфические особенности северных районов (залесенность, разбросанность удобных участков, отсутствие дорог и т.д.), считать необходимым установить для вновь организуемых машинно-тракторных станций в этих районах средний размер посевных площадей 3-4 тыс. га с количеством тракторов на каждую МТС 15-20 штук.

3. Обязать Наркомзем для вновь организуемых и существующих машинно-тракторных станций северных районов в 1936 г. завести следующий прицепной инвентарь: сеялок тракторных — 130 [штук], сноповязалок — 100, молотилок МК-1100 — 90, молотилок БДО-34 — 100, борон дисковых — 80, плугов — 400 [штук].

4. Обязать Наркомзем, а также Западно-Сибирский крайисполком и крайком ВКП(б) в целях поднятия вооруженности колхозов простейшим инвентарем завезти в течение 1936 г. в северные районы сеялок конных 920 штук, лобогреек — 1 600, граблей конных — 800, борон дисковых — 350, борон «зиг-заг» — 2800, молотилок БДО с двигателями — 200, триеров — 430 и сортировок — 1400 [штук].

Обязать правление Сельхозбанка предоставить специальные кредиты колхозам северных районов на покупку этого инвентаря в размере 2 млн рублей.

5. Обязать Нефтеторг Наркомтяжпрома в основных пристанских пунктах построить в 1936 г. 10 нефтебаз общей емкостью 1 000 тонн.

6. Помимо организации тракторных ремонтных мастерских для МТС северных районов, обязать Наркомзем выделить кредиты для организации 15 хозрасчетных кузнечно-слесарных мастерских для ремонта простейших машин.

7. Учитывая климатические условия северных районов, считать необходимым развернуть усиленное строительство зерносушилок по колхозам и, в частности, построить 400 зерносушилок в 1936 г.

Обязать Наркомзем через Сельхозбанк профинансировать это мероприятие в размере 50% стоимости зерносушилок.

III

Для ликвидации отставания колхозного строительства в северных районах и усиления борьбы с кулацкими вредительскими элементами, проникшими в ряде колхозов на руководящие должности, признать необходимым проведение следующих мероприятий:

1. Провести проверку руководящего и должностного состава всех колхозов северных районов (председателей колхозов, членов правления, бригадиров, счетоводов и т.д.).

В целях передачи колхозам северных районов передового опыта колхозов юго-западной части края одобрить предложение Запсибкрайкома о переброске в северные районы 300 председателей и бригадиров из колхозов юго-западных районов Западной Сибири.

2. Ввиду слабости колхозных парторганизаций северных районов, считать необходимым ввести на 1,5 — 2 года в двухстах наиболее крупных колхозах северных районов институт парторганизаторов крайкома, возложив на них задачу систематической борьбы за очищение колхозов от антисоветских элементов, сплочения вокруг парторганизации колхозного актива и борьбы за высокую дисциплину труда. Поручить крайкому провести до весенней кампании отбор парторганизаторов колхозов.

3. Предложить крайкому и крайисполкому в течение зимнего периода провести краевые курсы по переподготовке председателей колхозов в северных районах с охватом не менее 350-400 человек, обеспечив эти курсы наиболее квалифицированными преподавателями из состава руководящих работников края, в том числе из состава преподавателей ВКСХШ.

4. Имея ввиду необходимость приближения советского и партийного руководства к колхозам, одобрить предложение Запсибкрайкома и крайисполкома о разукрупнении северных и северо-восточных районов края. Поручить ВЦИК рассмотреть и утвердить это предложение.

IV

Учитывая большое значение связи и водного транспорта для обслуживания населения северных районов, поручить Наркомсвязи и Наркомводу вместе с Запсибкрайисполкомом разработать и внести в СНК СССР предложения об улучшении связи в северных районах и усилении водного транспорта, особенно мелкосидящего флота. Поручить н[ачальни]ку Главного Управления Граждвоздухофлота обеспечить бесперебойную работу гидроавиалинии Новосибирск — Александровск выделив для нее необходимое количество самолетов.

V

СНК СССР и ЦК ВКП(б) отмечают большую работу, проведенную по организации освоения северной части края трудпоселенцами: раскорчевано и освоено 116 тыс. га земельных площадей, из них 82 тыс. га уже в 1935 г. находились под посевами, урожай с которых обеспечивает трудпоселенцев собственным хлебом, 85% трудпоселенцев, занятых в сельском хозяйстве, объединены в неуставные с/х артели.

В связи с тем, что значительная часть трудпоселенцев решительно стала на путь честного труда, СНК СССР и ЦК ВКП(б) предлагают НКВД и Засибкрайисполкому ускорить восстановление в правах той части трудпоселенцев, особенно молодежи, которые на деле доказали свою активность в строительстве неуставных с/х артелей и, став на путь честного труда, порвали со своим эксплуататорским прошлым.

В целях упорядочения гражданского быта трудпоселенцев СНК и ЦК предлагают НКВД и Запсибкрайисполкому установить, что:

а) трудпоселенцам, восстановленным в правах гражданства, разрешается свободное передвижение из района в район в пределах Нарымского округа;

б) дети трудпоселенцев, не восстановленных в правах гражданства, к моменту достижения ими совершеннолетия получают права гражданства в случае, если они сами не лишены права гражданства решением судебных органов (порвали связь с родителями) и занимаются самостоятельно полезным общественным трудом.

Одобрить предложение Запсибкрайисполкома об организации пионерских отрядов в школах, обслуживающих детей трудпоселенцев, а также о приеме в ряды ВЛКСМ, в каждом отдельном случае с утверждения крайкома комсомола, отдельных юношей и девушек, которые проявили себя ударниками на производстве и активно ведут работу в общественных организациях и добровольных обществах.

Предложить т. Вышинскому и Ягоде разрешить запсиб. краевому Прокурору и краевому Управлению НКВД освобождать из трудпоселков нетрудоспособных стариков и старух, не имеющих детей и родственников в трудпоселках, с выездом их к месту жительства родственников, берущих на иждивение (за исключением Москвы и Ленинграда).

СНК СССР и ЦК ВКП(б) считают несвоевременной в настоящий момент передачу обслуживания трудпоселенческого населения органам Наркомзема и предлагают сохранить существующий порядок.

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В.МОЛОТОВ

Секретарь Центрального Комитета ВКП(б) И.СТАЛИН

13 Во второй половине 1935 г. руководство ГУЛага по согласованию с руководством партийно-советских органов Западно-Сибирского края инициировало постановку перед ЦК ВКП(б) вопроса о перспективах освоения северных территорий края спецпереселенцами (трудпоселенцами). - См. докладную записку М.Бермана от 5 ноября 1935 г. на с.64—68 настоящего сборника.

Интересы карательного ведомства и региональных властей совпадали в двух принципиальных моментах: во-первых, те и другие стремились «продвинуть» постановление партии и правительства, в котором намечались дополнительные льготы для севера в виде централизованного распределения финансов, ресурсов, техники; во-вторых, — использовать механизмы, стимулирующие труд спецпереселенцев, побудить их к окончательному оседанию в местах расселения. Не случайно на первый план в документе вышел вопрос «об упорядочении гражданского быта трудпереселенцев» (раздел о трудпоселенцах). В первоначальном проекте постановления, предложенном УНКВД по Западно-Сибирскому краю, предлагалось восстановленным в правах гражданства трудпоселенцам предоставить право свободного передвижения в пределах Нарымского округа, а по истечении пяти лет с момента восстановления в правах — разрешить переезд в любой район СССР, за исключением того, из которою они были высланы. — ГАРФ, ф.Р-9479, oп. 1-c, д.35, л.27. Однако эта инициатива не встретила поддержки в «высоких инстанциях», и в окончательно утвержденном постановлении СНК и ЦК ВКП(б) абзац о возможности выезда за пределы района поселения отсутствовал.

В постановлении затрагивался и другой «больной» вопрос — о ведомственном переподчинении органам Наркомзема Нарымских комендатур, занимавшихся сельским хозяйством. В соответствии с постановлением СНК СССР от 20 апреля 1933 г. ОГПУ сосредоточило в своих руках не только административное управление, но и право распоряжаться хозяйственной деятельностью в северных комендатурах. Предполагалось, что эта деятельность позволит обеспечить продовольственное снабжение спецпоселков и будет способствовать укреплению позиций карательного ведомства в деле колонизации северных районов. Однако в 1936 г. неуставные артели едва справлялись с самообеспечением сельхозпродукцией и госпоставками. Чем дальше, тем больше НКВД стремился избавиться от обременительных забот и передать всю хозяйственную деятельность неуставных артелей Нарыма в ведение Наркомзема. Это удалось сделать лишь два года спустя. В начале же 1936 г. в «инстанциях» сочли необходимым сохранить сложившийся порядок управления хоздеятельностью трудпоселенцев за НКВД.

Государство: 
Датировка: 
1936.01.17
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1933-1938 гг. ЭКОР. Новосибирск. 1994 г. Стр. 34-38
Архив: 
ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп. 1-c. Д. 32. Л. 1-4. Заверенная копия

Sat, 18 Nov 2017 14:41:48 +0000
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о школах в трудпоселках. 15 декабря 1935 г.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о школах в трудпоселках12

НЕ ПОДЛЕЖИТ ОГЛАШЕНИЮ.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) отмечают неудовлетворительное руководство со стороны Наркомпроса РСФСР делом обучения и воспитания детей трудпоселенцев: школы в трудпоселках не укомплектованы учительскими кадрами, среди учителей очень мало членов партии и комсомольцев, педагогическая подготовка подавляющей части учителей совершенно недостаточна; школы не обеспечены учебными пособиями и в большинстве краев и областей (Свердловская область, Дальне-Восточный край, Азово-Черноморский край и др.) размещены в непригодных [для учебы] помещениях. Краевые, областные и районные отделы народного образования не уделяют надлежащего внимания этим школам и не оказывают им необходимой конкретной помощи.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Обязать Наркомпрос РСФСР совместно с НКВД в месячный срок разработать и внести на утверждение Отдела школ ЦК ВКП(б) конкретные мероприятия по развертыванию и укреплению школьной сети в трудпоселках, обеспечив охват детей трудпоселенцев всеобщим обучением на общих основаниях. В плане школьного строительства на ближайшие два-три года предусмотреть постройку новых школьных зданий (от начальных до средних школ) в наиболее крупных трудпоселках за счет местного бюджета.

2. Установить, что непосредственное руководство школами трудпоселков (назначение административного и учительского состава, инспектирование, снабжение учебными пособиями, финансирование и т.д.) осуществляют соответствующие районные отделы народного образования. Краевым и областным отделам народного образования обеспечить систематический контроль и наблюдение за состоянием школ в трудпоселках.

3. Наркомпросу РСФСР в двухмесячный срок полностью укомплектовать школы в трудпоселках проверенными кадрами подготовленных учителей, имеющих высшее или среднее педагогическое образование.

4. Поручить ЦК ВЛКСМ в месячный срок наметить и провести в жизнь ряд мероприятий по укреплению пионерских организаций в школах трудпоселков, учтя особые условия и значение политического воспитания детей трудпоселенцев. ЦК ВЛКСМ командировать в распоряжение НКПроса РСФСР не менее 100 комсомольцев для работы в школах трудпоселков.

5. Детей трудпоселенцев, окончивших неполную среднюю школу, принимать на общих основаниях как в техникумы, так и в другие специальные средние учебные заведения; окончивших среднюю школу допускать на общих основаниях в высшие учебные заведения.

Председатель Совета Народных Комиссаров СССР В.МОЛОТОВ

Секретарь Центрального Комитета ВКП(б) И.СТАЛИН

12 На копии постановления «О школах в трудпоселках» начальник ГУЛага М. Берман наложил следующую резолюцию, предназначенную для исполнения руководством отделов трудпоселений: «1) Срочно собрать данные со всех краев — где есть нужда в школах, в каких краях в первую очередь строить; 2)...особо разъяснить §§ 4 и 5 как имеющие особо важное значение для детей и молодежи трудпосел[енцев] — в целях их отрыва от родителей». — ГАРФ, ф.Р-9479, oп. 1- с, д. 25, л. 18.

Государство: 
Датировка: 
1935.12.15
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1933-1938 гг. ЭКОР. Новосибирск. 1994 г. Стр. 33-34
Архив: 
ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп. 1-С. Д. 25. Л. 18,19. Копия

Mon, 06 Nov 2017 19:09:27 +0000
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о помощи артелям трудпоселенцев Западно-Сибирского края. 20 сентября 1935 г.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о помощи артелям трудпоселенцев

Западно-Сибирского края11

НЕ ПОДЛЕЖИТ ОГЛАШЕНИЮ

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Списать задолженность за трудпоселенческим и хозяйствами северных районов Запсибкрая по семссуде за 1934-1935 гг. в размере 4 356 т.

2. Отсрочить на год задолженность по продфуражным ссудам, выданным в форме продпайков из ларьков на сумму 2 500 000 руб., и зерновым ссудам в размере 2 897 т.

3. Освободить от госпоставок 1935 г. посевы артелей по раскорчеванным в 1934-1935 гг. землям.

4. Освободить артели от уплаты госпоставок с погибших посевов в 1934 г., отложенной до 1935 г. в размере 1188 тонн.

Председатель Совета Народных

Комиссаров Союза ССР В.МОЛОТОВ     

Секретарь Центрального Комитета ВКП(б) Л.КАГАНОВИЧ

11 Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 20 сентября 1935 г. предшествовала типичная для середины — второй половины 30-х гг. процедура аппаратной переписки о мерах государственной поддержки трудового населения: весной — об отпуске семян для посева, осенью — об отсрочке обязательных поставок и выплат задолженности государству. Причин для оказания такой поддержки было достаточно. Неуставные артели спецпереселенцев Западной Сибири, испытывая организационно-технические трудности, трудились в зоне рискованного земледелия. В 1934 г. заморозки уничтожили значительную часть посевов зерновых в Нарымском и Тарском округах Западной Сибири. Специальным постановлением СТО от 27 февраля 1935 г. трудпоселенцам этих округов были отпущены семена яровой пшеницы, ячменя и других культур в качестве семенной ссуды с возвратом из урожая 1935 г. — ГАРФ, ф.Р-5446, оп.16-а, д. 1318, л. 1. Тогда же начальник УНКВД по Западно-Сибирскому краю В.Каруцкий представил докладную записку Г.Ягоде, в которой с цифровыми выкладками доказывал, что трудпоселенцев Нарымского Севера необходимо в 1935 г. полностью освободить от сельхозналога и госпоставок зерна и картофеля (см. с. 59—60 настоящего сборника). В итоге было принято компромиссное решение — часть задолженности была списана, другая отсрочена на год.

Государство: 
Датировка: 
1935.09.20
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1933-1938 гг. ЭКОР. Новосибирск. 1994 г. Стр. 32-33
Архив: 
ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп. 1-c. Д. 25. Л. 16. Копия

Fri, 20 Oct 2017 06:00:34 +0000
Постановление ЦК ВКП(б) по Нижне-Чирскому и Котельниковскому районам Нижне-Волжского края. 30 декабря 1932 г.
Прикреплённые файлы: 
Государство: 
Метки: 

Sun, 16 Jul 2017 14:35:56 +0000
№ 102. Из справки Управления кадров ЦК ВКП(б) “К вопросу о продвижении технических мероприятий, ведущих нашу промышленность вперед” — Не ранее 1 октября 1939 г.

№ 102. Из справки Управления кадров ЦК ВКП(б) “К вопросу о продвижении технических мероприятий, ведущих нашу промышленность вперед”

Не ранее 1 октября 1939 г. [1]

I. По Наркомату вооружения

1. О промышленном освоении 107

Fri, 23 Jun 2017 00:20:10 +0000
№ 30. Докладная записка первого секретаря ЦК КП(б) Украины Н. С. Хрущева секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину по итогам ознакомительной поездки на завод № 29 — 23 июля 1938 г.

№ 30. Докладная записка первого секретаря ЦК КП(б) Украины Н. С. Хрущева секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину по итогам ознакомительной поездки на завод № 29

23 июля 1938 г.

12 июля я был в Днепропетровске и знакомился с работой 29


Sun, 18 Jun 2017 20:28:08 +0000
№ 150. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) “О заказах в Америке (телеграмма т. Сталина)” — 25 августа 1931 г.

№ 150. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) “О заказах в Америке (телеграмма т. Сталина)”

25 августа 1931 г.

№ 58. П. 22

а) Принять предложение т. Сталина (см. прилагаемую телеграмму т. Сталина).

б) Обязать комиссию по валюте срочно разработать ряд конкретных мероприятий, вытекающих из предложений т. Сталина.

Предложения комиссии внести на утверждение Политбюро опросом.

в) Предложить т. Розенгольцу дать распоряжение о приостановке заказов в Америке.

Секретарь ЦК Л. М. Каганович

Приложение к п. 22 протокола Политбюро № 58

Телеграмма т. Сталина

25 августа 1931 г.

ЦК ВКП(б) т. Кагановичу

Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредитов в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецкстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, АМО и Автостроя. Предлагаю отменить все предыдущие решения Политбюро, противоречащие этому решению.

Сталин

Выписки посланы: т. Розенгольцу, т. Рудзутаку.

Исторический архив. 1996. № 3. С. 160-161.

 

Государство: 
Датировка: 
1931.08.25
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 356.
Архив: 
Исторический архив. 1996. № 3. Стр. 160-161.

Sun, 18 Jun 2017 16:49:11 +0000
(СЗ СССР 1931 г. № 70, ст. 468) О жилищно-коммунальном хозяйстве Ленинграда.

Статья № 468.

Обращение Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

О жилищно-коммунальном хозяйстве Ленинграда.

Ко всем партийным, советским, профессиональным и комсомольским организациям Ленинграда.

Рабочий класс Советского Союза, на основе ленинской генеральной линии партии, добился решающих успехов в деле осуществления индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, из года в год ускоряя темпы и размах социалистического строительства и систематически улучшая обслуживание культурно-бытовых нужд трудящихся.

Ленинград стоит в этом отношении в первых рядах. Пролетарии Ленинграда имеют большие достижения на фронте социалистического строительства: уровень промышленного производства давно уже превзошел довоенные размеры, построен ряд новых, крупнейших промышленных предприятий, усиленным темпом идет реконструкция старых предприятий, поставлены и организуются новые производства, играющие важнейшую роль в освобождении Советского Союза от зависимости в отношении капиталистических стран.

Выполняя пятилетний план промышленности в основном в 3 года, Ленинград своей продукцией (турбины, тракторы, генераторы, блюминги, дизели и т. д.) вооружает заводы и фабрики Союза необходимым оборудованием, во многом способствуя ускорению темпов индустриализации всей страны.

Являясь крупным пролетарским, промышленным и портовым центром, Ленинград за годы революции развернул в больших размерах научно-исследовательскую работу и подготовку кадров для народного хозяйства Советского Союза. Научные и проектные учреждения Ленинграда проводят большую работу по проектированию новых гигантов советской индустрии и разрешению важнейших проблем социально-технической реконструкции всего народного хозяйства.

Наряду с ростом промышленности и связанного с этим увеличения количества рабочих и всего трудового населения возросло и жилищно-коммунальное хозяйство: развивается новое жилищное строительство, значительно расширилось трамвайное хозяйство, проложены новые линии водопровода, канализации и т. д. Эти работы проводятся прежде всего в рабочих районах, что уже обеспечило серьезное улучшение обслуживания нужд рабочих. Значительные и все возрастающие средства расходуются на школьное, больничное, клубное строительство, организацию сети общественного питания, создание все более широкой сети очагов, яслей, клубов, библиотек и т. д.

Тем не менее отмеченные темпы роста коммунально-жилищного хозяйства сильно отстают от бурно растущей промышленности, увеличения кадров рабочих и вообще трудового населения в целом и быстро растущих культурно-бытовых потребностей рабочего класса.

Исходя из этого и общей установки, что «советский рабочий требует обеспечения всех своих материальных и культурных потребностей и мы обязаны исполнить это его требование» (Сталин), Центральный комитет и Совет народных комиссаров в соответствии с решением июньского пленума Центрального комитета ВКП(б) о развитии жилищно-коммунального хозяйства считают необходимым, наряду с Москвой, обеспечить решительный сдвиг вперед во всем жилищно-коммунальном хозяйстве Ленинграда.

Центральный комитет и Совет народных комиссаров ставят перед Ленинградским комитетом партии и Ленинградским советом задачу в 1932 г. приступить к усиленному развертыванию работ по реконструкции городского хозяйства и в первую очередь к разрешению особенно неотложных нужд, а именно жилищного строительства, городского транспорта и водоснабжения на основе решительного устранения всех недостатков в жилищно-коммунальном хозяйстве, указанных в постановлении июньского пленума Центрального комитета.

Центральный комитет и Совет народных комиссаров утверждают следующие основные работы по Ленинграду в 1932 г.

I. Жилищное хозяйство.

1. Определить объем нового жилищного строительства в 1932 г. по Ленинграду как по линии коммунального хозяйства исполнительного комитета, так промышленности и других ведомств — в 1.200 тыс. кв. метров, что должно дать в 4 раза больший прирост жилой площади по сравнению с приростом жилой площади в 1931 г.

2. Программу жилищного строительства утвердить по следующим видам:

а) кирпичного                                  250 тыс. кв. мб) шлако-бетонного                             250 тыс. кв. мв) надстройки                                  100 тыс. кв. мг) переустройства и приспособления             100 тыс. кв. мд) деревянного (в пригородной зоне Ленинграда) 500 тыс. кв. м

3. Наряду с установленной программой по новому жилищному строительству, предложить Ленинградскому комитету и Ленинградскому совету широко развернуть работы по внутреннему и наружному ремонту старого жилищного фонда, а также обеспечить со стороны органов жилищно-арендной кооперации усиление ответственности за правильную эксплуатацию арендуемого фонда.

4. В виду недостаточности проводившихся мер по ремонту и обновлению старых зданий (окраска, штукатурка и пр.), разработать и провести специальные меры в отношении этих зданий.

5. Предложить Высшему совету народного хозяйства Союза ССР к 15 декабря 1931 г. разверстать по предприятиям и трестам Ленинграда суммы, идущие на жилищное строительство по их линии, согласовав с Ленинградским советом территориальное размещение нового жилищного строительства, осуществляемого органами Высшего совета народного хозяйства.

II. Трамвай.

Отмечая резкое отставание трамвайного хозяйства от потребностей промышленности и роста населения как по сети, так и по вагонному парку, а также изношенность трамвайного оборудования, Центральный комитет и Совет народных комиссаров считают необходимым в 1932 г.:

1. Проложить нового трамвайного пути 55 километров для пассажирского движения и 30 километров для замены изношенного пути и расширения грузовых веток.

2. Расширить пассажирский парк на 450 вагонов (350 моторных), предложив Высшему совету народного хозяйства обеспечить выпуск на “Красном Путиловце” указанного количества вагонов и на заводах ВЭО соответствующего оборудования.

3. Закончить к концу 1932 г. постройку главных трамвайных мастерских, провести расширение количества питающих подстанций и сооружение двух новых парков.

4. Для обеспечения нормального трамвайного движения предложить Народному комиссариату путей сообщения с 1932 г. приступить к поднятию и переносу железнодорожных путей (ул. Стачек у “Кр. Путиловца”, у Московских ворот, проспект К. Маркса и на Калашниковской набережной), пересекающих трамвайные линии, согласовав эти работы с Ленинградским советом. Обязать Ленинградский совет предусмотреть в своих работах необходимость постройки трамвайных виадуков.

5. Учитывая, что значительное количество рабочих и служащих Ленинграда постоянно проживает в пригородах, а также исходя из необходимости расширения использования пригородов для отдыха трудящихся, предложить Народному комиссариату путей сообщения в 1932 г. приступить к электрификации пригородного сообщения на участке Балтийской линии Ораниенбаум — Гатчина и прокладки второй колеи по Приморской линии.

III. Городской безрельсовый транспорт.

1. Предложить Совету труда и обороны отпустить в течение 1932 г. для нужд Ленинграда 1.275 грузомашин (в том числе 500 для коммунально-жилищного хозяйства), 770 легковых автомашин и шасси для городского хозяйства (в том числе 270 для специальных работ — очистка, поливка, пожарные), 370 автобусов и 500 такси.

Установить календарные сроки предоставления машин Ленинградскому совету.

2. Построить 3 новых гаража для грузовых автомобилей и 2 гаража для легковых автомобилей и такси.

3. Восстановить водно-пассажирское хозяйство по Неве и каналам города, обязав Высший совет народного хозяйства Союза ССР для развития этого дела выпустить в 1932 г. 40 катеров.

4. Обязать Всесоюзное центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта построить в 1932 г. в Ленинграде авторемонтные мастерские, а Нефтесиндикат — установить, по согласованию с Ленинградским советом, необходимое количество бензиновых колонок.

IV. Водоснабжение.

В виду недостаточной мощности водопроводных станций и недостаточности сети, особенно в рабочих районах, произвести в 1932 г. следующие основные работы:

1. Увеличить мощность главной водопроводной станции на 90 тыс. кубометров суточной подачи воды.

2. Закончить к началу 1933 г. строительство первой очереди Южной станции мощностью в 160 тыс. кубометров суточной подачи.

3. Проложить 85 километров новой водопроводной сети.

4. Произвести в 1932 г. все подготовительные (проектные и изыскательские) работы по сооружению Ладожского водопровода с тем, чтобы приступить в 1933 г. к осуществлению строительства.

V. Мостовые, набережные и мосты.

1. Произвести в 1932 г. строительство усовершенствованных мостовых (диабаз, торцы, асфальто-бетон) в размере 450 тыс. кв. метров против 110 тыс. кв. метров текущего года.

2. Приступить к сооружению набережной правого берега Невы и Обводного канала — всего протяжением до 6 километров.

3. Приступить к строительству нового моста через Неву у фабрики “Красный Ткач”.

VI. Канализация.

Учитывая техническую устарелость (47% деревянной), изношенность и недостаточность канализационной сети, считать необходимым:

1. Закончить сооружение основной магистрали и присоединение к домам Василеостровской канализации.

2. Произвести прокладку бетонной канализации взамен пришедшей в негодность деревянной и проложить новую в районах жилищного строительства.

VII. Бани и прачечные.

Признавая недостаточность банно-прачечного хозяйства, предложить Ленинградскому комитету и Ленинградскому совету осуществить в 1932 г. строительство 5 бань и 3 банно-прачечных комбинатов, с пропускной способностью бань до 400 человек каждая, а также привести в надлежащее состояние имеющееся банное хозяйство. Одновременно принять меры к развитию домовых прачечных в старом жилищном фонде, и особенно при осуществлении нового жилищного строительства.

VIII. Газовое хозяйство.

Учитывая большие потребности в газе со стороны промышленности и коммунального хозяйства, а также при наличии значительной газовой сети и установок, оставшихся от довоенного времени, форсировать начатые работы по восстановлению газового хозяйства с тем, чтобы к началу 1933 г. обеспечить производство 60 млн. кубометров газа.

IX. Подсобные предприятия.

Придавая огромное значение созданию строительной базы жилищно-коммунального хозяйства, как по выполнению намеченной программы строительства и ремонтных работ, так и обеспечению дальнейшего развития городского хозяйства, и одобряя мероприятия, проводимые Ленинградским комитетом и Ленинградским советом в этой области, Центральный комитет и Совет народных комиссаров считают необходимым широко развернуть в 1932 г. организацию подсобных предприятий: труболитейный завод, кирпичные заводы, производство труб бетонных, керамиковых и деревянных, добыча диабаза, бутовой плиты и т. д.

X. Мероприятия по обслуживанию культурных потребностей рабочих по благоустройству города.

1. Наряду с проведением мероприятий по улучшению обслуживания нужд рабочих Ленинграда, развернуть работы по очистке города и его каналов, организовав для этого специальное автотранспортное хозяйство и землечерпательный караван; поднять дело освещения города; увеличить площади зеленых насаждений, произвести дальнейшее улучшение пожарного дела, уличного движения и другие мероприятия, улучшающие обслуживание бытовых нужд рабочих масс.

2. Признавая необходимым поднятие на должную высоту удовлетворения культурных запросов рабочих, работниц, молодежи, провести в ускоренном порядке мероприятия по созданию парка культуры и отдыха на Елагином и Крестовском островах, сооружению крупного спортивного стадиона на островах, постройке пляжей, купален, лодочных станций, расширению сети детских площадок и т. п. и форсировать работы по окончанию Василеостровского дома культуры.

Создавая новые очаги культурного отдыха и развлечения рабочих, Ленинградский комитет и Ленинградский совет должны принять меры к улучшению постановки дела в существующих рабочих клубах, домах культуры и более рациональному использованию имеющихся крупных пригородных дворцов, парков (Детское село, Петергоф, Гатчина, Сестрорецк).

XI. Финансирование.

1. На проведение всех этих мероприятий установить на 1932 г. ассигнование в размере 290 млн. рублей, из них 150 млн. рублей на коммунальное хозяйство (в том числе 18 млн. рублей на подсобные для коммунального хозяйства предприятия) и 140 млн. — на новое жилищное строительство (в том числе 20 млн. на подсобные предприятия для жилищного строительства).

2. Утвердить следующий объем нового строительства и капитальный ремонт по коммунальному хозяйству для 1932 г.: трамвай — 41 млн. рублей, безрельсовый транспорт — 20 млн. рублей, водоснабжение — 14 млн. рублей, мостовые (включая ремонт и настилку новых булыжных мостовых и сооружение тротуаров) — 14 млн. рублей, набережные и мосты — 9 млн. рублей, канализация  — 7 млн. рублей, бани и прачечные — 10 млн. рублей, газ — 6 млн. рублей и на мероприятия по благоустройству — 11 млн. рублей.

3. Источники покрытия по жилищному хозяйству принять в следующем виде: 30 млн. рублей — местный бюджет, 30 млн. рублей — кредит Центрального банка коммунального хозяйства и жилищного строительства, 5 млн. рублей — паенакопление жилищной кооперации, 6 млн. рублей — Народный комиссариат путей сообщения и 69 млн. рублей — по линии промышленности.

4. Покрытие принятого объема капитальных затрат по коммунальному хозяйству принять в следующем порядке:

а) оставление всех доходов коммунального хозяйства на собственные нужды (110 млн. рублей);

б) привлечение средств промышленности на целевые нужды — 10 млн. рублей;

в) остальные 30 млн. рублей принять, как дотацию местного бюджета, предложив Народному комиссариату финансов Союза ССР при рассмотрении бюджета Ленинградской области провести соответствующие изменения отчислений в государственный бюджет от прибылей промышленности и налога с оборота.

XII. Строительные материалы и оборудование.

1. Утвердить решения комиссии об отпуске материалов для нужд коммунального и жилищного хозяйства Ленинграда.

2. Предложить Высшему совету народного хозяйства в месячный срок совместно с Ленинградским советом установить календарный срок и порядок снабжения строительными материалами, а Народному комиссариату путей сообщения обеспечить своевременную перевозку этих грузов. Для форсирования зимних работ по ряду основных строительств (водопроводная станция, водоканализационная сеть, газовый завод и т. д.) отпустить немедленно необходимое количество цемента, сортового железа, катанки и т. д.

3. Предложить Высшему совету народного хозяйства в месячный срок в производственных программах объединений на 1932 г. предусмотреть выполнение необходимого оборудования и инвентаря (трамвай, водопровод, газ, бани, прачечные и т. д.) для нужд коммунально-жилищного хозяйства, установив вместе с Ленинградским советом сроки изготовления.

4. Возложить ответственность на Ленинградский комитет и Ленинградский совет за принятие всех мер к тому, чтобы на предприятиях ленинградской промышленности и промысловой кооперации было обеспечено развертывание соответствующих производств, необходимых для нужд коммунально-жилищного хозяйства.

* * *

Намеченная на 1932 г. программа работ, являющихся началом преобразования Ленинграда в образцовый советский город, должна значительно улучшить обслуживание рабочих.

Осуществление этой программы требует от Ленинградского комитета и Ленинградского совета перестройки всей работы по руководству коммунально-жилищным хозяйством, решительного преодоления отсталости и консерватизма в работе органов коммунального и жилищного хозяйства, проведения целой системы организационных и технико-рационализаторских мероприятий, широко развернутой механизации работ и повышения эффективности растущих вложений.

В связи с быстрым ростом населения Ленинграда и его промышленности и в связи с необходимым развертыванием всего городского хозяйства, Центральный комитет и Совет народных комиссаров в целях обеспечения руководства и должного внимания к нуждам Ленинграда и его рабочего населения одобряют решение Ленинградского областного комитета и Ленинградского областного исполнительного комитета о выделении гор. Ленинграда в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом.

Исходя из этого, Ленинградский комитет и Ленинградский совет должны на деле укрепить хозяйственными и техническими кадрами основные участки коммунально-жилищного хозяйства, обеспечив повседневным руководством осуществление программы, широко используя опыт иностранной техники и специалистов.

Выделение Ленинграда в самостоятельный административно-хозяйственный центр и объем предстоящих работ по реконструкции городского хозяйства должны значительно поднять роль районных органов в практическом осуществлении поставленных задач путем передачи им ряда функций по жилищно-коммунальному хозяйству и повышения ответственности за работу районных органов коммунально-жилищного хозяйства и жилищной кооперации.

Все это требует от Ленинградского комитета и Ленинградского совета широкой мобилизации рабочих масс Ленинграда, научно-технических сил и всех звеньев партийных, советских, профессиональных и комсомольских организаций для выполнения поставленных данным решением новых задач, осуществление и дальнейшее развитие которых сделает Ленинград образцовым центром советского городского хозяйства и подлинно социалистическим городом.

Центральный комитет и Совет народных комиссаров обязывают Ленинградский комитет и Ленинградский совет к 1 марта 1932 г. представить в Центральный комитет и Совет народных комиссаров доклад о ходе выполнения настоящего постановления.

Председатель СНК СССР В. Молотов (Скрябин).

Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин.

Москва—Кремль.

3 декабря 1931 г. '

Опубликовано в № 333 Известий ЦИК Союза ССР в ВЦИК от 4 декабря 1931 г.

Государство: 
Датировка: 
1931.12.03
Источник: 
Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР за 1931 год, стр. 789-794.
Архив: 
Опубликовано в № 333 Известий ЦИК Союза ССР в ВЦИК от 4 декабря 1931 г.

Fri, 16 Jun 2017 08:52:15 +0000
№ 131. Проект письма отдела агитации, пропаганды и печати ЦК ВКП(б) об освещении вопросов импорта в печати — Не позднее 29 июня 1929 г.

№ 131. Проект письма отдела агитации, пропаганды и печати ЦК ВКП(б) об освещении вопросов импорта в печати

Не позднее 29 июня 1929 г.[1]

Секретно.

Ход индустриализации нашей страны, реконструкции промышленности и сельского хозяйства в большой степени зависят от развертывания наших экономических связей с капиталистическими странами. Хотя пятилетний план развития народного хозяйства и делает решительный упор на максимальное расширение собственного производства средств производства, главным образом машиностроения, и все же даже к концу пятилетки наша зависимость от заграницы в области ввоза будет ощущаться весьма значительно. Особенно в области станкостроения, тракторов, сельскохозяйственных машин мы вынуждены в значительной степени удовлетворять растущие потребности путем ввоза из-за границы.

Вполне естественно поэтому то внимание, которое уделяется советской, партийной и профсоюзной печатью вопросам импортной работы, ввозу оборудования, машин, размещению заказов, приглашению иностранных специалистов и т. д., то есть вопросам использования новейших достижений техники и технического опыта передовых капиталистических стран Европы и Америки.

Следует, однако, отметить, что широкие круги советской и даже партийной общественности еще недостаточно проникнуты сознанием напряженности положения, которые имеют место как раз в области импортной работы. Попытки создания за границей экспортных объединений в противовес монополии внешней торговли, отсутствие достаточной кредитной базы, стремление крупных фирм занять монопольное положение в торговле с СССР — все это чрезвычайно затрудняет возможности маневрирования и максимального использования нами заграничных рынков. Каждая крупная сделка связана с борьбой за цены, условия кредитования, поставок и т. д.

Совершенно своевременному и необходимому освещению проблем импорта в нашей печати часто сопутствуют на практике существенные извращения и промахи. Основной недостаток заключается в том, что газеты, помещая заметки и статьи по вопросам импорта, не всегда учитывают предварительно того впечатления, какое производит в иностранных промышленных кругах неосторожная, а зачастую даже чересчур откровенная информация о наших потребностях, планах и решениях. Вредные последствия такой информации не всегда учитываются газетами.

За последнее время в связи с общим усилением внимания печати к проблемам внешней торговли участились случаи опубликования такой информации, приносящей нам серьезный ущерб. Эти ошибки сводятся к следующему.

Часто пишут, что в связи с постройкой такого-то завода необходим ввоз определенного оборудования, причем указывается степень нашей нуждаемости в данном оборудовании, а иногда и фирма, которой предполагается передать заказ. Встречаются также сообщения о том, что нами решено принять оборудование определенной фирмы в качестве стандарта. Кроме того, критикуя медлительность наших регулирующих органов, указывается, что эти органы несвоевременно выдают лицензии на закупку определенного оборудования. Такого рода заметки заранее ставят в известность иностранные промышленные круги о предстоящих заказах, влияют на цены и условия получаемых нами кредитов или же ставят фирму в положение монополиста, пытающегося диктовать нам условия заказов.

Нередко в печати разглашаются коммерческие условия заказов во время наших переговоров с иностранными фирмами. Недавно в одной крупной газете появилась заметка о том, что мы ведем переговоры с двумя фирмами и в результате “соревнования” передали заказ одной из них. Между тем мы скрывали, что ведем переговоры одновременно с двумя фирмами, желая обеспечить лучшие условия заказов.

Появляются также сведения о предстоящих планах импорта. Так, в опубликованном в печати отчете Комитета по химизации народного хозяйства был опубликован план импорта удобрений, и Наркомторгу предъявлялось требование срочно добиться иностранных кредитов. Эта заметка сорвала имевшие место переговоры с иностранными фирмами и содействовала повышению цен.

В печати также проскальзывают сообщения и личные соображения работников промышленности о том, что необходимо поручить иностранцам постройку определенной установки с тем, чтобы потом по ней, как по образцу, поставить такое же производство на наших заводах. Такие сообщения, будучи опубликованы в печати, крайне вредны, так как усиливают бдительность иностранных фирм, отказывающихся от предоставления чертежей и оказания технического содействия.

Надо иметь в виду, что иностранные промышленные круги и буржуазная пресса чрезвычайно внимательно и зорко следят не только за центральной, но и за местной советской печатью. Заграничные газеты уделяют значительное внимание перспективам нашего импорта, предстоящему промышленному строительству и делают соответствующие выводы в отношении возможных заказов. Торгово-промышленные союзы, объединения и палаты капиталистических стран регистрируют все факты, публикуемые в нашей печати, могущие дать им указания на счет направления нашей внешней торговой политики и, в частности, распределения заказов. Наряду с нелегальными методами осведомления основным источником ориентировки в этой области служит им советская пресса. Естественно поэтому, что вышеприведенные недопустимые промахи тщательно учитываются иностранными кругами и крайне вредят работе наших регулирующих и закупочных организаций. Приведем лишь один характерный пример: сообщения местных газет о налете саранчи в Узбекистане, об угрозе хлопку и о гибели части посевов вызвали отклики английской прессы, которая обращает внимание, что «советское правительство, по всей вероятности, будет вынуждено сделать необычно крупные закупки хлопка в Египте и Америке». Несомненно, что чересчур широкое освещение этого факта может повлечь за собой повышение цен и настороженность на рынке в невыгодную для нас сторону.

Учитывая огромное политическое значение соблюдения необходимой секретности на страницах газет во время освещения проблем импорта и торговых взаимоотношений с заграницей, АППО ЦК ВКП(б) обращает внимание на безусловную необходимость более критического и тщательного подхода к опубликованию заметок по вышеуказанным вопросам. Опыт показывает, что разглашение секретных сведений имеет место преимущественно не в информационных заметках, обычно получаемых от соответствующих ведомств, а главным образом в статьях и обзорах работников промышленности и торговли, которые обсуждая отдельные проблемы внешней торговли, приводят не подлежащие опубликованию факты и сведения.

Постановления советских органов о правилах публикации экономических материалов, в частности вопросов импорта, изложены в секретном постановлении СТО от 4 мая 1928 г. и в разделе “Торговая политика” политико-экономического перечня Главлита. Эти постановления, дающие общую установку, безусловно подлежащую соблюдению, не могут, естественно, предусмотреть каждый отдельный случай, встречающийся в практике. В этом деле со стороны редакторов нужна особая чуткость, а главное, индивидуальный подход к каждой заметке и статье в отдельности с точки зрения того, какой вывод могут сделать из сообщаемых фактов иностранные фирмы и буржуазная пресса.

Поэтому АППО ЦК считает нужным обратить сугубое внимание на некоторые моменты в области импортной политики, ни в коем случае не подлежащие разглашению в советской прессе:

1. В печать не должны проникать данные о годовых, квартальных и месячных планах импорта в абсолютных цифрах, а также планы импорта по отдельным товарам и странам.

2. Сведения о ходе выполнения этих планов в процентном отношении как в масштабе Союза, так и по отдельным административным подразделениям вплоть до округов включительно. Вместе с тем можно публиковать данные о полном и превышенном выполнении планов, за истекшие сроки. Следует, однако, иметь в виду недопустимость сопоставления, например, истекших месячных планов с еще невыполненным планом текущего квартала или истекших квартальных планов с годовым, так как в этом случае получит разглашение предстоящий еще к выполнению план импорта из-за границы.

3. Не должны также разглашаться финансовые планы по внешней торговле: валютные накопления, планы кредитования, задолженность, погашение обязательств по отношению к иностранным фирмам и т. п.

4. Что касается сведений, связанных с операциями на внешнем рынке, то опубликованию не подлежат сообщения о предстоящих закупках на иностранных рынках и их условиях (цены, кредиты), а также о ведущихся переговорах по этим вопросам. Этим, однако, не запрещается освещение обзора данных о конъюнктуре внешних рынков.

5. Безусловно секретными надо считать указания о размере лицензий, выданных или предполагаемых к выдаче по отдельным товарам или отдельным организациям. До реализации лицензий опубликование этих сведений в печати не должно иметь места.

6. Особо тщательный подход следует проявлять при опубликовании данных пятилетнего плана по внешней торговле. Пятилетний план можно опубликовывать лишь по группам импорта (например, оборудование, потребительский импорт и т. д.) или импорта в целом, за исключением первых трех лет пятилетки. Данные же пятилетки об импорте отдельных товаров опубликованию не подлежат[2].

10. В частности, надо обращать внимание, чтобы при обсуждении на страницах печати строительства какого-либо завода ни в коем случае не указывалось, что заказ на оборудование предполагается или целесообразно передать определенной иностранной фирме.

11. Особенно надо избегать даже намеков на то, что на наших заводах копируется какая-либо импортная машина, купленная у иностранной фирмы.

Более осторожный и критический подход к публикуемым материалам обеспечит соблюдение секретности вышеотмеченных сведений и облегчит этим выступление наших импортирующих организаций на внешних рынках.

АППО ЦК вместе с тем подчеркивает, что более тщательный контроль над материалами, публикуемыми в печати, ни в коей мере не должен повлечь за собой ослабления внимания печати к задачам внешней торговли и, особенно к задачам импорта. Газеты должны еще больше заострять внимание рабочих масс к этим проблемам, имеющим крупное значение в деле осуществления плана индустриализации. Еще больше следует усилить здоровую критику, направленную на активное преодоление недостатков в работе наших внешнеторговых органов. Особое внимание надо уделить вопросам рационализации импортной работы: ускорение прохождения заказов и заявок, снижение накладных расходов во внешнеторговом аппарате, рациональное использование импортного оборудования, проблема замены импортных товаров предметами советского производства, в частности замена импортного сырья собственным (хлопок, шерсть).

Сугубая осторожность в деле опубликования оперативных материалов по внешней торговле и одновременное привлечение общественного внимания к вопросам качественного улучшения импортной работы помогут выполнению поставленных партией задач на фронте внешней торговли.

Примечания:

[1] Датируется по сопроводительному письму (РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 243. Л. 127).

[2] Пункты 7-9 в документе пропущены.

РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 243. Л. 122-124. Копия.

Государство: 
Датировка: 
1929.06
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 309-313.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 243. Л. 122-124. Копия.


№ 121. Проект письма Наркомторга СССР в Политбюро ЦК ВКП(б) о запрете на публикацию в печати сведений об экспорте и импорте, могущих повлиять на экономическое положение СССР — 28 февраля 1929 г.

№ 121. Проект письма Наркомторга СССР в Политбюро ЦК ВКП(б) о запрете на публикацию в печати сведений об экспорте и импорте, могущих повлиять на экономическое положение СССР

28 февраля 1929 г.

СТО принят ряд постановлений, запрещающих опубликование ряда сведений по экспорту и импорту, могущих нанести стране реальный вред (снижение цен на экспортные товары, повышение на импортные, ухудшение условий кредитования и др.). Соответствующие инструкции были выработаны Главлитом совместно с Наркомторгом. Несмотря на это до сих пор наблюдаются случаи опубликования в печати данных, приносящих нам значительный ущерб. Указанные сведения нередко исходят от таких авторитетных организаций, как Госплан, Комитет по химизации и др., и пропускаются политическими редакторами Главлита, квалификация которых не всегда удовлетворительна.

Для иллюстрации приводим несколько примеров:

1. Комитет по химизации народного хозяйства опубликовал в “Экономической жизни” (номер от 21 октября сего года) план импорта удобрений и поручение Наркомторгу срочно добиться иностранных кредитов. Эта заметка сорвала переговоры с инофирмами и содействовала росту цен.

2. Та же газета в номере от 30 января опубликовала конъюнктуру народного хозяйства за I квартал (данные Госплана СССР), в которой приводит процент выполнения годового экспортного плана и подчеркивается его недовыполнение.

3. Одесская газета (“Вечерние известия”) подробно опубликовала экспортный контингент по сахару с подразделением по странам.

4. Опубликование в ряде газет сведений о благоприятном ходе заготовок льна и пушных ресурсах значительно отразилось на наших реализационных ценах.

5. Ряд журналов сообщили об изготовлении оборудования, точно копируемого с оборудования, заказанного за границей, и о коммерческих условиях заказа оборудования во время переговоров с инофирмами.

Приведенные данные достаточно иллюстрируют тот вред, который нам приносит недостаточно осторожное отношение к оглашению в печати сведений по внешней торговле. Необходимо также обратить внимание на оглашение на широких непартийных собраниях без особой на то нужды различного рода секретных и не подлежащих оглашению сведений.

В связи с этим мы считаем необходимым, чтобы Центральный Комитет особым постановлением обратил внимание печати и руководителей учреждений на характер оглашаемых сведений, затрагивающих нашу внешнюю торговлю.

В частности, мы считаем необходимым обязать редакции московских газет не опубликовывать указанные сведения без визы Наркомторга; газеты провинциальных центров должны согласовывать подобные же материалы со специальными уполномоченными, выделяемыми Наркомторгом.

Вместе с тем более тщательный контроль за материалом по внешней торговле отнюдь не должен повлечь за собой ослабление внимания к вопросу развития экспорта и рационализации импортной работы. Наоборот, следует обратить внимание газет на большее привлечение общественного внимания к вопросам развития экспорта, изысканию новых статей, улучшения качества экспортируемых товаров, улучшения работы заготовительных и других внешторговых организации.

РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 243. Л. 121-121 об. Копия.

Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1929.02.28
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 282-283.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 243. Л. 121-121 об. Копия.

Просмотров: 113
Генеалогическая классификация – деление языков на семьи, группы, подгруппы, учитывающее происхождение языков.
 
Алексей Юрчак Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение
Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение
Для советских людей обвал социалистической системы стал одновременно абсолютной неожиданностью и чем-то вполне закономерным. Это драматическое событие обнажило необычный парадокс: несмотря на то, что большинство людей воспринимало советскую систему как вечную и неизменную, они в принципе были всегда готовы к ее распаду. В книге профессора Калифорнийского университета в Беркли Алексея Юрчака система "позднего социализма" (середина 1950-х - середина1980-х годов) анализируется в перспективе этого парадокса. Образ позднего социализма, возникающий в книге, в корне отличается от привычных стереотипов, согласно которым советскую реальность можно свести к описанию, основанному на простых противопоставлениях: официальная / неофициальная культура, тоталитарный язык / свободный язык, политическое подавление / гражданское сопротивление, публичная ложь / скрытая правда.
Книга удостоена премии "Просветитель" за 2015 год.

...

Цена:
659 руб

Альберт Байбурин Советский паспорт. История - структура - практики
Советский паспорт. История - структура - практики
Монография посвящена советской паспортной системе и состоит из трех частей. В первой рассматривается формирование паспортного портрета в Российской империи, отмена паспортной системы после революции, введение советских паспортов в 1932 г. и последующие шаги по их совершенствованию вплоть до перехода к новым российским паспортам. Основное внимание в этой части уделяется процессу паспортизации, созданию паспортных режимов и мерам по совершенствованию учета и контроля населения.
Во второй части предпринята попытка описания паспорта как бюрократического конструкта. Рассматриваются изменения бланка паспорта, сведений о его владельце, реквизитов документа, что дает возможность показать эволюцию официальных представлений о том, какая информация о "паспортной личности" считалась необходимой и как эта информация должна была быть оформлена.
В последней части рассматривается восприятие паспорта самими его обладателями и те практики, которые применялись в различных ситуациях его обретения и использования. Прослеживается влияние паспортных категорий (национальность и др.) на формирование индивидуальной идентичности.

Книга адресована как специалистам - историкам, антропологам, этнографам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей, советской повседневностью и культурой России.

...

Цена:
629 руб

Наследники Ленина
Наследники Ленина
В сборник Н.Валентинова - революционера-меньшевика, историка и философа, эмигрировавшего в 1928 г. во Францию, вошли несколько статей, объединенных общей темой: кризис в партии после смерти Ленина. Несмотря на спорность некоторых выводов автора, в ряде случаев вызванных и его незнанием документов, введенных в научный оборот в более поздние годы, высокая информативность, живой стиль, неординарность подачи материала делают книгу интересной для самого разного читателя.
При репринтном воспроизведении сохраняются орфографические и полиграфические погрешности американского издания....

Цена:
529 руб

 Процесс антисоветского троцкистского центра (23-30 января 1937 года)
Процесс антисоветского троцкистского центра (23-30 января 1937 года)
Главный вопрос, который чаще всего задают историкам по поводу сталинского СССР - были ли действительно виновны обвиняемые громких судебных процессов, проходивших в Советском Союзе в конце 30-х годов?
Лучше всего составить свое собственное мнение, опираясь на документы. И данная книга поможет вам в этом. Открытый судебный процесс, стенограмму которого вам, уважаемый читатель, предлагается прочитать, продолжался с 23 по 30 января 1937 года и широко освещался в печати. Арестованных обвинили в том, что они входили в состав созданного в 1933 году подпольного антисоветского параллельного троцкистского центра и по указаниям находившегося за границей Троцкого руководили изменнической, диверсионно-вредительской, шпионской и террористической деятельностью троцкистской организации в Советском Союзе.
Текст, который вы держите в руках, был издан в СССР в 1938 году. Сегодня это библиографическая редкость - большинство книг было уничтожено при Хрущеве. При Сталине тираж составил 50000 экземпляров.
В дополнение к стенограмме процесса, в книге размещено несколько статей Троцкого. Все они относятся к периоду его жизни, когда он активно боролся против сталинского СССР. Читая эти статьи, испытываешь любопытный эффект - все, что пишет Троцкий, или почти все, тебе уже знакомо. Почему? Да потому, что "независимые" журналисты и "совестливые" писатели пишут и говорят ровно то, что писал и говорил Лев Давидович. Фактически вся риторика "демократической оппозиции" России в адрес Сталина списана … у Троцкого. "Гитлер и Красная армия", "Сталин - интендант Гитлера" - такие заголовки и сегодня вполне могут украшать страницы "независимой" прессы или обсуждаться в эфире "совестливых" радиостанций.
А ведь это названия статей Льва Давидовича…

Открытый зал, сидящие в нем журналисты, обвиняемые находятся совсем рядом с ними. Все открыто, все публично.
Читайте. Думайте. Документы ждут…...

Цена:
292 руб

 Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 - декабрь 1936
Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 - декабрь 1936
Данный том — один из сборников документов, посвященных роли Владимира Ульянова (Ленина) и Иосифа Джугашвили (Сталина) в создании советских карательных органов и использовании их в качестве инструмента государственного управления и укрепления режима диктатуры....

Цена:
819 руб

 Балканский узел, или Россия и "югославский фактор" в контексте политики великих держав на Балканах в ХХ веке
Балканский узел, или Россия и "югославский фактор" в контексте политики великих держав на Балканах в ХХ веке
Балканская политика России Югославянский вопрос Российский воин на Балканах Между Гитлером и Сталиным Совместная борьба с фашизмом Распад единой Югославии В книге показана историческая роль России (СССР) в Балканском регионе в периоды наиболее острых международных конфронтации и войн XX века, особенно в ходе Первой и Второй мировых войн, а также в современных условиях. Малоизвестные документы по-новому раскрывают дискуссионные проблемы советско-югославских военно-политических отношений, в том числе связанные с ролью И. В. Сталина, И. Броз Тито, У. Черчилля и других политических деятелей. Значительное место отведено вопросам традиционной российской солидарности с народами Балканских стран, в том числе оказания военной помощи СССР освободительной борьбе народов Югославии в 1941- 1945 гг.; боевого содружества, примерам героизма и подвигам воинов Красной Армии на югославской земле. Показана роль Российской Федерации в разрешении современного югославского кризиса на рубеже XX-XXI веков. Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей....

Цена:
201 руб

День Гагарина
День Гагарина
Сборник посвящен 25-летию первого в мировой истории полета Ю.А.Гагарина в космос.
В нем собраны свидетельства деятелей отечественной науки - создателей космического корабля "Восток"; специалистов, которые осуществляли набор космонавтов и их подготовку к полету, а также родных и близких Ю.Гагарина....

Цена:
76 руб

О Сталине и сталинизме
О Сталине и сталинизме
Известный советский философ и историк в своей книге показывает историю длительной и тяжелой "болезни" советского общества, которую называют сталинизмом. Он рассматривает социально-политические и экономические условия, породившие сталинизм как общественное явление.
Настоящее издание представляет собой первую из двух книг фундаментального исследования и охватывает события до начала 40-х гг....

Цена:
403 руб

 Лубянка. Сталин и МГБ СССР. Март 1946 - март 1953. Документы
Лубянка. Сталин и МГБ СССР. Март 1946 - март 1953. Документы
В данном томе отражены основные направления деятельности органов государственной безопасности в послевоенные годы. В сборнике представлены документы о деятельности органов МГБ на территории стран Восточной Европы, Украины и Белоруссии, прибалтийских республик, отражена борьба с так называемыми антисоветскими проявлениями во всех областях жизни советского общества....

Цена:
819 руб

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза
Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза
Вашему вниманию предлагается книга "Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза"....

Цена:
82 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования