Новости проекта «Исторические Материалы»
НКИД, метки

Tue, 13 Jun 2017 19:35:27 +0000
№ 111. Письмо НКИД СССР в Валютное управление Наркомфина СССР о возможности включения имущества русской Православной церкви на территории США в баланс взаимных расчетов между СССР и США — 29 апреля 1928 г.

№ 111. Письмо НКИД СССР в Валютное управление Наркомфина СССР о возможности включения имущества русской Православной церкви на территории США в баланс взаимных расчетов между СССР и США

29 апреля 1928 г.

Секретно.

Согласно имеющихся в НКИД сведений Североамериканская духовная миссия (Алеутская и Североамериканская епархия) купила в 1915 г. новый 6


Mon, 12 Jun 2017 19:23:50 +0000
№ 97. Замечания наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина на предложение его заместителя М. М. Литвинова об условиях признания Соединенными Штатами СССР и о необходимости усиления контактов с деловыми кругами США — 28 ноября 1927 г.

№ 97. Замечания наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина на предложение его заместителя М. М. Литвинова об условиях признания Соединенными Штатами СССР и о необходимости усиления контактов с деловыми кругами США

— 28 ноября 1927 г.

Выполняя постановление последнего заседания Амер[иканской] комиссии, посылаю замечания по поводу предложения т. Литвинова об урегулировании американских претензий.

1. С разных сторон и из разнообразных источников мы знаем, что до президентских выборов американское правительство не решится взять на себя ответственность заключения соглашения с СССР. Сам т. Литвинов в пункте 8 своей записки допускает, что до президентских выборов наше обращение может оказаться несвоевременным.

Партийные съезды (конференции) для установления президентских кандидатур состоятся летом 1928 г. Выборы произойдут в ноябре 1928 г. Новый президент вступит в исполнение обязанностей в марте 1929 г. Имеет ли смысл нам теперь принимать решение о том, что мы сделаем в 1929 г.?

Еще совсем недавно, 21 октября, в секретном порядке, отвечая на вопросы журналистов, Келлог сказал конфиденциально и для неопубликования в печати, что он считает совершенно бесполезным сейчас поднимать русский вопрос, ибо при существующих условиях невозможно говорить о признании.

2. Нам указывают со всех сторон, что наши повторные попытки добиться благосклонности американского правительства производят отвратительное впечатление. Бывшие у нас американцы во время юбилейных торжеств много раз об этом говорили. Когда с приложением громадных усилий мы постепенно сближаемся с американскими деловыми сферами, то неоднократно наши попытки войти в контакт с американским правительством приводили к тому, что американское правительство выступало против нас и мешало нашим отношениям с деловыми сферами. Наиболее дружественно к нам расположенным деловым людям, как Гарриману, американское правительство неоднократно мешало, и это случалось именно тогда, когда в какой-либо форме происходило обращение к американскому правительству. В общем и целом наши обращения к американскому правительству по разным поводам повредили нашему сближению с деловыми сферами Америки. Предлагаемое т. Литвиновым обращение при настоящей обстановке может принести несомненный вред.

3. Признание долга Керенского нас ни в малейшей мере не подвинет вперед. Тов. Литвинов делается жертвой недоразумения, когда он цитирует слова Кулиджа о том, что государственный долг русского правительства американскому правительству есть исключительно долг Временного правительства. Тов. Литвинов упускает из виду, что тут же Кулидж говорит о том, что в такой же мере требуется признание долгов русского правительства американским частным лицам; к этой категории принадлежат дореволюционные займы русского правительства, которые проходили непосредственно через американские банки. Признание долга Керенского не побудит американское правительство отказаться от других претензий, в частности от признания других долгов. Странным образом в своей записке т. Литвинов называет наиболее мягкой формулировку Кулиджа 1923 г. Вот эта формулировка: «Когда ими будет проявлена готовность компенсировать наших граждан, которые были ограблены, и признать долг, заключенный с нашим правительством, притом заключенный не царем, но вновь образовавшейся российской республикой; когда исчезнет активный дух борьбы против нашего строя; когда делами будет доказано их раскаяние; тогда наша страна должна быть первой, чтобы оказать России экономическую и моральную помощь. Мы желаем помогать другим людям, и мы не желаем наносить им вред». Эта якобы мягкая формулировка перефразирует в моральном стиле официальную, американскую формулировку, которая до сих пор остается в силе, причем еще недавно Государственный департамент раздавал журналистам текст заявлений Юза 1923 г. Официальная доктрина американского правительства, твердо установившаяся по этому вопросу, заключается в том, что советское правительство должно со своей стороны до начала каких бы то ни было переговоров обязаться вернуть американцам их собственность или вознаградить их за нее; точно также советское правительство должно по своей инициативе до начала всяких переговоров аннулировать декрет, касающийся обязательств России по отношению к Америке, и оно должно официально признать эти обязательства; пропаганда, имеющая целью изменить существующий строй в Америке, должна прекратиться; только после этого могут начаться переговоры. Это, однако, не означает, что переговоры должны начаться. После выполнения этих условий американское правительство еще посмотрит, надо ли вести переговоры с СССР.

4. Нашей актуальной задачей в настоящее время является сближение с американскими деловыми сферами. Мы развиваем торговлю с Америкой, получаем в Америке все больше кредитов. Это есть то, что мы можем и должны делать в настоящий момент. Обращения к американскому правительству могут этому только помешать.

5. Доктрина американского правительства в этом вопросе твердо установлена, и нет никаких оснований в течение продолжительного времени ожидать изменения этой доктрины. Для нас эта доктрина совершенно неприемлема, ибо означает официальное признание государственных долгов и обязательства вернуть частную собственность или компенсировать за нее. Лица, связанные с американскими руководящими кругами, нам всегда говорили, что с нас не будут требовать высоких платежей, но будут непременно требовать принципиального признания наших обязательств. Это препятствие будет непреодолимым, если мы заранее не ликвидируем эти обязательства путем соглашения с частными лицами. Если в результате соглашения с Митчеллом и с немногочисленными частными фирмами мы совершенно ликвидируем американские претензии по частной собственности, принципиальное признание этих обязательств не будет иметь объекта и само собой отпадет. Итак, если мы намереваемся в сколько-нибудь близкий срок добиться соглашения с американским правительством, это может быть сделано только путем предварительного соглашения с частными фирмами.

Чичерин

РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 182. Д. 32. Л. 4-5. Копия.

Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1927.11.28
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 233-235.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 182. Д. 32. Л. 4-5. Копия.

Mon, 12 Jun 2017 17:57:24 +0000
№ 94. Докладная записка НКИД заместителю наркома внешней и внутренней торговли СССР Л. М. Хинчуку о развитии политики Соединенных Штатов по отношению к СССР — 28 сентября 1927 г.

№ 94. Докладная записка НКИД заместителю наркома внешней и внутренней торговли СССР Л. М. Хинчуку о развитии политики Соединенных Штатов по отношению к СССР

28 сентября 1927 г.

Совершенно секретно.

I.

1. Американская внешняя политика основывается, согласно традиционной фикции, на определенных “доктринах”, будто бы остающихся неизменными и ни в коем случае изменению не подлежащими. История любой из этих доктрин показывает, однако, что ее содержание фактически постоянно меняется, но это выражается идеологически не в отказе от самой формулы и не в изменении ее, но всегда в истолковании, причем сохраняется фикция, что формула, выражающая данную доктрину, остается неизменной. Как бы далеко ни шла эластичность каждой такой формулы, в ней имеются, однако, всегда и такие относительно неподвижные элементы, которые лишь с большим трудом и медленно поддаются фактическому устранению или коренному изменению. С 1923 г. имеется особая доктрина и для американской политики по отношению к Советской России — доктрина, не носящая, правда, специального названия, но получившая уже определенную формулировку с традиционно неизменными элементами, но также и с возможностями приспособления посредством интерпретации к новым условиям. Эта формулировка, до сих пор сохраняющая полную силу, была дана в первом послании Кулиджа конгрессу (декабрь 1923 г.), за которым последовала телеграмма т. Чичерина Кулиджу и резкий ответ на нее Юза. Эта формула до сих пор должна служить исходным пунктом при рассмотрении американской политики по отношению к Советскому Союзу.

2. Данная в послании Кулиджа формула является результатом значительной эволюции и окончательным отказом от той позиции безусловного непризнания, которая была занята американским правительством в последние годы вильсоновского президентства. Это обстоятельство не следует и теперь упускать из виду, так как воспоминание об известных, более ранних заявлениях Вильсона создает иногда ошибочное представление, будто демократическая партия представляет в политике по отношению к Советской России более либеральную традицию. Такой традиции у демократической партии вовсе нет, и республиканский государственный секретарь Юз в свое время отнюдь не затруднил условий признания и не осложнил вопроса о возобновлении отношений, а, наоборот, открыл хотя бы теоретическую возможность соглашения с советским правительством, каковая совершенно исключалась его демократическим предшественником Кольби. Соответствующая историческая справка приобретает теперь интерес, поскольку сейчас в Америке уже начался предвыборный период и поскольку на этот раз не исключается возможность избрания демократического президента. Правда, сейчас немыслимо представить себе демократическое правительство, возвращающееся к позиции Кольби, но очень мало вероятия имеется и для того, что какое-либо правительство решительно повернет в сторону более либерального отношения по сравнению с теперешней линией. Поэтому практически всего вернее считаться с продолжением того развития, основные черты которого определились в 1921


Sat, 10 Jun 2017 11:59:35 +0000
№ 92. Записка наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина о беседе с председателем нью-йоркского агентства “Юнайтед пресс” Биккелем о перспективах взаимоотношений СССР с США — 27 сентября 1927 г.

№ 92. Записка наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина о беседе с председателем нью-йоркского агентства “Юнайтед пресс” Биккелем о перспективах взаимоотношений СССР с США

27 сентября 1927 г.

Совершенно секретно.

Биккель вращается в самом центре руководящих республиканских сфер и хорошо осведомлен о тамошних отношениях. Он говорит с полной решительностью, что будущим президентом будет Гувер. Я указал, что после громадного реноме, приобретенного Гувером, когда он кормил Европу, он отошел на задний план и считался неудачником. Биккель сказал, что этот период прошел. Он перечислил мне целый ряд фактов внутренней американской жизни, как, например, наводнения в южных штатах, которые выдвинули фигуру Гувера опять на передний план. Он говорит, что никто другой не имеет таких шансов быть избранным, и считает будущее избрание Гувера несомненным. Хотя Гувер органически ненавидит социализм, будучи идеологом индивидуализма, но он прежде всего деловой человек, и как деловой человек он понимает громадное значение дипломатических сношений с СССР. Поэтому Биккель считает, что некоторое время спустя после избрания Гувера произойдет признание СССР де-юре. По выражению Биккеля, САСШ до сих пор не имеют внешней политики, но имеют только чередующиеся взрывы чувства. Гувер принесет с собой систему внешней политики. САСШ теперь выходят из периода самодовлеющего материала. Они нуждаются в рынках и в инвестициях капиталов. План Дауэса[1] был результатом стремления американцев к инвестиции капиталов. Теперь они усиленно всматриваются в СССР. В CАСШ начинают также сознавать необходимость активной внешней политики. Период политики самоизоляции кончился. Больше всего САСШ интересуются Дальним Востоком, и там они приходят в контакт с СССР. Это будет также толкать Гувера к дипломатическим отношениям с СССР. Одним из самых полезных людей для подготовки этого Биккель считает Гудрича, и, по его словам, Гудрич будет первым американским послом в Москве. Гудрич стоит очень близко к Гейсу (Гайес), который является одним из ближайших конфидентов Гувера. Гувер человек с энергией, с головой, с собственной политикой, и он совершенно не способен оставаться в неподвижном, выжидательном состоянии, как Кулидж. Биккель расценивает также очень высоко роль Морроу, который теперь назначен в Мексику и который стоит за возобновление сношений с СССР. Вообще Биккель отмечает очень большой интерес к СССР, развившийся в руководящих деловых кругах Америки.

Чичерин

Примечание:

[1] План Дауэса — репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Ч. Дауэса и утвержденный 16 августа 1924 г. Лондонской конференцией представителей держав победительниц в первой мировой войне.

РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 238. Л. 86. Копия.

Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1927.09.27
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 216.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 238. Л. 86. Копия.

Sat, 03 Jun 2017 13:31:32 +0000
Расстрел участников к/р монархического заговора, нота Финляндии, телеграмма из Лондона и ответы на них. 1927 г
Государство: 
Метки: 

Tue, 30 May 2017 00:45:40 +0000
№ 58. Письмо наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина председателю Комиссии СТО по сельскохозяйственной и промышленной иммиграции и реэмиграции В. А. Смольянинову о разработке условий переселения – 9 февраля 1925 г.

№ 58. Письмо наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина председателю Комиссии СТО по сельскохозяйственной и промышленной иммиграции и реэмиграции В. А. Смольянинову о разработке условий переселения

9 февраля 1925 г.

Уважаемый товарищ, вследствие переданного от Вас требования немедленно вернуть Вам инструктивное письмо по вопросу о сельскохозяйственной реэмиграции из Канады, я принужден в спешном порядке лично, от себя, ограничиться немногими замечаниями.

На всем протяжении Вашего инструктивного письма я не нахожу ни малейших указаний на обеспечение наших политических интересов в отношении приспособления канадских и североамериканских реэмигрантов к нашим условиям. Если под канадскими и североамериканскими реэмигрантами разумеются элементы, покинувшие царскую Россию, вследствие принципиального отказа от службы в армии, то эти элементы будут и теперь, хотя и в другой обстановке, действовать разлагающим образом на необходимый для нас в капиталистическом окружении боевой дух. В вашем инструктивном письме я не нашел также никаких предохранительных мер против использования реэмиграции преступными посредниками. Вы несомненно помните, как часто вопрос об иммиграции в Советскую республику служил поводом для всяких темных элементов, чтобы надувать несчастных простачков, лишать их последних их грошей и потом бросать их на произвол судьбы.

Нужно принять какую-нибудь систему мер для того, чтобы самые широкие массы знали о том, куда надо обращаться и где имеется действительное представительство наших органов для того, чтобы эти массы не могли попасть в руки темных посредников. Я не вижу также указаний на принятие Вами мер против использования процедуры посылки ходоков для отправки к нам шпионов. В Вашем инструктивном письме нет никаких следов установления контроля в этом отношении. Интересно было бы также знать, обеспечены ли переселенцам настолько благоприятные условия, чтобы на следующий же день после приезда на советскую территорию они не оказались разочарованными и не устремились назад в Америку или Канаду, с последующим дискредитированием нашего строя их отрицательными рассказами. Вообще это дело необходимо вести в постоянном и тесном контакте с нашим комиссариатом, и в частности с подотделом англо-романских стран.

С товарищеским приветом Чичерин

РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2140. Л. 17-17 об. Подлинник

Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1925.02.09
Метки: 
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 133.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 478. Оп. 7. Д. 2140. Л. 17-17 об. Подлинник.

Thu, 18 May 2017 19:37:10 +0000
№ 50. Из заявления наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина по поводу выступления государственного секретаря США Юза — 26 сентября 1924 г.

№ 50. Из заявления наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина по поводу выступления государственного секретаря США Юза

26 сентября 1924 г.[1]

В беседе с представителем советской печати г


Tue, 09 Aug 2016 21:49:56 +0000
№ 3. Обращение Народного комиссариата иностранных дел к народам и правительствам союзных стран относительно мирных переговоров — 30 декабря 1917 г.

Обращение Народного комиссариата иностранных дел к народам и правительствам союзных стран относительно мирных переговоров

30 декабря 1917 г.

Мирные переговоры, ведущиеся в Брест-Литовске между делегацией Российской республики и делегациями Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии, прерваны на 10 дней, до 26 декабря[1], для того чтобы дать последнюю возможность союзным странам принять участие в дальнейших переговорах и тем обезопасить себя от всех последствий сепаратного мира между Россией и враждебными странами.

В Брест-Литовске предъявлены две программы: одна, выражающая точку зрения Всероссийских съездов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, другая — от имени правительств Германии и ее союзниц.

Программа Республики Советов есть программа последовательной социалистической демократии. Эта программа имеет своей задачей создание таких условий, при которых, с одной стороны, каждая народность, независимо от своей силы и уровня своего развития, получила бы полную свободу национального развития и, с другой стороны, все народы могли бы быть объединены в экономическом и культурном сотрудничестве.

Программа правительств воюющих с нами стран характеризуется их заявлением, что “в намерения союзных держав (то есть Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии) не входит насильственное присоединение захваченных во время войны территорий”. Это означает, что враждебные страны готовы очистить по мирному договору оккупированные территории Бельгии, северных департаментов Франции, Сербии, Черногории, Румынии, Польши, Литвы, Курляндии с тем, чтобы дальнейшая судьба спорных областей была решена самим заинтересованным населением. Тот шаг, который враждебные правительства под давлением обстоятельств и, прежде всего, собственных трудящихся масс делают навстречу программе демократии, состоит в их отказе от новых насильственных аннексий и контрибуций. Но отказываясь от новых захватов, враждебные правительства исходят из той идей, будто старые захваты, старые насилия сильных над слабыми освящены исторической давностью. Это значит, что судьба Эльзас-Лотарингии, Трансильвании, Боснии и Герцеговины и проч., с одной стороны, Ирландии, Египта, Индии, Индокитая и проч. — с другой, не подлежат пересмотру. Такая программа глубоко непоследовательна и представляет собою проект беспринципного компромисса между притязаниями империализма и противодействием рабочей демократии. Но огромным шагом вперед является самый факт предъявления этой программы.

Правительства союзных народов до сих пор не примкнули к мирным переговорам по причинам, от точной формулировки которых они упорно уклонялись.

Теперь нельзя повторять, что война идет из-за освобождения Бельгии, северных департаментов Франции, Сербии и т. д., ибо Германия и ее союзницы изъявляют готовность очистить эти области в случае всеобщего мира. Теперь, после предъявления противной стороной условий мира, нельзя отделываться общими фразами о необходимости доведения войны до конца. Нужно ясно и точно сказать, какова мирная программа Франции, Италии, Великобритании, Соединенных Штатов. Требуют ли они вместе с нами предоставления права самоопределения народам Эльзас-Лотарингии, Галиции, Познани, Богемии, югославянских областей. Если да, то согласны ли они, со своей стороны, предоставить право на самоопределение народам Ирландии, Египта, Индии, Мадагаскара, Индокитая и т. д., как русская революция предоставила это право народам Финляндии, Украины, Белоруссии и т. д. Ибо ясно, что требовать самоопределения для народов, входящих в пределы враждебных государств, и отказывать в самоопределении народам собственного государства или собственных колоний значило бы отстаивать программу самого неприкрытого, самого циничного империализма. Если бы правительства союзных стран обнаружили готовность — вместе с русской революцией — построить мир на основе полного и безусловного признания принципа самоопределения для всех народов во всех государствах, если бы они начали с фактического предоставления этого права угнетенным народам собственных государств, — это создало бы такие международные условия, при которых компромиссная внутренне противоречивая программа Германии и особенно Австро-Венгрии обнаружила бы всю свою несостоятельность и была бы преодолена давлением заинтересованных народов.

Но до сих пор союзные правительства решительно ни в чем не проявляли и по классовому своему характеру не могли проявлять готовности идти на действительно демократический мир. К принципу национального самоопределения они относятся не менее подозрительно и враждебно, чем правительства Германии и Австро-Венгрии. На этот счет у сознательного пролетариата союзных стран так же мало иллюзий, как и у нас.

При существующих ныне правительствах дело может идти только о том, чтобы программе империалистического компромисса, какою являются мирные условия Германии и ее союзниц, противопоставить другую программу империалистического компромисса со стороны Великобритании, Франции, Италии и Соединенных Штатов. Какова программа этих последних? Во имя каких целей они могли бы требовать продолжения войны? На эти вопросы теперь, после того как в Брест-Литовске предъявлены две программы мира, необходимо дать ясный, точный, категорический ответ.

Десять дней отделяют нас от возобновления мирных переговоров. Россия не связывает себя в этих переговорах согласием союзных правительств. Если бы эти последние продолжали саботировать дело всеобщего мира, русская делегация все равно явится для продолжения переговоров. Сепаратный мир, подписанный Россией, нанес бы несомненно тяжелый удар союзным странам, прежде всего Франции и Италии. Но предвидение неизбежных последствий сепаратного мира должно определять политику не только России, но и Франции, Италии и других союзных стран. Советская власть до сих пор всеми мерами боролась за всеобщий мир. Никто не может отрицать значительности достигнутых на этом пути результатов. Но в дальнейшем все зависит от самих союзных народов. Заставить собственные правительства немедленно предъявить свои мирные программы и принять на их основе участие в переговорах — это стало теперь вопросом национального самосохранения для союзных народов.

Русская революция открыла дверь к немедленному всеобщему миру на основе соглашения. Если союзные правительства готовы использовать эту последнюю возможность, общие переговоры могут немедленно открыться в одной из нейтральных стран. В этих переговорах, при непременном условии их полной гласности, русская делегация будет по-прежнему отстаивать программу международной социалистической демократии в противовес империалистическим программам правительств как враждебных, так и союзных стран. Успех нашей программы будет зависеть от того, в какой мере воля империалистических классов будет парализована волей революционного пролетариата в каждой стране.

Если же союзные правительства в слепом упорстве, которое характеризует падающие и гибнущие классы, снова откажутся от участия в переговорах, тогда рабочий класс будет поставлен перед железной необходимостью вырвать власть из рук тех, которые не могут или не хотят дать народам мир.

В эти десять дней решается судьба сотен тысяч и миллионов человеческих жизней. Если на французском и итальянском фронтах не будет теперь же заключено перемирие, новое наступление столь же бессмысленное, беспощадное и безрезультатное, как и все предшествующие, поглотит новые неисчислимые жертвы с обеих сторон. Автоматическая логика этой бойни, разнузданной господствующими классами, ведет к полному истреблению цвета европейских наций. Но народы хотят жить и имеют право на это. Они имеют право, они обязаны отбросить в сторону всех, кто им мешает жить.

Обращаясь к правительствам с последним предложением принять участие в мирных переговорах, мы вместе с тем обещаем полную поддержку рабочему классу каждой страны, который восстанет против национальных империалистов, против шовинистов, против милитаристов — под знаменем мира, братства народов и социалистического переустройства общества.

Народный комиссар по иностранным делам

Примечание:

[1] Дата дана по старому стилю.

Документы внешней политики. М., 1957. Т. 1. Стр. 67


Thu, 17 Mar 2016 13:56:29 +0000
Протокол заседания в ДПО НКИД по вопросу об Аграрной конференции в Риме 26 марта 1931 г. 11 февраля 1931 г.
Государство: 
Датировка: 
1931.02.11
Архив: 
РГАЭ Ф.413 Оп.12. Д.158 Л.104


Дополнительное соглашение к Соглашению о возвращении на родину военнопленных и гражданских интернированных обеих Сторон, заключенному в Копенгагене 5 июля 1920 года между Правительствами Российской и Украинской ССР и Правительством Австрийской Республики.

[7 декабря 1921 г.]

Правительство Российской Социалистической Федератив­ной Советской Республики, представленное Мечиславом Брон- ским-Варшавским,

Правительство Украинской Социалистической Советской Республики, представленное Михаилом Левицким, и

Правительство Австрийской Республики, представленное Потайном Шобером, пришли к соглашению относительно нижеследующих по­становлений:

Статья 1

Возвращение на родину
бывших военнопленных
и гражданских интернированных

Заключающие договор Правительства принимают на себя обязательство в самом спешном порядке провести воз­вращение на родину еще не отправленных на родину военно­пленных и гражданских интернированных.

Задержание военнопленных или гражданских интерниро­ванных на основании следственных действий или приговоров, в связи с совершенными до дня подписания настоящего До­полнительного соглашения дисциплинарными проступками или наказуемыми деяниями всякого рода, допустимо лишь по соглашению с Правительством того государства, к которому принадлежит задержанный. Однако ни один задержанный не может быть передан государству, к которому он принад­лежит, против своей воли.

Власти одной из Договаривающихся Сторон обязаны, в случае задержания военнопленного или гражданского интер­нированного другой Договаривающейся Стороны, немедленно сделать об этом сообщение подлежащему Представительству этой страны, в каковом сообщении, наряду с точными дан­ными о личности задержанного, должны быть также точно приведены причины этого мероприятия.

Возвращение на родину не должно задерживаться в связи с тем, что лицо, имеющее право на возвращение, имеет ка­кие-либо служебные обязанности или должно еще выпол­нить иные частноправовые обязательства на территории дру­гой Договаривающейся Стороны.

Российское и Украинское Правительства обязуются оза­ботиться о том, чтобы на их территории не происходило слу­чаев насильственного удаления из вагонов военнопленных и гражданских интернированных во время возвращения на ро­дину, если для подобных мер не окажется веских оснований. В каждом подобном случае эти основания, а равно фамилии и сведения о личностях, удаленных из вагонов, должны быть незамедлительно доведены до сведения соответствующего Представительства. Равным образом признается недопусти­мым задержание находящихся в пути на родину бывших военнопленных и гражданских интернированных в целях вы­полнения каких-либо общественных работ.

Бывшие военнопленные и гражданские интернированные, которые добровольно возвратились на территорию того госу­дарства, в котором они находились в плену, не принима­ются более в соображение в отношении отправки на родину в качестве военнопленных или гражданских интернирован­ных.

Статья 2

Материальное обеспечение

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется:

  1. Предоставлять всем находящимся в ее распоряжении военнопленным и гражданским интернированным другой Сто­роны, до передачи их в распоряжение своего отечества или его уполномоченных, достаточное содержание или возмож­ность соответствующего заработка.
  2. Немедленно путем официального объявления осведо­мить лиц, имеющих право на отправку на родину, о таковом праве, а равно передать именные списки этих еще не отправ­ленных на родину лиц Правительству другой Договариваю­щейся Стороны.
  3. Не производить разделения бывших военнопленных или гражданских интернированных на группы или категории с целью поставить их тем самым в худшие условия существо­вания.
  4. В тех случаях, когда это практически выполнимо, будет допущено отделение военнопленных австрийского граждан­ства от военнопленных других национальностей, а равно от­дельное их размещение в целях планомерного о них попече­ния со стороны Представительства.

Больные, если это возможно, подлежат совместному поме­щению в одном госпитале, если только, вследствие особого заболевания, для этого не должна быть избрана специальная больница.

В отношении больных, помещенных в госпитали без ведома Представительства, устанавливается обоюдное обяза­тельство извещать об этом Представительство после доставки больных в госпитали.

  1. Пищевые продукты, предназначенные для дополнитель­ного питания военнопленных и гражданских интернирован­ных, могут, после предварительного каждый раз соглашения Представительства с соответствующим Правительством, вво­зиться беспошлинно или приобретаться в стране и находиться в исключительном распоряжении Представительства.

Статья 3

Розыски

Представительства обеих Сторон имеют право наводить справки о пропавших без вести и умерших, а также запраши­вать удостоверения о смерти и сообщения о местонахождении могил.

Для этой цели они должны войти в соглашение с надле­жащими центральными учреждениями другой Стороны. Эти учреждения обязаны давать все требуемые сведения и оказы­вать такое содействие, какое необходимо для получения све­дений о местопребывании пропавших без вести.

Договаривающиеся Правительства обязуются, в возможно кратчайший срок, обменяться имуществом, оставшимся в их распоряжении после умерших участников войны, при состав­ляемой в трех экземплярах описи, из которых один экземпляр подлежит обратному возвращению с распиской в получении.

Поддержание в исправности могил берет на себя на своей территории Правительство подлежащего государства.

Статья 4

Понятие военнопленный и гражданский
интернированный

Военнопленными, в смысле Копенгагенского и настоящего Соглашения, являются лица, входившие в состав бывшей рус­ской или австро-венгерской армий, включая членов посылав­шихся в свое время с филантропической целью миссий, кото­рые, со времени взятия их в плен, непрерывно находились на территории другой Договаривающейся Стороны и встретили препятствие к возвращению со стороны властей этой страны или были ограничены в своей свободе.

Гражданскими интернированными, в смысле Копенгаген­ского и настоящего Соглашения, являются те граждане за­ключающих Договор Сторон, которые со времени их интерни­рования непрерывно находились на территории другой Дого­варивающейся Стороны и встретили препятствие к возвраще­нию или же были ограничены в своей свободе.

В вызывающих сомнение случаях решение будет прини­маться по соглашению между соответствующим Представи­тельством и Правительством страны пребывания.

Статья 5

Права собственности бывших военнопленных
и гражданских интернированных

Впредь до принципиального урегулирования имуществен­ных прав граждан Договаривающихся Сторон, временно уста­навливается следующее, относительно частной, служащей для личного употребления, а также охватывающей домашний инвентарь собственности (в дальнейшем обозначаемой только словом «собственность»).

Для обеспечения юридически обоснованных претензий бывших военнопленных и гражданских интернированных в отношении собственности и для урегулирования этих пре­тензий учреждается смешанная комиссия, состоящая из чле­нов Австрийских Полномочных Представительств в Москве и Харькове и из русских или, по принадлежности, украинских должностных лиц в месте пребывания упомянутых Предста­вительств, каковая комиссия должна приступить к своей дея­тельности не позже, как через четыре недели после вступле­ния в силу настоящего Дополнительного соглашения. Догова­ривающиеся Правительства предъявляют этой комиссии претензии своих граждан с приложением документальных данных. Круг задач этой комиссии и порядок ведения дел будет подробнее определен наказом. Договаривающиеся Сто­роны согласны в том, что для указанного урегулирования комиссиями претензий австрийских граждан руководством служат только соответствующие декреты Совета Народных Комиссаров, для урегулирования же претензий русских и украинских граждан руководством служат австрийские за­коны.

Статья 6

Имущество весом не свыше 8 пудов (131 килограмм), не считая ручного багажа, может быть немедленно вывезено без обложения пошлиной и налогами с соблюдением постановле­ний о вывозе.

Статья 7

Признанное комиссиями австрийской собственностью иму­щество бывших военнопленных и гражданских интернирован­ных, превышающее 8 пудов и недозволенное к вывозу, до окончательного решения вопроса об его отправке, подлежит, по просьбе Австрийских Полномочных Представительств, пе­редаче таковым Русским или Украинским Правительствами на хранение. Русское и Украинское Правительства предостав­ляют для этой цели нужные склады и железнодорожные транспортные средства.

Статья 8

Если предъявляемая в комиссии претензия касается налич­ного имущества, то центральные ведомства иностранных дел Договаривающихся Сторон обязаны, по просьбе Полномоч­ных Представительств, взять на себя временную его охрану, впредь до доставления подлежащих предъявлению комиссиям документальных данных. Документальные данные должны быть предъявлены в шестимесячный срок от того дня, в кото­рый сделано заявление со стороны Полномочных Представи­тельств.

Статья 9
Регистрация

Составление транспортных списков возвращающихся на родину лиц производится соответствующими учреждениями страны пребывания.

Предложения Полномочных Представительств относи­тельно подразделения определенных, находящихся на свободе, военнопленных и гражданских интернированных по опреде­ленным транспортам должны приниматься во внимание в за­висимости от состояния транспортных средств. Для того, чтобы облегчить это Представительствам, им должны своевре­менно представляться для засвидетельствования транспорт­ные списки.

Военнопленные и гражданские интернированные обладают в пределах существующих общих положений правом неогра­ниченного общения со своими Полномочными Представитель­ствами и могут пользоваться для этой цели всеми средствами сообщения, в соответствии с общими государственными поло­жениями.

Статья 10

Взятие с собой членов семейств

Возвращающиеся на родину на основании Копенгаген­ского договора лица пользуются правом брать с собой одновременно свои семьи, т. е. жену, если она живет вместе с мужем, и детей.

Статья 11

Отправка уполномоченных для розысков

С целью попечения о военнопленных и гражданских интер­нированных и розысков пропавших без вести, равно как и с целью производства поисков умерших, разрешается, после предварительного соглашения с компетентным государствен­ным учреждением, посылка Представительствами своих орга­нов или уполномоченных, а также взятие ими с собой пред­метов, служащих для целей попечения. В случае обнаруже­ния своих граждан, эти делегаты могут через посредство соответствующих государственных учреждений потребовать их отправки на родину.

Для облегчения задачи Представительств Договариваю­щиеся Стороны обязуются предоставлять необходимые дока­зательства, разъяснения, а равно вспомогательные средства и разрешать их членам или уполномоченным посещение госпи­талей, тюрем, лагерей для военнопленных и других мест пре­бывания лиц, подлежащих возвращению на родину, при усло­вии соблюдения установленного для этих учреждений порядка посещений.

Статья 12

Реэвакуация военнопленных

Реэвакуация австрийских военнопленных и гражданских интернированных происходит по морским и сухопутным путям как в данное время уже существующим, так и по тем, кото­рые в будущем могут быть открыты.

Находящиеся вблизи польской границы австрийские воен­нопленные и гражданские интернированные подлежат пере­даче польским приемным станциям для военнопленных. Отно­сительно приема таких лиц существуют соглашения между Польским и Австрийским Правительствами.

Статья 13

Настоящее Соглашение, подлинными текстами которого считаются как русский и украинский, так и немецкий тексты, нуждается для вступления в силу в утверждении Договари­вающихся Правительств, каковое утверждение доводится до сведения посредством дипломатических нот.

Оно вступает в силу со дня взаимного сообщения о после­довавшем утверждении.

В удостоверение чего Уполномоченные обеих Сторон под­писали настоящее соглашение и приложили свои печати.

Изготовлено в трех подлинниках.

Вена, 7 декабря 1921 года.

Бронский             Левицкий              Шобер

Печат. по арх. Опубл. в «Собрании узако­нений...» №  3, 16  февраля 1922 стр. 28-32.

Взаимный обмен нотами об утверждении Соглашения правительствами РСФСР, УССР и Австрии произведен в Вене 14 февраля 1922 г.

Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.12.07
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 624. Москва. Госполитиздат. 1960г.

Просмотров: 100
Где изобрели молниеотвод задолго до Франклина?
Невьянская наклонная башня, расположенная на территории нынешней Свердловской области, была оснащена молниеотводом за четверть века до того, как он был сконструирован Бенджамином Франклином.
Прокат автомобилей Honda в Сочи, прокат авто в России
 
Леонид Парфенов Намедни. Наша эра. 1946-1960
Намедни. Наша эра. 1946-1960
События, люди, явления.
То без чего нас невозможно представить, еще труднее - понять.
344 феномена послевоенного пятнадцатилетия.
В томе свыше 500 иллюстраций - фотографии, плакаты, карикатуры, репродукции картин и рисунков тех лет.
Седьмой по счету, "нулевой" по порядку, полуторный по объему, этот том книжного проекта "Намедни" охватывает 15 послевоенных лет: 1946-1960. Поровну разделенные смертью Сталина, они вместили две эпохи: зрелой советской империи и начала ее распада.
Потому так ярки и контрастны события-люди-явления. От "заморозков" до "оттепели": АК-47 и Аденауэр, Берия и Брижит Бардо, "Василий Теркин" и Венгерское восстание, габардин и "Голубка" Пикассо, "Дело врачей" и "Доктор Живаго", Ив Монтан и Иван Бровкин, Корейская война и "Кубанские казаки", пижамы и "Победа", Перон и "Подмосковные вечера", совнархозы и стиляги, "Современник" и спутник, Хикмет и Хрущев, Фадеев и Фестиваль....

Цена:
1499 руб

 История России XX век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953-2008). Том 3
История России XX век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953-2008). Том 3
Эта книга — первая из множества современных изданий — возвращает русской истории Человека. Из безличного описания «объективных процессов» и «движущих сил» она делает историю живой, личностной и фактичной. Исторический материал в книге дополняет множество воспоминаний очевидцев, биографических справок-досье, фрагментов важнейших документов, фотографий и других живых свидетельств нашего прошлого. История России — это история людей, а не процессов и сил. В создании этой книги принимали участие ведущие ученые России и других стран мира, поставившие перед собой совершенно определенную задачу — представить читателю новый, непредвзятый взгляд на жизнь и пути России в самую драматичную эпоху ее существования....

Цена:
700 руб

Крах первого нашествия империалистов на Страну Советов
Крах первого нашествия империалистов на Страну Советов
Издание 1973 года. Сохранность хорошая.
Эта книга, написаннная коллективом авторов Института военной истории, - краткая история основных событий, связанных с отражением первого нашествия международного империализма на Страну Советов в 1917-1922 гг. В ней рассказывается о важнейших факторах, которые определили непобедимость нашего общественного и государственного строя, о Коммунистической партии во главе с великим Лениным.
Содержит иллюстрации....

Цена:
111 руб

10 дней, которые потрясли мир
10 дней, которые потрясли мир
"Десять дней, которые потрясли мир" - так озаглавил Джон Рид свою замечательную книжку.
В ней необычайно ярко и сильно описаны первые дни Октябрьской революции....

Цена:
323 руб

Андреа Грациози Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917-1933 The Great Soviet Peasant War: Bolsheviks and Peasants: 1917-1933
Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917-1933
Данный очерк представляет собой переработанный вариант лекции, прочитанной А.Грациози в марте 1995 г. Гарвардском университете. Прослеживая далеко не мирное развитие отношений молодого Советского государства с основной частью его собственного населения - крестьянством, автор называет этот конфликт "величайшей европейской крестьянской войной" начала XX столетия. Он рисует хронологически последовательную картину этой войны, показывает ее истоки и последствия, а также трансформацию в ходе ее самого большевистского руководства. Считая войну с крестьянством симптомом и последствием социально-экономического и политического регресса, вызванного в Европе Первой мировой войной, автор в то же время указывает, что она была также самостоятельным источником регресса, и вскрывает парадоксальную близость сталинского режима к деспотизму прежних времен....

Цена:
619 руб

А. П. Грицкевич Борьба за Украину. 1917-1921
Борьба за Украину. 1917-1921
Реальная история революции, интервенции и гражданской войны в Украине неизвестна читателям России и других стран СНГ. Советские авторы замалчивали историю украинского национального движения, а деятелей национальных партий, боровшихся за независимость Украины, клеймили как "врагов" украинского народа. Многое вообще скрывалось (например, история Западноукраинской народной республики). Вопреки подлинным фактам, советские историки утверждали, что украинский народ якобы стремился к объединению с Россией, поддерживал большевиков и советскую власть, боролся с собственными националистами. Автор предлагаемой книги рассматривает вопросы истории Украины в XX веке с национальных позиций, избегая при этом крайностей в оценках.

Книга рассчитана на широкий круг читателей....

Цена:
182 руб

Б. М. Шпотов Американский бизнес и Советский Союз в 1920-1930-е годы. Лабиринты экономического сотрудничества
Американский бизнес и Советский Союз в 1920-1930-е годы. Лабиринты экономического сотрудничества
В монографии, основанной на широком круге документов и материалов из архивов и библиотек России и США, с современных научных позиций исследуется феномен делового сотрудничества двух стран на этапе построения в СССР материально-технической базы социализма. Бросив вызов миру капитала, молодая советская страна стремилась овладеть достижениями научно-технического прогресса, а американский бизнес был заинтересован в появлении новых рынков инвестиций и технологий. Первые шаги советского правительства по налаживанию внешнеэкономических связей в период нэпа вели к привлечению иностранного капитала в форме концессий, но для форсированной индустриализации Советскому Союзу потребовалась платная инженерно-техническая помощь западных фирм, среди которых выделялись американские гиганты бизнеса. Несмотря на Великую депрессию начала 1930-х годов в США и различные трудности проведения индустриализации в СССР, результаты сотрудничества были налицо, но они давались нелегко, в частности из-за профессиональных разногласий и культурных различий между русскими и американцами.

Книга предназначена для историков, экономистов, политиков и всех интересующихся новыми подходами и неизвестными фактами из истории отношений СССР и США в межвоенный период, когда закладывались основы их будущего влияния в мире....

Цена:
539 руб

Анна Иванова Магазины "Березка". Парадоксы потребления в позднем СССР
Магазины "Березка". Парадоксы потребления в позднем СССР
Операции с иностранной валютой считались в СССР уголовным преступлением, культ западных товаров среди советских граждан был постоянным объектом критики в газетах, а существование привилегированного снабжения официально отрицалось. Тем не менее государственные магазины "Березка", в которых определенные группы советских граждан могли покупать дефицитные импортные товары за валюту и ее заменители (сертификаты и чеки), успешно функционировали по всему Советскому Союзу. Более того, они стали важной частью позднесоветской повседневности. Американские джинсы, японские магнитофоны и итальянские сапоги покупали в "Березках" не только дипломаты или артисты, выезжавшие на гастроли, но и советские рабочие, оказывавшие "техническую помощь" в странах третьего мира, диссиденты, получавшие валютные переводы из-за рубежа, а также обычные советские граждане, которые отваживались покупать валютные заменители на черном рынке за рубли. Магазины "Березка" воспринимались в советском обществе одновременно и как эталон потребления, и как пример социальной несправедливости. В книге Анны Ивановой розничная валютная торговля в позднем СССР впервые становится объектом исторического исследования. Автор рассматривает причины появления магазинов "Березка", описывает категории советских граждан, имевших доступ в "закрытые" валютные магазины, и образ валютной торговли в официальном дискурсе и среди потребителей. Книга основана на документах из центральных и республиканских архивов, материалах советской прессы, воспоминаниях и личных интервью как с работниками, так и с пользователями системы валютной торговли....

Цена:
339 руб

Наталья Лебина Мужчина и женщина. Тело, мода, культура. СССР - оттепель
Мужчина и женщина. Тело, мода, культура. СССР - оттепель
Исследование доктора исторических наук Наталии Лебиной посвящено тендерному фону хрущевских реформ, то есть взаимоотношениям мужчин и женщин в период частичного разрушения тоталитарных моделей брачно-семейных отношений, отцовства и материнства, сексуального поведения. В центре внимания - пересечения интимной и публичной сферы: как директивы власти сочетались с кинематографом и литературой в своем воздействии на частную жизнь, почему и когда повседневность с готовностью откликалась на законодательные инициативы, как язык реагировал на социальные изменения, наконец, что такое феномен свободы, одобренной сверху и возникшей на фоне этакратической модели устройства жизни....

Цена:
509 руб

Ф. И. Раззаков Жизнь замечательных времен. Шестидесятые. 1960. В 2 томах (комплект из 2 книг)
Жизнь замечательных времен. Шестидесятые. 1960. В 2 томах (комплект из 2 книг)
Работа Ф.И. Раззакова посвящена последнему году 1950-х - 1960-му. Она начинает серию книг "Жизнь замечательных времен: шестидесятые". В работе представлена широкая и в то же время детальная картина событий 1960 года в самых разных сферах жизни Советского Союза: экономика и политика, культура и структуры повседневности, спорт и кино. Второй том охватывает период с июля по декабрь 1960 г....

Цена:
1509 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования