Новости проекта «Исторические Материалы»
Наркомфин, метки

Sun, 09 Jul 2017 22:01:30 +0000
№ 63. Докладная записка отдела финансирования обороны Наркомата финансов СССР в секретариат Комитета обороны при СНК СССР о составлении бюджета военного времени — 3 февраля 1939 г.

№ 63. Докладная записка отдела финансирования обороны Наркомата финансов СССР в секретариат Комитета обороны при СНК СССР о составлении бюджета военного времени

3 февраля 1939 г.

Совершенно секретно.

Установившаяся традиционная практика финансового планирования на военное время не полностью отвечает требованиям мобилизации всего народного хозяйства, так как не охватывает всех тех изменений, которые произойдут в нем в период мобилизации. В связи с проведением мобилизации всей страны произойдут коренные сдвиги во всем народном хозяйстве и в отдельных его отраслях, которые действующими 6юджетами мирного времени не предусмотрены.

В настоящее время планируются расходы на военное время лишь только на один месяц, для чего составляются сметы чрезвычайных расходов на месяц войны по НКО, НКВМФ, предусматривающие все их расходы в этот период, смета расходов мирного времени с объявлением мобилизации для них закрывается. Для других бюджетных наркоматов — НКВД, НКПС, НКВод[1], НКСвязи[2], НКЗем и других — в смету чрезвычайных расходов на месяц войны включаются лишь расходы, связанные с осуществлением мероприятий по мобилизации и выполнению заданий Генштаба, смета расходов по мирному времени у них не закрывается, и обычные их расходы финансируются установленным порядком мирного времени.

Промышленные наркоматы, несмотря на значительное увеличение их потребностей в денежных средствах в связи с их приспособлением к нуждам войны, мобразвертыванием, увеличением мощностей,  изменением ассортимента продукции, увеличением контингентов рабочей силы, вовсе не составляют никаких смет чрезвычайных расходов и в финансовом отношении не обеспечивают выполнения своих мобилизационных планов.

Такое положение может поставить под угрозу срыва мобразвертывание народного хозяйства, так как произойдет безусловное возрастание требований к бюджету, который не в состоянии будет их удовлетворить, так как предварительно эти потребности не планировались. В конечном счете этот пробел может тяжело отразиться на всем народном хозяйстве.

Союзные республики в смету своих чрезвычайных расходов на месяц войны включают лишь расходы, связанные с выполнением заданий Генштаба РККА, эвакуацией населения и учреждений из районов угрожаемой зоны. Все остальные мероприятия вытекающие из мобилизации народного хозяйства, никакого отражения в сметах чрезвычайных расходов союзных республик, как и всего Союза в целом, не имеют. Таким образом, смета чрезвычайных расходов на первый месяц войны включает лишь небольшую часть расходов, которые возникают в связи с переходом страны на военное положение.

Смета чрезвычайных расходов предусматривает лишь расходную часть, что касается доходов, то они не предусматриваются, предполагается, что источники покрытия вновь появившихся расходов будут определены впоследствии за счет перераспределения статей бюджета мирного времени.

С полной очевидностью ясно, что период, который в финансовом отношении планируется, а именно первый месяц, является слишком недостаточным и недостаточно показательным, так как основное увеличение расходов по отдельным отраслям народного хозяйства в связи с мобразвертыванием произойдет в последующие месяцы войны. В настоящее время при разработке мобплана помимо смет чрезвычайных расходов никто никаких требований к бюджету на военное время не предъявляет. Предполагается, что в течение первого месяца войны (период действия сметы чрезвычайных расходов) будет составлен бюджет военного времени на год, который учтет все те изменения, которые произойдут в народном хозяйстве в связи с мобилизацией, и установит источник их покрытия.

Правильно ли предположение о том, что бюджет военного времени должен составляться после объявления мобилизации, а не заблаговременно? Неправильно. Ориентировочный бюджет на год войны должен составляться еще в мирное время и должен являться органической частью общего мобилизационного плана страны.

Мероприятия по общему плану мобилизации народного хозяйства и всей страны могут планироваться без учета бюджетных возможностей. Игнорирование бюджетных возможностей поставило бы под угрозу срыва ряд важнейших мобилизационных мероприятий, поскольку бюджетом не предусмотрено их покрытие. Со своей стороны ориентировочный бюджет военного времени должен предусмотреть максимальную мобилизацию всех ресурсов страны, их перераспределение, направив их на полное выполнение всех мероприятий, намеченных по мобилизационному плану.

Бесспорным, на наш взгляд, является мнение, что бюджет на год войны должен составляться заблаг6временно, а не после факта объявления войны. Попытки в этом отношении были. В 1930 г. был составлен бюджет на полгода войны и был представлен на утверждение в СНК СССР, но не был рассмотрен. В 1932 г. составлялся военный бюджет уже не на год, а на один месяц войны, и он также СНК СССР не утверждался. В последующие годы никаких попыток в этом направлении не делалось.

Опыт этой работы никем не был учтен, и попытка не была доведена до конца. Составленные бюджеты в прошлом страдают многими пороками и недостатками, вследствие их большой неполноты, но это обязывает лишь искать пути к устранению всех этих недостатков и к разработке такого военного бюджета, который удовлетворял бы все наши потребности в полной мере, а не к отказу от его составления.

При составлении бюджета военного времени на год возникает целый ряд трудностей, которые в конечном счете преодолимы, если всерьез заняться этим делом. Прежде всего и одним из первых и необходимых условий для составления бюджета военного времени должно быть наличие к моменту его разработки разработанного Госпланом СССР и утвержденного СНК СССР народно-хозяйственного плана на год войны, который должен учесть все сдвиги в народном хозяйстве в связи с переходом страны на военное положение, учитывая повышенное удовлетворение потребностей вооруженных сил:

а) по линии капстроительства следует учесть форсированное строительство объектов, имеющих оборонное значение, и сокращение капвложений, а в некоторых случаях и консервацию объектов строительства, не имеющих непосредственного значения для нужд обороны;

б) по линии вложений в сельское хозяйство следует предусмотреть увеличение ассигнований на производство сельскохозяйственных продуктов в связи с увеличением потребления их Красной армией и значительным сокращением рабочей силы, занятой в нем с одновременным сокращением ассигнований по тем мероприятиям, отсрочка осуществления которых не окажет отрицательного влияния на состояние обороноспособности страны;

в) социально-культурные мероприятия в связи с общим положением страны должны подвергнуться пересмотру в сторону их снижения и перераспределения на цели обороны страны;

г) должны быть значительно сокращены административно-хозяйственные и управленческие расходы;

д) в значительной степени должны измениться в сторону уменьшения расходы по жилищно-коммунальному строительству с одновременным обеспечением выполнения строительства оборонного значения;

е) фонд зарплаты по всем ведомствам значительно сократится в связи с призывом значительного количества работников, без возможности их замены. Увеличение потребности в рабочей силе в известной мере будет разрешено за счет ряда мероприятий: уплотнения рабочего дня, поднятия трудовой дисциплины и производительности труда в соответствии с требованиями усиления обороны страны.

В доходной части бюджета произойдут значительные сокращения в силу выпадения ряда поступлений в бюджет по отдельным его статьям. Например: поступления от продажи спиртных напитков, налоговые поступления (подоходный налог и др.), в связи с призывом в армию значительного количества плательщиков, доходы по госзаймам и т. д.

Возникает необходимость помимо перераспределения статей бюджета изыскать новые источники покрытия возможного разрыва между доходной и расходной частями бюджета, избегая в первый год войны прибегать к эмиссии. Новые расходы, связанные с ведением войны, могут быть покрыты за счет: а) уменьшения расходов, не связанные непосредственно с ведением войны; б) некоторого увеличения налогов;  в) выпуска займа; г) установления новых источников дохода; д) изъятия в бюджет 50% амортизационных отчислений промышленности и т. д.

Выводы:

I. Бюджет военного времени может быть составлен лишь на основании разработанного Госпланом СССР народнохозяйственного плана и контрольных цифр, определяющих все изменения и сдвиги народного хозяйства этого периода.

II. Вместе с тем Генштаб РККА и Главный морской штаб НКВМФ должны более всесторонне разработать на год войны все свои требования к народному хозяйству, определить характер своих мобилизационных заданий наркоматам, ведомствам, республикам и местным органам для того, чтобы наиболее полно учесть все расходы, связанные с выполнением этих заданий.

III. Наркоматы, ведомства, союзные республики, составляя на основе задания свои мобилизационные планы в материальном выражении и натуральных показателях должны одновременно составлять и мобплан финансового обеспечения этих мероприятий, выявить все источники покрытия их собственными средствами и определить свои требования к союзному бюджету на покрытие разрыва.

IV. Необходимо обязать наркоматы, ведомства и союзные республики представить свои сметы, промфинпланы и бюджеты в НКФ СССР, и на их основе могут учтены все расходы, которые возникнут в год ведения войны.

V. Составление ориентировочного военного бюджета на год войны не должно исключать разработку сметы чрезвычайных расходов, которая является составной частью этого бюджета, так как в первый месяц войны будет окончательно откорректирован годовой военный бюджет с учетом той конкретной обстановки, которая к этому времени сложится.

VI. Директива по составлению ориентировочного бюджета на год ведения войны должна обязательно утверждаться СНК СССР, так как в ней будет изложен ряд принципиальных моментов, отличных от обычного порядка составления бюджета мирного времени, меняющих взаимоотношения союзного бюджета с республиканским и местным, меняющих направление средств в отдельные отрасли народного хозяйства.

VII. Составленный ориентировочный бюджет на год войны должен рассматриваться и утверждаться СНК СССР ежегодно, так как должен ежегодно корректироваться в соответствии с изменениями мобплана.

Зам. начальника отдела финансирования обороны НКФ СССР Зарайский

Примечания:

[1] Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) СССР был создан в 1923 г. как центральный орган управления железнодорожным, морским и речным транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами, а также общего надзора за всеми видами транспорта. В 1931 г. из его ведения были выделены речной и морской транспорт и образован Народный комиссариат водного транспорта СССР, который, в свою очередь, был разделен 9 апреля 1939 г. на два союзных наркомата: морского флота СССР и речного флота СССР.

В конце 1932 г. — 1934 г. в структуре НКПС было проведено несколько реорганизаций, в том числе, центрального аппарата, управлений, отделов, трестов, объединений, институтов, хозрасчетных органов, были созданы политотделы на железнодорожном транспорте, а также отдел по рабочему снабжению. Вопросами мобилизации железнодорожного транспорта занимался мобилизационный отдел. Постановлением СНК от 10 февраля 1935 г. был утвержден новый Устав железных дорог СССР, который был введен с 15 марта 1935 г. В 1935 г. была также проведена организационная перестройка аппарата управления транспорта: ликвидировалось Центральное управление делами при наркоме, и взамен его создан секретариат; Административно-организационное управление реорганизовано в Управление делами НКПС; при Управлении делами создан Особый сектор, который в оперативном отношении подчинялся секретариату наркома; группа контроля и инспекция при наркоме соединялись в единую контрольно-инспекторскую группу; Техническое совещание реорганизовано в Научно-технический совет при наркоме для решения вопросов реконструкции железнодорожного транспорта. Некоторые структурные изменения были внесены приказом НКПС № 320 от 16 апреля 1936 г., тогда были созданы новые управления (движения, пассажирское, грузовое и др.).

В 1940 г. организационная структура НКПС опять была изменена. Вместо Управления эксплуатации образовано Оперативно-эксплуатационное управление. Одновременно создано 8 управлений для руководства по группам дорог: Дальнего Востока, Урала — Сибири, Северо-Запада, Центра, Запада, Юга, Кавказа и Средней Азии. Вместо ряда отделов созданы управления. (РГАЭ. Ф. 1884. И/с; СЗ СССР. 1931. Отд. 1. № 8. Ст. 85; ВВС СССР. 1939. № 16.)

[2] 56. Народный комиссариат связи СССР был образован 17 января 1932 г. как центральный орган руководства организацией и деятельностью различных видов связи, в том числе почты, телеграфа, телефона, радио, а также контроля за строительством и эксплуатацией всех видов электросвязи и радиовещания, находящихся в ведении других ведомств, обеспечения связи с иностранными государствами. В 1934 г. Наркомат связи СССР и местные управления связи перестроились по производственно-отраслевому принципу. Структура наркомата в рассматриваемый период претерпела следующие изменения. Так, в 1939 г. Финансовое управление наркомата переименовали в финансовый отдел. 16 ноября 1939 г. СНК СССР утвердил положение, по которому вместо Планового управления был образован плановый отдел, выполнявший функции планирования и учета. 1 июля 1940 г. по постановлению СНК СССР № 1116 его преобразовали в планово-экономический отдел. (РГАЭ. Ф. 3527. Оп. 17, 18. Предисловия.)

РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36. Д. 188. Л. 21-15. Заверенная копия.

Государство: 
Датировка: 
1939.02.03
Источник: 
Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938 — июнь 1941). М.: Книжный Клуб Книговек, Москва, 2015. Стр. 273-276.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36. Д. 188. Л. 21-15. Заверенная копия.

Thu, 15 Jun 2017 21:45:02 +0000
№ 5. Приказ № 7сс наркома финансов СССР А. Г. Зверева о мерах по устранению недостатков в мобилизационно-оборонной работе финансовой системы — 5 марта 1938 г.

№ 5. Приказ № 7сс наркома финансов СССР А. Г. Зверева о мерах по устранению недостатков в мобилизационно-оборонной работе финансовой системы

5 марта 1938 г.

Совершенно секретно.

Из докладов наркомфинов союзных республик о мобилизационной готовности и отчетов по освоению средств на оборонные расходы видно, что мобилизационно-оборонная работа в финансовой системе находится в неудовлетворительном состоянии:

1. Почти все наркомфины союзных республик не могли дать точных сведений о степени мобилизационной готовности (за исключением РСФСР). Одни указывают, что им ничего не известно о мобилизационной готовности (Таджикская ССР), другие утверждают полную мобилизационную готовность, в то же время отмечают крупные недостатки, исключающие возможность считать финансовую систему подготовленной в мобилизационном отношении (НКФ УССР).

Такое положение характеризует неудовлетворительное руководство наркомфинов союзных республик мобилизационно-оборонной работой, незнания ими этого участка работы, что в большинстве передалось на заведующих областных и районных финансовых отделов, которые мобилизационные задания не выполняют месяцами (Саратовское облфо РСФСР), благодаря чему в мобилизационные планы включались политически вредные по своей формулировке мероприятия (УССР).

2. Мобилизационные планы не корректировались больше года и теряли свое значение (БССР) или составлялись и корректировались без участия заведующих районными финансовыми отделами (Киргизская и Туркменская союзные республики) и, кроме всего, почти по всем союзным республикам в течение нескольких лет не докладывалось о мобилизационной готовности в СНК союзных республик и областные (краевые) исполнительные комитеты.

В большинстве союзных республик в финансовой системе отсутствуют планы укомплектования личным составом в военное время, отсутствует точный учет уходящих по мобилизации в РККА и не разработан порядок их замены. Представленные законом возможности бронирования работников не использованы, что не гарантирует бесперебойную работу финансовых органов в военное время.

3. Имеют место случаи грубого нарушения требований по сохранению государственной тайны, как то: списывание в свои блокноты сведений из секретных документов, печатание секретных документов в общей комнате, утери секретных документов, несоответствие помещений для сохранения государственной тайны и т. д.

4. Отчеты об израсходовании ведомствами средств в основном сводятся лишь к констатации фактов срывов оборонных мероприятий, невыполнения мобзаданий, не указывая о принятых со стороны финансовых органов мерах к устранению недостатков и недопущению в будущем нарушения финансово-бюджетной дисциплины. Отчеты представляются с большим опозданием и не по всем районам.

5. Проверка как мобилизационно-оборонной работы, так и правильности расходования ведомствами средств на оборонные мероприятия, финансовыми органами осуществляется очень слабо. В некоторых союзных республиках и областях в течение года ни одно из оборонных мероприятий обследовано не было (Мособлфо, Азербайджанская ССР). Спецотделы (секторы) ограничивались в своей работе лишь перепиской. Особенно плохо поставлено дело обследования в районных финансовых отделах, которые не контролируют отпускаемые по местному бюджету средства на коммунальные и другие расходы на военно-учебные сборные пункты.

6. Вследствие неорганизованности мобилизационной работы финансовые органы не сумели своевременно вскрыть недостатки, которые были очевидны при ходе выполнения планов.

Не освещается наркомфинами союзных республик вопрос: какие приняты меры к ликвидации последствий вредительства и усилению контроля.

Продолжается до сего времени отрыв спецработников на другие работы, не связанные с мобилизационно-оборонными заданиями, и допускается их текучесть.

Для устранения вышеперечисленных недостатков приказываю:

1. Наркомам финансов союзных республик принять меры к поднятию на должную высоту мобилизационной и оборонной работы в финансовой системе союзных республик, в первую очередь, лично проверить весь состав мобилизационно-оборонных работников наркомфинов, руководящих мобилизационных работников краевых и областных финансовых отделов и подобрать проверенных и квалифицированных людей.

2. Наркомам финансов союзных республик и заведующим областных (краевых) финансовых отделов лично руководить и проверять работу финансовых органов, обеспечить проверку на местах мобилизационной работы и оборонных расходов и решительно покончить с расхлябанностью в мобилизационно-оборонной работе.

3. Перевести спецорганы на плановую работу, для чего составлять на каждый квартал (с разбивкой по месяцам) план работы в направлении систематической проверки мобилизационно-оборонной работы и оказания местам живой помощи и инструктажа.

4. За каждый квартал представлять в НКФ СССР[1] краткий доклад о проведенной мобилизационной и оборонной работе.

5. В целях упорядочения мобилизационной и оборонной работы наркомфины союзных республик, АССР, областные, краевые, районные, городские финотделы в своей работе руководствуются следующим:

А. В области мобилизационной подготовки к работе в условиях военного времени

1. Наркомфины союзных республик, АССР, областные, краевые, районные, городские финотделы составляют мобилизационные планы, в которых разрабатываются мероприятия, обеспечивающие планомерный переход финансового органа к работе в условиях военного времени (со всеми к ним приложениями), состоящие примерно из следующих разделов:

а) порядок оповещения о мобилизации;

б) план укомплектования финансового органа недостающими работниками (продвижение, ускоренная подготовка кадров, внедрение женского труда и т. п.);

в) обеспечение своевременного расчета с уходящими по мобилизации в РККА;

г) обеспечение своевременно выдачи средств по сметам чрезвычайных расходов и контроля за их расходованием;

д) обеспечение выполнения заданий, связанных с войсковой мобилизацией (поставка по нарядам автотранспорта, обеспечение сборно-сдаточных пунктов денежными средствами на расходы по приспособлению, коммунальному обслуживанию и пр.);

е) контроль за выполнением ГТСК работы, связанной с обслуживанием войсковой мобилизации (расчета по займам, по вкладам и т. п.).

2. Ведут учет личного состава своего учреждения (наркомата и финансового отдела соответственно), подлежащего призыву в армию по мобилизации, возбуждают ходатайства о предоставлении отсрочек по призыву, составляют план укомплектования на военное время, представляют его:

а) районный, городской финотдел — в областной финотдел (краевой финотдел, НКФ АССР);

б) областной финотдел / крайфо (краевой финотдел, АССР) — в НКФин союзных республик;

в) наркомфины союзных республик — в Наркомфин СССР.

Наркомфины союзных республик возбуждают ходатайства перед органами Наркомата обороны и Наркомвоенфлота об установлении перечня должностей, подлежащих бронированию на военное время.

3. Мобилизационные планы корректируются один раз в квартал в соответствии с изменением личного состава финансового органа.

4. Мобилизационный план утверждается: в наркомфинах союзных республик и АССР — наркомом финансов, в областных, краевых финотделах — зав. отделом и в районных, городских финотделах — с[екретарями] з[аседаний] президиума РИКа, горсовета, также ими утверждаются и произведенные корректировки.

5. Мобилизационно-оборонная работа финансовыми органами выполняется по директивам и под руководством Наркомфина Союза ССР.

Б. В области общей мобилизационно-оборонной работы финансового органа

I. Мобилизационная работа

Чрезвычайные расходы

6. Наркомфины союзных республик разрабатывают в точном соответствии с общесоюзным и республиканским законодательством и вносят в правительственные органы союзных республик проекты постановлений союзных республик о финансовых мероприятиях, вызываемых условиями военного времени, и организуют все необходимые работы для своевременного проведения этих постановлений в жизнь.

7. Наркомфины союзных республик дают на основе директив Наркомфина Союза ССР финансовым органам областей (краев и АССР) и ведомствам союзных республик, а наркомфины АССР, областные, краевые финотделы — районным, городским финотделам и учреждениям областей, указания о порядке составления и сроках представления в наркомфины союзных республик, областные, краевые финотделы и наркомфины АССР смет чрезвычайных расходов по республиканскому и местным бюджетам и наблюдают за их исполнением. Районные, городские финотделы также дают указания отделам РИКа (горсовета).

8. Наркомфииы союзных республик проверяют сметы чрезвычайных расходов областей (краев, АССР) и ведомств союзных республик, а областные, краевые финотделы, АССР — учреждений области (края), АССР, районов и городов. При этом Наркомфины союзных республик требуют от соответствующих военных округов подтверждения тех их мобилизационных заданий, на обеспечение которых испрашивается по чрезвычайным сметам суммы. После проверки смет представляют свод этих расходов со своими заключениями:

а) районные, городские финотделы — РИКу (горсовету), по утверждению последними — областному финотделу (краевому финотделу), НКФ АССР;

б) областные финотделы (краевые финотделы, НКФ АССР) — в облисполком (СНК АССР), по утверждению их последними — в наркомфин союзных республик;

в) наркомфины союзных республик — в СНК союзных республик, а по утверждению их СНК союзных республик — в Наркомфин СССР.

Исполнение смет чрезвычайных расходов по республиканским и местным бюджетам производится в порядке, установленном Наркомфином СССР.

Расходы по эвакуации

9. Наркомфины союзных республик на основе директивы Наркомфина СССР дают ведомствам союзных республик указания о порядке составления и о сроках представления в наркомфины союзных республик и областные (краевые), районные (городские) финансовые отделы (НКФ АССР) смет по районам, установленным правительством СССР на расходы по вывозу объектов, включенных в эвакуационный план, утвержденный межведомственным совещанием (ОМЭС).

10. Наркомфины союзных республик проверяют сметы на эвакуационные расходы[2] областей (краев, АССР) и после проверки смет, свод эвакорасходов со своим заключением представляют в СНК союзных республик, а по утверждении их последними — в НКФ СССР в порядке особой инструкции последнего. Разрабатывают порядок вывоза объектов финансовых органов союзных республик.

11. Областные финотделы (краевые финотделы, НКФ АССР) проверяют сметы на эвакуационные расходы учреждений и предприятий, находящихся на территории области (края, АССР) независимо от их подчинения — союзного, республиканского или местного. После проверки эти сметы в сводном виде представляют со своим заключением и объяснительной запиской в облисполком (краевой и СНК АССР), а по утверждении их последними — в наркомфины союзных республик.

12. Районные, городские финотделы проверяют эвакуационные сметы по объектам районного (городского) значения и со своими заключениями представляют на утверждение РИКа (горсовета) и по утверждении их последними — в областные финотделы (краевые финотделы, наркомфины союзных республик и АССР).

13. Наркомфины союзных республик руководят мобилизационно-оборонной работой областных, краевых финотделов и наркомфинов АССР, а также управлений ГТСК и ГК, спецбанков и подчиненных им финансовых учебных заведений, проверяют состояние этой работы.

14. Наркомфины союзных республик ведут учет мобилизационных работников финансовых органов, организуют их подготовку и переподготовку при одном из финансовых учебных заведений по специальной программе, утвержденной Наркомфином СССР, рассматривают штаты спецорганов финансовой системы и представляют на утверждение в Наркомфин СССР.

II. Оборонная работа

15. К оборонной работе, являющейся одним из важнейших участков работы финансовой системы, относятся:

а) финансирование мероприятий, связанных с подготовкой страны к обороне, по особым, ежегодно утверждаемым правительством союзных республик, планам;

б) финансирование мероприятий по подготовке страны к противовоздушной обороне по планам, утвержденным правительством союзных республик;

в) финансирование расходов по обслуживанию нужд РККА и Осоавиахима в соответствии с положением ст. 21 о местных финансах и постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1750 от 8 августа 1935 г.[3] (строительство и ремонт учебно-оборонных пунктов и их коммунальное облуживание). Кроме того, к оборонным расходам относится финансирование по общеэкономическим планам мероприятий по укреплению районов пограничной полосы.

16. Наркомфины союзных республик проверяют контрольные цифры на оборонные расходы и ПВО ведомств и учреждений, областей, краев, АССР; составляют планы их финансирования в строгой увязке с общеэкономическими планами и представляют сводные планы по оборонным расходам и ПВО в СНК союзных республик, а по утверждении их СНК союзных республик — в Наркомфин СССР, включая соответствующие суммы в проекты республиканского и местного бюджетов. В тех случаях, когда испрашиваемые суммы имеют назначение на выполнение заданий НКО и НКВМФ, запрашиваются подтверждения заданий от учреждений, давших эти задания.

17. На основе утвержденных СНК союзных республик годовых планов наркомфины союзных республик составляют квартальные планы финансирования оборонных мероприятий и ПВО, ведут наблюдение и контроль за правильным использованием средств.

18. Областные финотделы (краевые финотделы, НКФ АССР), районные, городские финотделы проверяют годовые сметы на оборонные расходы областных (краевых, АССР), районных, городских учреждений по принадлежности, представляют их на утверждение исполкомов (СНК АССР), а по утверждении их последними — в наркомфины союзных республик, включая соответствующие суммы в проекты бюджетов.

19. Наркомфины союзных республик составляют сводный годовой и квартальные отчеты по выполнению плана оборонных мероприятий и плана их финансирования (по республиканскому и местному бюджетам и по хозорганизациям по единой установленной форме), представляя их со своим заключением в СНК союзных республик и в НКФ СССР. При отчете представляют объяснительную записку, в которой не только отмечаются недостатки в выполнении плана, но и указывается, что сделано в части устранения этих недостатков.

Областные финотделы (краевые финотделы, НКФ АССР), районные, городские финотделы годовые и квартальные отчеты представляют по утверждении исполкома (СНК АССР) — в наркомфины союзных республик, районные, городские финотделы — в областные финотделы, по формам и в сроки, установленные специальной отчетностью для оборонных мероприятий и ПВО.

20. Финорганы устанавливают систематический контроль (проверка на местах и получение периодической отчетности) за целесообразным расходованием денежных средств на оборонные мероприятия, принимают меры по внедрению отчетной дисциплины, привлекают виновных к ответственности за нарушение финансовой дисциплины, для чего наркомы финансов союзных республик и руководители областных финотделов (краевых финотделов, НКФ АССР и районных финотделов) дают поручения как работникам спецорганов, так и руководящему составу и ответственным исполнителям общего аппарата (допущенным к совершенно секретной работе) о производстве проверки правильности использования отпущенных на оборонные мероприятия средств.

Мобилизационно-оборонная работа финансовой системы выполняется:

21. а) в наркомфинах союзных республик — спецотделами (спецсекторами), которые привлекают к разработке отдельных вопросов соответствующих работников отраслевых отделов (секторов, групп) наркомата;

б) в областных (краевых) финотделах и наркомфинах АССР — спецсекторами (опергруппами), которые привлекают к разработке отдельных вопросов соответствующих работников отраслевых секторов (групп);

в) в районных (городских) финотделах — заведующий районным (городским) финотделом.

Руководство мобилизационно-оборонной работой финансовой системы и ответственность за ее состояние возлагается:

22. а) в наркомфинах союзных республик и АССР — на народных комиссаров финансов союзных республик и АССР;

б) в областных (краевых) и районных (городских) финотделах — на заведующих этими отделами.

Вся мобилизационно-оборонная работа должна вестись при полной гарантии сохранения государственной тайны, за что несут персональную ответственность наркомы финансов, заведующие финансовыми отделами, начальники спецорганов и непосредственные исполнители.

23. Народный комиссар финансов союзной республики утверждает назначение и смещение начальников спецорганов наркомфина союзной республики, областных (краевых) финансовых отделов и наркомфинов АССР и принимает меры к недопущению текучести этих работников. Запрещается категорически отвлекать оперработников на другие работы, не связанные с мобилизационной работой.

24. Положение о мобилизационной и оборонной работе финансовой системы от 15 сентября 1936 г. и приказ по Наркомфину СССР от 13 сентября 1936 г. № 21сс отменяются.

Народный комиссар финансов СССР А. Зверев

Помета: «П. 23 о порядке назначения и увольнения изменен приказом 4 февраля 1941 г. П. З[4]».

Примечания:

[1] Народный комиссариат финансов (Наркомфин) СССР был образован 6 июля 1923 г., в предвоенные годы действовал на основании положения, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 ноября 1937 г. Центральный аппарат Наркомфина строился по функционально-отраслевому принципу, его основными подразделениями являлись управления и отделы, в том числе и отдел финансирования обороны. В его функции входило рассмотрение проектов доходов и расходов наркоматов военной промышленности и оборонных ведомств СССР, проверка их расчетов по фондам заработной платы, анализ их финансовой и хозяйственной деятельности, контроль состояния основных и оборотных средств, за выполнением планов накоплений, планов финансирования капитального строительства и использованием амортизационных отчислений, за финансированием в пределах госбюджета, разработка заключений по отчетам и отчетным балансам наркоматов и ведомств. Новым в структуре центрального аппарата наркомата стал созданный в сентябре 1940 г. отдел финансово-экономической статистики. (СЗ СССР. 1937. № 71. С. 335; РГАЭ. Ф. 7733. Д/ф.)

[2] Задание по эвакосметам распространяется только на те финансовые органы, где составляется эвакуационный план. (Прим. док.).

[3] Речь идет о постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1750 “Об Осавиахиме” от 8 августа 1935 г. ГА РФ. Ф. Р


Thu, 15 Jun 2017 21:38:11 +0000
№ 114. Запрос отдела валютной политики и международных расчетов Наркомфина СССР в Управление недвижимым имуществом в Москве об оценке имущества компании “Зингер” — 7 июля 1928 г.

№ 114. Запрос отдела валютной политики и международных расчетов Наркомфина СССР в Управление недвижимым имуществом в Москве об оценке имущества компании “Зингер”

7 июля 1928 г.

Секретно.

В отношении за № Д/2602 — 29/26 от 17 июля 1925 г., в ответ на запрос концессионного отдела Главного экономического управления ВСНХ, МУНИ сообщило общую оценку домового владения бывшей компании “Зингер” (бывший Девкин пер., 29/26), сведенную в сумме 203.499 руб., не сопроводив эту оценку никакими объяснительными замечаниями.

Отдел валютной политики и международных расчетов Валютного управления НКФ СССР, производящий ныне по заданию НКИД работу по выяснению состояния наших взаимных расчетов с американскими предприятиями в России, подвергшимися национализации, просит МУНИ сообщить ему некоторые дополнительные сведения, касающиеся оценки указанного домового владения бывшей компании “Зингер”, а именно: на каких основаниях построена оценка МУНИ, к какому времени она относится, у кого это владение куплено компанией, когда именно и за какую цену; желательно было бы также детализовать оценку (стоимость земли, стоимость зданий и проч.). Все эти сведения необходимы отделу международных расчетов для установления мотивированной оценки на 1 января 1919 г.

Ввиду большой спешности работы отдел валютной политики и международных расчетов Валютного управления Наркомфина СССР просит не задержать ответом на настоящий вопрос.

И. о. зав. отделом валютной политики и международных расчетов А. Силаев

Консультант К. Родин

РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 37. Д. 2156. Л. 275. Заверенная копия.

Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.07.07
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 271-272.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 37. Д. 2156. Л. 275. Заверенная копия.

Thu, 15 Jun 2017 21:21:55 +0000
№ 113. Запрос Валютного управления Наркомфина СССР в морской отдел Совторгфлота о российских судах, задержанных в 1918 г. правительством США — 16 июня 1928 г.

№ 113. Запрос Валютного управления Наркомфина СССР в морской отдел Совторгфлота о российских судах, задержанных в 1918 г. правительством США

16 июня 1928 г.

Секретно.

Валютное управление Наркомфина СССР просит морской отдел Совторгфлота сообщить имеющиеся у него данные относительно некоторых судов бывшего Доброфлота (“Нижний Новгород”, “Кишинев”, “Омск” и некоторых других), задержанных в 1918 г. правительством Северо-Американских Соединенных Штатов, инспектору отдела валютной политики и международных расчетов т. Саводнику В. Ф., которому поручена разработка вопросов, касающихся убытков, понесенных СССР в связи с задержанием этих судов.

Сведения, необходимые для Валютного управления, касаются следующих вопросов: тоннаж судов, время их постройки, стоимость к моменту начала службы, процент изношенности к 1 января 1918 г. (амортизация), была ли произведена позднейшая переоценка в связи с ремонтом и возможными усовершенствованиями. Отдельно должен быть поставлен вопрос относительно возможности повышенной оценки судов на 1 января 1918 г. в связи с общим повышением расценки тоннажа, вызванным возросшей в это время потребностью в морском транспорте (перевозка в Европу американских войск и грузов), а также вопрос об остатках сумм, должных нам правительством САСШ за зафрахтованные им суда Доброфлота.

Зам. начальника Валютного управления В. Алдаданов

Помощник зав. отделом валютной политики и международных расчетов А. Силаев

РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 57. Д. 2156. Л. 272. Заверенная копия.

Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.06.16
Источник: 
Россия и США: экономические отношения 1917-1933. Сборник документов. М. “Наука” 1997. Стр. 271.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 57. Д. 2156. Л. 272. Заверенная копия.

Sat, 03 Jun 2017 17:34:57 +0000
№ 111. Письмо НКИД СССР в Валютное управление Наркомфина СССР о возможности включения имущества русской Православной церкви на территории США в баланс взаимных расчетов между СССР и США — 29 апреля 1928 г.

№ 111. Письмо НКИД СССР в Валютное управление Наркомфина СССР о возможности включения имущества русской Православной церкви на территории США в баланс взаимных расчетов между СССР и США

29 апреля 1928 г.

Секретно.

Согласно имеющихся в НКИД сведений Североамериканская духовная миссия (Алеутская и Североамериканская епархия) купила в 1915 г. новый 6


Mon, 22 May 2017 15:10:30 +0000
№ 60. Объяснительная записка к предварительному балансу взаимных расчетов между СССР и США, составленному отделом международных расчетов НКФина в Москве, с дополнениями расчетов его ленинградского подотдела — 28 июля 1925 г.

№ 60. Объяснительная записка к предварительному балансу взаимных расчетов между СССР и США, составленному отделом международных расчетов НКФина в Москве, с дополнениями расчетов его ленинградского подотдела

28 июля 1925 г.

Составить в настоящее время точный баланс расчетов между Союзом ССР и правительством Северо-Американских Соединенных Штатов не представляется возможным.

Даже к попытке свести эти взаимные расчеты в виде составления ориентировочного, предварительного баланса расчетов СССР и САСШ следует отнестись довольно снисходительно, так как почти все составные части баланса по своим суммам будут являться приблизительными, в будущем подлежащими уточнению, а равно и при совместных переговорах представителей СССР и САСШ, а в остальной же части эти данные в настоящее время совсем не могут быть обоснованы какими-либо цифрами, установление которых подлежит длительной работе по собиранию соответствующего необходимого материала, его классификации, детальной обработке, чтобы таким образом возможно бы установить хотя приблизительные суммы для намеченных статей баланса.

Но, помимо изложенного, трудностью для составления ориентировочного баланса является и то обстоятельство, что после перехода в России власти к Советам, в Америке кредиты, открытые прежде как бывшему царскому правительству, так и Временному правительству правительством САСШ, не были закрыты и ими могли распоряжаться представители бывшего Временного правительства, имевшие свое местопребывание в Америке и продолжавшие пользоваться в глазах правительства САСШ всеми правами представителей России.

Кроме того, у этих незаконных представителей России находились на руках остатки от неиспользованных, полученных ранее из открытых американским правительством кредитов сумм, которые ими свободно растрачивались как на собственные нужды, так и отчасти шли заводам и предприятиям на уплату по выполнению заказов на военное снаряжение, а также служили источниками кредитования новых незаконных правительств в лице Деникина на юге России и Колчака в Сибири.

Все это еще усугублялось тем, что впоследствии, примерно так к 1920 г., американское правительство наконец додумалось и решило окончательно аннулировать все заказы, данные бывшим русским правительством непосредственно частным фирмам и заводам в Америке, и произвело ликвидацию задолженности русского правительства по этим заказам путем продажи изготовленных для России материалов, находившихся как на территории заводов, так и на складах в портах и железнодорожных станций.

Поэтому для правильного учета при взаимных расчетах СССР и САСШ и чтобы избежать, по возможности, все трудности и шероховатости составления предварительного ориентировочного баланса таковых расчетов в методе его исчисления следует принять за основание, по возможности, для всех составных статей баланса однообразную дату времени.

Таковой датой необходимо зафиксировать 7 ноября 1917 г., то есть время фактического перехода в России власти от Временного правительства к Советам.

Статьи таким образом составленного отделом международных расчетов предварительного, ориентировочного баланса взаимных расчетов СССР и САСШ представляются в следующем виде: актив баланса состоит из статей: контрпретензии СССР по интервенции в Восточной Сибири и в Архангельске, сумма претензий русских граждан по страховым полисам американских страховых обществ; суммы, следуемые СССР за перевозку Американского Красного Креста по Китайско-Восточной железной дороге и за перевозку по той же дороге Христианского союза молодых людей, остатки сумм Русской казны (счета Tr


Thu, 16 Feb 2017 22:10:10 +0000
№ 44. Из журнала заседания бюро Наркомфина СССР по подготовке финансовых материалов для расчетов по мирным договорам о задолженности СССР Соединенными Штатам Америки — 15 января 1924 г.

Из журнала заседания бюро Наркомфина СССР по подготовке финансовых материалов для расчетов по мирным договорам о задолженности СССР Соединенными Штатам Америки[1]

15 января 1924 г.

Секретно.

Присутствовали: зам. председателя Л. А. Лунц, секретарь Н А. Падейский, члены: А. Э. Вормс, Л. С. Эльяссон, М. А. Плоткин; от Госкредита: И. И. Чубаков, М. И. Герасимов, А. Г. Орлов, Н. Л. Силин, С. Я. Ниронов; председатель Р[усско]-у[краинской] д[елегации] [смешанной российско-украинско-польской расчетной комиссии] М. Я. Пергамент.

II. [Слушали:] Был заслушан доклад А. Э. Вормса “Задолженность Америке”[2] (дополнение к его докладу, заслушанному бюро 7 декабря 1923 г.[3], журнал № 13 (149).

Основные положения докладчика, приложенные к сему журналу[4], сводятся к следующему:

1. Довоенная задолженность России Соединенным Штатам Северной Америки была ничтожной. Точная цифра ее не может быть установлена, все же ежегодный платеж процентов по этому долгу достигал 10 тыс. долларов в год, следовательно, капитальный долг равнялся приблизительно 500 тыс. руб. зол, Кроме того, во владении американских страховых обществ “Нью-Йорк” и “Эквитэбл” находились русские государственные займы на сумму до 1 млн. руб. (в отношении последней суммы необходимо учесть, что ценность рубля, естественно упала).

2. Военная задолженность России Америке резко распадается на два периода: до вступления в войну СШСА и после этого.

3. До вступления в войну СШСА Россия заключила в Америке несколько краткосрочных займов у отдельных банков и у консорциума банков. Часть этих займов была впоследствии погашена из сумм, предоставленных Англией, и не оплаченными остались только три займа, заключенные:

а) в апреле 1915 г. на сумму 10,2 млн. долл., причем после двух пересрочек сумма долга возросла до 11 млн.;

б) в июне 1916 г. на сумму 50 млн. долл.;

в) в декабре 1916 г. на сумму 25 млн. долл.

Таким образом, общая непогашенная задолженность частным банкам достигала суммы 86 млн. долларов. На нее начислялись частью 5,5, а частью 6% годовых, и ныне общая сумма долга возросла примерно до 100 млн. долларов, или 200 млн. руб.

4. Вступив в войну, правительство СШСА открыло России кредит на сумму до 450 млн. долларов.

Из них до 15 ноября 1917 г. было использовано 187.729.750 долл., которые были затрачены, главным образом, на авансы и на оплату по заказам на военные нужды, сделанным русским правительством в СШСА.

5. Вся задолженность русского правительства по заказам непосредственно частным фирмам в СШСА была полностью ликвидирована к 1 января 1920 г. частью из указанных выше сумм, а частью путем продажи, иногда по более высоким ценам, полученных по этим заказам материалов, как то: рельс[ов], военного снаряжения и т. п.

6. В издании “Лиги наций” Societe des nations Memarandum sur les Finances Publiques 1922. Geneve. 1923. р. 64. — Russie: Dettes, contractecs par la Russie et dont les titres sont detenus par les Etat-Unis (en Millions de dollars):

1. Credits accordes conformement aux “Liberty bond Acts” — 187.729.757[5]
2. Credits au comte “Vente dexcedent de materiel de guerre” — 406,1
3. Credits de secours — 44 65,4
Total en capital — 192.601,2
Interets capitalises an 15 novembre 1922 — 39.712,7
Total — capital et Interets — 232.313,95[6].

Возникновение этих долгов относится, первого — к 8 августа 1918 г., а второго — к 1 июля 1919 г. Оба эти кредита оказаны Временному правительству, каковым во второй половине 1919 г. могло именовать себя только правительство адмирала Колчака в Сибири. Следовательно, оба эти кредита ни в коем случае не подлежат оплате советским правительством как предоставленные организации, находившейся с ним в вооруженной борьбе.

7. Таким образом, общая сумма долга Советской России правительству СШСА ограничивается суммой 187.729.750 долларов с начисленными на нее процентами.

Никаких других долгов, например по заказам, более не имеется, за исключением лишь упомянутой выше суммы в 86 млн. долларов отдельным банкам.

8. Размер убытков, причиненных гражданам СШСА применением к ним национализации и конфискации их имущества, не поддается точному подсчету. Надлежит, однако, иметь в виду: а) что не все американские предприятия в России были национализированы (например, не был национализирован завод Международного общества жатвенных машин), но, с другой стороны, б) что значительное количество американских товаров было конфисковано в Сибири после занятия ее Красной Армией в 1920 г.

9. К числу контрпретензий России, поддающихся точному учету, следует отнести:

а) суммы, выданные из означенных выше кредитов на оплату расходов представителей боровшихся с советской властью правительств (Колчака и Деникина);

б) стоимость военного снаряжения, оплаченного из означенного выше кредита, но отправленного правительством СШСА тем же правительствам, боровшимся с советским правительством, говоря иначе, стоимость всего отправленного из Америки в Россию после ноября 1917 г. (то есть, вероятно, большей части заказов).

Размеры этих сумм могут быть точно установлены путем проверки счетов и сроков отправки означенного имущества из портов Америки.

10. При расчетах с страховыми обществами “Нью-Йорк” и “Эквитэбль” надлежит иметь в виду, что они отказывают русским страхователям в оплате страховых сумм, ссылаясь на конфискацию их капиталов, депонированных в Россию. В случае возмещения им таковых следует оговорить исполнение этими страховыми обществами своих обязательств перед русскими страхователями.

По заслушании доклада председательствующий Л. А. Лунц отметил, что настоящее сообщение А. Э. Вормса рассеяло те недоразумения, которые ввиду недостатка данных остались у бюро при первом рассмотрении этого вопроса. Однако в докладе нет упоминания о кредите на покупку финляндской валюты, каковое обязательство заставляет предполагать, что кредит этот был погашен. (Докладчик высказывает те же предположения.)

Что касается 187.729.750 долл. (п. 4 доклада), то эти суммы, очевидно, не были использованы ни Временным, ни Советским правительством. Представляется поэтому интересным знать, возможно ли эту сумму не считать нашим долгом Америке. Практически такая постановка вопроса важна в смысле выяснения, на кого в данном случае должна пасть one proband[7].

По последнему вопросу М. Я. Пергамент, А. Э. Вормс и Л. С. Эльяссон высказались в том смысле, что сумма в 187.729.750 долл. является несомненным нашим долгом. На эту сумму нами закуплены были определенные предметы, но закупленным распорядились не мы, и это дает нам право на предъявление соответствующей контрпретензии, которую можно доказать по справкам в Америке ссылкой на сроки и адреса отправок подлежащих грузов.

В отношении страховых обществ (п. 10 доклада) М. Я. Пергамент, Л. С. Эльяссон и другие члены бюро присоединились к мнению докладчика, что поименованные в докладе иностранные страховые общества не вправе отказывать в выплате своим клиентам страхового вознаграждения на том основании, что советское правительство конфисковало их суммы, находившиеся в России в качестве обеспечения. Страховые общества, вступая в договорные отношения со своими клиентами, обязывались платить вовсе не из сумм, которые русское правительство потребовало от них в качестве обеспечения правильной их деятельности, с другой стороны, и клиенты доверяли не этому фонду, а обществу в целом, всему его капиталу.

Но позиция наша в изложенном вопросе значительно ослабляется фактом конфискации указанных выше фондов. Однако, с точки зрения защиты интересов наших граждан, мы могли бы в данном случае указать, что конфискация сравнительно весьма небольших фондов страховых обществ, находившихся в России в качестве обеспечения, имела в виду лишь прекращение деятельности этих обществ, в связи с общим направлением политики советской власти и отнюдь не предполагала обогатить страховые общества и поставить наших граждан в положение, худшее по сравнению с иностранцами. Общая сумма требований русских клиентов американских страховых обществ определяется в 75 млн. руб. зол., каковую сумму мы могли бы затребовать от Америки при взаимных расчетах. Фонд обеспечения в указанную сумму не входит.

М. И. Герасимов обратил внимание, что у нас не имеется сведений о сумме, на которую был распространен в Америке Заем свободы. Эти суммы также составят предмет требования к нам со стороны американцев.

Постановили: Признать, что основной суммой нашего долга Америке является сумма неиспользованного нами до 15 ноября 1917 г. американского кредита в 187.729.750 долл., которые были затрачены главным образом на авансы и оплату по заказам на военное снаряжение и снабжение, сделанным русским правительством в СШСА. Эта основная сумма нашего долга Америке подлежит корректированию на основании бухгалтерской обработки нижеследующих данных:

а) суммы русских заказов, переданных Америкой белым правительствам. Эти данные возможно получить из архива бывшего русского посла в Америке Бахметьева, а также непосредственно от американского правительства, когда будут идти переговоры с ним. До этого времени на основании архива Главзаграна следовало бы попытаться выяснить размеры наших военных заказов в Америке и то их количество, которое нами было получено;

б) суммы страховых обеспечений, подлежащих уплате русским клиентам американских страховых обществ. Этот вопрос следует обсудить совместно в Госстрахом и страховой секций Института экономических исследований Наркомфина;

в) суммы конфискованных в России капиталов американских страховых обществ. Сведения об этих суммах можно получить из двух последних отчетов указанных обществ, действовавших в России;

г) суммы убытков от национализации имущества американских граждан в Сибири и других местах России после перехода этих мест к советской власти. Эти суммы подлежат выяснению и уточнению; Америка их определяет в 60 млн. долларов;

д) суммы размещенного в Америке Займа свободы, каковую сумму возможно было бы определить по данным бывшей кредитной канцелярии и Государственного контроля.

Председатель Лунц

Секретарь Падейский

На подлинном экземпляре имеется резолюция председателя бюро т. Любимова Н. Н.: «Пошлите 1 экз. в НКИД. Укажите на ориентированное значение этих данных. Подчеркните активность Америки в поддержании интервенции в Сибири. 12 февраля. Н. Любимов».

Примечания:

[1] Опущены организационные вопросы работы бюро.

[2] Не публикуется, см.: РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 37. Д. 1690. Л. 7


Fri, 05 Feb 2016 19:57:45 +0000
(СЗ СССР 1931 г. № 6, ст. 72) Об упразднении Особого валютного совещания при Наркомфине СССР и о дополнении постановления ЦИК и СНК СССР от 21 марта 1928 г. о вывозе, ввозе, пересылке и переводе за-границу и из-за границы валютных и фондовых ценностей.

Статья № 72.

Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров.

Об упразднении Особого валютного совещания при Народном комиссариате финансов Союза ССР и о дополнении постановления Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 21 марта 1928 г. о вывозе, ввозе, пересылке и переводе за-границу и из-за границы валютных и фондовых ценностей.

Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Упразднить Особое валютное совещание при Народном комиссариате финансов Союза ССР и передать его функции Народному комиссариату финансов Союза ССР.

Поручить Народному комиссариату финансов Союза ССР в пятнадцатидневный срок представить на утверждение Совета народных комиссаров Союза ССР проект изменений в законодательстве Союза ССР, вытекающих из этого постановления.

2. Дополнить постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 21 марта 1928 г. о вывозе, ввозе, пересылке и переводе за-границу и из-за границы валютных и фондовых ценностей (С. 3. СССР 1928 г. № 18, ст. 152) ст. 9


Sat, 25 Jul 2015 20:36:15 +0000
(СЗ СССР 1930 г. № 20, ст. 223) Об упразднении агентства Народного Комиссариата Финансов Союза ССР за-границей и о распределении его функций.

Статья № 223.

Постановление Совета Народных Комиссаров.

Об упразднении агентства Народного Комиссариата Финансов Союза ССР за-границей и о распределении его функций.

В отмену постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 13 февраля 1925 г. об агентстве Народного Комиссариата Финансов Союза ССР за-границей (Собр. Зак. Союза ССР 1925 г. № 9, ст. 85) Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Предложить Народному Комиссариату Финансов Союза ССР в десятидневный срок ликвидировать агентство Народного Комиссариата Финансов Союза ССР за-границей.

2. Возложить на органы Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза ССР:

а) наблюдение за своевременной сдачей учреждениями и предприятиями, действующими за-границей, в доход казны в установленном порядке поступающих к ним государственных сборов и прочих доходов;

б) наблюдение за расходованием по прямому назначению кредитов, отпущенных указанным учреждениям и предприятиям в иностранной валюте;

в) надзор за отчетностью находящихся за-границей учреждений и предприятий, прибыль которых поступает в доход казны;

г) надзор за соблюдением учреждениями и предприятиями, действующими за-границей, валютного законодательства.

3. Возложить на полномочное представительство Союза ССР в Германии:

а) осведомление Народного Комиссариата Финансов Союза ССР о состоянии заграничного денежного и товарного рынка, условиях кредита за-границей, финансовых мероприятиях иностранных государств и т. п.;

б) осведомление заграничной печати о финансовых мероприятиях Союза ССР;

в) выполнение других поручений Народного Комиссариата Финансов Союза ССР в области информации.

4. Для выполнения изложенных в ст. 3 обязанностей учредить в составе полномочного представительства Союза ССР в Германии должность финансового атташе, назначаемого по соглашению между Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР и Народным Комиссариатом по Иностранным Делам.

5. Поручить Народному Комиссариату Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза ССР издать по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР и Народным Комиссариатом по Иностранным Делам инструкцию по применению настоящего постановления.

Зам. Председателя СНК Союза ССР В. Шмидт.

Управляющий Делами СНК Союза ССР и СТО Н. Горбунов.

Москва—Кремль.

21 марта 1930 г.

Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1930.03.21
Источник: 
Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР за 1930 год, стр. 376-377.


№ 700. Постановление Народного Комиссариата Финансов. О сроке введения в действие декрета об установлении налога на зажигательные спички.

Статья № 700.

Постановление Народного Комиссариата Финансов.

О сроке введения в действие декрета об установлении налога на зажигательные спички.

Народным Комиссариатом Финансов постановляется:

Декрет Совета Народных Комиссаров от 14 ноября 1921 года об установлении налога на зажигательные спички (Собр. Узак. 1921 г. № 76, ст. 624) ввести в действие повсеместно с 1
Просмотров: 78

Политическая власть — это способность и возможность государства и других субъектов политической жизни оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью права.
 
 История России XX век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953-2008). Том 3
История России XX век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953-2008). Том 3
Эта книга — первая из множества современных изданий — возвращает русской истории Человека. Из безличного описания «объективных процессов» и «движущих сил» она делает историю живой, личностной и фактичной. Исторический материал в книге дополняет множество воспоминаний очевидцев, биографических справок-досье, фрагментов важнейших документов, фотографий и других живых свидетельств нашего прошлого. История России — это история людей, а не процессов и сил. В создании этой книги принимали участие ведущие ученые России и других стран мира, поставившие перед собой совершенно определенную задачу — представить читателю новый, непредвзятый взгляд на жизнь и пути России в самую драматичную эпоху ее существования....

Цена:
739 руб

В. Н. Усов Советская разведка в Китае. 30-е годы ХХ века
Советская разведка в Китае. 30-е годы ХХ века
Книга известного российского китаиста-историка В.Н.Усова "Советская разведка в Китае. 30 годы ХХ века" является продолжением его первой монографии "Советская разведка в Китае в 20-е годы ХХ века", вышедшей в Москве в 2002 г. и переведенной на китайский язык в КНР. Эта работа - первое в России оригинальное исследование, рассказывающее о деятельности советской внешней разведки в лице сотрудников Коминтерна, ГРУ и ОГПУ на широком историческом фоне Китая того времени. В новой книге широко используются материалы и документы из архивов Коминтерна, МИДа, внешней разведки, а также воспоминания советских и зарубежных участников тех событий, рассказывается, против кого персонально и против каких конкретных организаций велись разведывательные действия в Китае 30-х годов. Данная работа дополняет картину взаимоотношений СССР с Китаем, показывает всю сложность и многогранность разведывательной работы, ее успехи и провалы....

Цена:
549 руб

Илья Ратьковский Хроника красного террора ВЧК. Карающий меч революции
Хроника красного террора ВЧК. Карающий меч революции
Созданная в декабре 1917 года ВЧК - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем - не только положила начало советским спецслужбам, но и стала для многих зловещим олицетворением Великой русской революции. Новая книга ведущего историка террора Гражданской войны, доцента Института истории СПбГУ, на основе обширного круга источников во всех подробностях освещает Красный террор ВЧК в 1918 году, развенчивая устоявшиеся мифы о деятельности чекистов. Каков вклад Ленина и Дзержинского в строительство ВЧК? Какую роль в старте террора сыграли покушения на первых лиц Советской России и что было главной причиной введения большевиками смертной казни? Был ли Красный террор ответом на террор Белого движения и иностранных интервентов, жесткие подавления революций в Германии и Финляндии? Как ВЧК боролась с контрреволюционным подпольем, преступностью, оппозиционными партиями и движениями? Каков был кадровый состав чекистов и все ли они выдержали испытание властью? Наконец, каковы реальные масштабы репрессий ВЧК и что стало итогом политики Красного Террора?...

Цена:
276 руб

Е. Т. Артемов Атомный проект в координатах сталинской экономики
Атомный проект в координатах сталинской экономики
В монографии анализируются стратегия и практика реализации советского атомного проекта как феномена "командной экономики" в ее классическом, сталинском варианте. В центре исследования пути и способы достижения заявленных целей, механизмы их согласования с задачами внутренней и внешней политики СССР, процессы формирования и эволюции управленческой структуры атомного проекта, планирования и организации работы, кадровая политика и мотивация труда. Эти вопросы рассматриваются в контексте создания научно-производственной базы и военной инфраструктуры ядерно-оружейного комплекса. Делается попытка оценить результативность атомного проекта и последствия его реализации для экономики страны. Книга адресована всем интересующимся историей советского оборонно-промышленного комплекса....

Цена:
619 руб

Е. Т. Артемов Атомный проект в координатах сталинской экономики
Атомный проект в координатах сталинской экономики
В монографии анализируются стратегия и практика реализации советского атомного проекта как феномена "командной экономики" в ее классическом, сталинском варианте. В центре исследования пути и способы достижения заявленных целей, механизмы их согласования с задачами внутренней и внешней политики СССР, процессы формирования и эволюции управленческой структуры атомного проекта, планирования и организации работы, кадровая политика и мотивация труда. Эти вопросы рассматриваются в контексте создания научно-производственной базы и военной инфраструктуры ядерно-оружейного комплекса. Делается попытка оценить результативность атомного проекта и последствия его реализации для экономики страны. Книга адресована всем интересующимся историей советского оборонно-промышленного комплекса.

...

Цена:
619 руб

Они не молчали
Они не молчали
Книга разрушает еще один стереотип, долгое время господствующий в общественном сознании: легенду о всеобщей покорности, неведении и казенном единомыслии, якобы сопутствовавших формированию административно-командной системы и культа личности Сталина. В ней рассказывается о тех, кто противостоял произволу и беззаконию, боролся против массовых репрессий, за возрождение демократических норм нашей жизни, за то, что сегодня вкладывается нами в понятие "перестройка".
Рассчитана на широкого читателя....

Цена:
199 руб

А. А. Иголкин Советская нефтяная политика в 1940-м - 1950-м годах
Советская нефтяная политика в 1940-м - 1950-м годах
Книга посвящена истории одной из ключевых отраслей экономики СССР - нефтяной промышленности - на протяжении трех разных, но тесно взаимосвязанных периодов: Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и дальнейшего его развития. На основе широкой источниковой базы раскрываются трудные военные испытания отрасли и ее вклад в Победу, показано восстановление нефтяной промышленности, понесшей огромный урон в ходе военных действий, освещена перестройка отрасли на мирный лад и ее место в народном хозяйстве в условиях возрастания роли научно-технических факторов.

Книга рассчитана на специалистов в области экономической истории, а также и более широкий круг читателей....

Цена:
296 руб

 Голод в СССР. 1929-1934. В 3 томах. Том 2. Июль 1932 - июль 1933
Голод в СССР. 1929-1934. В 3 томах. Том 2. Июль 1932 - июль 1933
Настоящее издание является вторым томом документальной серии "Голод в СССР. 1929-1934". В нем представлены документы центральных и региональных архивов РФ, а также архивов Республики Беларусь и Республики Казахстан, характеризующие период кульминации массового голода в стране в начале 1930-х гг. В томе содержатся документы и материалы по важнейшим аспектам проблемы, раскрывающие ход хлебозаготовительной кампании 1932 г., масштабы и региональные особенности голода в первой половине 1933 г., мероприятия власти по ослаблению кризиса и укреплению сельского хозяйства....

Цена:
849 руб

Сергей Ларьков, Федор Романенко "Враги народа" за полярным кругом
"Враги народа" за полярным кругом
Сборник состоит из 11-ти очерков, объединенных общей темой - история репрессий против советских полярников и коренных народов Севера в годы большевистской власти.
В основном очерке, одноименном названию сборника, впервые сделана попытка обобщить документально подтверждённые сведения о необоснованных политических репрессиях против советских полярников, приводятся сведения о более чем 1000 репрессированных.
В очерке "Из каменного века - за колючую проволоку..." обобщены материалы о репрессиях против малых коренных народов Советского Севера. Обнаруженные Ф.Романенко архивные материалы позволили восстановить историю восстания ямальских ненцев в 1934 г.
Отдельные очерки посвящены репрессиям против участников двух известных экспедиций в Арктике: по спасению группы итальянского генерала У.Нобиле, летавшего к Северному полюсу на дирижабле "Италия" в мае 1928 г., и советской экспедиции под руководством начальника Главсевморпути (ГУСМП) О.Ю.Шмидта на пароходе "Челюскин" в январе-апреле 1934 г. Первой попытке перевозки заключенных по арктическим морям посвящен очерк "Законвоированные зимовщики". В очерке "Об одном полярном мифе ГУЛАГа" опровергаются распространившиеся в последние годы сообщения о гибели в Арктике в 1934 г. парохода "Пижма" с заключенными на борту. Очерк "Ледяное дыхание триумфа" посвящен репрессиям против полярников во время и после работы дрейфующей станции "Северный полюс" в 1937-1938 гг., описаны репрессии против участников полюсной экспедиции Севморпути 1937 г. По вновь обнаруженным архивным документам МВД, МГБ и других ведомств восстановлена история секретных работ по поискам радиоактивных руд в Центральной Арктике в послевоенные годы. В очерке "Урановые острова ГУЛАГа в Восточной Арктике" описаны лагерные пункты Чаунского ИТЛ в низовьях Колымы и в районе Певека, где проводилась разведка и добыча радиоактивных руд. Анализируются данные о географическом расположении наиболее северных лагерей ГУЛАГа.
В статьях сборника использовано много неизвестных ранее архивных материалов, он обильно иллюстрирован....

Цена:
729 руб

Ликвидация. Сталин, Троцкий, Зиновьев. Фрагменты политических судеб
Ликвидация. Сталин, Троцкий, Зиновьев. Фрагменты политических судеб
Автор, доктор исторических наук, обращается к жанру политической биографии, рассматривая его как средство воссоздания достоверной, цельной, эмоционально притягательной картины прошлого. Историю творят люди, и в центре исторического исследования должен стоять человек.
Автор обращается к политическим судьбам деятелей КПСС, вокруг которых не утихают споры и дискуссии. Он приглашает читателя к раздумью, собственным выводам о действующих лицах на" шей истории, исходя из фактов, конкретных реалий.

Для широкого читательского круга....

Цена:
599 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования