Новости проекта «Исторические Материалы»
Суды и правоохранительные органы, направление

Tue, 18 Dec 2018 12:41:52 +0000
Протокол допроса А.С. Оскотского, участвовавшего в комиссии по осмотру грузовой машины, потерпевшей аварию 2 декабря 1934 г. на улице Воинова. 25 сентября 1937 г.

25 сентября 1937 г.

1937 г. сентября мес. 25 дня. Я, оп. уполномоч. ОУ, лейтенант ГБ Суконкин допросил в качестве свидетеля ОСКОТСКОГО Абрама Самуиловича.

Об ответственности за дачу ложных показаний предупрежден по ст. 95 УК.

ВОПРОС: Вы участвовали в комиссии по осмотру грузовой машины УНКВД ЛО, потерпевшей аварию 2 декабря 1934 г. по ул. Воинова?

ОТВЕТ: Я, будучи дежурным по ОРУДу 2-го декабря 1934 г., часов в 11 утра выезжал по вызову, по чьему, не помню, на место аварии грузовой машины УНКВД ЛО на ул. Воинова у дома № 52. После этого был привлечен для работы в комиссии по установлению причин аварии.

ВОПРОС: Кто входил в состав комиссии?

ОТВЕТ: Мне известно, что руководил работой комиссии пом. нач. ЭКО УНКВД ЛО Ржавский. В состав комиссии входили: от ОРУДа я, Оскотский, и Малькевич М.А. — ст. аварийный инспектор, Васильев — быв. директор завода «Кр. треугольник», автоинженер представительства Наркомтяжпрома, фамилии не помню, и зав. гаражом того же представительства, фамилии не помню. Работа комиссии протекала в кабинете Ржавского.

ВОПРОС: Расскажите о Вашем участии в осмотре машины и в работе комиссии с момента Вашего вызова и выезда на место аварии?

ОТВЕТ: Когда я приехал на место аварии машины, то там находились сотрудник УНКВД ЛО Гусев и шофер. Пострадавшего от аварии уже на месте не было. Грузовая машина, потерпевшая аварию, стояла у поребрика панели, у места аварии. Встретивший меня сотрудник Гусев предложил мне немедленно поехать с ним в здание УНКВД ЛО якобы по приказанию наркома. Когда я ему сказал, что мне нужно вначале обследовать место аварии и осмотреть машину, то он мне в приказной форме заявил, что это делать будете потом, а сейчас садитесь в машину и поедем, что мною и было сделано, но во время пререканий с Гусевым я успел сделать схематический набросок места аварии и бегло осмотреть только снаружи машину, потерпевшую аварию. На основании этого беглого осмотра, при котором мною был установлен разрыв правой передней покрышки, можно было предполагать, что авария произошла вследствие этого разрыва. С этим мнением я приехал в здание УНКВД ЛО. С шофером, который ехал с нами в здание УНКВД ЛО, Гусев мне разговаривать не разрешил. По приезде в здание УНКВД ЛО Гусев меня свел в 4-й этаж в комнату секретаря Могилкиной, где и оставил ожидать вызова, а сам с шофером ушел. Часа через 2,5—3 сюда вышел Агас, который заявил, что сейчас будет меня опрашивать, но когда я ему заявил, что я еще ничего не знаю, т.к. не произвел обследования и осмотра машины, он мне разрешил отправиться заканчивать дело. Могилкина мне выписала пропуск на выход, и я поехал в ОРУД, где доложил нач-ку ОРУДа Шилкину обстоятельства аварии. Шилкин ввиду серьезности случая предложил ст. инспектору Малькевичу поехать со мной для производства обследования на месте аварии. Мы с Малькевичем выехали на место аварии, где у машины в это время никого не было, и уже вдвоем осмотрели машину и измерили расстояния, нужные для обследования. После этого мы приехали в здание УНКВД ЛО и ожидали сбора комиссии. Вместе с комиссией и машиной, потерпевшей аварию, поехали в гараж и там произвели тщательный осмотр машины и установили причину аварии. Из гаража возвратились в кабинет Ржавского, где путем обмена мнениями пришли к заключению и составили акт о причинах аварии. После этого мною с Малькевичем было составлено техническое заключение о причинах аварии на бланках ОРУДа, которое не расходилось с выводами комиссии, указанными в акте.

ВОПРОС: Какое было заключение о причинах аварии машины?

ОТВЕТ: При осмотре машины в гараже была установлена поломка передней рессоры и стяжного болта и отсутствие четырех листов рессоры, в результате чего передняя ось машины ушла влево и оказалась децентрированной. Осмотром резины установлено, что прорыв камеры произошел при ударе переднего правого колеса о поребрик панели, т.е. прорыв камеры не явился причиной аварии, а явился ее следствием. Причиной же аварии явилась вышеуказанная неисправность машины плюс повышенная скорость, допущенная водителем.

ВОПРОС: Какое участие в работе комиссии принимал Гусев?

ОТВЕТ: В работе комиссии Гусев участия не принимал, и после того, как он меня привез с места аварии машины в здание УНКВД ЛО, я его больше не видел.

Протокол записан с моих слов правильно и мною прочитан.

Допросил: Оп. уполном. ОУ лейтенант ГБ — Суконкин

Дополнительно.

Прошу внести исправление в мое показание, которое сводится к следующему: из здания УНКВД в ОРУД я не ездил, а выехал из здания вместе со всей комиссией к месту аварии машины, где застал нач-ка ОРУД Шилкина и ст. инспектора ОРУДа Малькевича. Здесь же был представитель гаража УНКВД Ионин и нач. гаража Гирин. С машины, потерпевшей аварию, было снято колесо (переднее правое) и комиссия поехала в гараж для осмотра резины и машины, которая пошла своим ходом под управлением Ионина, а я сидел рядом с ним. По пути в гараж на ул. Войнова при повороте направо на Гагаринскую ул. машину забросило вправо на панель. Затем еще раз такой же занос получился на проезде Декабристов угол бульвара Профсоюзов. Это обстоятельство заставило обратить особое внимание на механическую часть, т.к. у всей комиссии вначале составилось мнение, что причиной аварии явился прорыв камеры. Последующим осмотром это обстоятельство было отвергнуто и установлено, что причиной аварии явилась неисправность механической части, т.е. поломка стяжного болта передней рессоры, от которого в машине имелась только головка, недостача семи (по заводской норме) листов рессоры и смещение передней оси влево.

ВОПРОС: Какое участие в работе комиссии принимали Гирин и Ионин?

ОТВЕТ: Гирин и Ионин присутствовали при осмотре машины в гараже, причем высказывали свое мнение о причинах аварии, не совпадавших с мнением комиссии, т.е. что авария произошла в результате прорыва камеры. Камера тщательно была осмотрена и кроме прорыва, полученного от наезда на поребрик панели, других повреждений не имела. На заседании комиссии Гирин и Ионин не присутствовали. Когда комиссия закончила работу, т. Агас предложил представителям ОРУДа остаться и здесь нам предложил независимо от акта комиссии оформить дело, как оформляются обычные дела на бланках ОРУДа. После этого мною и Малькевичем было составлено обследование, заключение и схематический эскиз на бланках ОРУДа и передано т. Агас.

Протокол записан с моих слов правильно и мною прочитан.

Оскотский

Допросил:  Оп. уполном. ОУ
лейтенант ГБ — Суконкин.

Справка: «Подлиннки находится в архивном следственном деле по обвинению С.П. Гусева».

Верно:         Батурин

Государство: 
Датировка: 
1937.09.25
Период: 
1937
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 96. Л. 132-135. Заверенная копия

Tue, 18 Dec 2018 12:25:22 +0000
Протокол допроса члена комиссии по обследованию грузовой машины, потерпевшей аварию 2 декабря 1934 г. на улице Воинова, М.А. Малькевича. 25 сентября 1937 г.

25 сентября 1937 г.

1937 г. сентября мес. 25 дня. Я, оп. уполномочен. ОУ лейтенант ГБ Суконкин, допросил в качестве свидетеля Малькевича Мечислава Антоновича. Об ответственности за дачу ложных показаний предупрежден по ст. 95 УК.

ВОПРОС: Расскажите о Вашем участии в комиссии по обследованию машины гаража УНКВД ДО, потерпевшей аварию 2 декабря 1934 г. на ул. Воинова?

ОТВЕТ: 2-го декабря 1934 г. днем, время сейчас не помню, я выехал на место аварии машины на ул. Воинова с начальником ОРУДа т. Шилкиным, по предложению последнего. До нашего выезда на место аварии туда выехал дежурный инспектор ОРУДа Оскотский. Когда мы приехали, на месте аварии никого не было у машины и на наш вопрос к милиционеру, где шофер, инспектор ОРУДа, последний ответил, что уехали в дом УНКВД. Шилкин меня оставил здесь, а сам сразу поехал к дому УНКВД. Милиционер мне заявил, что до приезда комиссии машину трогать нельзя. Вскоре сюда же приехал сотр-к УНКВД в штатском, по-моему, Гусев, который также подтвердил, что до приезда комиссии машину нельзя трогать. Еще через некоторое время сюда приехали несколько человек из гаража, среди которых был, как я потом узнал, техник гаража Ионин. Ионин, бегло осмотрев всю машину, подошел к переднему правому колесу и хотел его снимать, но я и милиционер ему сказали, что до приезда комиссии машину трогать не разрешено. Вскоре после этого пришли две или три машины, на которых были сотр-ки УНКВД и лица в штатском — члены комиссии, как я потом узнал. Членами комиссии была осмотрена снаружи машина и все внимание обращено на правое переднее колесо со спущенной покрышкой. Колесо было снято, положено на другую машину и отправлено в гараж УНКВД для детального осмотра, куда уехали и члены комиссии, представители от завода «Кр. треугольник». Я с Оскотским и члены комиссии, представители от Наркомтяжпрома, остались у машины, потерпевшей аварию. На машину было одето запасное колесо, Ионин сел за руль, а Оскотский рядом с ним. Проверили тормозные расстояния сходу, которые оказались нормальными. После этого я с представителями Наркомтяжпрома сели на легковую машину и поехали в гараж УНКВД, а Оскотский с Иониным погнали машину, потерпевшую аварию, своим ходом туда же для осмотра механической части. Когда мы приехали в гараж, то там резина от колеса была снята и производился осмотр ее членами комиссии. Кроме одного языкообразного прорыва никаких повреждений в камере обнаружено не было. Место прорыва камеры совпадало с местом удара колеса о поребрик панели, почему комиссия пришла к выводу, что прорыв произошел от удара колеса о поребрик панели. Когда в гараж пришла машина, потерпевшая аварию, то Оскотский отвел меня в сторону и сказал, что по пути в гараж, при поворотах вправо машину бросало вправо и они чуть не заехали на панель. Ионин просил Оскотского этого не говорить комиссии. После этого машина была поднята и обнаружились следующие технические недостатки: не хватало семи рессорных листов в передней рессоре, был сорван центровой болт и нижняя часть болта с гайкой отсутствовала. Рессорные цапки, будучи затянуты гайками до отказа, имели люфт, т.е. фактически рессоры они не скрепляли. На заседании комиссии, которое состоялось в тот же день в кабинете пом. нач. ЭКО — Ржавского, после обсуждения результатов осмотра резины и машины, комиссия сделала вывод, что резина лопнула при ударе колеса о поребрик панели и причиной аварии не являлось. Техническое состояние автомобиля было неисправное и указанные выше дефекты допускали во время хода автомобиля резкие броски машины в сторону, что имело место при следовании машины с места аварии в гараж. Вызванный на комиссию шофер машины, потерпевшей аварию, на техническую неисправность машины не жаловался, а заезд на панель объяснил резким броском машины вправо. Комиссия пришла к выводу, что техническая неисправность машины послужила причиной аварии, о чем и был составлен там акт. После окончания работы комиссии Ржавский предложил работникам ОРУДа остаться и т. Агас предложил данную аварию оформить, так как мы оформляли каждую аварию в ОРУДе и по окончании работы материал немедленно сдать ему. Мы со Оскотским еще раз выехали на место аварии машины, где сняли точный эскиз места аварии и к утру составили акт со схемой, который т. Оскотский и сдал Агасу. Выводы нашего акта с выводами комиссии о причинах аварии машины не расходились. Мне кажется, что акт комиссии я и Оскотский не подписывали, а подписал его нач. ОРУДа Шилкин, а мы были с совещательным голосом.

ВОПРОС: Кто входил в состав комиссии?

ОТВЕТ: Руководил комиссией Ржавский. В состав комиссии входили представители з-да «Кр. треугольник» и представители Наркомтяжпрома, фамилий их не знаю. Из представителей Наркомтяжпрома один был автоинженер, а второй механик гаража Наркомтяжпрома. От ОРУДа в комиссии участвовал, кроме меня и Оскотского, нач-к ОРУДа Шилкин, который в гараже на осмотре машины не был.

ВОПРОС: Гусев, с которым Вы встречались на месте аварии машины, участвовал в работе комиссии?

ОТВЕТ: Гусев в работе комиссии не участвовал.

ВОПРОС: Присутствовали ли на заседании комиссии нач. гаража Гирин и Ионин?

ОТВЕТ: Я хорошо помню, что Ионин на заседании комиссии был, так как он протестовал против выводов комиссии о технической неисправности автомобиля. Кроме Ионина было еще человека два из гаража, но кто, я сейчас не помню.

Протокол записан с моих слов правильно и мною прочтен.

Малькевич

Допросил: оп. уполномоч. ОУ лейтенант ГБ Суконкин

Справка: «Подлинник находится в архивно-следственном деле № П-59375 по обвинению С.П. Гусева».

Верно:                         Батурин

Государство: 
Датировка: 
1937.09.25
Период: 
1937
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 96. Л. 138-140. Заверенная копия

Tue, 18 Dec 2018 11:44:30 +0000
Протокол допроса свидетеля бывшего шофера В.М. Кузина. 22 сентября 1937 г.

22 сентября 1937 г.

1937 г., сентября мес., 22 дня. Я, оп. уполномоч. ОУ лейтенант ГБ Суконкин допросил в качестве свидетеля КУЗИНА Василия Михайловича.

Кузин Василий Михайлович 22 сентября 1937 г. об ответственности за дачу ложных показаний предупрежден по ст. 95 УК.

ВОПРОС: Вы на следствии в июне м-це с.г. дали показание, что авария машины, на которой 2 декабря 1934 г. везли в Смольный опер, комиссара Борисова, произошла не из-за исправности машины, а вследствие умышленного создания аварии сотр-м, сидевшим рядом с Вами, Малием. Подтверждаете Вы это?

ОТВЕТ: Да, я свои показания, данные на следствии в июне м-це 1937 г., полностью подтверждаю как правильные.

ВОПРОС: Кто Вас привез с места аварии машины в здание УНКВД?

ОТВЕТ: Меня с места аварии в здание УНКВД привез сотр-к оперода Гусев на машине нач-ка от-ния Бенюка, шофером на которой был Васильев.

ВОПРОС: Расскажите о действиях Гусева на месте аварии машины?

ОТВЕТ: Авария машины произошла приблизительно около 11 час. утра 2 декабря 1934 г. Убитый Борисов сразу был увезен Малием и Виноградовым на неизвестной для меня машине, и я остался около своей машины один. Минут через 8-10 после того, как уехали Малий и Виноградов, сюда подошла машина, из которой вышел Гусев. Подойдя ко мне, Гусев сказал: «Поедем со мной». Я ему заявил, что сейчас приедет инспектор ОРУДа, который был, по моей просьбе, вызван постовым милиционером. Тогда Гусев от меня пошел к постовому милиционеру, и вскоре подошла машина с инспекторами ОРУДа. Из машины вышел один инспектор, а второй, находившийся в машине, поехал дальше по направлению к Смольному. Гусев предложил инспектору поехать с ним, и когда тот сказал, что надо посмотреть машину, Гусев заявил, что сюда еще приедем. Взяв от меня ключ от машины и от милиционера револьвер, отобранный от меня, Гусев предложил мне и инспектору ОРУДа сесть в его машину, чтобы ехать в УНКВД.

ВОПРОС: Задавал Вам Гусев вопросы о причинах аварии машины?

ОТВЕТ: Нет, никаких вопросов мне Гусев не задавал. Инспектор ОРУДа также меня ни о чем не спрашивал.

ВОПРОС: Куда Вас привез Гусев и кому сдал?

ОТВЕТ: Приехав в здание УНКВД, Гусев меня сразу свел в 4-й этаж в кабинет, который находится напротив мраморной лестницы, и оставил в комнате около кабинета у секретаря Могилкиной. Сам Гусев с инспектором ОРУДа сразу отсюда ушли.

ВОПРОС: Вам известна фамилия инспектора ОРУДа, который выезжал на место аварии машины?

ОТВЕТ: Фамилия инспектора ОРУДа, выезжавшего на место аварии машины, мне не известна. Он приблизительно 40 лет, роста среднего, плотный, с черными волосами и бровями, бритый, нос с горбинкой, по внешности нерусский. Одет был в милицейской шинели и фуражке без знаков различия.

ВОПРОС: Кто с Вами первый разговаривал о причинах аварии машины?

ОТВЕТ: Когда я сидел в секретариате у Могилкиной, то сюда вошел неизвестный мне нач-к с четырьмя ромбами, который увел меня в другую комнату в этом же четвертом этаже, где опросил не об обстоятельствах аварии, а только по вопросам, кто я такой. После этого он опять меня привел к Могилкиной и здесь оставил. Часов в 17—18 я был сведен к дежурному коменданту, а отсюда направлен в ДПЗ. Через час-два я был вызван на экспертную комиссию.

ВОПРОС: Кто входил в состав экспертной комиссии?

ОТВЕТ: В состав экспертной комиссии входили: опрашивавший меня нач-к с четырьмя ромбами, инспектор ОРУДа, который приехал с нами с места аварии машины, второй инспектор ОРУДа, фамилии не знаю, в кожаном пальто с петлицами милиции с тремя прямоугольниками и один еще в штатском костюме, кто не знаю. Когда меня вводили в комнату, где находилась комиссия, то оттуда вышли нач-к гаража Гирин и нач-к мастерских Ионин Михаил. Во время опроса меня Гирин и Ионин не присутствовали.

ВОПРОС: Что Вы можете сказать о действиях Гусева на месте аварии машины, были ли они направлены к вскрытию причин аварии машины или, наоборот, к сокрытию?

ОТВЕТ: Действия Гусева были направлены к тому, чтобы скрыть действительную причину аварии машины. Этот вывод я делаю на основании того, что Гусев, приехав на место аварии машины, старался скорее меня увезти отсюда. Никаких вопросов мне о причине аварии не задал. Сам машины не смотрел и не дал осмотреть машину инспектору ОРУДа. Кроме того, были граждане, которые подходили и заявляли, что они видели, как произошла авария, но Гусев на них не обратил никакого внимания и не записал ни одного свидетеля.

Протокол записан с моих слов правильно и мною прочтен.

Кузин

Допросил: Оп. уполном. ОУ, лейтенант ГБ — Суконкин

Верно:         Батурин

Справка: «Подлинник находится в архивно-следственном деле № П- 59375 по обвинению Гусева и Поповицкого».

Государство: 
Датировка: 
1937.09.22
Период: 
1937
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 96. Л. 127—129. Заверенная копия

Tue, 18 Dec 2018 11:36:29 +0000
Приложение 2. Протокол допроса Виноградова Н.И. 17 июля 1937 г.

17 июля 1937 г.

ВОПРОС: Кто зачитывал вам постановление об освобождении Вас из-под стражи в январе месяце 1935 года?

ОТВЕТ: Кто зачитывал постановление об освобождении из-под стражи: меня — Виноградова, Хвиюзова, Малия и Кузина, я сейчас не помню. Но это постановление нам зачитывалось в присутствии Зам. наркома НКВД СССР Агранова.

После зачитки этого постановления присутствующий Агранов обратился к нам с небольшой речью.

ВОПРОС: Что говорил в своем выступлении Агранов?

ОТВЕТ: После того как было объявлено постановление об освобождении, Агранов выступил и заявил: «Мы сегодня вас освобождаем. Мы, я сам, в частности, убедились в том, что вы не виноваты, Борисов убит в результате аварии автомашины, которая, как я убедился, была неисправна. У автомашины было испорчено рулевое управление и сломана рессора. Я сам был на месте аварии и убедился, что Борисов убит в результате этой аварии. Вы сидели под стражей продолжительное время и, как теперь выяснилось, напрасно. За это вы не должны обижаться. Вы должны понять, что этого требовали обстоятельства.

Как известно, т. Киров был убит 1-го декабря с.г., а 2 декабря убит товарищ, который охранял т. Кирова. Эти обстоятельства, вполне понятно, многих нас заставляли думать, что убийство Борисова преследовало определенную цель.

Сейчас мы убедились в другом, убедились, что убийство Борисова — это дело случая и вы к этому делу непричастны. Некоторые из вас, как, в частности, Виноградов, очень много писал заявлений, требовал освобождения. Но мы освободить не могли, так как этот факт мы должны были основательно проверить. Вот почему у вас не должно быть обиды и вы должны после этого продолжать свою работу».

Речь Агранова продолжалась около 30 минут.

Записано с моих слов верно, мною лично прочитано.

Виноградов

Допросил: Зам. Нач. I отд-ния IV отдела УГБ
Мл. лейтенант госуд. безопасности — Якушев

Справка: «Копия протокола допроса Виноградова находится в архивноследственном деле № 957826, Том 2, стр. 78, 79 по обвинению Агранова Я.С. Где находится подлинник этого протокола отметки на копии протокола и других документах не имеется. Батурин».

Государство: 
Датировка: 
1937.07.17
Период: 
1937
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 96. Л. 112-113. Заверенная копия с копии

Tue, 18 Dec 2018 11:30:45 +0000
Приложение 1. Показания обвиняемого В.М. Кузина. 16 июля 1937 г.

16 июля 1937 г.

ВОПРОС: Кто объявлял Вам о результатах следствия по Вашему делу в декабре 1934 года?

ОТВЕТ: Результаты расследования по делу об аварии машины и убийству Борисова объявлял нам: мне — Кузину, Хвиюзову, Малий и Виноградову Зам. Наркома НКВД СССР Агранов.

ВОПРОС: Что сказал Агранов о результатах расследования по Вашему делу?

ОТВЕТ: Агранов сказал, что нас освобождают, так как убийство Борисова произошло по вине неисправности автомашины

Записано с моих слов верно, мною лично прочитано.

Кузин

Допросили:

Зам. начальника I отд. IV отдела УГБ
мл. лейтенант Госуд. Безопасности Якушев

Опер. уполн. Плюсского РО НКВД [....] (подпись)

Справка: «Копия протокола допроса приобщена к архивно-следственному делу № 957826. Том 2, стр. 77».

 

Государство: 
Датировка: 
1937.07.16
Период: 
1937
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 96. Л. 114. Заверенная копия

Mon, 17 Dec 2018 19:54:09 +0000
Сопроводительная записка начальника ГУГБ НКВД СССР по Ленинградской области комиссара государственной безопасности первого ранга Л.М. Заковского Наркому внутренних дел СССР Комиссару государственной безопасности Н.И. Ежову. [Не ранее 17 июля 1937 г.]

Сопроводительная записка начальника ГУГБ НКВД СССР по Ленинградской области комиссара государственной безопасности первого ранга Л.М. Заковского Наркому внутренних дел СССР Комиссару государственной безопасности Н.И. Ежову о направлении протоколов допросов М.В. Кузина и Н.И. Виноградова

№ 21606

[Не ранее 17 июля 1937 г.]
Сов. секретно
Серия «К»
Лично

Направляю Вам два протокола допроса арестованных: Кузина В.М. от 16 июля с.г. и Виноградова Н.И. от 17 июля 1937 г. Приложение: упомянутое.

Заковский

Верно:          Батурин

Резолюция: «т. Слуцкому. Допросить Агранова по существу. М. Фриновский».

Справка: «Подлинник записки находится в архивном следственном деле № 957826 том 2, ст. 77 по обвинению Агранова. Батурин».

Государство: 
Датировка: 
1937.07.17
Период: 
1937
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 96. Л. 11. Заверенная копия

Mon, 17 Dec 2018 19:49:24 +0000
Сообщение А.Я. Вышинского об итогах расследования по делу о взрыве нефтеперекачивающей машины в г. Саратове. 28 сентября 1937 г.
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.09.28
Архив: 
РГАСПИ Ф.82, Оп.2, Д.887 Л.163

Mon, 17 Dec 2018 19:43:16 +0000
Сообщение А.Я. Вышинского об итогах расследования по делу о взрыве нефтеперекачивающей машины в г. Саратове. 25 сентября 1937 г.
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.09.25
Архив: 
РГАСПИ Ф.82, Оп.2, Д.887 Л.162

Mon, 17 Dec 2018 19:37:33 +0000
Сообщение А.Я. Вышинского о крушении пассажирского поезда № 54 на Орджоникидзевской железной дороге. 23 сентября 1937 г.
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.09.23
Архив: 
РГАСПИ Ф.82, Оп.2, Д.887 Л.160


Сообщение А.Я. Вышинского о крушении воинского поезда №-522 на перегоне Трактовый-Щедровка Казанской железной дороги 21 сентября 1937 г.
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.09.22
Архив: 
РГАСПИ Ф.82, Оп.2, Д.887 Л.159

Просмотров: 318
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Отечественная история
 
Юрий Жуков Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг.
Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг.
Как Сталин ещё в 1920-м году пытался предотвратить распад СССР, случившийся в 1991-м, и кто ему в этом помешал? Зачем и каким образом захватывал руководство в партии большевиков? Почему именно Сталин, а не Троцкий, Зиновьев или Бухарин вышел победителем из схватки за лидерство в партии? К чему он стремился, чего добивался всю жизнь? Только ли бесконтрольной власти? Скрывал ли он свои замыслы, цели или же действовал открыто? Как шла аппаратная борьба внутри команды самого Сталина? В чём состояла истинная подоплёка "сталинских репрессий"? Какие реформы в СССР он пытался проводить - успешно и безуспешно? Почему важнейшие материалы о деятельности Иосифа Сталина, раскрытые в перестроечные годы, были в 1996 году вновь засекречены? Мог ли Сталин быть единственным и полновластным творцом советской истории на всём отрезке с 1922 по 1953 год? Кому выгодна мифологизация фигуры Сталина? Возможно ли сегодня создание его исчерпывающей политической биографии? Историк Юрий Жуков пытается уйти от всех предвзятых точек зрения, от всех мифов - как положительных, так и отрицательных - и показывает нам иного Сталина - живого человека со своими интересами, страстями, сомнениями, недостатками и заслугами....

Цена:
529 руб

Инна Шихеева-Гайстер Дети врагов народа. Семейная хроника времен культа личности 1925-1953
Дети врагов народа. Семейная хроника времен культа личности 1925-1953
Отец автора этих мемуаров, Арон Израилевич Гайстер, в момент ареста в 1937 году занимал пост заместителя Наркома земледелия СССР. Как это водилось в сталинские времена, все члены его семьи были объявлены "родственниками врага народа", и для них началось хождение по тюремным и лагерным мукам.
Воспоминания Инны Ароновны Шихеевой-Гайстер первоначально были записаны на магнитофон и предназначались только для узкого семейного круга. Но вскоре стало ясно, что живость и яркость повествования, обилие фактического материала, точность деталей и характеристик превращают ее рассказ в настоящую трагическую повесть, способную тронуть сердца сотен читателей, добавить новые краски в воссоздаваемую по частям картину советской эпохи....

Цена:
480 руб

 Троцкий против Сталина. Эмигрантский архив Л. Д. Троцкого. 1933-1936 гг.
Троцкий против Сталина. Эмигрантский архив Л. Д. Троцкого. 1933-1936 гг.
В настоящее издание включены архивные статьи, письма, интервью и другие документы, написанные Львом Троцким в эмиграции в период 1933-1936 гг. На русском все тексты обнародуются впервые. Часть документов является первопубликацией. Основные затронутые темы: оценка Троцким международного положения и положения в отдельных странах после установления в Германии нацистской диктатуры; особенности развития СССР под властью Сталина, обоснование курса на формирование параллельных (троцкистских) компартий и их международного объединения в IV Интернационал. В томе публикуются документы, свидетельствующие о стремлении Троцкого к установлению контактов идущих за ним организаций с некоторыми другими левыми политическими силами и в то же время о решительном осуждении Троцким курса III Интернационала, контролируемого Москвой, на создание антифашистского народного фронта.
Письма жене Н.И.Седовой дают представление о личной жизни Троцкого, его характере и вкусах.
Том подготовлен к изданию известными российскими историками, проживающими в США, - докторами исторических наук Ю.Г.Фельштинским и Г.И.Чернявским. Книга снабжена предисловием, примечаниями и именным указателем....

Цена:
749 руб

А. Б. Широкорад Союз, который мы потеряли
Союз, который мы потеряли
Как мы жили в СССР? Как мы работали на заводах и в НИИ? Как мы получали информацию о стране и мире? Как нас притесняла власть? Насколько свирепствовала цензура и исчезла ли она теперь? Как мы одевались? Как и где отдыхали? Кто такие "дикари"? Откуда взялся тотальный дефицит товаров и услуг? Плюсы и минусы советских школ и пионерских лагерей. Правда ли то, что в СССР не было секса? Об этом и многом другом читатель узнает из монографии Александра Широкорада "Союз, который мы потеряли". Эта книга - для всех. Молодежь увидит "терра инкогнито", а люди старшего поколения вспомнят свою юность, а может, и откроют что-то новое, чего они не увидели в молодые годы....

Цена:
269 руб

Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917 - апрель 1918 г.
Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917 - апрель 1918 г.
Репринтное воспроизведение издания.
Книга посвящена началу гражданской войны в России. Автор с позиции профессионального военного описывает борьбу политических сил в стране с середины 1917 года и до лета следующего года. Давая живые портреты главных участников тех событий, он показывает неизбежность подготовки контрреволюционного переворота, рассказывает о роли генералитета, новом революционном подъёме в стране, начале "белого движения" и о борьбе Добровольческой армии на юге России....

Цена:
200 руб

 Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 - декабрь 1936
Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 - декабрь 1936
Данный том — один из сборников документов, посвященных роли Владимира Ульянова (Ленина) и Иосифа Джугашвили (Сталина) в создании советских карательных органов и использовании их в качестве инструмента государственного управления и укрепления режима диктатуры....

Цена:
1149 руб

Иллюстрированная история СССР
Иллюстрированная история СССР
Третье издание книги по отечественной истории, в которой предельно сжатое изложение восполняется многочисленными красочными иллюстрациями и документами. В работе отражены основные этапы многовековой истории нашей Родины, главные черты жизни, труда и быта народа, его культуры, показан путь, который она прошла от глубокой древности до конца XX века....

Цена:
429 руб

Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия
Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия
В книге рассматривается важный период в истории Советского государства. В это время одновременно с героической борьбой советского народа на фронтах против интервенции и внутренней контрреволюции в условиях разрухи промышленности, транспорта, сельского хозяйства велась напряжённая борьба за хлеб, уголь, металл. Энциклопедия содержит свыше 2700 статей. В ней освещены самые разные стороны жизни советского общества. Она является продолжением Энциклопедии "Великая Октябрьская социалистическая революция" и рассчитана на широкий круг читателей.
Энциклопедия открывается вводной статьёй, дающей общую картину становления, развития и борьбы за сохранение завоеваний Великого Октября молодого Советского государства. Все важнейшие события и проблемы раскрыты в конкретных статьях.
В Энциклопедии даны статьи о деятельности Коммунистической партии и Советского правительства во главе с В.И.Лениным, о его важнейших работах, о большевистской партии, отдельных её организациях, партийных съездах и конференциях, о Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и их съездах. В ряде статей раскрывается деятельность профсоюзов. В книгу включены статьи о рабочем классе, крестьянстве, интеллигенции, пролетарских организациях.
Излагаются вопросы военной политики и международной обстановки, в которой приходилось жить и бороться Советской Республике. Рассказывается о таких событиях, как интервенция стран Четверного союза и Антанты в Прибалтике и Белоруссии, на Украине и Юге России, на Дальнем Востоке, в Закавказье, на Севере России, в Средней Азии.
Много статей посвящено Вооружённым Силам: Красной Гвардии, Красной Армии, Флоту и их военному искусству, партизанскому движению, истории военных округов страны, боевым путям фронтов (флотов), армий, корпусов, дивизий, военным операциям по борьбе с интервентами и белогвардейцами. Даны статьи о враждебной деятельности буржуазии, буржуазных, буржуазно-националистических и мелкобуржуазных партий, о контрреволюционных режимах и мятежах, о белогвардейских армиях.
Помещаются краткие статьи о промышленных предприятиях - центрах деятельности рабочего класса. В книге освещаются вопросы международной пролетарской солидарности и международного революционного движения, деятельности интернационалистов и их организаций в Советской России. Широко представлен материал о складывании советского государственного аппарата, о советском национально-государственном строительстве, о деятельности Коммунистической партии в области культурного строительства.
Публикуются биографии партийных, государственных деятелей, военачальников, политработников, активных участников Гражданской войны, учёных, писателей, композиторов, артистов. Помещены также краткие биографические справки о наиболее ярых противниках Советской власти.
Книга является систематизированным сводом статей, дополняющих друг друга. Расположены они в алфавитном порядке, что даёт возможность читателю быстро найти нужную справку.
Особенность книги заключается в том, что в статьях и справках внимание обращается на характеристику событий и явлений только периода Гражданской войны....

Цена:
1279 руб

Крутой маршрут. Хроника времен культа личности
Крутой маршрут. Хроника времен культа личности
Евгения Семеновна Гинзбург прошла все круги сталинских тюрем, лагерей, ссылки. Ее память сохранила для нас полную и потрясающую картину страданий, мытарств, скитаний. Несомненный писательский дар позволил донести до нас поразительное богатство и разнообразие человеческих характеров и судеб жертв и тюремщиков, героев и мучеников. Жгучая правда времени, взволнованное свидетельство очевидца, обаяние личности автора привлекут к этой книге самые широкие круги читателей....

Цена:
979 руб

Сталин и репрессии 1920-1930-х годов
Сталин и репрессии 1920-1930-х годов
Накануне советско-финляндской войны И.В.Сталин в беседе с послом СССР в Швеции A.M.Коллонтай отметил: «Многие дела нашей партии и народа будут извращены и оплеваны, прежде всего, за рубежом, да и в нашей стране тоже... И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний». Сталина постоянно пытаются убить вновь и вновь, выдумывая всевозможные порочащие его имя и дела мифы, а то и просто грязные фальсификации. Но сколько бы противники Сталина не стремились превратить количество своей лжи и клеветы в качество, у них ничего не получится. Этот поистине выдающийся деятель никогда не будет вычеркнут из истории. Автор уникального пятитомного проекта военный историк А.Б.Мартиросян взял на себя труд развеять 200 наиболее ходовых мифов антисталинианы, разоблачить ряд «документальных» фальшивок. Вторая книга проекта — «Сталин и репрессии 1920-1930-х годов»....

Цена:
599 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования