Новости проекта «Исторические Материалы»
Органы власти, направление

Tue, 10 Oct 2017 10:34:58 +0000
Из постановления СНК СССР о спецпереселенцах. 4 апреля 1932 г.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

1. Указать НКСнабу РСФСР на невыполнение Росрыбой постановления СНК СССР 292/сс от 28.12.1931 г. об организации в Нарыме рыбных промыслов.

2. Предложить Росрыбе немедленно приступить к развертыванию рыбного промысла в Нарыме на базе использования рабочей силы спецпереселенцев, заключив в пятидневный срок договор с ОГПУ на основе постановления СНК СССР от 16 августа 1931 г. 174/сс.

3. Подтвердить план добычи рыбы по Нарыму на 1932 г. в размере 5000 тонн.

4. Для выполнения указанных выше мероприятий утвердить следующие ассигаования:

а) капиталовложения 1 035 900 руб.

б) оборотные средства 1 377 759 руб.

ВСЕГО 2 413 659 руб.,

включая уже отпущенные СНК РСФСР на эту цель 500 тыс. руб.

5. В соответствии с намеченным планом затрат предложить СНК РСФСР отпустить Росрыбе в I квартале из бюджета РСФСР 704 тыс. руб.; остальные средства отпустить во II и III кварталах с.г.

6. Обязать НКСнаб СССР обеспечить своевременный отпуск Росрыбе оборудования, промтоваров и промснаряжения.

7. Предложить Росрыбе переданную ей рабочую силу спецпереселенцев обеспечить работой в течение всего года с использованием в несезонное время на подсобных промыслах с тем, однако, чтобы их основным занятием являлся рыбный промысел.

8. Обязать Росрыбу под личную ответственность тов. Шабло развернуть необходимые мероприятия с таким расчетом, чтобы нцнещняя весенняя путина ни в коем случае не была сорвана*.

Председатель Совета Народных

Комиссаров СССР В. МОЛОТОВ

Управляющий Делами Совета

Народных Комиссаров СССР П. КЕРЖЕНЦЕВ

*Из документа исключены вопросы об отпуске НКФином и НКЗемом дополнительных средств на сельскохозяйственное освоение и спецпереселенцев, об использовании на работах оборонно-стратегического значения тылоополченцев, находящихся в спецпоселениях.

Государство: 
Датировка: 
1932.04.04
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 33-34
Архив: 
ЦГАОР. Ф. Р-5446. Оп. 57. Д. 19. Л. 7—9. Подлинник

Tue, 10 Oct 2017 10:04:19 +0000
Постановление СНК СССР о хозяйственном устройстве и трудовом использовании спецпереселенцев, расселенных в Западной Сибири и Северном Казахстане. 4 апреля 1932 г.

Постановление СНК СССР о хозяйственном устройстве и трудовом использовании спецпереселенцев, расселенных в Западной Сибири и Северном Казахстане9

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Совет Народных Комиссаров Союза ССР КОНСТАТИРУЕТ:

а) преступное отношение правления Запсиблестреста к делу хозустройства и трудового использования переданного ему контингента спецпереселенцев выразившееся:

в невыполнении плана жилстроительства, израсходовании средств свыше миллиона рублей, предназначенных на жилстроительство, не по назначению, вследствие чего программа жилстроительства оказалась сорванной;

в обезличии прод- и промфондов, предназначенных для спецпереселенцев, и израсходовании их на другие цели;

в неполном и нерациональном использовании переданных ему трудоспособных спецпереселенцев;

б) невыполнение Кузнецкстроем взятых на себя по договору обязательств по хозустройству переданных ему спецпереселенцев, выразившееся в полном невыполнении плана жилищного, культурного, бытового и медстроительства10,

в) бездеятельность Запсибкустпромсоюза в деле организации спецпереселенческих кустарных артелей и незаконное использование не по назначению денежных средств и материальных фондов, предназначенных для организации кустпромдеятельности среди спецпереселенцев, расселенных в Нарыме;

г) невыполнение взятых на себя обязательств по устройству и использованию спецпереселенцев со стороны Северно-Казахстанского скотоводтреста, выразившееся в задержке выплаты зарплаты, скверном продовольственном и промышленном снабжении, неиспользовании на работах значительного числа трудоспособных спецпереселенцев и т.д.

В соответствии с этим Совет Народных Комиссаров Союза CСP ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Предложить НКТяжпрому обязать начальника Кузнецкстроя немедленно приступить к развертыванию строительства постоянных жилищ для спецпереселенцев, культурного, бытового и медстроительства, отпустив для этой цели Кузнецкстрою не менее 3 млн руб.

Обязать тов. Фигатнера (НКТП) лично проследить за тем, чтобы эти мероприятия были выполнены.

2. Указать НКЛесу на преступное отношение Запсиблестреста к хозустройству и использованию переданного ему контингента спецпереселенцев. Правление Сибзаплестреста предать суду за разбазаривание денежных средств и продовольственных, промышленных фондов, предназначенных для снабжения спецпереселенцев. Предложить Западно-Сибирскому краевому прокурору следствие закончить в двухнедельный срок11.

3. Указать Всекопромсоюзу на абсолютную бездеятельность Запсибкустпромсоюза в деле вовлечения спецпереселенцев в кустпромартели.

Предложить Всекопромсоюзу обратить самое серьезное внимание на развитие кустарно-промысловой деятельности среди спецпереселенцев Западной Сибири, особенно в Нарымском крае.

4. Указать Запсибкрайисполкому на необходимость покрытия из средств местного бюджета недостающие к ассигнованиям из госбюджета суммы на организацию и содержание школьной и медицинской сети в спецпоселках Западной Сибири.

5. Указать всем хозорганам, использующим труд сцецпереселенцев, на необходимость обязательного разведения огородов в спецпоселках, оказывая спецпереселенцам всемерную помощь в смысле предоставления им на ссудных началах живого тягла, сельхозинвентаря, посевных семян и т.п.

6. Учитывая абсолютно недопустимое положение, имеющее место в совхозах Северного скотоводтреста Казахстана в отношении использования и хозусройства спецпереселенцев, предложить прокурору Казахской ССР в двухнедельный срок расследовать дело о беззаконных поступках директоров совхозов и виновных привлечь к ответственности.

7. Отмечая рациональное использование спецпереселенцев в системе Казугля, предложить правлению Казугля всемерно форсировать вовлечение в производство новых контингентов спецпереселенцев, расселенных в Оссокаровском районе путем расширения угледобычи.

Председатель Совета Народных

Комиссаров СССР В. МОЛОТОВ

Управляющий Делами Совета

Народных Комиссаров СССР П. КЕРЖЕНЦЕВ

9 Основные положения правительственного постановления от 4 апреля 1932 г. прорабатывались на заседании комиссии ЦК ВКП(б) по спецпереселенцам. Комиссия 16 марта 1932 г. приняла также постановление о развитии рыбного промысла в Нарымском крае, об отпуске сверхплановых средств на сельскохозяйственное освоение районов переселения, использовании на работах оборонно-стратегического значения тылоополченцев, находившихся в спецпоселках. — ГАРФ, ф. P-9479, oп. 1, д. 9, л. 8—10.

10 К весне 1932 г. крайне обострилось положение спецпереселенцев, переданных для работы в лесную и горнодобывающую промышленность Западной Сибири. Подписанные в октябре — ноябре 1931 г. договоры между СибЛагом и Запсиблестрестом, СибЛагом и Кузнецкстроем систематически не выполнялись хозяйственными организациями по основным пунктам (хозяйственное и бытовое устройство, снабжение и оплата труда спецпоселенцев на уровне вольнонаемных рабочих, развертывание огородного хозяйства в промышленных комендатурах и т.п.). В спецпоселках этих комендатур в более значительных размерах, чем в иных местах, фиксировались факты длительных перебоев в снабжении продовольствием, бегства, смертности (особенно детской), а также факты физической расправы со спецпереселенцами и неприкрытого мародерства со стороны административного персонала хозорганов.

По договору с Кузнецкстроем последний обязывался 20 января 1932 г. представить на рассмотрение СибЛага планы, проекты, дислокацию и объемы строительства. Однако и к маю 1932 г. эти материалы не были представлены. Меры по ускорению строительства, намеченные 18 февраля 1932 г. специальным совещанием в составе представителей Кузнецкстроя, ГУЛага, СибЛага, Прокуратуры Верховного Суда, также не были выполнены. Выделенные по линии Наркомтяжпрома финансы (3 млн руб.) на жилищное обустройство спецпереселенцев Кузнецкстрой израсходовал на другие нужды.

10 мая 1932 г. руководство СибЛага обратилось в Западно-Сибирский крайисполком с просьбой оказать давление на Кузнецкстрой с тем, чтобы последний выполнил прямые указания СНК СССР, сформулированные в постановлении от 4 апреля 1932 г. — ГАНО, ф. 288, оп. 5, д. 7, л. 70—70 об. Длительная межведомственная борьба, которую вели между собой органы ОГПУ и отраслевые наркоматы, имела целью отнюдь не улучшение положения спецпереселенцев. Органы ЦКК — РКИ (центральные и региональные), выполнявшие роль надведомственного арбитра, выявили в ходе обследований ряда комендатур вопиющие злоупотребления также со стороны администрации комендатур СибЛага.

11 Позже данный пункт постановления в последующем был изменен по ходатайству ЦКК — РКИ (обращение в Политбюро ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1932 г.), которое считало возможным ввести дифференцированную меру наказания для членов правления ЗапСиблестреста. В окончательной редакции данный пункт гласил: “Предложить Западно-Сибирской КК привлечь членов правления Запсиблестреста к партийной ответственности, а непосредственных виновников разбазаривания средств и продпромфондов, предназначенных для снабжения спецпереселенцев, предать суду. Предложить краевому прокурору следствие о них закончить в двухнедельный срок“. — АПРФ, ф. 3, оп. 30, д. 196, л. 67—68.

В мае — июне 1932 г. в отношении работников Запсиблестреста были применены следующие меры наказания: сменен состав правления треста во главе с председателем Горнштейном, осуждены на различные сроки (от шести месяцев до нескольких лет) более десятка ответственных работников, в том числе директора леспромхозов и т.д. Однако эти и другие меры не достигали цели, злоупотребления продолжались. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы совместного расследования органов ОГПУ и НК РКИ, разбиравших положение дел со снабжением спецпереселенцев в системе НКлеса. В письме в ЦК ВКП(б) от 27 октября 1932 г. Г.Ягода указывал, что по итогам расследования к ответственности было привлечено 140 районных и краевых работников НКлеса, виновных в разбазаривании и расхищении хлебных фондов, выделенных для снабжения семей спецпереселенцев 4041 т муки. — Там же, л. 93.

Государство: 
Датировка: 
1932.04.04
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 31-33
Архив: 
ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 57. Д. 19. Л. 4—6. Подлинник.

Mon, 09 Oct 2017 17:41:01 +0000
Постановление СНК СССР о санитарном состоянии и культурно-бытовом обслуживании спецпереселенцев.27 февраля 1932 г.

Постановление СНК СССР о санитарном состоянии и культурно-бытовом обслуживании спецпереселенцев8

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Исходя из необходимости принятия решительных мер к оздоровлению районов спецпереселения, уменьшению смертности, в частности детской, Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Организовать в краях, пораженных эпидемическими заболеваниями (Северный край, Урал, Казахстан, Западная Сибирь, Восточная Сибирь) специальные комиссии в составе представителей край(областных) РКИ, ПП ОГПУ и здравотделов, с привлечением руководителей хозорганов, использующих труд спецререселенцев.

Возложить на эти комиссии ответственность за своевременное принятие мер по ликвидации эпидемий (госпитализация больных, проведение санитарной обработки и дезинфекции, наложение карантинов, введение в спецпоселках внутреннего распорядка, препятствующего развитию заболеваний).

2. Обязать наркоматы, использующие труд спецпереселенцев (НК тяжелой промышленности, НК легкой промышленности, НК леса, НКПС, НКЗем, НКВнешторг) и руководителей хозобьединений к 1 апреля закончить строительство жилищ для спецпереселенцев, обеспечив их размещение посемейно и не допуская преуменьшения установленной нормы в 3 кв. метра на одного человека. К тому же сроку организовать необходимые подсобные санитарно-гигиенические учреждения с достаточной пропускной способностью соответственно количеству населения.

3. Обязать НКЗдрав РСФСР в месячный срок направить в края спецпереселения не менее 100 передвижных дезкамер, обязать наркомат тяжелой промышленности (Цупвоз) принять заказ на эти камеры. В том случае, если эти камеры не будут готовы к сроку, обязать НКЗдрав РСФСР переотправить их из других мест.

4. Указать НКЗдраву РСФСР на невыполнение постановления о мобилизации из центральных районов медицинских работников. Обязать НКТруда СССР совместно с НКЗдравами РСФСР и УССР в двухнедельный срок закончить мобилизацию врачей и в связи с выявившейся потребностью в более разветвленной медицинской сети перебросить в края спецпереселения 350 годных к самостоятельной работе фельдшеров и акушерок из центральных краев и областей, а также с Украины.

5. Принять к сведению сообщение НКЗдрава РСФСР о том, что 27 января 1932 г. тов. Донской выехал на Урал для принятия необходимых мер по борьбе с эпидемиями и что член коллегии тов. Стацинский выехал в Казахстан для этих же целей.

6. Признать необходимым организовать на ближайшие 6 месяцев дополнительное питание наиболее слабых детей младших возрастов (до 8 лет) в первую очередь через сеть общественного питании в детяслях, дошкольных учреждениях, специальных детских столовых и путем выдачи на руки.

Организацию добавочного детского питания возложить на потребкооперацию по согласованию с органами здравоохранения. Установить процент детей до 8 лет, получающих добавочное питание в 20% их общего наличия, с дифференциацией по краям и районам в зависимости от бытового положения спецпереселенцев.

Предложить НКСнабу отпустить для этой цели на 6 месяцев ежемесячно по 50 тыс. полноценных пайков, содержащих необходимые продукты. Состав пайков согласовать с НКЗдравом РСФСР.

В целях удешевления дополнительного детского питания, а также бесплатной выдачи наиболее нуждающимся предложить ОГПУ за счет средств ОГПУ из отчислений от зарплаты спецпереселенцев дать органам потребкооперации на организацию этого дела субсидию в размере 1 млн руб.

7. Предложить НКФ СССР ассигновать к немедленному расходованию 5 млн руб. по линии здравоохранения для борьбы с эпидемиями 10 млн руб. в качестве аванса для расходов по организации школьной сети и первоначального образования и 2 млн руб. НКСобесу РСФСР для обеспечения больных стариков.

Поручить комиссии в составе тов. Малаховского, Бермана и Милютина Н.А. с представителями заинтересованных ведомств в 5-дневный срок внести в СНК СССР предложения о том, в какой части этой суммы должны быть отнесены за счет общесоюзного бюджета и в какой части они могут быть покрыты по бюджетам республик, местным или ведомственным бюджетом. Созыв комиссии — за тов. Малаховским.

Этой же комиссии поручить установить и внести на утверждение Совнаркома Союза ССР окончательную сумму, потребную НКПросам и НКСобесам союзных республик на указанные выше нужды.

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Союза ССР П. КЕРЖЕНЦЕВ

8 Постановление СHK от 21 февраля 1932 г., как и все предыдущие, было инициировано комиссией ЦК ВКП(б) по спецпереселенцам. Еще в начале января 1932 г. зам. председателя ОГПУ, член комиссии Г. Ягода в докладной записке на имя И. Сталина обозначил в качестве первоочередных для обсуждения на Политбюро ЦК ВКП(б) вопросы бытового устройства и медико-санитарного обслуживания спецпереселенцев. Систематизированные ОГПУ материалы с мест дали картину непомерно высокой, даже по меркам карательного ведомства, заболеваемости и смертности (особенно детской) в спецпереселенческих комендатурах. Среди детей младшего возраста (до 8 лет) ежемесячно смертность в районах крестьянской ссылки достигала до 10% общей численности. По данным ОГПУ, в северных комендатурах Западной Сибири (Нарымский край) с весны до конца 1931 г. умерло примерно 15 тыс. чел., до 8% общей численности спецпереселенцев, среди которых 4/5 составляли дети. — АПРФ, ф. 3, оп. 30, д. 196, л. 9,18.

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 28 января 1932 г. утвердило предложение комиссии Я. Рудзутака, однако «в советском порядке» оно было оформлено почти месяц спустя. Постановление СНК СССР от 21 февраля 1932 г. впервые так сфокусировало внимание на проблемах детства, в том числе на вопросе организации дополнительного детского питания. При всех неизбежных в таких случаях издержках в течение весны — лета 1932 г. часть детей в спецпоселках получала дополнительное питание. Постановление правительства предусматривало создание на местах специальных медико-санитарных комиссий. В комиссию, сформированную Западно-Сибирским крайисполкомом, вошли представители СибРКИ, крайздрава, ПП ОГПУ по Западной Сибири, лестреста. На комиссию возлагалась ответственность за своевременное принятие мер, препятствующих развитию инфекционных заболеваний в районах спецпоселений. — ГАНО, ф. 1353, оп. 1, д. 62, л. 27.

Государство: 
Датировка: 
1932.02.21
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 29-31
Архив: 
ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 57. Д. 18. Л. 77— 79. Подлинник

Mon, 09 Oct 2017 13:35:03 +0000
Постановление СНК СССР о хозяйственном устройстве спецпереселенцев в Нарымском крае. 28 декабря 1931 г.

Постановление СНК СССР о хозяйственном устройстве спецпереселенцев в Нарымском крае6

СЕКРЕТНО

Ставя перед Западно-Сибирскими организациями задачу в ближайшие два года полностью освободиться от завоза в Нарымский край хлеба, фуража и овощей для снабжения спецпереселенцев и перейти на снабжение продуктами собственного производства, СНК СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Считать, что на ближайшие годы до сельскому хозяйству будут специализироваться следующие комендатуры Нарымского края: Галкинская, Парбикская, Тоинская и Шегарская с населением в 55,7 тыс. чел., из коих 25 так. полноценной рабочей силы будет занято на сельхозработах. По лесу и кустарным промыслам будут специализированы Нижне-Васюганская, Средне-Васюганская, Парабельская, Кетская, Колпашевская, Могочинская, Ново-Кусковская, Кулайская, Кето-Чулымская и Александро-Ваховская комендатуры с населенем в 160,2 тыс. людей, из коих 60 000 полноценной рабочей силы будет занято на работах.

2. В соответствии с этим утвердить следующие фактические мероприятия и капитальные затраты по хозосвоению Нарымского края.

I По сельскому хозяйству

а) отвести спецпереселенцам, расселенным в Нарымском Севере, земельных фондов в размере 855 500 га, из коих землеустроить в 1932 г. 427,5 тыс. га;

б) раскорчевать 75 690 га, построить 970 колодцев и проложить не менее 285 км проселочных дорог;

в) освоить под полевые и огородные культуры не менее 34 700 га;

г) стоимость продукции полеводства, огородничества и сенокосов определить в 7,5 млн руб.;

д) завести дополнительно к имеющемуся у спецпереселенцев количеству рабочих лошадей 3570 голов, 4100 голов молочного скота и 1400 свиней;

е) для осуществления всей программы по сельхозустройству утвердить следующие денежные ассигнования:

на работы по улучшению земфондов 6247 тыс.руб.

на приобретение сельскохозяйственного и транспортного инвентаря 1658 тыс.руб.

на приобретение рабочего скота 1085 тыс.руб.

на приобретение молочного скота и свиней 720 тыс.руб.

на приобретение семенного материала 663 тыс.руб.

на строительство обобществленных сельскохозяйственных построек 1988тыс.руб.

на содержание агрозооветперсонала 402 тыс.руб.

ВСЕГО 12 764 тыс.руб.

Из коих безвозвратных ассигнований 1120 тыс.руб.

и долгосрочных ссудных кредитов           11 644 тыс.руб.

Предложить НКФину, НКЗему ОГПУ выделить указанную выше сумму из отпущенных постановлением Совнаркома Союза от 16/08 40 млн руб. на сельхозустройство спецпереселенцев.

Предложить НКЗему Союза, НКСнабу Союза и Запсибкрайисполкому рассмотреть вопрос о завозе в Нарымский край потребного количества посевных семян, сельскохозяйственного и транспортного инвентаря, рабочего и продуктивного скота и установить календарные сроки завоза.

Обязать НКЗем Союза на основе принятых основных наметок по сельхозосвоению в месячный срок окончательно уточнить план сельхозмероприятий по Нарымскому Северу, а также приступить к организации в местах расселения потребного количества агрозооветпунктов, организацию которых закончить не позднее 1 марта 1932г., и осуществить к этому же сроку землеотвод и простейшее землеустройство земфондов. -

II По лесу

а) утвердить на 1932 г. лесозаготовительную программу по Нарымскому Северу в следующих размерах:

 

Деловой

Дров

итого

 

древесины

 

в тыс. куб. м

Заготовка

1900

400

2300

Вывозка

1900

400

2300

б) для обеспечения выполнением указанной лесозаготовительной программы и для частичной подготовки к операциям 1933 г. предложить Главлеспрому предусмотреть в финплане 1932 г. отпуск Запсиблестресту капиталовложений в размере 5000 тыс. руб., из коих на жилстроительство, культурно-бытовое и хозяйственное строительство — 1460 тыс. руб., на приобретение обоза — 2000 тыс. руб., на мелиорацию рек — 200 тыс. руб., на дорожное строительство — 500 тыс. руб. и строительство двух облегченных лесозаводов — 590 тыс. руб;

в) учитывая необходимость широкого освоения в ближайшие годы лесов Нарымского Севера, обязать Главлеспром составить к 1 марта 1932 г. план развития лесозаготовок и деревообработки на предстоящую пятилетку с учетом необходимости широкого внедрения механизации и заготовок, вывозки и сплава леса;

г) предложить Главлеспрому немедленно усилить технический и руководящий аппарат леспромхозов Нарымского Севера.

III По кустарным промыслам

а) определить общий размер валовой продукции кустарных промыслов районов спецпереселенцев по кустпромкооперации в 16 000 тыс. руб., в том числе по лесохимии — 2600 тыс. руб., по деревообработке — 11 100 тыс. руб., по заготовкам кедровых орехов (9000 тонн) — на 2 000 тыс. руб. и пушпромысел — 300 тыс. руб.;

б) для освоения этой программы обязать Всекопромсовет предусмотреть капиталовложения в размере 1765 тыс. руб.

IV. По рыбным промыслам

а) утвердить план добычи рыбы Запсибохоткооперацией в размере 5000 тонн на сумму по заготовительной стоимости в 1200 тыс. руб.;

б) предложить Росрыбе предусмотреть в финплане на 1932 г. отпуск Запсибохоткооперации капиталовложений в сумме 500 тыс. руб.;

в) предложить Росрыбе организовать на месте частичную переработку ее, выделив для этой цели необходимые средства.

V. По транспорту и связи

а) для создания надлежащих условий вывозки из Нарыма лесоматериалов, продукции промыслов, а также для ввоза продовольственных и промышленных товаров, всевозможного инвентаря и пр. предложить: Союздортрансу обеспечить в 1932 г. прокладку 370 км дорог государственного значения, предусмотрев выделение для этой цели капиталовложений в размере 1095 тыс. руб.; Наркомводу пополнить речной транспорт паровым флотом мощностью не менее 1000 индикаторных сил и непаровым—на 40 тыс. тонн тоннажа.

Обязать Наркомвод обеспечить это увеличение флота отпуском Запсибречфлоту 1900 тыс. руб. на постройку потребного количества барж;

б) предложить НКПиТ обеспечить отпуск 56 тыс. руб. на реализацию мероприятий по связи с Нарымским краем, намеченных Запсиборганизациями.

VI По востуглю

Предложить ВСНХ:

1. Выделить строительные ресурсы и транспортные средства для индивидуального строительства спецпереселенцев, всячески поощряя это строительство. Дать Востуглю специальные указания о порядке поощрения индивидуального строительства спсцпереселенцев.

2. Обратить внимание:

а) на недостаточное использование Востуглем трудоспособной силы спецпереселенцев на основных работах по углю;

б) на недочеты в организации выдачи зарплаты и принять меры к недопущению опозданий и обсчетов при выдаче зарплаты спецпереселенцам.

3. Обеспечить стройматериалами строительство медсети и школ в районах Востугля,

4. Предложить Всекопиту и ВСНХ принять меры к устройству необходимого количества столовых в поселках спецпереселенцев.

5. Принять меры к срочной выборке объединениями неиспользованных средств, ассигнованных на хозустройство спецпереселенцев, и собрать к 1.01.1932 г. сведения о фактическом использовании этих средств.

6. НКСнабу немедленно выполнить директиву о выделении для Востугля 704 коров и 70 лошадей.

VII. По медобслуживанию и борьбе с детской смертностью

Обязать Наркомздрав РСФСР:

1. В месячный срок укомплектовать Нарымский край средним медперсоналом, направив 30 чел. из Западной Сибири и 40 чел. из других областей РСФСР.

2. Обязать НКЗдрав и Западно-Сибирский исполком обеспечить немедленно заброску медикаментов и дезсредств на период до июня 1932 г. Использовать запасы Западной Сибири, а НКЗдраву срочно их пополнить.

3. Организовать в пунктах Нарыма три санэпидотряда с персоналом, добавочным коечным фондом и передвижными дезкамерами.

4. Обязать ОГПУ ускорить начатое строительство лечучреждений и яслей, открыв пять-шесть новых больниц не позже 1 января 1932 г.

5. Ввиду большой смертности детей, зависящей от неудовлетворительного питания, крайздраву учредить несколько передвижных питательных пунктов на 6 месяцев с единовременным охватом 2000 наиболее слабых детей до 8-летнего возраста. НКСнабу в 3-дневный срок выделить необходимые продукты. Средства на содержание питательных пунктов выделить из сумм, ассигнованных ОГПУ на освоение спецпереселенцев Западной Сибири.

6. Обязать крайздрав и ОГПУ развернуть намеченные по плану НКЗдрава сети яслей.

7. Отмечая отсутствие специальной сети лечучреждений в промышленных комендатурах, предложить ВСНХ, хозобъединениям и Запсибкрайисполкому немедленно приступить к строительству ее, для чего использовать до января ассигнованные в 1931 г. средства, а недостающие включить в промфинплан хозорганов на 1932 г.

8. Впредь до окончания строительства немедленно развернуть в промышленных комендатурах сеть амбулаторий, больниц и яслей во временных помещениях и выделить необходимый медперсонал.

9. Предложить Запсибкрайисполкому рассмотреть сметы крайздрава на обслуживание спецпереселенцев и обеспечить их финансирование, выделив из местного бюджета суммы, недостающие к ассигнованию НКЗдрава, переводимым из средств Цустраха.

Зам. Председателя Совета Народных

Комиссаров Союза ССР В.КУЙБЫШЕВ

Зам. Управляющего Делами Совета

Народных Комиссаров Союза ССР И.МИРОШНИКОВ

6 Предварительной проработкой данного постановления занималась комиссия ЦК ВКП(б) по спецпереселенцам, в составе которой произошли изменения. 5 октября 1931 г. Политбюро ЦК ВКП(б) удовлетворило просьбу А. Андреева об освобождении его от руководства комиссией по спецпереселенцам. Комиссию возглавил Я. Рудзутак — член Политбюро, зампредседателя СНК и СТО СССР, с октября 1931 г. — председатель ЦКК ВКП(б) и Нарком РКИ СССР. С назначением Рудзутака сместились акценты в деятельности комиссии ЦК ВКП(б) — от функции распределения раскулаченных по регионам и хозорганам к функции надзора и контроля за устройством и рациональным использованием труда спецпереселенцев. Неслучайно, с осени 1931 г. возрастает роль органов ЦКК — РКИ (центральных и местных) в обсуждении и решении данных вопросов. Одновременно комиссия Я. Рудзутака стала делать больший упор на инициативы местных партийных органов, ориентированных на решение региональных хозяйственных проблем. В октябре 1931 г. группа представителей центральных ведомств и краевых органов Западной Сибири во главе с зам. начальника ГУЛага М. Берманом ознакомилась с хозяйственным и бытовым устройством спецпереселенцев в Нарымском крае. 5 ноября 1931 г. комиссия ЦК ВКП(б) заслушала доклад М. Бермана по данному вопросу. Основные положения доклада легли а основу соответствующего постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 23 декабря 1931 г. и были продублированы в постановлении СНК СССР от 28 декабря 1931 г. «О хозяйственном устройстве спецпереселенцев в Нарымском крае».

7 Поставленная в правительственном постановлении от 28 декабря 1931 г. задача превратить в течение 1932—1933 гг. Нарымский край из региона, потребляющего хлеб, фураж и овощи, в регион их производящий, не могла быть реализована в столь сжатые сроки. Судя по официальным документам (докладная записка о хозяйственной деятельности отдела трудовых поселений за период с 1930 по 1937 гг. и отчет Нарымского окрисполкома за 1934—1939 гг.), Нарымский край (с 1932 г. округ) так и не прекратил к концу 30-х гг. завозить продукты первой необходимости. По отдельным направлениям хозяйственной деятельности намеченные на 1932 г. плановые задания оказались также весьма далекими от реальности. Заготовка леса должна была составить 2300 тыс. м3, фактическая же заготовка составила за период с 1932 по 1939 гг. всего 4128 тыс. м3 (т.е. в среднем 0,5 тыс. м3 ежегодно). Планируемый годовой вылов рыбы (5 тыс. т) был достигнут заготовительными организациями только в 1937 г. — ГАНО, ф. 1179, oп. 1, д. 37, л. 6—12; ф. 4-П, оп. 34, д. 69, л. 1-46.

Государство: 
Датировка: 
1931.12.28
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 23-28
Архив: 
ГАНО. Ф. Р-5446. Оп. 57. Д. 16. Л. 193—199. Подлинник

Mon, 09 Oct 2017 12:36:53 +0000
Постановление СНК СССР о спецпереселенцах. 16 августа 1931 г.

Постановление СНК СССР о спецпереселенцах4

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

В целях полного использования рабсилы спецпереселенцев и закрепления их на местах поселения, особенно для создания постоянных кадров рабочих в лесной промышленности Сибири, Урала, Севкрая и др. районов, Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Выделить спецпереселенцам в соответствующих районах для огорода и посевов в 1931 г. и весной 1932 г. земли — 240 тыс.га;

из них: под полевые культуры — 84 тыс.га

в том числе озимых посевов 1931 г. — 18 тыс.га и под огородные культуры — 156 тыс.га

Для выполнения этого плана обязать НКЗем Союза ССР в 2-месячный срок завезти в места расселения: сельхозинвентаря на — 5 400 000 руб., семян —на 11 330 тыс. руб.

Обязать НКСнаб и местные краевые органы заготовить и передать в 2-месячный срок на места расселения спецпереселенцев: лошадей — 20 тыс. голов на 7 360 000 руб.; коров — 33 тыс. голов на 4 885 000 руб.; свиней — 8,3 тыс. голов на 621 000 руб.; птицы разной на 150 000 руб.

Весь завозимый скот должен быть из пород данного края.

Обязать НКЗем Союза и ВСНХ провести работы по улучшению земельных фондов на сумму 9 499 000 руб.

Ассигновать на все вышеперечисленные расходы 40 млн руб.

Намеченные выше затраты на спецпереселенцев производить в основном в виде выдачи возвратных ссуд спецпереселенцам с погашением этих ссуд в течение двух лет, начиная с конца 1932 г.

2. Ассигнования по государственному бюджету на спецпереселенцев выдаются НКФином из средств, предусмотренных в бюджете на каждый квартал по планам, согласованным наркоматами или соответствующими хозорганами с ОГПУ. Размер средств, необходимых на каждый квартал, хозорганы устанавливают совместно с НКФином и ОГПУ.

3. Разрешить каждому спецпереселенцу приобретать за собственный счет или из специально отпущенных кредитов лошадь, корову, овец, свиней, коз и птицу.

4. Весь прибывающий из районов выселения продуктивный и рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь, а также скот и инвентарь, забрасываемый в порядке дополнительного снабжения спецпереселенцев, передается на договорных началах или в личное пользование спецпереселенцев, если они ведут индивидуальное хозяйство или обобществляются, если хозяйство ведется на артельных началах.

Там, где спецпереселенцы используются как наемная рабочая сила в совхозах, рабочий скот и с[ель]хоз инвентарь поступают в распоряжение совхозов.

5. Все спецпереселенцы, как правило, в течение двух лет освобождаются от всех налогов и сборов и заготовок с[ель]хоз продуктов.

Отменить решения местных органов, запрещающих организацию огородных хозяйств спецпереселенцами, занятыми в промышленности.

6. Предложить НКСнабу выделить из централизованных заготовок 2500 тонн озимой рядовой семенной ржи для спецпереселенцев Западной Сибири.

Отпуск произвести в 3-дневный срок из имеющихся в наличии запасов на месте либо путем отгрузки с Урала.

Отгрузку производить маршрутами по указанию Управления лагерями ОГПУ.

7. Хозяйственное устройство спецпереселенцев производится: а) путем использования спецпереселенцев в промышленности с одновременной организацией дня них небольшого подсобного сельского хозяйства (огородно-овощное);

б) организации совхозов, в которых спецпереселенцы используются как основная наемная рабочая сила;

в) организации спецпереселенцев в неуставные артели, с передачей им на договорных началах сельскоxозяйственого инвентаря и тягла.

8. Все работы по подготовке земельных фондов для спецпереселенцев, расселяемых в совхозах или организуемых в неуставные артели, снабжение их сельскохозяйственными машинами, инвентарем, рабочим и продуктивным скотом и организация сельскохозяйственного производства спецпереселенцев осуществляются НКЗемом Союза через НКЗемы союзных республик и их совхозные системы, на территории которых проводится расселение спецпереселенцев. В отношении спецпереселенцев, используемых в промышленности, эти мероприятия осуществляются соответствующими промышленными организациями и предприятиями.

9. Организация самих поселков для спецпереселенцев и проведение для них жилищного и хозяйственного строительства осуществляется:

а) для передаваемых в промышленность и в совхозы — соответствующими хозорганами;

б) по Нарымскому краю (в Зап. Сибири) и в Акмолинском районе Казахстана — ОГПУ;

в) в остальных районах, где спецпереселенцы размещаются в сельском хозяйстве, — соответствующими сельхозорганами совместно с ОГПУ.

10. Все занятые в совхозах спецпереселенцы приравниваются по зарплате, нормам снабжения продовольствием и промтоварами, жилищным условиям и медобслуживанию к вольнонаемным сельскохозяйственным рабочим.

11. На всех спецпереселенцев, занятых в совхозах, ОГПУ заключает договора с совхозными системами, и последние включают таковых в свою систему совхозов.

Об индивидуальном жилстроительстве спецпереселенцев

12. Разрешить спецпереселенцам, занятым в качестве рабочей силы в промышленности и в сельском хозяйстве, строить себе индивидуальные жилища (избу и хозпостройки), предложив хозорганам не устанавливать обязательного размера жилища и его планировки, указав только спецпереселенцу место постройки и обеспечив противопожарные мероприятия.

Предложить ОГПУ и соответствующим органам оказывать содействие спецпереселенцам в смысле предоставления необходимых кредитов, стройматериалов, инструментов и т.п., причем это индивидуальное строительство может быть проводимо как в рабочее время по соответствующим разрешениям хозорганов, так и в выходные дни и после работы.

Это решение не освобождает хозяйственников от обязанности обеспечить в срок занятых в них спецпереселенцев постоянными жилищами.

13. Для обеспечения строительства спецпереселенцев отпустить соответствующее количество фондов строительных материалов и инструментов (стекла, железа, скобяных товаров, топоров, молотков, пил). Обязать тов. Фушмана (по линии ВСНХ), тов. Бермана (по линии ОГПУ) осуществить это решение, доставив эти фонды на места с таким расчетом, чтобы они успели к стройке.

О кустарных промыслах спецпереселенцев

14. Обязать Всекопромсовет и ОГПУ в декадный срок определить районы и виды развертывания кустарных промыслов в пунктах поселения спецпереселенцев.

О медико-санитарном обслуживании спецпереселенцев

15. Утвердить разработанный НКЗдравом и ОГПУ план строительства и организации лечебной сети, возложив оказание лечебной помощи на НКЗдрав, а строительство на хозорганы, использующие спецпереселенцев.

В тех районах, где поселковое строительство ведется органами ОГПУ, строительство амбулаторий, больниц, бань и квартир для врачей возлагается на ОГПУ.

16. Средства на строительство лечебных и санитарных учреждений (в том числе бани и водоснабжение) в 1931 г. предусматриваются за счет специальных ассигнований хозорганами, а в 1932 году должны быть включай в их промфинпланы. Поручить НКФину совместно с ВСНХ определить источники покрытия расходов, уточнив сметы, представленные НКЗдравом.

17. Принять к сведению сообщение НКЗдрава, что им сделаны распоряжения о переброске из центральных районов Союза и внутрикраевых перебросках медперсонала:

а) врачей —135,

из них в Казахстан — 27

на Урал — 53

в Зап. Сибирь —17

в Севкрай — 15

на Дальний Восток — 4

в Вост. Сибирь — 13

в Якутию — 1

в Ленингр. область — 3

на Сев. Кавказ — 2;

б) фельдшеров в счет потребных 754 чел. направляется 200 чел. из окончивших медтехникумы. Остальная потребность будет покрываться за счет выявления фельдшеров из состава спецпереселенцев и путем внутрикраевых перебросок.

Предложить облисполкомам и крайисполкомам обеспечить проведение этой переброски и оказать содействие органам НКЗдрава. Через 10 дней заслушать сообщение тов. Владимирского о ходе переброски.

Предложить ОГПУ и НКЗдраву дать распоряжение на места об обеспечении врачей, посылаемых в районы спецпереселения, помещениями в первую очередь.

18. Установить порядок соцстрахования работающих в обобществленном секторе спецпереселенцев наравне с вольнонаемными рабочими и утвердить положения, выработанные совещанием Цустраха, ОГПУ и НКЗдрава от 5.08.1931       г.

19. Предложить НКСнабу по соглашению с ОГПУ установить порядок снабжения детей спецпереселенцев.

20. Обязать Центросоюз завезти в спецпоселения предметы санитарии и гигиены, в первую очередь мыло.

21. Кроме организации сети лечебных учреждений обязать НКЗдрав выделить специальный эпидемический фонд денежный и материальный, организуя борьбу с заразными болезнями немедленно по их выявлении в поселках спецпереселенцев.

22. Круглых сирот спецпереселенцев предать соответственно возрасту на попечение органов НКЗдрава и НКПроса, которые помещают их в закрытые детские учреждения в пределах края или же патронируют их, оказывая материальную помощь, в семьи местного населения, в том числе в семьи спецпереселенцев, находящихся в удовлетворительных жилищных и материальных условиях.

О школьной и политико-просветительной работе среди спецпереселенцев

23. Ввиду имевших место случаев отказа в приеме в школу детей спецпереселенцев указать облисполкомам и крайисполкомам, что дети спецпереселенцев там, где специальных школ для обучении детей спецпереселенцев не построено и не строится, должны обучаться в существующей сети школ НКПроса на общих основаниях.

24. Поручить НКПросу, НКФину и ОГПУ уточнить потребные суммы расходов, определить источники покрытия их в 1931 г. Расходы 1932 г. НКПросу предусмотреть в сметах будущего года.

По линии кооперации

25. Признать необходимым в районах вселения спецпереселенцев кооперировать их на следующих основаниях: спецпереселенцы и члены их семей принимаются пассивными членами потребительской производственной кооперация (платят вступительные, паевые и пр. взносы, пользуясь всеми правами членов кооперации в отношении снабжения). Не пользуются правом участия в выборах и быть избранными. Одновременно разрешить привлечение молодежи в аппараты кооперативной сети в местах расселения спецпереселенцев.

26. Обязать Центросоюз развернуть торговую сеть во всех пунктах расселения спецпереселенцев по указанию ОГПУ, дав на места указания:

а) в районах наличия общей торговой и распределительной сети снабжать спецпереселенцев из общей сети;

б) в районах отсутствия общей сети построить специальную; во всех случаях снабжать спецпереселенцев на общих основаниях и по нормам соответствующих категорий рабочих и трудящихся членов их семей.

27. Принять к сведению заявление тов. Фушмана, что в обеспечение проведения мероприятий на местах по освоению и устройству спецпереселенцев им мобилизуются на 3 месяца 100 студентов лесных вузов.

28. Предложить тов. Фушману совместно с органами ОГПУ выделить из числа спецпереселенцев, переданных Союзлеспрому, работников для использования их в срочном порядке на постройке жилищ.

29. Предложить тов. Фушману, Ройзенману и Берману проверить потребность в дополнительных ассигнованиях на жилстроительство для спецпереселенцев лесной промышленности.

30. Поручить ОГПУ дать на места указания о порядке оформления актов гражданского состояния спецпереселенцев.

31. Учитывая необходимость скорейшего отрыва молодежи спецпереселенцев от контрреволюционной части кулачества признать возможным восстановление в правах молодежи, достигшей 18-летнего возраста, до истечения 5-летнего срока в тех случаях, когда эта молодежь проявила себя с положительной стороны. Подобные восстановления проводятся отделами по спецпереселениям через ЦИКи союзных и автономных республик или краевые и областные исполкомы с предоставлением им права свободного проживания5.

32. Провести следующие мероприятия по отрыву молодежи от контрреволюционного влияния кулаков-стариков:

а) создавать особые молодежные бригады на производстве;

б) вовлекать молодежь на производстве и в сельском хозяйстве в трудовое соревнование;

в) прикреплять к молодежным бригадам политруков в целях вовлечения молодежи в политпросветительную работу;

г) разрешить досрочное освобождение молодежи из спецпоселков за ударную работу и перевыполнение производственных заданий;

д) ввести первоочередное снабжение молодежи литературой;

е) организовать среди молодежи кружки по получению и повышению квалификации, спортивные и другие.

33. Поручить ОГПУ с участием ЦК ВЛКСМ разработать и дать на места подробные указания о работе среди молодежи и детей спецпереселенцев.

34. Обязать все хозяйственные, советские организации как центральные, так и краевые, областные, районные выделить специальных работников для наблюдения за проведением в жизнь всех директив СНК СССР по надлежащему хозустройству спецпереселенцев.

35. Обязать НКПочтель по согласованию с ОГПУ организовать регулярную почтовую связь для поселков спецпереселенцев, в том числе расположенных в необжитых районах (северная часть Западной Сибири, Урала и т.д.).

Организовать доставку в поселки спецпереселенцев корреспонденции, денежных переводов, почтовых посылок, а также подписку на газеты и журналы.

36. Обязать Наркомсобес дать немедленно на места указания принять в свои инвалидные дома нетрудоспособных и не имеющих помощи от родственников стариков спецпереселенцев.

37. Считать необходимым усилить руководство и наблюдение со стороны ОГПУ за устройством и использованием спецпереселенцев и строжайший контроль за точным исполнением постановлений СНК СССР всеми организациями и лицами.

38. Управлению лагерями при ОГПУ передать функции хозяйственного устройства спецпереселенцев, возложив на него обязанности проведения в жизнь постановления СНК СССР с тем, чтобы соответственно этому Управление лагерями перестроило всю свою работу.

Зам. Председателя Совета Народных

Комиссаров Союза ССР В.КУЙБЫШЕВ

Зам. Управляющего Делами Совета

Народных Комиссаров Союза ССР И.МИРОШНИКОВ

4 Постановление СНК Союза ССР от 16 августа 1931 г. «О спецпереселенцах» явилось наиболее значительным результатом комиссии А. Андреева, аккумулировавшим полугодовой опыт ее работы. В подготовке этого документа наряду с работниками ОГПУ участвовали представители ключевых наркоматов и ведомств — ВСНХ, Наркомзема, Наркомфина, Наркомздрава, Наркомпроса, Наркомснаба, Центросоюза и др. Поскольку к августу 1931 г. операция по массовому выселению кулацких хозяйств считалась завершенной, требовалось принять меры по упорядочению хозяйственного и бытового устройства спецпереселенцев, организации их труда. 10 августа 1931 г. Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело внесенный комиссией А. Андреева проект постановления по спецпереселенцам и предложило внести в него ряд поправок, в частности об усилении роли ОГПУ, передав ГУЛагу функции хозяйственного устройства спецпереселенцев. Особый пункт постановления признавал необходимым продолжить работу комиссии А. Андреева. — АПРФ, ф. 3, оп. 30, д. 195, д. 18.

В развитие постановления правительства от 16 августа 1931 г. соответствующие решения приняли отраслевые наркоматы и ведомства.

5 Пункт 31-й постановления СНК СССР от 16 августа 1931 г. был опротестован в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 8 сентября 1931г., а 10 сентября 1931 г. отменен специальным постановлением правительства. — АПРФ, ф. 3, оп. 30, д. 195, л. 76—77. Это не означало, однако окончательного отказа от практики досрочного восстановления спецпереселенцев в правах, которая имела место с 1932 г. Но эта процедура не регламентировалась специальными законодательными актами, не имела законодательной основы. Соответствующие постановления ЦИК СССР, принятые в 1932—1935 гг., инициировались органами НКВД — ОГПУ и принимались по особым спискам, составленным в комендатурах по согласованию с хозяйственными органами. — См. примеч. 3.

Государство: 
Датировка: 
1931.08.16
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 16-23
Архив: 
ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 57. Д. 15. Л. 165—174. Подлинник

Mon, 09 Oct 2017 12:27:06 +0000
Постановление ЦИК Союза ССР о порядке восстановления в гражданских правах выселенные кулаков. 3 июля 1931 г.

Постановление ЦИК Союза ССР о порядке восстановления в гражданских правах выселенные кулаков3

Президиум Центрального исполнительного комитета Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Кулаки, лищенные на основании конституций союзных республик и общесоюзной инструкции о выборах в Советы избирательных прав и выселенные по постановлению общих собраний граждан села и местных органов власти за противосоветские и противоколхозные выступления (поджоги, бандитизм и т.п.) из пределов сел и поселков, в которых они ранее проживали, восстанавливаются по истечении пяти лет с момента выселения во всех гражданских правах и получают право избирательного голоса при условии:

а) если они в течение этого срока на деле докажут, что прекратили борьбу против организованного в колхозы крестьянства и мероприятий советской власти, направленных на подъем сельского хозяйства;

б) если они покажут себя на деле честными и добросовестными тружениками.

Председатель ЦИК Союза ССР М.КАЛИНИН

Секретарь ЦИК Союза ССР А.ЕНУКИДЗЕ

3 Проблема законодательного оформления правовой дискриминации спецпереселенцев (лишение избирательных прав) остро встала уже во время первой волны раскулачивания, в 1930 г., однако в тот период никаких официальных актов на этот счет принято не было, за исключением решения о восстановлении в правах незаконно лишенных прав и высланных крестьян. Комиссия А. Андреева 15 мая 1931 г. приняла особое решение о возможности восстановления в правах спецпереселенцев по истечении 5-летнего срока высылки при условии их полного законопослушания и хорошей работы. — АПРФ, ф. 3, оп. 30, д. 194, л. 146. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 30 июня 1931 г. принято решение «О восстановлении кулаков в гражданских правах» (там же, л. 155—155об.), которое было опубликовано от имени ЦИК СССР 3 июля 1931 г.

В дополнение к документу от 3 июля 1931 г. ЦИК СССР издал в феврале 1932 г. постановление о досрочном (до истечения установленного 5-летнего срока с момента выселения) восстановлении в гражданских правах выселенных кулаков. Эта мера могла применяться исключительно в отношении лиц, проявивших себя высокопроизводительным трудом и лояльным отношением к советской власти, и проводилась по представлениям органов ОГПУ, согласованным с соответствующими хозяйственными организациями. — ГАРФ, ф. 3316, оп. 2, д. 1221, л. 36.

27 апреля 1932 г. ЦИК СССР предложил ЦИКам союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам представить списки спецпереселенцев для досрочного восстановления их в избирательных правах. По мнению ОГПУ этой акции следовало придать парадный характер, приурочив ее проведение к празднованию 1 Мая. Представленный в ЦИК СССР список включал фамилии 931 спецпереселенца, из которых 344 проживали на территории Западно-Сибирского края. — Там же, л. 32, 33, 35. Ходатайство ОГПУ было удовлетворено специальным постановлением Президиума ЦИК СССР от 3 мая 1932 г. — Там же, л. 29. Райисполкомам на местах вменялось в обязанность в декадный срок выдать восстановленным в правах лицам соответствующие документы, разрешавшие свободное проживание на всей территории СССР. — Там же, л. 19. Восстановление в гражданских правах главы семьи распространялось на всех ее членов. 7 июля 1932 г. ЦИК СССР досрочно восстановил в правах еще 820 чел. — Там же, л. 14. В первой половине 30-х гг. процедура восстановления в правах спецпереселенцев носила усложненный характер. При составлении списков велико было влияние субъективного фактора, ибо окончательное решение зависело от администрации комендатур.

Государство: 
Датировка: 
1931.07.03
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 15-16
Архив: 
Сборник законов Союза ССР. — 1931. — №44. — Ст.298

Mon, 09 Oct 2017 10:30:09 +0000
Постановление СНК СССР об устройстве спецпереселенцев. 1 июля 1931 г.

Постановление СНК СССР об устройстве спецпереселенцев2

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Поручить ОГПУ административное управление всеми спецпереселенцами и хозяйственное использование их труда как по договорам с промышленными и сельскохозяйственными организациями, так и путем непосредственной организации различных предприятий.

2. Ассигновать в распоряжение ОГПУ из резервного фонда СНК СССР на расходы в течение 1931 г. по переселению, водворению и освоению кулацких хозяйств — руб. 28 027 400.

3. Признать, что суммы, отпускаемые в пределах — 28 027 400 — на жилстроительство в размере 8 000 000 руб. и на приобретение инвентаря в размере 1 064 000 руб., подлежит возврату в доход казны, начиная с 1933 г. равными частями в течение 3 лет, а 2 000 000 руб. на завоз продовольствия для 1932 г. подлежат возврату в годовой срок, начиная с 1 мая 1932 г.

4. Предложить ОГПУ принять от соответствующих организаций и сосредоточить в своем ведении все материальные денежные фонды, отпущенные на спецпереселенцев в 1930 и 1931 гг.

5. Обязать все хозорганизации, использующие труд спецпереселенцев, устанавливать оплату их труда и снабжать их на равных с прочими работающими в этих организациях основаниях.

6. Поручить ОГПУ при заключении договоров с хозорганизациями на использование труда спецпереселенцев устанавливать передачу в распоряжение ОГПУ отчислений от всех заработков спецпереселенцев в размере 25%, а также всех установленных законом начислений на зарплату для использования этих средств на расходы по управлению и культурному обслуживанию спецпереселенцев.

7. Предложить НКЗдравам и НКПросам союзных республик организовать по указанием ОГПУ за счет средств, указанных в п.6, в местах расселения спецпереселенцев сеть школ и лечебных учреждений.

8. Предложить НКЗемам РСФСР и КазАССР обеспечить в местах по указанию ОГПУ наделение спецпереселенцев пахотноспособными землями в необходимых размерах, а также снабжение их для подготовки и проведения весеннего посева 1932 г. всем необходимым — сельскохозяйственным инвентарем и посевными материалами.

9. Поручить ОГПУ, по соглашению с НКЗемом, установить размеры, порядок и сроки возврата ссуд, предоставляемых спецпереселенцам на сельскохозяйственные надобности.

10. Обязать НКПС принять немедленно все меры к обеспечению срочной, по указанию ОГПУ, перевозки в Казахстан всех контингентов спецпереселенцев и относящихся к ним грузов.

11. Предложить Центросоюзу обеспечить срочный завоз продовольствия для спецпереселенцев по указаниям ОГПУ, для чего Госбанку надлежит увеличить лимит Центросоюза на 2 000 000 руб.

12. Предложить Центросоюзу и Госбанку срочно установить размер (завоза) в течении III квартала во все места расселения спецпереселенцев продовольствие и прочих предметов снабжения с учетом сезонности заготовок и необходимости своевременного завоза в отдаленные местности и включить соответствующие суммы в кредитный план Госбанка на III квартал с учетом, по согласованию с ОГПУ, средств, отпускаемых на эту надобность по госбюджету.

13. Предложить ЦУдортрансу выделить на время операций в Казахстан 15 пятитонных машин для перевозки на большие расстояния женщин и детей спецпереселенцев.

Зам. Председателя Совета Народных

Комиссаров СССР Я.РУДЗУТАК

Управляющий Делами Совета Народных

Комиссаров СССР П.КЕРЖЕНЦЕВ

2 Постановление СНК от 1 июля 1931 г. подвело окончательный итог межведомственной борьбе, которую на протяжении 1930 г. вели между собой ОГПУ и НКВД РСФСР за право административного управления спецпереселенцами и использования их труда. Ранее ведавшие этими вопросами местные комендантские управления (отделы) НКВД подлежали реформированию; вместо них, а зачастую на основе их штатов создавались отделы спецпоселений (ОСП) как структурные подразделения в составе Главного и Территориального управлений исправительно-трудовых лагерей ОГПУ. В отличие от НКВД РСФСР ОГПУ с самого начала добилось права распоряжаться по своему усмотрению значительными материальными и денежными фондами и ресурсами, контролировать распределение средств, отпущенных хозяйственными организациями на нужды спецпереселенцев. Принципиальное значение имело то обстоятельство, что руководство ОГПУ занимало ключевые позиции в Комиссии ЦК ВКП(б) по спецпереселенцам и оказывало непосредственное влияние на характер и направленность принимавшихся решений.

Государство: 
Датировка: 
1931.07.01
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 14-15
Архив: 
ГАРФ. Ф. 446. Оп. 57. Д. 15. Л. 81—83. Подлинник

Sun, 08 Oct 2017 11:13:07 +0000
Постановление СНК СССР о переселении кулацких хозяйств. 20 марта 1931 г.

Постановление СНК СССР о переселении кулацих хозяйств1

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Ассигновать ОГПУ из резервного фонда СНК СССР по бюджету 1931 г. 6 457 000 руб. на расходы по изъятию кулацких семейств.

2. Предложить НКПС производить специальные перевозки ОГПУ в кредитовом порядке.

3. Расходы по специальным командировкам охраны НКПС отнести на смету НКПС.

4. Обязать исполкомы предоставлять по указаниям ОГПУ коммунальные услуги.

5. Предложить НКСнабу СССР дать распоряжения на места обеспечить отпуск продовольствия эшелонам по пути их следования и в местах расселения по указаниям ОГПУ.

6. Обязать Госплан удовлетворить заявку на необходимые стройматериалы в сроки по указаниям ОГПУ.

7. Предложить НКЗдраву РСФСР организовать медпомощь в пунктах по указанию ОГПУ

Зам. Председателя Совета Народных

Комиссаров СССР Я.РУДЗУТАК

Управляющий Делами Совета Народных

Комиссаров СССР П.КЕРЖЕНЦЕВ

1 Постановление СНК СССР от 20 марта 1931 г. касалось вопросов материального обеспечения ранее запланированной акции по переселению кулацких хозяйств. В марте 1931 г. ОГПУ разослал на места меморандум за подписью Г. Ягоды и Г. Евдокимова, в котором сообщалось о проведении с мая по сентябрь 1931 г. «в целях полной очистки от кулаков» массовой операции по высылке кулацких семей из всех областей в отдаленные местности Союза. Полномочным представителям ОГПУ на местах предписывалось не позднее 10 апреля представить в ОГПУ данные о количестве подлежащих высылке семей, а также Оперативные соображения по проведению операции, потребовав от Центра финансовые и другие ресурсы. — ГАРФ. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 3. Л. 2—3.

В отличие от практики 1930 г., когда ОГПУ отвечало только за начальную стадию переселения (организацию высылки крестьянства на местах и транспортные перевозки), весенне—летняя операция 1931 г. полностью, включая расселение, хозяйственное устройство и использование труда высланных, переходила в ведение ОГПУ. Решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 20 февраля 1931 г. ОГПУ поручалось осуществление высылки 200—300 тыс. семейств преимущественно в районы Казахстана. Тогда же было признано целесообразным создать специальную комиссию ЦК ВКП(б) для руководства работой «по выселению и расселению кулаков» во главе с зам. председателя СНК СССР А. Андреевым. — АПРФ, ф. 3, оп. 30, д. 194, л. 84. Политбюро ЦК ВКП(б) 11 марта 1931 г.утвердило состав комиссии: Г. Ягода и П. Постышев (последний в отсутствие А.Андреева руководил ее работой). Решения комиссии с незначительными поправками утверждались в качестве постановлений Политбюро ЦК ВКП(б), а впоследствии оформлялись «в советском порядке» — как постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР. Первое решение принято 18 марта 1931 г. (утверждено Политбюро ЦК ВКП(о) 20 марта 1931 г.). Комиссия обсудила и одобрила предложение полномочного представителя ОГПУ по Западной Сибири Л. Заковского о «внутрикраевом переселении» 40 тыс. кулацких хозяйств из южных районов края в северные. — Там же, ф. 3, оп. 30, д. 194, д. 100—101.

Государство: 
Датировка: 
1931.03.20
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 13
Архив: 
ГАРФ. Ф. P-5446. Оп. 57. Д. 14. Л. 148. Подлинник

Fri, 15 Sep 2017 15:50:22 +0000
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г.
Государство: 
Период: 
1931-1933
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г.


Собственноручные показания генерал-фельдмаршала Э. фон Клейста "Геринг, Гиммлер, Геббельс - какими я их знал". 28 января 1951 г.

28 января 1951 г.

Москва

Перевод с немецкого

Гитлера окружали две категории людей. Одни были ему целиком преданы, другие же стремились к власти и влиянию при жизни Гитлера и мечтали захватить всю власть в свои руки после смерти.

К ним я отношу Рема, Геринга, Геббельса, Гиммлера и Бормана. Последнего я никогда не видел, и слышал о нем очень мало. Эта личность мне неясна. Между четырьмя первыми происходила с самого начала борьба, даже тогда, когда они временно объединялись для того, чтобы устранить третьего соперника. Так, Геринг с Гиммлером против Рема, предположительно также против Бломберга, возможно, и против Фриче и вообще против старых генералов.

Если я буду излагать мои личные впечатления о Геринге, Гиммлере и Геббельсе, то после Нюрнбергского процесса, результаты которого мне известны только в отношении «ОКВ и Генерального штаба» и организаций, это будут просто небольшие эпизоды.

Геринга я впервые увидел 29.1.1933 года. Шлейхер ушел в отставку 25 января. Стоял вопрос: «Что же дальше?». Я сидел в центральной ложе в «Дейчландхалле» на всеимперском турнире рядом с государственным секретарем Мейснером[1] и его женой, с которыми я был знаком. Вдруг появился Герман Геринг в потертом кожаном желтом пальто. Он шел по длинному проходу между боковыми ложами и рядами стульев прямо к нам. Теперь стало ясно, что между Гинденбургом и Гитлером происходят какие-то переговоры, так как Мейснер занимался всегда формированием новых кабинетов.

Вторично я встретился с Герингом в Бреславле во время процесса о поджоге рейхстага. Я был приглашен Хейнесом на завтрак, который он давал со своими СА-фюрерами в честь Геринга. Я сидел напротив Геринга. Он беседовал со своими соседями о поджоге рейхстага и решительно отрицал свое участие в этом деле. Я заметил, что разговор велся специально для меня, и это вызвало у меня подозрение, что Геринг, наверное, сам причастен к этому делу. В последующие годы я неоднократно видел Геринга. Так, 1.V.1934 года я встретил его у оберпрезидента в Бреславле. Мы беседовали о строительстве нового городского театра в Бреславле.

В 1935 году — в замке в Бреславле, где я сидел с ним за маленьким столиком. Мы вели беседу о водоемах Туравы, и о том, какое это может оказать влияние на климат. Во время другой встречи мы говорили об охоте. Приветствовали мы друг друга «охотничьим приветствием».

Самым могущественным из вышеупомянутых лиц мне казался Гиммлер. Если проследить путь его восхождения от 1934 года, когда он еще подчинялся Рему и до конца, то следовало бы ожидать найти в нем нового Фуше, утонченного интригана, большого организатора с огромной работоспособностью. Но таким я его не знал. Мне Гиммлер казался глупым. Я долго искал того человека, который вел его на поводу, но не мог найти. Не был ли это сам Гитлер?

Впервые я встретился с Гиммлером в 1933 году в Шваневитце в Силезии на завтраке. Мы сидели за большим круглым столом. Вдруг он обратился к своему соседу, силезцу, и спросил его: «Не похож ли я на сельского учителя?». Тот, к кому он обратился, застыл с открытым ртом, и было видно, что «да» готово сорваться у него с языка. «Видите — в этом моя сила» — заявил тогда Гиммлер. Может быть его глупое поведение, о котором я слышал, было лишь маскировкой? Этому я не могу поверить.

В дальнейшем я видел Гиммлера неоднократно, но продолжительных бесед с ним не вел. В начале 1934 года, во время моей борьбы в Хейнесом, мы с ним вновь встретились в узком кругу. Он дал мне понять, что в этой борьбе он стоит на моей стороне. Тогда Гиммлер еще находился в подчинении у Рема, а его силезские СА подчинялись Хейнесу. Но вслед за этим он продлил разговор, заявив, что имеет намерение создать семь первоклассных пехотных дивизий из обученных людей. Рейхсвер имел, кроме трех кавалерийских дивизий, тоже только семь пехотных дивизий. В случае войны часть его (Гиммлера) дивизий должна была остаться в стране для предотвращения возможности революции, остальные же он готов был передать в распоряжение военного командования на фронте.

Разумеется, он хотел следить за тем, чтобы их не посылали на самые опасные участки, и систематически меняли состав. Это мне заявил мой новый союзник, которому было известно, что моя борьба с Хейнесом, в конечном счете сводилась к борьбе «за одну армию»! «Глупая утопия» — подумал я. Но Гиммлер продолжал и в дальнейшем держаться этой высказанной им мысли и развивать ее.

В последующие годы я также неоднократно встречался с Гиммлером, например, на имперских партийных съездах. Я был у него в гостях в его огромной походной палатке в СС-овском лагере, где толпились иностранные представители, дипломаты, высшие хозяйственные руководители — все отборное общество. Гиммлер был тогда могущественным человеком. Он хотел принимать как король, а был всего лишь сельским учителем.

Затем я еще два раза встречался с Гиммлером во время войны. Зимой 1941—[19]42 годов, по дороге в лейбштандарт, он заехал ко мне в Мариуполь на тарелку горохового супа. Мы говорили о трудностях снабжения и о плохих дорогах в период дождей. «Ах, этому очень легко помочь, — заявил Гиммлер, — я просто выстрою твердую дорогу от Днепропетровска до Таганрога. Камни у меня с Карпат, а рабочая сила из деревень, расположенных вдоль дороги».

Осталось только за голову хвататься. Везти камни, когда железные дороги не успевали подвозить боеприпасы и продовольствие. Рабочая сила из деревни, когда ее было недостаточно для обработки полей. Глупо.

Последний раз я виделся с ним в начале 1944 года. Кейтель устроил обед для широкого круга генералов. Когда все разошлись, мы с Манштейном остались вдвоем у стола. Вдруг к нам подошел Гиммлер и сказал: «Теперь война выиграна». Мы смотрим на него озадаченно. «Да, русские мобилизовали уже всех, до последнего человека, у меня совершенно точные сведения, они уже больше не могут». Заявлять это нам, старым фронтовым солдатам, было просто дерзостью. Этому, может быть, верил Гитлер, потому что он желал верить. С 1942 года неоднократно приходилось слышать о подобных высказываниях Гиммлера, которые мы считали невозможными. Теперь мы это услышали от него самого. Глупо!

Геббельс, без сомнения, самый умный из приближенных Гитлера, ненавидимый Герингом и Гиммлером, не мог рассчитывать на то, чтобы захватить одному власть после Гитлера. Исчезнет Гитлер, не станет и Геббельса. Возможно, что при новой, неожиданно сложившейся политической ситуации, власть мог захватить другой, которому, как и Гитлеру, потребовались бы ум и слово Геббельса, которому бы он стал необходим.

С Геббельсом я познакомился лично в начале 1934 года. Сношения между мной и СА-фюрером Хейнес сильно обострились, и об этом говорили уже не только в Бреславле. В это время Геббельс предложил свои услуги сделать доклад для офицерского корпуса бреславльского штандарта[2]. Очень знаменательно.

Я встретил его на аэродроме. Туда же приехал уполномоченный СА-фюрер, который по поручению Хейнеса попросил министра посетить и его. Геббельс коротко и решительно отклонил приглашение. Мы вместе поехали в здание, где размещался мой штаб и там, в большом зале, Геббельс сделал офицерам доклад. Он говорил о том, что тогда хотелось услышать солдату. Он назвал рейхсвер теми мощными скобами, которые сдерживали империю с 1918 до 1933 года, верным носителем всех ценных традиций старой славной армии мировой войны. Он говорил о рейхсвере как о единственной армии, призванной защищать немецкую землю.

Когда я стал после доклада благодарить его, он сказал мне при выходе несколько саркастически: «Я, конечно, мог бы сказать и противоположное с таким же успехом». Он имел в виду выступление перед СА. Затем он, вместе с теми, кто его сопровождал, — одним гауляйтером и еще несколькими лицами, был на чашке чая у моей жены, где показал себя очень ловким и любезным собеседником. Его я тоже впоследствии часто видел, но не беседовал с ним. На фестивале певцов я сидел между ним и Папеном на трибуне около Гитлера, мимо которой проходили группы певцов.

Когда я был назначен главнокомандующим армейской группировки, он прислал мне на рождество 1942—[19]43 года посылку. Один раз это была книга, другой раз — вечная ручка. Я поблагодарил его и написал: «Это и не умно, и не благородно оскорблять храброго противника. Солдат, который уважает своего противника, уважает самого себя». Он ответил: «Я очень хочу с вами поговорить. Если вы будете в Берлине, зайдите, пожалуйста, ко мне». Я к нему не попал.

Фрау Геббельс я видел 15 февраля 1945 года, когда она приезжала в разрушенный Дрезден. Она сказала тогда: «Если наступит конец, то я с детьми приму яд». И все высшие СС-фюреры получили уже тогда от Гиммлера пилюли цианистого калия.

ФОН КЛЕЙСТ

Показания отобрал:

Пом[ощник] нач[альника] 5 отделения Следотдела 2 Гл[авного] Управления МГБ СССР майор СОЛОВОВ

Перевела:    

Переводчик Следотдела 2 Главного Управления МГБ СССР старший лейтенант ШИЛОВА

 


[1] Вероятно, речь идет о немецком государственном деятеле Отто Лебрехте Мейснере.

[2] Вероятно, речь идет о штандарте (полке) СА «Бреслау».

 

Государство: 
Датировка: 
1951.01.28
Метки: 
Источник: 
Генералы и офицеры вермахта рассказывают... Документы из следственных дел немецких военнопленных. 1944—1951. М.: МФД, 2009, стр. 55-58.
Архив: 
ЦА ФСБ России. Д. Н-21135. В 3-х тт. Т. 1. Л. 208—213. Заверенная копия. Машинопись. Подлинник показаний на немецком языке — т. 1, л.д. 214—221об.

Просмотров: 132
Системность права — это такая взаимосвязь его норм, которая обеспечивает целостность права как самостоятельного юридического образования.
Search Results from «Озон» Отечественная история
 
Ф. И. Раззаков Жизнь замечательных времен. Шестидесятые. 1960. В 2 томах (комплект из 2 книг)
Жизнь замечательных времен. Шестидесятые. 1960. В 2 томах (комплект из 2 книг)
Работа Ф.И. Раззакова посвящена последнему году 1950-х - 1960-му. Она начинает серию книг "Жизнь замечательных времен: шестидесятые". В работе представлена широкая и в то же время детальная картина событий 1960 года в самых разных сферах жизни Советского Союза: экономика и политика, культура и структуры повседневности, спорт и кино. Второй том охватывает период с июля по декабрь 1960 г....

Цена:
1519 руб

Рейфилд Д. Сталин и его подручные
Сталин и его подручные
Известный британский историк и литературовед, автор бестселлеров «Грузия. Перекресток империй. История длиной в три тысячи лет» и «Жизнь Антона Чехова», предлагает детальный анализ исторической эпохи и личностей, ответственных за преступления, в которых исчезли миллионы людей, «не чуявших под собой страны». Руководители печально знаменитой Лубянки — Дзержинский, Менжинский, Ягода, Ежов, Берия — послушные орудия в руках великого кукловода — «человека с усами», координатора и вдохновителя невероятных по размаху репрессий против собственного народа....

Цена:
762 руб

Рудольф Пихоя Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны. 1945-1985
Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны. 1945-1985
Предлагаемое вниманию читателей издание - первое в отечественной исторической науке исследование власти в СССР в период 1945-1985 гг., во время укрепления и кризиса сверхдержавы - Советского Союза. В центре внимания автора - наиболее актуальные вопросы отечественной истории: почему оказался нежизнеспособен сталинский режим; какие причины предопределили консервативные реформы Хрущева; как планировался и был осуществлен заговор по его свержению; каковы были условия вызревания системного кризиса в 70-е гг. Заметное место в книге заняли вопросы внешней политики - участия СССР в послевоенном устройстве мира, в событиях в Венгрии в 1956 г. и Чехословакии в 1968 г., в кубинском ракетном кризисе, в событиях во Вьетнаме, во вторжении в Афганистан.
Книга подготовлена на основе архивных материалов, документов Политбюро и Секретариата ЦК КПСС, Министерства иностранных дел, Верховного Совета Российской Федерации, других документальных источников, отражающих деятельность высших органов власти. Абсолютное большинство документов впервые введены автором в научный оборот....

Цена:
54 руб

Виктор Суворов Кузькина мать. Хроника великого десятилетия
Кузькина мать. Хроника великого десятилетия
Складывая известные и малоизвестные факты и события тех лет в единую мозаику, автор рассказывает об истинных причинах Берлинского и Карибского кризисов, о которых умалчивают официальная пропаганда, политики и историки в России и за рубежом. Эти события стали кульминацией второй половины XX столетия, поворотным пунктом и предопределили историческую судьбу Советского Союза и коммунистической идеологии, последующий развал СССР и триумф капиталистических экономик и свободного рынка.
Это книга о том, как руководство СССР во главе с Никитой Хрущевым, стремясь сохранить "дело Ленина", пыталось добиться того, что задумал, но не смог достичь Сталин в ходе Второй мировой войны - раздуть пожар Мировой революции и под прикрытием коммунистической идеологии добиться мирового господства. Это книга о политических интригах и борьбе за власть, о противостоянии двух сверхдержав и их спецслужб, о тайных разведывательных операциях и о людях, толкавших человечество к гибели и спасавших его.
Книга содержит более 150 фотографий, в том числе уникальные архивные снимки, публикующиеся в России впервые.

Издание содержит закладку-ляссе. Количество страниц: 432 (360 текст и 80 вклейки с иллюстрациями....

Цена:
1019 руб

Откуда и куда идем. Взгляд философа на историю советского общества
Откуда и куда идем. Взгляд философа на историю советского общества
Книга доктора философских наук посвящена анализу и оценке наиболее сложных процессов и явлений нашей истории - от Октября 1917-го и до наших дней; вскрываются причины и суть культа личности Сталина, оценивается реформаторская деятельность Хрущева, характеризуется так называемый "застойный" период....

Цена:
76 руб

Тайны Уайтхолла и Даунинг-стрит
Тайны Уайтхолла и Даунинг-стрит
В работе освещаются узловые проблемы англо-советских отношений в 1917 - 1939 гг. На основе уникальных архивных материалов английского правительства, государственных учреждений Англии, а также новейших советских документов и исследований по этой проблеме прослеживается преступная роль международного империализма, в первую очередь английского, в организации заговоров, мятежей, военной и экономической интервенции против Советской республики, в развязывании второй мировой войны.
Основной идей работы является показ неустанной, последовательной борьбы Советского Союза за мир, мирное сосуществование государств двух общественных систем....

Цена:
73 руб

Олег Хлобустов КГБ СССР 1954-1991. Тайны гибели Великой державы
КГБ СССР 1954-1991. Тайны гибели Великой державы
Комитет государственной безопасности СССР по праву принадлежал к числу сильнейших спецслужб мира.
Основанная на архивных документах, эта книга не только знакомит читателей с историей создания и деятельности КГБ, но и с тайнами "третьей мировой" - холодной войны между Содружеством социалистических государств и блоком НАТО.
Она расскажет о том, как КГБ боролся с терроризмом.
О чем он информировал Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, Ю.В.Андропова, М.С.Горбачева.
Как США боролись с "империей зла".
Что способствовало развалу Советского Союза.
Насколько актуальны сегодня слова легендарного спартанского правителя Ликурга: "Государство существует, охраняемое личным участием каждого!"?
Автор выражает надежду, что эта книга позволит читателям глубже открыть для себя некоторые страницы недавней истории нашей Родины....

Цена:
589 руб

Крушение антисоветского подполья в СССР (комплект из 2 книг)
Крушение антисоветского подполья в СССР (комплект из 2 книг)
Эта книга о борьбе советского народа с контрреволюцией в 1917–1919 гг. Автор рассказывает о раскрытии и расследовании ряда контрреволюционных заговоров, показывает лицо врага, методы его подрывной деятельности.
Читатели познакомятся с историей создания и развития органов защиты завоеваний народа от контрреволюции, узнают много интересного о героической и самоотверженной работе чекистов. В основу книги положены следственные и судебные материалы ВЧК — ГПУ, революционных трибуналов и судов Советской России.
Автор книги — юрист, в прошлом чекист, следователь по особо важным делам прокуратуры УССР. РСФСР, СССР.
Книга с интересом будет прочитана широким кругом читателей....

Цена:
293 руб

Последний бой Василия Сталина
Последний бой Василия Сталина
В последние годы имя Василия Сталина обросло благодаря стараниям псевдоисследователей массой нелепейших слухов и домыслов. Всего 42 года прожил младший сын И.В.Сталина, Василий Иосифович, фронтовик, генерал-лейтенант авиации... И уже почти полвека идут споры об этой короткой жизни, о блестящем служебном взлете при власти отца и о мгновенном падении сразу же после его смерти.
В книге, основанной на воспоминаниях его боевых друзей, сослуживцев, родственников, описана трагическая судьба человека - одного из офицеров Великой Отечественной войны, которого незаслуженно оболгали после ее окончания, офицера, пострадавшего за верность отцу и идеалам созданного Сталиным государства....

Цена:
393 руб

Юрий Жуков Оборотная сторона НЭПа. Экономика и политическая борьба  в СССР. 1923-1925 годы
Оборотная сторона НЭПа. Экономика и политическая борьба в СССР. 1923-1925 годы
Книга "Оборотная сторона НЭПа" рассказывает о той самой экономической политике, которую безосновательно считают рас­цветом в жизни нашей страны. В действительности она привела не к успехам, а к затяжному кризису, поиск выхода из которого стыдливо называют "внутриполитической борьбой".

Книга рассчитана на широкий круг читателей....

Цена:
424 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования