Новости проекта «Исторические Материалы»
Холодная война, тема

Tue, 07 Feb 2017 09:31:22 +0000
Заявление министра иностранных дел СССР В.М. Молотова на пленарном заседании X сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 20 сентября 1955 г.

131.

Г-н председатель, господа!

Делегация Советского Союза считает нужным обратить ваше внимание на вопрос, который неоднократно вносился на обсуждение предыдущих сессий Генеральной Ассамблеи, но до сих пор не получил положительного разрешения. Речь идет о восстановлении законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций. Между тем нет никаких оснований для откладывания решения этого вопроса, особенно в нынешних международных условиях.

Настоящая сессия Генеральной Ассамблеи открывается в более благоприятной международной обстановке. Об этом свидетельствуют прежде всего результаты Женевского совещания глав правительств четырех держав. Налицо известный сдвиг в сторону улучшения отношений между государствами, укрепления доверия между ними, ослабления международной напряженности.

Ныне, после Женевского совещания, имеются более благоприятные предпосылки для решения назревших неурегулированных проблем.

Среди таких проблем особое место занимает вопрос о восстановлении законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций. В силу известных обстоятельств и искусственно созданных препятствий эта проблема остается неурегулированной вот уже в течение нескольких лет. Этим допускается в отношении Китайской Народной Республики явная несправедливость, необходимость устранения которой диктуется интересами дальнейшего развития международного сотрудничества, интересами самой Организации Объединенных Наций.

Такое положение не может не сказаться на авторитете Организации Объединенных Наций, подрывает его и мешает Организации Объединенных Наций выполнять задачи, предусмотренные Уставом, - поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять международное сотрудничество в различных областях и быть центром для согласования действий государств.

В создавшихся ныне международных условиях восстановление законных прав Китайской Народной Республики в ООН явилось бы новым важным шагом на пути дальнейшего ослабления международной напряженности. С другой стороны, Организация Объединенных Наций не может успешно выполнять многие свои задачи, если от участия в ее работе искусственно устранена одна из великих держав - Китайская Народная Республика, а ее место в ООН незаконно занимают те, кто, как всем известно, никого не представляет.

Китайская Народная Республика представляет собой величайшее государство Азии, которое фактически уже признается другими государствами как великая держава. За многие века китайский народ еще никогда не был так объединен и сплочен, как в наше время. 600-миллионный китайский народ дружно поддерживает свое народно-демократическое правительство и с огромным энтузиазмом строит свою государственную и общественную жизнь на новых началах, в соответствии с подлинными интересами народа, трудящихся людей. В Китае происходит невиданный рост национальных сил, экономический подъем, великие демократические и социалистические преобразования. Никто не в силах остановить этот исторический поворот событий, который вместе с другими крупнейшими событиями в Азии знаменует собой тот факт, что народы Азии вступили в новую, славную историческую эпоху, в эпоху великих преобразований.

Происходившая весной этого года Бандунгская конференция показала, что Китайская Народная Республика вместе с Индией, Индонезией и другими государствами Азии и Африки является важным фактором международного развития и прогресса. На Бандунгской конференции участвовало 29 азиатских и африканских стран с разным государственным и общественным устройством, которые, однако, нашли общий язык и открыли новую страницу в развитии международных отношений. Пытаться преуменьшить такого рода факты или недооценивать роль Китайской Народной Республики в этих международных условиях - значит тянуть назад и занять безнадежную, осужденную историей позицию.

Здесь нет нужды говорить о целом ряде других международных событий, в которых Китайская Народная Республика играла и играет выдающуюся положительную роль. Многие государства - члены Организации Объединенных Наций уже установили нормальные политические и экономические отношения с Китайской Народной Республикой. Другие стремятся пойти по этому же пути.

Участие Китайской Народной Республики, как равноправного члена Организации Объединенных Наций, в Генеральной Ассамблее, в Совете Безопасности и других органах ООН необходимо как в интересах укрепления международного мира и безопасности, так и в интересах обеспечения международного авторитета ООН. Продолжать игнорировать и дальше неотъемлемые права Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций - значит продолжать нарушать Устав, нарушать принципы справедливости, принципы международного права.

Делегация Советского Союза считает, что нет никаких оснований далее откладывать решение вопроса о восстановлении неоспоримых прав Китайской Народной Республики, и в связи с этим вносит на утверждение Ассамблеи следующий проект решения по этому вопросу:

“Генеральная Ассамблея решает, что представителями Китая в Генеральной Ассамблее и других органах ООН являются представители, назначенные Центральным народным правительством Китайской Народной Республики”.

Советская делегация надеется, что это предложение встретит поддержку со стороны других делегаций и что его принятие будет содействовать решению основной задачи, возложенной на Организацию Объединенных Наций, - задачи поддержания и укрепления мира и развития сотрудничества между государствами.

Государство: 
Датировка: 
1955.09.20
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 309-311
Архив: 
Правда. 1955. 22 сент.

Mon, 06 Feb 2017 14:41:02 +0000
Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики по карантину и борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений. 16 августа 1955 г.

130.

Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Китайской Народной Республики, считая необходимым принять более эффективные меры по ликвидации потерь в сельском хозяйстве от вредителей и болезней растений, решили заключить Конвенцию по карантину и борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и с этой целью назначили своими уполномоченными (следуют фамилии уполномоченных), которые после обмена своими полномочиями, найденными в должной форме, согласились о нижеследующем:

Статья I

Обе Договаривающиеся Стороны будут систематически проводить на своих территориях обследование растений для выявления зараженности вредителями и болезнями (в дальнейшем именуемыми карантинными вредителями и болезнями растений), указанными в приложении № 1 к настоящей Конвенции, и принимать необходимые меры к локализации и ликвидации очагов карантинных вредителей и болезней растений химическими, биологическими, агротехническими и всеми другими способами.

Статья II

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется не допускать проникновения с экспортируемыми ею другой Договаривающейся Стороне растительными грузами или иными путями на территорию другой Договаривающейся Стороны карантинных вредителей и болезней, указанных в приложении № 1 к настоящей Конвенции, а при экспорте посевного и посадочного материала растений кроме того - карантинных вредителей, болезней и злостных сорняков, указанных в приложении № 2 к настоящей Конвенции.

С этой целью обе Договаривающиеся Стороны обязуются осуществлять тщательную карантинную проверку семян, саженцев, луковиц, клубней, черенков, стеблей, отводков, а также зерна, бобов, плодов, хлопко-волокна и других грузов растительного происхождения, экспортируемых другой Договаривающейся Стороне, и снабжать эти грузы свидетельством (карантинным сертификатом), выдаваемым официальными органами по карантину или защите растений страны экспортера, удостоверяющим незараженность грузов карантинными вредителями, болезнями и злостными сорняками, указанными в приложениях № 1 и № 2.

В случае невозможности поставки товаров, не зараженных карантинными вредителями, болезнями и злостными сорняками растений, упомянутыми в приложениях № 1 и № 2, Стороны изучают создавшееся положение и решают вопрос о возможности отгрузки товаров в каждом случае особо.

Договаривающиеся Стороны обязуются при торговом обмене между ними избегать использования в качестве упаковочного материала соломы, листьев и других отходов сельскохозяйственных растений, а вместо них употреблять опилки, древесные стружки, мох и прочие упаковочные материалы, исходя из условий страны экспортера. Ввозимые и вывозимые обеими Договаривающимися Сторонами растения должны быть очищены от почвы.

Статья III

Обе Договаривающиеся Стороны условились, что перечни карантинных вредителей, болезней и злостных сорняков (приложения № 1 и № 2), по отношению к которым настоящей Конвенцией предусматривается проведение мероприятий, в дальнейшем могут быть изменены по согласованию Сторон.

Статья IV

Обе Договаривающиеся Стороны примут все зависящие от них меры по охране своих территорий от проникновения карантинных вредителей и болезней растений из третьих стран.

В этих целях каждая из Сторон издаст на своей территории правила, согласно которым завоз растительных материалов из любого третьего государства будет производиться с согласия соответствующих органов Министерства сельского хозяйства, определяющих и устанавливающих карантинные условия по ввозу и реализации импортируемых грузов.

Статья V

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются установить на своих территориях определенные пограничные пункты, через которые можно производить ввоз и вывоз грузов растительного происхождения и осуществлять тщательную проверку таких грузов в отношении их зараженности карантинными вредителями и болезнями растений, а также постепенно оборудовать эти пункты дезинсекционными камерами для обеззараживания растительных грузов, а в случае необходимости - и средствами для проведения анализов на вредителей и болезни.

Статья VI

Обе Договаривающиеся Стороны соглашаются продавать в случае обращения другой Стороны аппаратуру, машины, приспособления, ядохимикаты и другие материалы, необходимые для проведения мероприятий по карантину в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений.

В случае массового размножения вредителей и болезней растений, угрожающих сельскому хозяйству на территории одной из Договаривающихся Сторон, обе Стороны соглашаются помогать друг другу путем посылки специалистов и необходимого снаряжения Договаривающейся Стороне, обратившейся с такой просьбой, для ликвидации очагов массового размножения карантинных и других опасных вредителей и болезней растений.

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются также помогать друг другу в борьбе с азиатской саранчой таким образом, чтобы исключить перелеты саранчи через границу с территории одной из Договаривающихся Сторон на территорию другой.

Обе Договаривающиеся Стороны согласились проводить совместную научно-исследовательскую работу по изучению особо опасных карантинных вредителей и болезней растений и по изысканию эффективных методов борьбы с ними.

Условия проведения совместных мероприятий по изучению вредителей и болезней сельскохозяйственных растений и борьбе с ними в каждом отдельном случае будут определяться по взаимному соглашению Сторон.

Статья VII

Обе Договаривающиеся Стороны соглашаются информировать друг друга:

1.            Об относящихся к карантину и борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений законах, постановлениях, правилах и инструкциях, регулирующих ввоз и вывоз грузов растительного происхождения, по мере их издания.

2.            О результатах обследования сельскохозяйственных культур, произведенного с целью выявления карантинных вредителей и болезней растений, о районах их распространения и степени вредоносности, а также о результатах проведенных мероприятий по борьбе с ними и ликвидации очагов размножения.

Такая информация представляется один раз за календарный год, а именно - в декабре месяце.

В случае появления особо опасных карантинных вредителей и болезней, очаги которых будут обнаружены впервые, информация представляется немедленно.

Статья VIII

Обе Договаривающиеся Стороны согласились ежегодно созывать советско-китайские конференции по карантину и борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений для разрешения практических вопросов, связанных с осуществлением настоящей Конвенции, а также в целях взаимной информации и обмена опытом в деле проведения мероприятий, предусмотренных настоящей Конвенцией.

Конференции созываются поочередно в СССР и КНР. Сроки и место их созыва устанавливаются по взаимному соглашению Сторон.

Статья IX

Настоящая Конвенция подлежит ратификации в возможно короткий срок и вступает в силу после обмена ратификационными грамотами, который будет иметь место в г. Москве*.

Конвенция заключается на пять лет, считая со дня обмена ратификационными грамотами.

В случае, если за год до истечения срока действия настоящей Конвенции одна из Договаривающихся Сторон письменно не заявит о прекращении действия Конвенции, то она будет считаться каждый раз автоматически продленной на следующий пятилетний срок при том же условии денонсации.

В удостоверение чего уполномоченные подписали настоящую Конвенцию и приложили к ней свои печати.

Совершено в г. Пекине 16 августа 1955 г. в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Приложение № 1

Перечень карантинных вредителей и болезней растений

1.

Розовый червь - хлопковая моль

Pectinophora gossypiеlla Saund

2.

Колорадский картофельный жук

Leptinotarsa decemlineata Say

3.

Картофельная моль

Gnorimoschema opеrculella Zell

4.

Американская белая бабочка

Hyphantria cunеa Drury

5.

Японский жук

Popillia japonica Newm

6.

Японский опаловый хрущ

Maladera japonica Molsch

7.

Яблонная златка

Agrilus mali Mats

8.

Средиземноморская плодовая муха

Cеratitis capitata Wied

9.

Большая мандаринная муха

Tеtradacus citri Chen

10.

Калифорнийская щитовка

Diaspidiotus pеrniciosus Comst

11.

Восточная плодожорка

Laspeyresia molеsta Busck

12.

Маньчжурские плодожорки

Garposina sasakii Mats

13.

Грушевая огневка

Grapholitha inopinata Her

14.

Картофельная нематода

Numonia pyrivorеlla Mats

15.

Рак цитрусовых

Hetеrodеra rostochiеnsis Woll

16.

“Мальсекко"

Xanthomonas citri (Hassе) Dow

17.

Техасская корневая гниль

Dеutеrophoma tracheiphila Petri

18.

Рак картофеля

Phymatotrichum omnivorum (Shear) Duggar

19.

“Пасмо льна"

Synchytrium endobioticum (Schilb)

20.

Желтый дракон

Septoria Linicola (Speg) Garas

21.

Клещик цитрусовых

Acеria sp.

Приложение № 2

Перечень карантинных вредителей, болезней и злостных сорняков растений

1.

Австралийский желобчатый червец

Icеrya purchase Mask

2.

Цитрусовый мучнистый червец

Psеudococcus gahani Green

3.

Мучнистый червец комстока

Psеudococcus comstocki Kuw

4.

Китайская восковая ложнощитовка

Gеroplasts sinensis Gucr

5.

Красная восковая ложнощитовка

Gеroplastеs rubens Mask

6.

Флоридская восковая ложнощитовка

Gеroplastеs fioridensis Comst

7.

Японская палочковидная щитовка

Lеucaspis japonica Ck ll

8.

Японская горбатая щитовка

Unaspis yanonensis Kuw

9.

Цитрусовые мушки

Alеurodidaе

10.

Белая яблонная плодожорка

Spilonota prognothana Snell

11.

Широкохоботный амбарный долгоносик

Caulophilus Latinasus Say

12.

Китайская зерновка

Callosobruchus chinеnsis L

13.

Четырехпятнистая зерновка

Callosobruthus qadrimaculatus Fabr

14.

Минирующая моль свеклы

Gnorimoschеma ocеllatеlla Boyd

15.

Рисовая нематода

Aphеlеnchoidеs oryzac Yokoo

16.

Ложный рак цитрусовых

 

17.

Быстрая гибель цитрусовых (квик-де-клайн)

“Quick decline” вирусное заболевание

18.

Ржавчина свеклы

Uromycеs bеtaе (Pers) Lev

* Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 8 октября 1955 г. и правительством КНР 10 ноября 1955 г. Обмен ратификационными грамотами состоялся 16 декабря 1955 г. в Москве.

Государство: 
Датировка: 
1955.08.16
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 303-309
Архив: 
АВПРФ. Ф. За. Oп. 1. П. 67. Д. 327.

Mon, 06 Feb 2017 14:36:55 +0000
Коммюнике о проведении второй сессии советско-китайской комиссии по научно-техническому сотрудничеству между СССР и КНР. 6 июля 1955 г.

129.

На днях в Пекине закончила свою работу вторая сессия Советско-китайской комиссии по научно-техническому сотрудничеству между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой.

На сессии были рассмотрены очередные вопросы научно-технического сотрудничества и утвержден протокол, определяющий взаимные обязательства сторон по оказанию технической помощи в различных областях народного хозяйства.

В соответствии с протоколом Советский Союз окажет безвозмездную помощь Китайской Народной Республике путем передачи технической документации на строительство шахт, обогатительных фабрик, электростанций, паровозостроительного, вагоностроительного, нефтеперерабатывающего и стекольного заводов, паровозных и вагонных депо и других сооружений, рабочих чертежей на производство прокатных станов, гидротурбин, паровозов, металлообрабатывающих станков, насосов и других машин и технологической документации на производство качественных сталей и проката, лаков, красок и эмалей и других видов промышленной продукции. Будут переданы также советская научно-техническая литература, учебные планы и программы, стандарты, образцы семян сельскохозяйственных культур и медицинских препаратов.

Кроме того, советские организации примут китайских специалистов для ознакомления с опытом работы ряда отраслей промышленности.

Китайская Народная Республика со своей стороны безвозмездно передаст Советскому Союзу техническую документацию по производству шелка, целлюлозы, бумаги, железобетонных труб, олиф из тунгового масла, ряда пищевых и химических продуктов, посадочный материал масличных и эфиромасличных культур и семян древесно-кустарниковых растений.

Китайские организации ознакомят группу советских специалистов с опытом некоторых производств легкой и пищевой промышленности КНР.

Советская делегация в период работы сессии ознакомилась с рядом промышленных предприятий, строительных объектов, культурных и научных учреждений Пекина, Уханя, Шанхая и Шэньяна.

Работа сессии протекала в обстановке дружественного взаимопонимания.

Государство: 
Датировка: 
1955.07.06
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 302
Архив: 
Правда. 1955. 6 июля.

Mon, 06 Feb 2017 10:25:43 +0000
Протокол смешанной советско-китайской комиссии. 15 июня 1955 г.

128.

Протокол смешанной советско-китайской комиссии о безвозмездной передаче Китайской Народной Республике станции Маньчжурия забайкальской железной дороги и прилегающего к ней участка железнодорожной линии колеи 1 524 мм, а также железнодорожного участка Дальневосточной железной дороги от госграницы до китайской пограничной станции Суйфынхэ со всем недвижимым железнодорожным имуществом СССР

1. В соответствии с договоренностью между Правительствами Союза Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республики нижепоименованные представители в Смешанной советско-китайской комиссии от Союза Советских Социалистических Республик:

1. Тышков Р.А.

2. Малахов М.А.

3. Прозоровский И.В.

4. Иванов А.А.

безвозмездно передали, а представители от Китайской Народной Республики:

1. Юй Гуаншен

2. Ван Гуанвын

3. Лан Гошин

4. Чжао Цзунхэн

приняли станцию Маньчжурия Забайкальской железной дороги и прилегающий в ней участок железнодорожной линии колеи 1 524 мм до госграницы, а также железнодорожный участок Дальневосточной железной дороги от госграницы до китайской пограничной станции Суйфынхэ со всем имеющимся недвижимым железнодорожным имуществом СССР:

а) по станции Маньчжурия: станционные помещения, станционные пути колеи 1 524 мм, обустройства локомотивного и вагонного хозяйства с оборудованием, погрузочно-разгрузочные площадки и грузовые склады, стационарные вагонные весы, служебно-технические, гражданские и производственные здания, средства и линии связи, топливно-складские обустройства, электроосветительная сеть, обустройства водоснабжения;

б) участки железнодорожных линий: колеи 1524 мм от госграницы до станции Маньчжурия и от госграницы до станции Суйфынхэ со всеми железнодорожными искусственными и гражданскими сооружениями и обустройствами и другое недвижимое имущество, числящееся на балансе Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.

Китайской Народной Республике передано и все другое недвижимое железнодорожное имущество СССР, которое в момент передачи оказалось в натуре.

2. Передача Китайской Народной Республике железнодорожного имущества СССР, указанного в пункте 1 настоящего Протокола, оформлена приемо-сдаточными актами, подписанными всеми членами Смешанной советско-китайской комиссии.

3. Схемы сооружений, планы земельных участков, договоры, купчие крепости и другие документы, относящиеся к передаваемому имуществу, переданы Китайской Стороне по особой описи, которая прилагается к приемо-сдаточным актам.

4. Китайская Сторона берет на себя урегулирование и погашение всех претензий, которые после передачи указанного в пункте 1 имущества, могут быть предъявлены третьими лицами в отношении этого имущества.

5. С 1 июля 1955 г. выполнение всех операций на станции Маньчжурия, а также обслуживание всех обустройств на этой станции и на прилегающем к ней участке железнодорожной линии колеи 1 524 мм, а также на железнодорожном участке от госграницы до пограничной станций Суйфынхэ будут производиться работниками железных дорог Китайской Народной Республики.

6. Настоящий протокол составлен и подписан в г. Харбине 15 июня 1955 г., в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

(Подписи)

Государство: 
Датировка: 
1955.06.15
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 300-301
Архив: 
АВПРФ. Ф. За. Oп. 1. П. 65. Д. 320. Л. 1-5.

Mon, 06 Feb 2017 10:08:02 +0000
Доклад партийной организации Госплана КНР. 9 июня 1955 г.

127.

Доклад партийной организации Госплана КНР по итогам изучения замечаний советских советников и замечаний Госплана СССР по проекту первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Китайской Народной Республики

Госплан и соответствующие министерства КНР рассмотрели представленные главным советником товарищем Архиповым* Замечания советских советников по проекту первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Китая и Замечания Государственного планового комитета СССР по отдельным вопросам проекта первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Китая. Нами сделаны следующие выводы.

Замечания советских советников содержат 52 пункта, в Замечаниях Госплана СССР - 7 пунктов, четыре из которых повторяют замечания советских советников (а именно, увеличение ассигнований на капитальное строительство в 1957 году, увеличение мощности новых угольных шахт, увеличение выпуска машиностроительной продукции, расширение площади обрабатываемых земель). В двух документах содержится в общей сложности 55 пунктов. После рассмотрения этих 55 замечаний мы согласились или в основном согласились по 32 замечаниям советских советников и Госплана СССР. Принципиальное согласие достигнуто по 15 замечаниям советских советников и Госплана СССР, но с оговоркой, что в ходе выполнения ежегодных планов потребуется их дальнейшее изучение. К труднореализуемым в период первого пятилетнего плана отнесены 8 пунктов.

I. 32 пункта, с которыми согласились или в основном согласились, можно разделить на две группы:

К первой группе отнесены 23 пункта, в отношении которых выражено полное согласие. Например, 5 дополнительных замечаний к вводной части проекта пятилетнего плана и разделу о задачах пятилетнего плана первой главы; увеличение в 1957 году капиталовложений для корректировки параболы пятилетних капиталовложений; увеличение в 1957 году капиталовложений в железнодорожное строительство; сокращение строительства жилья, учреждений культуры, социального обеспечения и других вспомогательных объектов; включение в план строительства предприятия по производству ванадия и титана Шицзиншань (предполагаемое место строительства изучается); увеличение Министерством тяжелой промышленности производства трех видов цветных металлов: свинца, цинка и олова; отсрочка строительства передачи переменного тока линии Фэнмань - Харбин (проектирование будет продолжено); перенесение на более поздний срок установки генератора мощностью 25 тыс. кВт на Тайюаньской теплоэлектростанции; дополнительное строительство теплоэлектростанции на втором Фушуньском нефтяном заводе (предполагается направить в Фушунь энергетическое оборудование, предназначенное для Тайюаньской теплоэлектростанции, строительство которой отложено); увеличение объемов геологоразведочных работ по поиску месторождений каменного угля, а также меди, свинца и других цветных и редких металлов (предложение Госплана СССР); увеличение объемов нефтебуровых работ; повышение темпов разработки природного газа (по двум предыдущим пунктам, связанным с вопросом об ускорении развития нефтяной промышленности, партийная организация Министерства топливной промышленности подготовила отдельный доклад для ЦК); необходимость широкого внедрения новой техники в нефтедобывающую отрасль; ограничение расходования нефти; предложения об увеличении выпуска новых видов машиностроительной продукции, совершенствовании работы снабженческо-сбытовых кооперативов и другие замечания главного советника и Госплана СССР, по которым имеется полное согласие.

Во вторую группу из 9 пунктов включены замечания советских советников и Госплана СССР, с которыми в основном имеется согласие, но их конкретное содержание требует уточнения.

1. Вопрос о том, чтобы не включать в проект пятилетнего плана сводный финансовый план и цифры финансирования экономики, а сделать их внутренними расчетными документами Планового комитета. Советские советники полагают, что флуктуация цифр доходов и расходов по различным пунктам сводного финансового плана в годовых планах очень большая, если излишне жестко прописывать это в долгосрочном плане, то можно оказаться в сложном положении. Мы в основном согласны с этой точкой зрения, однако финансовая система нашей страны не вполне идентична советской. Если мы не включим в проект плана цифры финансирования, то будет весьма затруднительно в течение пяти лет отслеживать полную картину масштабов строительства. Поэтому мы предлагаем в текстовой части проекта пятилетнего плана все же записать цифры финансирования и экономического, и культурно-просветительского строительства, а в главе о финансовой политике можно их снять.

2. Вопрос о целесообразности прекращения работ по расширению второй очереди Шанхайской электростанции Чжабэй за счет установки четырех электрогенераторов мощностью 22 тыс. кВт. По результатам исследования динамики потребления электроэнергии в районе Шанхая Министерство топливной промышленности приняло решение отказаться от установки двух дополнительных агрегатов, но при этом установить два агрегата согласно изначальному плану.

3. Вопрос о возможности увеличения добычи угля на 10 млн т. и

4. Изменения удельного веса восточного и центрального районов в общей добыче угля в Китае. До партийной конференции при пересмотре проекта пятилетнего плана уже были внесены изменения, предусматривающие увеличение добычи угла на 8,4 млн т, в последующем в годовых планах имеется в виду увеличить добычу угля еще на 5 млн т на мелких шахтах, которые должны быть построены по возможности в восточном и центрально-южном районах. Одновременно там будут расширены геологоразведочные работы для поиска угольных месторождений. Это позволит во втором пятилетием плане сгладить неравномерность размещения.

5. Повторное изучение вопроса об обеспечении сбалансированности поставок серной кислоты и определении места строительства нового завода по ее производству. Помимо того, что Плановый комитет и Министерство тяжелой промышленности продолжают проводить изучение планов строительства нового завода по производству серной кислоты и вопроса о том, каким образом ускорить темпы досрочного строительства Фушуньского завода по производству серной кислоты, также разрабатываются технические меры для увеличения ее производства на уже имеющихся заводах, с тем чтобы в 1957 году сбалансировать ее поставки.

6. Вопрос об увеличении производства синтетической нефти с 625 тыс. т до 900 тыс. т и соответствующем снижении добычи природной нефти. После совместного с Министерством топливной промышленности изучения вопроса решено снизить добычу природной нефти в Шаоюймэнь на 13 тыс. т. Это снижение будет в различной степени компенсировано увеличением производства на Фушуньском и Цзиньсиском нефтеперерабатывающих заводах и Синьцзянской нефтяной компании. Общий объем производства нефти останется прежним.

7. Вопрос о “еще более широком внедрении использования сборных железобетонных конструкций, увеличении строительства заводов по производству железобетонных конструкций”. Принимая во внимание, что в этой области мы пока не обладаем опытом, а также то, что стандарты непромышленного строительства снижены, в проекте пятилетнего плана это положение изменить на формулировку “по возможности внедрять использование сборных железобетонных конструкций”. Положение о строительстве заводов по производству конструкций оставить в прежнем виде.

8. Вопрос об организации обработки низкокачественного хлопка и очёсков хлопковой пряжи для замены пользующейся спросом у населения ваты. Изучение рынка показывает, что спрос на вату чрезвычайно велик. Полностью ее заменить сложно, одновременно нелегко изменить потребительские привычки населения. В этой связи выходом может быть только добавление в вату очёсков, максимальное использование лилейника и низкокачественного хлопка для замены части ваты, а также скупка старого хлопчатника с целью его обработки и последующей реализации и другие методы для экономии хлопка-волокна для текстильной промышленности. В этом вопросе мы предлагаем, чтобы Министерство торговли поручило соответствующим подведомственным компаниям изучить подходящие меры и постепенно их внедрять. Одновременно предлагаем, чтобы Плановый комитет совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством торговли и Ассоциацией кооперативов изучили вопрос о широком внедрении обработки хлопкового пуха (по оценке, в настоящее время по всей стране его ресурсы составляют примерно 2-3 млн даней**, его большая часть сейчас не используется) и доложили в ЦК конкретный план действий.

9. Вопрос о предложении Госплана СССР о необходимости разработки специальных мер по обеспечению повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Мы в основном согласны с точкой зрения Госплана СССР, в том числе относительно широкого использования высокопродуктивных культур. В проекте пятилетнего плана имеется на этот счет принципиальная установка. Предлагаем Министерству сельского хозяйства на основании этой установки и мнения Госплана СССР определить конкретные меры по ее реализации. По вопросу об увеличении производства агрохимических препаратов - в проекте пятилетнего плана не даны его показатели, Министерству тяжелой промышленности и местным промышленным ведомствам на основании учета баланса производства и сбыта агрохимических препаратов нужно в годовых планах предусматривать соответствующее увеличение их производства. По вопросу об ускорении строительства заводов минеральных удобрений - помимо ускорения темпов строительства завода азотных удобрений в г. Ланьчжоу, которое перенесено с 1959 года на 1958 год, в проекте пятилетнего плана намечено завершить строительство в 1958 году двух заводов фосфатных удобрений (провинция Шаньси и район Хайчжоу провинции Цзянси). Из-за того, что ко второму кварталу нынешнего года еще не поставлено достаточное количество минерального сырья, осуществить их досрочное планирование и строительство не представляется возможным. Мы предлагаем до постройки заводов фосфатных удобрений, основываясь на опыте провинции Сычуань, внедрить метод использования в качестве удобрения фосфатной руды. Этот вопрос требует изучения Министерством сельского хозяйства.

II. 15 пунктов, по которым мы в принципе согласны с предложениями советских специалистов и Госплана СССР, но считаем, что в ходе выполнения годовых планов их следует еще раз изучить. Наше мнение заключается в следующем.

1. Вопрос о том, возможно ли увеличить капиталовложения в 1956 и 1957 гг. в Уханьскую и Баотоускую металлургические компании, поскольку в пятилетием плане объем капиталовложений и срок их ввода в эксплуатацию не согласованы между собой. В соответствии с первоначальным планом, первая доменная печь Уханьской металлургической компании должна быть введена в строй в 1959 году, полностью завершить строительство намечено в 1961 году. Первая доменная печь Баотоуской металлургической компании должна быть введена в строй в 1960 году, полностью завершить строительство намечено в 1962 году. В ходе строительства предполагается попытаться достичь ускорения его темпов, в связи с чем заложенных в первом пятилетием плане капиталовложений может оказаться недостаточно. После одобрения ЦК первичного плана создания этих двух компаний, мы готовы на основании установленных для строительства нормативов конкретно рассчитать ежегодные капиталовложения в них. В случае необходимости увеличения капиталовложений, можно это обеспечить корректировкой в рамках ежегодных средств, выделяемых Министерством тяжелой промышленности на пятилетнее экономическое строительство.

2. Вопрос об увеличении капиталовложений в Тайюаньский металлургический завод в период после 1956 года в связи монтажом поставляемого Советским Союзом блюмингового оборудования. Мы считаем, что предложения советских советников в основном рациональны, однако, поскольку комплексный план Тайюаньского металлургического завода еще не определен, равно как еще не завершено его проектирование, то невозможно и определение темпов монтажа блюминга. Поэтому после завершения начальной стадии проектирования и в соответствии с реальными темпами строительных работ это можно скорректировать в годовых планах.

3. Вопрос о начале в первом пятилетием плане инженерных работ по освоению медного рудника Чжунтяошань в провинции Шаньси. Министерство геологии в настоящее время проводит геологоразведочные работы. К концу 1954 года уже получено 300 тыс. т руды категории А2 плюс В плюс С. Если Министерство геологии в начале 1956 года представит официальный геологический доклад, то в том же году можно будет приступить к работе по составлению плана добычи. Таким образом, имеется возможность в рамках плана на 1957 год начать работу по добыче меди.

4. Вопрос об увеличении в 1957 году Министерством тяжелой промышленности производства меди на 2 500 т. В утвержденном в августе прошлого года проекте пятилетнего плана было определено, что в 1957 году по всей стране будет произведено 46 296 т меди, в том числе Министерство тяжелой промышленности произведет 43 тыс. т. После этого на созванном в январе нынешнего года II Всекитайском совещании работников плановых органов провинций (городов центрального подчинения) было принято решение о передаче задания на производство 2 500 т меди от Министерства тяжелой промышленности Шанхаю в связи с возникшими в последнем трудностями в размещении производства. Еще около 3 тыс. т меди с примесями переданы Шанхаю на обработку. Таким образом, в переданном на обсуждение партийной конференции проекте пятилетнего плана общий объем производства меди по стране в 1957 году увеличен до 49 986 т, при этом ее производство Министерством тяжелой промышленности уменьшилось до 40 500 т. Об этих изменениях не было известно не только советским советникам, но плановый отдел Министерства тяжелой промышленности не доложил о них и министру. Поэтому, когда советский советник выступил со своим предложением, товарищ Ван Хэшоу согласился на увеличение. Таким образом, в представленном в ЦК 30 мая докладе партийной организации Планового комитета выражается согласие на увеличение производства меди Министерством тяжелой промышленности на 2 500 т. На самом деле задача на производство 2500 т меди уже передана Шанхаю, а план Министерства тяжелой промышленности не может быть вновь увеличен, однако мы считаем, что, если в ходе годовых планов появится такая возможность, то производство можно увеличить, без отражения этого вновь в проекте пятилетнего плана.

5. Вопрос об увеличении производства алюминия с 20 тыс. до 30 тыс. т. Поскольку нет уверенности относительно времени досрочного ввода в строй второй очереди Фушуньского алюминиевого завода, для того чтобы пятилетний план базировался на прочной основе, не нужно принимать решение об увеличении производства алюминия. Однако при составлении годовых планов можно предусмотреть его увеличение.

6. Вопрос об увеличении экспортного производства продукции машиностроительной промышленности. Мы считаем мнение советских советников правильным. Однако экспорт машиностроительной продукции связан с целым рядом сложных проблем, среди которых спрос на нее на внешнем рынке, производственные возможности китайской машиностроительной промышленности, стандарты, качество и цены на экспортную продукцию. Предлагаем определить головным ведомством Министерство внешней торговли, которое изучит вопрос совместно с Плановым комитетом и различными ведомствами, производящими машиностроительную продукцию, после чего представит в ЦК доклад с предложениями.

7. Вопрос об увеличении площади посадок деревьев в государственной части экономики. Мы считаем, что выдвинутое советскими советниками мнение относительно того, что в пятилетием плане предусмотрена недостаточная площадь рекультивации леса в районах его заготовки в государственном секторе, правильно. Однако из-за ограниченных финансовых возможностей в первом пятилетием плане нам не удастся в значительной степени увеличить площадь искусственных посадок в государственных лесных районах. В настоящее время, помимо обеспечения выполнения установок пятилетнего плана в отношении площадей лесопосадок, основные меры должны быть направлены на изменение системы лесозаготовок таким образом, чтобы способствовать естественному восстановлению леса. Организации лесного хозяйства уже обратили внимание на эту проблему и считают возможным в будущем улучшить работу по рекультивации леса в государственных лесных районах как с точки зрения качества, так и количества. Мы предлагаем, чтобы Министерство лесного хозяйства еще более усилило внимание к изучению этого вопроса. Возможно, в годовых планах удастся увеличить необходимые капиталовложения.

8. Вопрос об увеличении обрабатываемых площадей и

9. Увеличении посевных площадей под сопутствующие зерновые культуры. Мы согласны с точкой зрения советских советников. Впредь, помимо усиления изыскательских работ на целинных землях, продолжим совместно с Отделом ЦК по работе в деревне исследование вопросов освоения целинных земель. В годовые планы по возможности будет включаться соответствующее увеличение работ по освоению целинных земель, будет вестись подготовка к масштабному подъему целины в ходе второго пятилетнего плана. На освоенной целине необходимо, в зависимости от ситуации на местах, высаживать сопутствующие зерновые культуры, кукурузу, ямс и другие высокопродуктивные культуры.

10. Вопрос о значительном развитии шелководства. В развитии тутового шелководства главным фактором является тутовое дерево, коконы с которого можно собирать только через три года после посадки, поэтому значительное увеличение производства в первой пятилетке затруднительно. Основным местом разведения тутового шелкопряда является провинция Ляонин, где 1952 год был чрезвычайно урожайным, базовые цифры производства были особенно высоки (достигали 122 140 тыс. цзиней***), в 1953 году они внезапно упали до 24 150 тыс. цзиней и едва составили 20% от 1952 года, в 1954 году производство хотя и увеличилось до 51 480 тыс. цзиней, но по-прежнему едва составило 42% от 1952 года. Если брать в качестве базового 1954 год, то для достижения запланированного на 1957 год уровня производства в ближайшие три года его необходимо ежегодно увеличивать на 33,8%, что является весьма трудной задачей. Напоминания советских советников об этом обстоятельстве правильные, и мы готовы еще раз изучить этот вопрос и в годовых планах предусмотреть соответствующее увеличение производства.

11.          Вопрос о предложении Госплана СССР о восстановлении площадей под посевы желтого кенафа****. С целью приведения в большее соответствие показателей сельскохозяйственного производства с особенностями различных районов, в проект плана внесены соответствующие поправки, касающиеся посевных площадей под посевы желтого кенафа в различных провинциях на пять лет. Предусматривается уменьшение заданий по производству этой культуры в некоторых провинциях, где ее урожайность относительно низка (таких, например, как Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Шаньси, Шаньдун), и увеличение заданий по производству желтого кенафа в тех провинциях, где его урожайность относительно высока (таких, например, как Цзянсу, Аньхуэй, Хунань, Хубэй, Гуандун, Гуанси). В результате этих поправок посевная площадь в 1957 году хотя и сократится по сравнению с 1952 годом на 12,4%, но валовой объем производства тем не менее увеличится на 19,7%. Текущий прогноз баланса спроса и предложения (включая внутренние потребности и потребности экспорта), позволяет предположить, что такое увеличение показателей может удовлетворить внутренний и внешний спрос. Мы полагаем, что Министерству внешней торговли следует дополнительно изучить этот вопрос. Если в каких-либо братских странах возникнет потребность в увеличении нашего экспорта, то можно было бы предусмотреть соответствующее увеличение производства при составлении годовых планов.

12. Вопрос об увеличении к 1957 году объема грузоперевозок. После замечаний советских советников мы вновь изучили первоначальный проект плана грузоперевозок на пять лет и считаем, что, хотя к 1957 году запланированный объем перевозок отдельных важных материальных ресурсов завышен (например, строительных материалов) или занижен (например, угля), однако, говоря в целом, соотношение между первоначально составленным планом перевозок и производством в промышленности, сельском хозяйстве, капитальном строительстве и др. все же в основном является приемлемым. С другой стороны, существует вероятность ежегодного увеличения производства и капитального строительства, в результате чего к 1957 году также существует вероятность превышения плана грузоперевозок. Поэтому мы считаем замечание советских советников достаточно обоснованным, однако не можем предугадать вероятность возникновения подобной ситуации. При этом в плане производства и капитального строительства на два года вперед в настоящее время затруднительно сделать значительные поправки. В этой связи вопрос об увеличении плана грузоперевозок на 1957 год может быть дополнительно изучен при составлении годовых планов.

13. Вопрос о сведении баланса в области подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием. Мы согласны с предложениями советских советников. В прошлом наш главный недостаток в этой области состоял в отсутствии определенности относительно потребностей различных ведомств. По последним данным Второй канцелярии, потребности Министерства тяжелой промышленности, Первого министерства машиностроения и Министерства топливной промышленности в инженерно-технических работниках на пятилетие увеличились приблизительно на треть. Положение относительно потребностей в учениках различных специальностей еще более неопределенно. Работа по сведению баланса по различным специальностям весьма трудна и кропотлива. В соответствии с предложениями советских советников, в будущем необходимо тщательно проводить такую работу, чтобы годовые планы были более сбалансированы.

14. Вопрос об увеличении школ для рабочих и инженерно-технических работников. Различные центральные ведомства планируют в течение пятилетнего плана подготовить 920 тыс. квалифицированных рабочих, в том числе производственно-технические школы подготовят 110 тыс. чел., т.е. около 13%. С точки зрения количества и пропорций это не может удовлетворить реальных потребностей. Однако ввиду того, что в прошлом база производственно-технических школ была чрезвычайно отсталой в 1952 году имелось лишь 22 школы, которые окончили всего 10 тыс. чел., увеличение количества школ за пять лет в 6,4 раза, а количества выпускников - в 4,5 раза с точки зрения темпов развития является очень значительным. Вместе с тем имеющиеся производственно-технические школы по-прежнему испытывают немало проблем в плане квалификации преподавателей, учебных материалов, качества учащихся и учебных планов, уровень технической подготовки выпускников также очень низок. Так что в настоящее время нужно следовать курсом “упорядочения и повышения”, а затем “активного развития”. Этот вопрос еще требует дальнейшего изучения Второй канцелярией Госсовета и другими заинтересованными организациями.

15. Вопрос о начале работы по планированию отрасли общественного питания. Мы согласны с предложением советских советников. Такая работа может быть проведена Плановым комитетом совместно с Государственным статистическим управлением, и начать ее нужно с проведения исследований и изучения.

III. Наше мнение по 8 предложениям, которые пока трудно принять в первый пятилетний план.

1 .Вопрос о выделении в рамках пятилетнего плана 111,9 млрд юаней для заготовок сырья и резервном фонде в размере 1,535 млрд юаней, предназначенном для увеличения объемов капитального строительства. Из-за пока еще низкого уровня работы по составлению планов, точность планирования еще очень плохая. Исходя из опыта двух прошедших лет, оценки инвестиций во включенные в планы проекты, как правило, были занижены. Импорт оборудования и принадлежностей не может полностью совпадать с первоначально определенными темпами строительства. В то же время, при составлении будущих годовых планов неизбежно могут возникать потребности в увеличении каких-то объектов строительства. В этой связи нужно обязательно иметь фонд средств, служащий резервом для наращивания недостающего финансирования каких-то объектов, временного накапливания невостребованного импортного оборудования и принадлежностей, инвестиций во вновь добавленные проекты и т.п. С целью обеспечения реализации первого пятилетнего плана и с учетом его состыковки со вторым пятилетним планом, мы считаем необходимым сохранение в пятилетием плане этих двух финансовых позиций без определения конкретных направлений их использования, поставив их под единое управление государства.

2. Вопрос о включении в валовое промышленное производство валового производства кооперированной кустарной промышленности. Мы считаем, что в плане первой пятилетки этого делать не нужно. В дополнение к доводам, уже приведенным нами в докладе в ЦК от 30 мая, сообщаем, что в стоимость производства кооперированной кустарной промышленности включается не только собственно ее из года в год растущая стоимость производства, но также и часть единоличной кустарной промышленности, которая находится в процессе кооперирования. Поэтому, если общую стоимость производства кооперированной кустарной промышленности включить в общую стоимость промышленного производства, то в ходе пятилетнего плана будет невозможно определить темпы роста промышленного развития. Так что будет лучше временно ее не включать.

3. Вопрос о проведении необходимых подготовительных работ для строительства, начиная с 1957 года, Шицзиншаньском металлургического завода. Согласно проекту 15-летнего перспективного плана, представленного группой долговременного планирования в металлургической промышленности, направленной советским правительством (этот проект после его изучения Плановым комитетом будет доложен ЦК во второй половине с.г.), работы по расширению Шицзиншаньского металлургического завода должны начаться в конце второго пятилетнего плана. Исходя из размещения промышленности в стране и строительных сил, в рамках первого пятилетнего плана мы еще не имеем возможности рассматривать вопрос о расширении Шицзиншаньского металлургического завода.

4. Вопрос о переносе поставки третьего электрогенератора мощностью в 50 тыс. кВт на Фусиньскую электростанцию с 1956 на 1958 год и

Вопрос об отсрочке монтажа третьего и четвертого электрогенераторов мощностью 25 тыс. кВт каждый на Гиринской тепловой электростанции с 1958 на 1959 год. Согласно результатам обследования, проведенного недавно представителями Министерства топливной промышленности на Северо-Востоке, после передачи, согласно соглашению, в совместную собственность китайско-корейской Шуйфынской электростанции мощность электроэнергии, которой Корея снабжает нашу страну, может увеличиться до 200 тыс. кВт (ранее - 100 тыс. кВт). С точки зрения соотношения емкости и нагрузки оборудования электросети Северо-Востока может быть достигнут баланс и даже появиться небольшой избыток. Однако, поскольку количество электричества, поставляемого гидроэлектростанцией, имеет определенные пределы (ограничивается объемом водохранилища), баланс электроэнергии продолжает оставаться напряженным. В то же время, решение о доставке на место в этом году электрогенерирующего оборудования Фусиньской электростанции уже принято. В этой связи мы полагаем, что монтаж электрогенерирующего оборудования Гиринской и Фусиньской электростанций можно осуществить в соответствии с первоначальным планом. Этот вопрос обсуждался с руководителем группы советских специалистов при Министерстве топливной промышленности и было получено его согласие.

5. Вопрос о повышении плана производства сельскохозяйственной техники и инвентаря. С точки зрения производственных возможностей промышленности машиностроения увеличение объема производства сельскохозяйственной техники возможно. Однако, если руководствоваться потребностями в ней, то в проекте плана определено, что за пять лет будет произведено двухколесных двухлемешных плугов и двухколесных однолемешных плугов 1,89 млн шт., что уже на 90 тыс. шт. превышает потребности, озвученные Министерством сельского хозяйства и представителями региональных властей на II Всекитайском совещании работников плановых органов провинций (городов центрального подчинения). Поэтому мы полагаем, что не следует вновь повышать уже намеченные показатели, а в ходе ежегодных планов, в соответствии с ситуацией в развитии кооперирования сельского хозяйства, решать вопрос о целесообразности увеличения плана.

6. Вопрос о целесообразности уменьшения строительства новых предприятий текстильной промышленности ввиду невозможности полного использования производственного потенциала текстильной промышленности в первом пятилетием плане. Мы считаем, что нерациональное явление снижения эффективности использования оборудования текстильной промышленности, на которое указывают советские советники, соответствуют действительности. Товарищ Ли Фучунь уже разъяснил товарищу Архипову два нижеследующих пункта: а) текстильная промышленность, которая раньше имелась в нашей стране, целиком располагалась в прибрежных районах. С точки зрения размещения по районам есть необходимость в строительстве нескольких текстильных фабрик во внутренних районах, опираясь на которые можно будет удовлетворять потребности народа в случае возникновения проблем в прибрежных районах; б) в течение пяти лет размер нового увеличения сократится с 2,72 млн веретен до 1,89 млн веретен, из которых значительная часть уже установлена или устанавливается на новых мощностях. В течение двух ближайших лет ежегодно будет строиться по одной фабрике, поэтому с точки зрения состыковки со вторым пятилетним планом не следует вновь уменьшать строительство новых фабрик.

7. Вопрос о повышении урожайности различных культур, прежде всего зерновых культур и хлопчатника. Определенные в проекте пятилетнего плана темпы роста урожайности нескольких основных культур в среднем ниже ранее планировавшихся, что сделано на основании опыта двух предыдущих лет в целях более надежного и нормированного планирования. Так, первоначальные планы на 1953- 1954 годы по всем культурам, за исключением пшеницы, не были выполнены. В 1954 году урожайность риса по сравнению с 1952 годом повысилась лишь на 3,3%, урожайность второстепенных зерновых по сравнению с 1952 годом снизилась на 4,2%, хлопчатника по сравнению с 1952 годом снизилась на 15,7%. Если показатели 1954 года принять за базовые, то для достижения запланированной на 1957 год урожайности в течение последующих трех лет необходимо ежегодно повышать урожайность риса на 3,45%, второстепенных зерновых - на 4,7%, хлопчатника - на 9,3%. Урожайность пшеницы должна вырасти на 21,6% со среднегодовым приростом 4%. Поскольку разрозненная мелкая сельскохозяйственная экономика все еще занимает преимущественное место в нашей стране, техника обработки земли все еще весьма отсталая, способности к расширенному воспроизводству, а также к предотвращению стихийных бедствий и борьбе с ними весьма слабы, в течение последующих трех лет, несмотря на некоторое улучшение ситуации, коренные перемены произойти не могут. Поэтому мы выступаем за то, чтобы не изменять ранее определенный план и выполнять в последующие три года и без того весьма трудные задачи повышения производства.

8. Вопрос о расширении сети ускоренных средних школ для рабочих и крестьян. По заключению состоявшейся недавно Всекитайской конференции по вопросам культуры и образования, наряду с трудностями с определением социального происхождения учащихся, ускоренный метод также заслуживает повторного изучения, в связи с чем было принято решение, начиная с нынешнего года, повсеместно прекратить прием новых учащихся в ускоренные школы для рабочих и крестьян. Для подготовки рабоче-крестьянских кадровых работников, необходимых для государственного строительства, впредь на заводах, шахтах, предприятиях и учреждениях на плановой, системной основе в широких масштабах будут развиваться ведомственные общеобразовательные и технические школы. Конкретные критерии для них сейчас разрабатываются.

На основании вышеизложенного, в ответ на предложения советского советника и Госплана СССР из 55 пунктов мы можем сделать следующее заключение в отношении первой группы из 32 пунктов, к которым отнесены те предложения советского советника и Госплана СССР, с которыми выражается согласие или согласие в основном, - имеется в виду как можно более полно включать их в текущую правку пятилетнего плана, за исключением пунктов, касающихся объектов капитального строительства и увеличения капиталовложений. Данные пункты будут совокупно рассмотрены при разработке проекта корректировки пятилетнего плана. В отношении второй группы из 15 пунктов, с которыми выражено принципиальное согласие, но которые требуют дальнейшего изучения в ходе реализации годовых планов, предлагается продолжить их изучение на предмет возможности их использования при корректировке годовых планов, и по ним главному советнику будут даваться необходимые пояснения. По третьей группе из 8 пунктов, к которой отнесены предложения, трудно реализуемые в первом пятилетием плане, главному советнику будут даны необходимые разъяснения, и мы готовы их вновь изучить в ходе разработки в будущем году проекта второго пятилетнего плана.

* Архипов И.В. - заместитель министра цветной металлургии СССР в 1954- 1957 гг., одновременно в 1955-1957 гг. - представитель Главного управления по делам экономических связей со странами народной демократии в КНР.

** Дань - традиционная китайская мера веса, равна примерно 60 кг.

*** Цзинь - традиционная китайская мера веса равна 500 г.

**** Кенаф - вид однолетних травянистых растений, прядильная культура.

Государство: 
Датировка: 
1955.06.09
Метки: 
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 286-299
Архив: 
Центральный архив КНР. G150:1 137:1, Избранные материалы о народном хозяйстве КНР. 1953-1957 (общий том). С. 411-421, перевод с кит. яз.

Mon, 06 Feb 2017 09:59:39 +0000
Советско-китайское Коммюнике. 26 мая 1955 г.

126.

Советско-китайское Коммюнике о выводе советских воинских частей из совместно использовавшейся китайской военно-морской базы Порт-Артур и о безвозмездной передаче КНР сооружений в этом районе

В соответствии с советско-китайским соглашением о Порт- Артуре от 14 февраля 1950 г., а также в соответствии с советско-китайским коммюнике о выводе советских воинских частей из совместно используемой китайской военно-морской базы Порт-Артур и о переходе этой базы в полное распоряжение Китайской Народной Республики от 12 октября 1954 г.*, правительство Союза Советских Социалистических Республик вывело свои воинские части из совместно использовавшейся китайской военно-морской базы Порт- Артур и безвозмездно передало правительству Китайской Народной Республики сооружения в этом районе, а правительство Китайской Народной Республики приняло в свое полное распоряжение военно-морскую базу Порт-Артур, а также сооружения в этом районе.

Вывод советских воинских частей из совместно использовавшейся китайской военно-морской базы Порт-Артур и передача Китайской Народной Республике сооружений в этом районе оформлены Заключительным протоколом, подписанным 24 мая 1955 г. советско-китайской объединенной военной комиссией в Порт-Артуре, образованной в соответствии с соглашением от 14 февраля 1950 г.

Работа советско-китайской комиссии по осуществлению мероприятий, связанных с выводом советских воинских частей и передачей сооружений в районе военно-морской базы Порт-Артур правительству Китайской Народной Республики, проходила в обстановке полного взаимопонимания и дружественного сотрудничества.

* См. док. 94.

Государство: 
Датировка: 
1955.05.26
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 285-286
Архив: 
Известия. 1955. 26 мая.

Mon, 06 Feb 2017 09:49:45 +0000
Нота МИД КНР в посольство СССР в КНР. 23 апреля 1955 г.

125.

Дорогой товарищ Посол,

Получил Вашу ноту от 19 апреля 1955 г.*

Настоящим имею честь от имени правительства КНР выразить благодарность правительству Союза ССР в связи с решением правительства СССР передать безвозмездно Китайской Народной Республике станцию Маньчжурия Забайкальской железной дороги с прилегающим к ней участком железнодорожной линии, а также участок железной дороги до станции Суйфынхэ со всем недвижимым имуществом.

Китайское правительство согласно на предложение советского правительства о создании Смешанной советско-китайской комиссии по 4 чел. от каждой стороны с тем, чтобы указанная Комиссия начала свою работу 1 июня и закончила ее в месячный срок**.

Китайское правительство решило назначить следующих представителей китайской стороны для участия в Смешанной советско-китайской комиссии:

Глава - Юй Гуаншен, заместитель министра железных дорог и начальник Управления Харбинской ЖД;

Представители:

Ван Гуанвын, заместитель начальника Управления Харбинской ЖД; Лан Гошин, начальник отдела службы пути Управления Харбинской ЖД; Чжао Цзунхэн, начальник отделения связи с заграницей Управления международных перевозок Министерства железных дорог.

Пользуюсь случаем, товарищ Посол, чтобы выразить Вам мое глубокое уважение.

Чжан Вэньтянь

* См. док. 124.

** См. док. 128.

Государство: 
Датировка: 
1955.04.23
Метки: 
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 284-285
Архив: 
АВПРФ. Ф. 100. Оп. 42. П. 165. Д. 5. Л. 117-118.

Mon, 06 Feb 2017 09:44:04 +0000
Нота посольства СССР в КНР в МИД КНР. 19 апреля 1955 г.

124.

Уважаемый товарищ Министр,

Настоящим имею честь сообщить, что правительство Союза ССР приняло решение передать безвозмездно Китайской Народной Республике станцию Маньчжурия Забайкальской железной дороги с прилегающим к ней участком железнодорожной линии колеи 1524 мм, а также участок железной дороги от государственной границы СССР до китайской пограничной станции Суйфынхэ со всем недвижимым имуществом*.

Для осуществления передачи советскими организациями вышеупомянутых станции, участка железной дороги и имущества и приема их представителями Китайской Народной Республики предполагается создание Смешанной советско-китайской комиссии по 4 чел. от каждой стороны. Состав советской части Комиссии был сообщен посольством СССР Министерству иностранных дел КНР 16 марта с.г. Выражается пожелание, чтобы указанная Комиссия начала свою работу 1 июня и закончила ее в месячный срок, т.е. к 1 июля 1955 г.

Пользуюсь случаем, товарищ Министр, чтобы выразить Вам мое глубокое уважение**.

П.Юдин

* См. док. 128.

** См. док. 125. 

Государство: 
Датировка: 
1955.04.19
Метки: 
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 283-284
Архив: 
АВПРФ. Ф. 100. Oп. 42. П. 168. Д 29. Л. 7-8.

Mon, 06 Feb 2017 07:41:54 +0000
Нота МИД КНР в посольство СССР в КНР. 11 марта 1955 г.

123.

МИД КНР свидетельствует свое уважение посольству СССР в КНР и имеет честь просить оказать содействие в нижеследующем:

В целях изучения передового опыта Советского Союза в области спортивного движения Комитет по делам физкультуры и спорта КНР намерен послать:

1. Мужскую и женскую баскетбольные команды в составе руководителя команд, тренера, судьи, переводчика, а также спортсменов мужчин и женщин, всего в количестве 50 чел. Время прибытия в СССР - апрель 1955 года; срок учебы в СССР - 3 месяца (с апреля по июнь), форма учебы - кроме проведения тренировок под руководством тренеров советской стороны, также желательно провести товарищеские соревнования с советской командой.

2. Мужскую и женскую команды гимнастов и мужскую команду штангистов, в составе руководителя, тренера, переводчика, спортсменов, всего в количестве 40 чел., время прибытия в Советский Союз - май 1955 года; учеба в Советском Союзе в течение двух месяцев (с мая по июнь); просим советскую сторону выделить тренеров для проведения тренировок. Место тренировки вышеуказанных двух команд желательно по возможности определить на месте.

Путевые расходы в оба конца, а также все расходы, связанные с пребыванием в Советском Союзе вышеуказанных команд, китайская сторона берет на себя.

МИД благодарит посольство за содействие в разрешении данного вопроса и за сообщение решения*.

* 28 апреля 1955 г. во время беседы заведующего Дальневосточным отделом МИД СССР И.Ф. Курдюкова с советником посольства КНР в СССР Вэнь Бином китайской стороне было сообщено о согласии советских организаций принять баскетбольную команду КНР в апреле, а тяжелоатлетов и гимнастов - в мае 1955 года.

Государство: 
Датировка: 
1955.03.11
Метки: 
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 283
Архив: 
АВП РФ. Ф. 100. Oп. 42. П. 165. Д. 5. Л. 91-92.


Нота посольства СССР в КНР в МИД КНР. 7 марта 1955 г.

122.

Посольство Союза Советских Социалистических Республик в Китайской Народной Республике свидетельствует свое уважение Министерству иностранных дел КНР и в ответ на ноту МИД КНР от 20 февраля 1955 г. за подписью заместителя Министра иностранных дел КНР т. Чжан Вэньтяня* имеет честь сообщить, что Правительство СССР согласно с предложением Правительства КНР об установлении с 1 марта 1955 г. нового курса китайского юаня - 1 юань за 2 рубля и в связи с этим с соответствующим изменением ст. I Советско- китайского протокола от 22 сентября 1953 г.

* В ноте, в частности, говорилось: “[...] решением Правительства Китайской Народной Республики с 1 марта 1955 г. выпускаются новые юани и аннулируются старые юани. Новые юани по-прежнему носят название юань, который будет служить единицей денежного знака с десятичным исчислением. Пересчет старых юаней в новые будет производиться по курсу 10 000 старых за один новый юань.

В связи с этим следовало бы внести в ст. I Протокола о курсе юаня Народного банка по отношению к рублю, подписанного Центральным народным правительством Китайской Народной Республики и Правительством Союза Советских Социалистических Республик 22 сентября 1953 г.:

“Все расчеты по неторговым платежам между Китайской Народной Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик, предусмотренные Соглашением между Центральным народным правительством Китайской Народной Республики и Правительством Союза Советских Социалистических Республик о неторговых платежах от 4 ноября 1950 г. и нотами между Китайским правительством от 21 июня 1952 г. и Советским правительством от 18 августа 1952 г., производятся с 1 марта 1955 г. по курсу один народный юань за два рубля”.

Если данное предложение Правительства КНР получит согласие со стороны Правительства СССР, настоящая нота и Ваша ответная нота будут служить составной частью Протокола о курсе юаня Народного банка Китая по отношению к рублю, подписанного Правительствами КНР и СССР 22 сентября 1953 г., эта составная часть протокола вступит в силу со дня обмена нотами. [...]”. (АВП РФ. Ф. 0100. Oп. 42. П. 165. Д. 5. Л. 72).

 

Государство: 
Датировка: 
1955.03.07
Метки: 
Источник: 
Советско-китайские отношения. 1952-1955: Сборник документов. 2015. стр. 282
Архив: 
АВПРФ. Ф. 179. Oп. 35а. П. 24. Д. 1. Л. 3.

Просмотров: 81
Почему шведский химик Шееле должен был стать графом, но не стал?
Во время посещения Парижа шведским королём Густавом III к нему явилась делегация французских учёных и высказала почтение в связи с работой в Швеции выдающегося химика Карла Вильгельма Шееле, открывшего многие органические и неорганические вещества. Так как король никогда не слышал о Шееле, он отделался общими фразами, а затем немедленно издал приказ возвести химика в рыцарское достоинство. Однако премьер-министр тоже не знал учёного, и в результате титул графа достался другому Шееле — лейтенанту артиллерии, а химик так и остался неизвестным для короля и придворных.
Search Results from «Озон» Отечественная история
 
Леонид Парфенов Намедни. Наша эра. 1946-1960
Намедни. Наша эра. 1946-1960
События, люди, явления.
То без чего нас невозможно представить, еще труднее - понять.
344 феномена послевоенного пятнадцатилетия.
В томе свыше 500 иллюстраций - фотографии, плакаты, карикатуры, репродукции картин и рисунков тех лет.
Седьмой по счету, "нулевой" по порядку, полуторный по объему, этот том книжного проекта "Намедни" охватывает 15 послевоенных лет: 1946-1960. Поровну разделенные смертью Сталина, они вместили две эпохи: зрелой советской империи и начала ее распада.
Потому так ярки и контрастны события-люди-явления. От "заморозков" до "оттепели": АК-47 и Аденауэр, Берия и Брижит Бардо, "Василий Теркин" и Венгерское восстание, габардин и "Голубка" Пикассо, "Дело врачей" и "Доктор Живаго", Ив Монтан и Иван Бровкин, Корейская война и "Кубанские казаки", пижамы и "Победа", Перон и "Подмосковные вечера", совнархозы и стиляги, "Современник" и спутник, Хикмет и Хрущев, Фадеев и Фестиваль....

Цена:
1489 руб

Ю. Н. Жуков Оборотная сторона НЭПа. 1923-1925 годы
Оборотная сторона НЭПа. 1923-1925 годы
Книга "Оборотная сторона НЭПа" рассказывает о той самой экономической политике, которую безосновательно считают расцветом в жизни нашей страны. В действительности она привела не к успехам, а к затяжному кризису, поиск выхода из которого стыдливо называют "внутриполитической борьбой". Книга рассчитана на широкий круг читателей....

Цена:
589 руб

 История России. XX век. 1894-1939
История России. XX век. 1894-1939
История, как и любое творение человека, требует не только фиксации фактов, но и их нравственного осмысления. Эта книга возвращает русской истории человека и исторический факт, из безличного описания "объективных процессов" и "движущих сил" вновь делает историю личностной и фактичной. Поэтому здесь много воспоминаний очевидцев, биографических справок, а также фрагментов важнейших документов. Это история людей, а не история процессов и сил. Книга написана большим авторским коллективом ученых из России и многих стран мира, поставивших перед собой совершенно определенную задачу - рассказать правду о жизни и путях народов России в XX веке.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей России....

Цена:
599 руб

Юрий Жуков Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг.
Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг.
Как Сталин ещё в 1920-м году пытался предотвратить распад СССР, случившийся в 1991-м, и кто ему в этом помешал? Зачем и каким образом захватывал руководство в партии большевиков? Почему именно Сталин, а не Троцкий, Зиновьев или Бухарин вышел победителем из схватки за лидерство в партии? К чему он стремился, чего добивался всю жизнь? Только ли бесконтрольной власти? Скрывал ли он свои замыслы, цели или же действовал открыто? Как шла аппаратная борьба внутри команды самого Сталина? В чём состояла истинная подоплёка "сталинских репрессий"? Какие реформы в СССР он пытался проводить - успешно и безуспешно? Почему важнейшие материалы о деятельности Иосифа Сталина, раскрытые в перестроечные годы, были в 1996 году вновь засекречены? Мог ли Сталин быть единственным и полновластным творцом советской истории на всём отрезке с 1922 по 1953 год? Кому выгодна мифологизация фигуры Сталина? Возможно ли сегодня создание его исчерпывающей политической биографии? Историк Юрий Жуков пытается уйти от всех предвзятых точек зрения, от всех мифов - как положительных, так и отрицательных - и показывает нам иного Сталина - живого человека со своими интересами, страстями, сомнениями, недостатками и заслугами....

Цена:
539 руб

Преступные цели - преступные средства
Преступные цели - преступные средства
В книге разоблачается преступная роль гитлеровского вермахта в осуществлении оккупационного режима на занятой фашистскими захватчиками территории СССР в годы ВОВ.
Автор приводит огромный фактический материал.
В заключении приводятся итоговые данные об ущербе, нанесенном немецкой оккупацией Советскому Союзу....

Цена:
223 руб

Машина и винтики. История формирования советского человека
Машина и винтики. История формирования советского человека
"Машина и винтики" - первое исследование, в котором анализируется и раскрывается тщательно отработанный советским государством процесс оболванивания человека, превращения его в тот своеобразный психологический феномен, который в просторечии именуется "совок"....

Цена:
293 руб

Тайны советской эпохи. От Хрущева до Горбачева
Тайны советской эпохи. От Хрущева до Горбачева
Временные рамки данной книги - 50-е - 80-е годы XX века. Это эпоха Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева и немного дальше - конец `горбачевской эры`, 1991 год, неразрывно связанный с предыдущими этапами существования нашего государства, из них возникший и с ними ушедший в историческое небытие. Многие события той эпохи являлись `совершенно секретными` для народа, будь то `преисподняя` на Байконуре или расстрел выступления рабочих в Новочеркасске, гибель футболистов `Пахтакора` или странная автокатастрофа `Чайки` П.М.Машерова, гибель актера и режиссера Л.Быкова или взрыв на полигоне в Плесецке... Крупных авиа- и железнодорожных катастроф, других аварий на суше и на море при `развитом социализме` тоже было не мало......

Цена:
293 руб

Намедни. Наша эра. 1981-1990
Намедни. Наша эра. 1981-1990
Третий том книжного проекта "Намедни. Наша эра. 1981-1990" посвящен особенно богатому событиями десятилетию - 80-м. Эпоха началась траурными маршами на похоронах генсеков, а потом разогналась до сокрушительной революции. Старцев из политбюро, продовольственную программу, книжку "Малая Земля", магазины соцстран, "Иронию судьбы", итальянскую эстраду сменили соперничество Горбачева и Ельцина, кооперативные кафе, гласность, объединение Германии, "Маленькая Вера" и "Интердевочка", рок на стадионах. Прилет Руста, разрешение ксероксов, взрыв Чернобыля, реабилитация Церкви, телемосты, джинсы-"варенки", борьба с пьянством, первые прямые выборы, первые забастовки, первые "мыльные оперы" и первые заложники, талоны на сахар, Чумак и Кашпировский - 80-е снова явили потрясающее разнообразие форм жизнестойкости советского человека.
В книге - более 500 фотографий, рисунков, карикатур и других иллюстраций....

Цена:
1059 руб

Александр Ватлин "Ну и нечисть". Немецкая операция НКВД в Москве и Московской области
"Ну и нечисть". Немецкая операция НКВД в Москве и Московской области
В монографии на материалах архивно-следственных дел, хранящихся в Государственном архиве РФ, реконструированы отдельные судьбы жертв большого террора - выходцев из Германии, а также представлен коллективный портрет двух основных социальных групп, составлявших "немецкую колонию" в революционной Москве - политэмигрантов и иностранных специалистов. Ключевым сюжетом книги является динамика немецкой операции НКВД в столичном регионе, формировавшиеся в ее ходе образы врага, репрессивные практики "упрощенного следствия" и социально-психологические последствия репрессий....

Цена:
629 руб

Роберт С. Аллен От фермы к фабрике. Новая интерпретация советской промышленной революции Farm To Factory: A Reinterpretation of the Soviet Industrial Revolution
От фермы к фабрике. Новая интерпретация советской промышленной революции
Сказать, что величайший экономический эксперимент в истории - коммунизм в СССР - стал и крупнейшим провалом, означает лишь очередную попытку выразить мысль, которая для многих является очевидной. Однако Роберт Аллен в своей работе приводит совершенно иную, поразительную интерпретацию этого исторического феномена, утверждая, что экономика Советского Союза стала одной из наиболее успешных развивающихся систем XX века. К столь провокационному выводу его приводит пересчет показателей национального уровня потребления, а также использование в рамках проведенного анализа экономических, демографических и компьютерных имитационных моделей, позволяющих спрогнозировать альтернативные варианты экономического развития страны, то есть дать ответ на основополагающий вопрос истории "а что, если?". Кроме того, сопоставление советских экономических показателей не только с передовыми экономиками, но и с рядом менее развитых стран мира позволяет автору дать более полный контекст для проведения анализа....

Цена:
779 руб

2014 Copyright © PoliticWar.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования